Уголовное преследование сбившего Су-30М2

news.mail.ru — закончилось изменением летных инструкций.(ГВСУ) СКР отказалось от уголовного преследования пилота истребителя Су-35 Савельева, случайно сбившего другой истребитель во время учебного боя. Причиной поражения Су-30М2 стоимостью 1,143 млрд руб. были признаны не неверные действия майора, а в том числе устаревшие требования к проведению учебных воздушных боев. МО РФ и АО «Компания “Сухой”», решили изменить методику учений, чтобы сделать их максимально безопасными для людей и техники.
Новости, Общество | Колямба 19:55 18.04.2023
33 комментария | 101 за, 0 против |
Колямба
дурачок »
#1 | 19:56 18.04.2023 | Кому: Всем
Главное военное следственное управление СКР прекратило уголовное преследование командира авиазвена 790-го истребительного авиаполка военного летчика 1-го класса Василия Савельева, обвинявшегося в нарушении правил полетов или подготовки к ним, повлекшем тяжкие последствия (ст. 351 УК РФ). Поскольку в действиях майора Савельева, как сказано в постановлении, «отсутствовал состав преступления», военный пилот был не только оправдан вчистую, но и получил право на реабилитацию, которым, впрочем, пока не воспользовался. Во всяком случае, в базе данных судов найти его исковые требования к властям о компенсации ущерба, вызванного необоснованным преследованием, найти не удалось. Авиаспециалисты, в числе которых были представители Минобороны и инженеры создавшей истребитель «Компании “Сухой”», пришли к выводу, что бывший обвиняемый действовал правильно, стремясь максимально приблизить условия учений к воздушному бою с реальным противником. Чрезвычайное происшествие же, по мнению экспертов, произошло в том числе из-за того, что тренироваться полноценно военным летчикам мешали устаревшие инструкции Минобороны и выпущенные производителем Руководства по летной эксплуатации (РЛЭ) истребителей семейства «Су». По данным собеседника «Ъ», согласившись с выводами экспертов, оба ведомства уже согласовали и внесли необходимые изменения в эти документы.

Напомним, инцидент с участием двух истребителей 790-го авиаполка случился днем 22 сентября 2020 года неподалеку от базового аэродрома Хотилово в Тверской области. Во время проведения «учебного боя с маневренной воздушной целью на средних и больших высотах» майор Савельев на Су-35 побывал сначала в роли цели для экипажа Су-30, а затем уже сам организовал преследование второго Су-30М2. При нажатии «гашетки» 30-мм автоматической авиапушки ГШ-30−1 должна была произойти лишь фотофиксация боевого поражения, но вместо этого в Су-30М2 полетели реальные снаряды. Следует отметить, что на нештатную ситуацию Василий Савельев среагировал мгновенно: работу пушки, делающей 25 выстрелов в секунду, он остановил уже на пятом выстреле. Однако для вывода из строя самолета-цели оказалось достаточно и пяти снарядов: все они попали точно в цель, разрушив гидравлические линии механизации левого крыла.

Истребитель сразу же лишился управления, летчикам Су-30М2 пришлось катапультироваться, а сама боевая машина стоимостью 1,143 млрд руб. упала и разбилась в лесу.
Колямба
дурачок »
#2 | 19:57 18.04.2023 | Кому: Всем
Разобраться с причинами ЧП удалось не сразу. Начавший расследование военный следственный отдел СКР по Тверскому гарнизону посчитал, что ответственность за аварию должен нести пилот Савельев. Предъявленное ему обвинение впечатляло. По версии гарнизонного следствия, своими «невнимательными, самонадеянными и небрежными» действиями офицер «создал реальную угрозу жизни и здоровью летчиков», «подорвал боеготовность части» и даже «нанес вред безопасности государства в сфере обороноспособности, выразившийся в утрате воздушного судна».

Василий Савельев, как следовало из обвинений, нарушил пункт «Применение встроенной пушечной установки по воздушной цели» раздела «Боевое применение» РЛЭ Су-35. Согласно этому документу, перед вылетом на воздушный бой пилот должен был выключить рубильник «Главн.», подающий питание к электроцепям вооружения — бомб, ракет и пушки. А непосредственно перед стрельбой — «направить самолет в безопасном направлении, до упора нажать гашетку “Огонь” и убедиться в том, что вместо стрельбы включается фотоконтрольный прибор».

Сам пилот пытался убедить следствие в том, что самолет был снят с боевого дежурства за месяц до учений и перед вылетом он был уверен, что его пушка по крайней мере приведена в небоевое положение.

По словам бывшего обвиняемого, отсутствие вооружения на Су-35 подтвердили своими подписями в контрольном листе журнала подготовки самолета представители наземных служб: прапорщик-техник и его руководитель старший лейтенант, проходящий службу в должности авиаинженера.

Но проведенная экспертиза показала, что причиной открытия реального огня по Су-З0М2 действительно стала не заблокированная на земле авиапушка Су-35. По словам знакомого с ситуацией источника «Ъ», ее боекомплект из 250 снарядов на время учений обычно не снимается. Таким образом удается сократить «обратную» процедуру подготовки машины к боевому дежурству. А вот разомкнуть электроконтактор дополнительного запала пушки и вытащить снарядную ленту из казенника представители технических служб по какой-то причине забыли. Майор Савельев, по мнению собеседника «Ъ», действительно поторопился с открытием огня по условному противнику, прекрасно понимая, что в реальном бою времени на выполнение всех условий РЛЭ у него не будет. Однако своими действиями он лишь усугубил последствия ошибок, допущенных еще на земле.
Колямба
дурачок »
#3 | 19:57 18.04.2023 | Кому: Всем
Интересно, что с позицией Василия Савельева и его представителей в итоге согласилась военная прокуратура Тверского гарнизона, которая поддерживала обвинение против летчика на процессе в гарнизонном суде. На первом же заседании гособвинитель заявил, что не считает проведенное расследование полноценным и достаточным для вынесения приговора, и попросил вернуть материалы уголовного дела в свое ведомство для устранения пробелов. Учитывая сложность и общественную значимость уголовного дела, его передали для дальнейшего расследования в центральный аппарат военного следствия, которым летчик и был оправдан.
a.v.v
дурачок »
#4 | 20:17 18.04.2023 | Кому: Всем
2 года мужика волохали

интересно а что с остальными подобными эпизодами?
#5 | 20:28 18.04.2023 | Кому: Всем
Хорошая реакция у военного . Из состояния "Чёзанах!?" через состояние "Блят!!" перейти в режим "Стопмашина! " за 0.2 секунды- это на отлично.
#6 | 22:05 18.04.2023 | Кому: Всем
Комментарий скрыт из-за негативного рейтинга.
4ekist
надзор »
#7 | 22:13 18.04.2023 | Кому: Пётp
Напомни мне, сколько раз ракета Н-1 удачно взлетела?
#8 | 22:53 18.04.2023 | Кому: Дим Димский
> Хорошая реакция у военного . Из состояния "Чёзанах!?" через состояние "Блят!!" перейти в режим "Стопмашина! " за 0.2 секунды- это на отлично.

Да еще самолёт сбить при расходе всего 5 снарядов. Снайпер. Такими ценными кадрами разбрасываться нельзя.
MadBadger
надзор »
#9 | 23:49 18.04.2023 | Кому: Всем
Ну да, время отклика в 200 мс, это ещё не каждый комп так отработает.
Karhashim
надзор »
#10 | 02:20 19.04.2023 | Кому: Всем
- Вы нарушили прямой приказ и угробили истребитель стоимостью 13 млн. долларов!
- Да, угробил. Но я выплачиваю за него по 10 долларов в неделю.

(с) к/ф "Горячие головы".
VSChe
надзор »
#11 | 03:54 19.04.2023 | Кому: Пётp
> техники не выполнили инструкции, лётчик не выполнил инструкции, т.е. накосячили все, а в итоге никто не виновен...

Тут очень тонкий момент. Основное, что нарушил пилот - не сделал контрольный выстрел в воздух после включения тумблер "главный". Но суть в том, что он участвует в воздушном бою. И когда их рли поменялись, причём достаточно быстро, пилот должен включить главный в момент выполнения маневров и ещё успеть сделать контрольный выстрел в пустоту. Не очень тривиальный алгоритм и вполне может быть так, что не упомнишь этого правила в горячке боя.
Надо РЛЭ в этой части пэпереписывать, про что и говорилось неоднократно. А то что на пилота не стали вешать лярд долга и сохранили пилота аса для ВС РФ в столь непростое время... Ну в кои веки отработали адекватно
#12 | 04:24 19.04.2023 | Кому: Дим Димский
> Хорошая реакция у военного . Из состояния "Чёзанах!?" через состояние "Блят!!" перейти в режим "Стопмашина! " за 0.2 секунды- это на отлично.

Ну он же не стрелять собирался, а снимок сделать, судя по написанному

> При нажатии «гашетки» 30-мм автоматической авиапушки ГШ-30−1 должна была произойти лишь фотофиксация боевого поражения


Исходя из этого думаю что короткое удержание было бы в любом случае.
Это как кнопку на фотоаппарате нажать, никто её долговременно не удерживает, а пользуется кратковременным нажатием.
#13 | 04:43 19.04.2023 | Кому: Всем
дело не в пилоте,а в судьях.дана команда "помиловать".
Zozula
идиот »
#14 | 05:06 19.04.2023 | Кому: хомо эректус
> дело не в пилоте,а в судьях.дана команда "помиловать".

Эти риски должно брать на себя МО. Чтобы не позориться.
#15 | 05:30 19.04.2023 | Кому: VSChe
> Тут очень тонкий момент.

Да очень тонкий, летишь так в истребителе и думаешь: "майор сзади потратит 2-3 секунды как положено, чтобы проверить, не убьёт ли он своих товарищей или ему в "горячке боя" будет жалко тратить на такую ерунду эти самые секунды". Ну почему бы не рискнуть их жизнями? Техники на земле же должны были проверить- должны, а он ас и целый майор, инструкции же для тех, кто не умеет писаны. Интересно, что он им говорил на земле, извините пацаны я две секунды на вас пожалел? (а очередь не пожалел)
Причём из статьи мы видим , что накосячил он дважды
перед вылетом на воздушный бой пилот должен был выключить рубильник «Главн.», подающий питание к электроцепям вооружения — бомб, ракет и пушки. 


А насчёт устаревших РЛЭ... в новых будет написано, не доверяйте пилотам, они рас№";;№ пусть техники, повар и дворник проверяют всё за него?
#16 | 05:32 19.04.2023 | Кому: 4ekist
> Напомни мне, сколько раз ракета Н-1 удачно взлетела?

Погоди, погоди, ты мне сначала скажи сколько у киевского дядьки бузины припасено, а потом и за космос поговорим.
NoMercy
надзор »
#17 | 05:49 19.04.2023 | Кому: Пётp
> А насчёт устаревших РЛЭ... в новых будет написано, не доверяйте пилотам, они рас№";;№ пусть техники, повар и дворник проверяют всё за него?

Смысл учений в том, чтобы наработать до автоматизма навыки, которые потом будут применяться в бою. Вроде бы очевидно.
Если действующее РЛЭ - это чиновничья писанина мирного времени из разряда "лишь бы чего не вышло", её давно пора скатать в трубочку и засунуть в жопу тому гениальному методисту, который её писал.
И да, некий процент происшествий на учениях, в том числе с потерей боевой техники и даже гибелью личного состава - это нормально. Пока этот процент удерживается в рамках разумного.
А вот пока на учениях нужно давать контрольный выстрел в сторону от цели и делать прочие, нахер в бою ненужные действия, это не учения, а сраная профанация. И её итогом будут небоеготовые ВКС.
#18 | 06:01 19.04.2023 | Кому: NoMercy
> И да, некий процент происшествий на учениях, в том числе с потерей боевой техники и даже гибелью личного состава - это нормально. Пока этот процент удерживается в рамках разумного.

Понял- инструкция говно, ну "потомучто", а рисковать своими товарищами нормально. Скажи, а когда в строевых частях учат не направлять ствол на товарищей и не держать палец на спусковой скобе автомата это видимо тоже нахрен не нужная инструкция, которая резко снижает нашу боеготовность? А ведь некоторым товарищам строгий сержант и прописать может (да и сами солдатики) , опять же чека на гранатах, пока её снимешь.. В общем, инструкции написаны не кровью, а дураками, размазывающими сопли. Ну или нет.
NoMercy
надзор »
#19 | 06:19 19.04.2023 | Кому: Пётp
> Понял- инструкция говно, ну "потомучто"

Не ври, не понял.

> а рисковать своими товарищами нормально.


Я же говорю - не понял.

> Скажи, а когда в строевых частях учат не направлять ствол на товарищей и не держать палец на спусковой скобе автомата это видимо тоже нахрен не нужная инструкция, которая резко снижает нашу боеготовность?


Нет, это техника безопасности при обращении с оружием. А вот когда на учения вместо боевых патронов выдают холостые или вообще никаких и красиво бегут толпой в сторону запада - это профанация.
Если требуют перед стрельбой по появляющейся мишени снять с предохранителя, дослать патрон, сделать контрольный выстрел в сторону от мишени - это тоже профанация.
И если от командира отделения требуют за 30 секунд перед выходом (а больше ему времени никто не даёт) провести ТО БМП, то это тоже профанация.
Пишется это всё (если пишется) с одной единственной целью - всю ответственность переложить на исполнителей и максимально заранее отмазаться от возможных последствий.

> А ведь некоторым товарищам строгий сержант и прописать может (да и сами солдатики) , опять же чека на гранатах, пока её снимешь.


Я, если что, гвардии сержант запаса. Так что давай расскажи мне кто, кому и за что там прописывает. Крайне интересно.

> В общем, инструкции написаны не кровью, а дураками, размазывающими сопли


Когда армия полвека не воюет и постепенно превращается в корпорацию завхозов с главной целью "Как бы чего не вышло", то прикинь, большая часть документов, инструкций и уставов будет не про "учиться военному делу настоящим образом", а про "как бы чего не вышло". Ну ещё про организацию красивых парадов немного.
#20 | 06:36 19.04.2023 | Кому: Всем
> Когда армия полвека не воюет и постепенно превращается в корпорацию завхозов с главной целью "Как бы чего не вышло", то прикинь, большая часть документов, инструкций и уставов будет не про "учиться военному делу настоящим образом", а про "как бы чего не вышло". Ну ещё про организацию красивых парадов немного.


Полностью поддержу.
Армия - это вообще риск, и, понятно, что ошибки будут. Но и без ошибок тоже нельзя. Иначе - профанация.
Погибшим летчикам - полную пенсию от Министерства Обороны, все как погибшим в бою, так как они в бою и погибли.

Где-то рассказ читал - учения торпедных катеров в условиях тумана - имитировали постановкой дымовой завесы. Два катера столкнулись, один катер оказался без обшивки.
Сигнальщик так и доложил, что в бухту заходит торпедный катер "в разрезе".
Комнадиров не наказали, чтобы в "туман" на полном ходу заходить не боялись.
#21 | 06:44 19.04.2023 | Кому: NoMercy
> Я, если что, гвардии сержант запаса.

Так сразу бы и сказал, это вообще надо в подпись, сразу ясно почему ты так лихо в авиации разбираешься, и сходу разносишь инструкции писанные всякими неумехами из гш.
NoMercy
надзор »
#22 | 06:47 19.04.2023 | Кому: Пётp
> Так сразу бы и сказал, это вообще надо в подпись, сразу ясно почему ты так лихо в авиации разбираешься, и сходу разносишь инструкции писанные всякими неумехами из гш.

Слив, в общем, засчитан.
NoMercy
надзор »
#23 | 06:55 19.04.2023 | Кому: Я_не_робот
> Армия - это вообще риск, и, понятно, что ошибки будут. Но и без ошибок тоже нельзя. Иначе - профанация.

Я бы даже сказал, что это неизбежность.
Если армия воюет и воюет с целью победить, то этой цели будет подчинена система подготовки, уставы, инструкции и руководства. И если ценой нулевых потерь на учениях будет гибель плохо подготовленных солдат и срыв выполнения боевых задач, то потерь на учениях бояться не будут. В том числе - потерь техники и личного состава. И ебать будут только за потери из-за оаспихдяйства.
А когда армия не воюет, то каждая потеря мат части и травма/гибель военнослужащено, это охуенный залет, чреватый для всего командования в/ч.
Поэтому само количество учений нужно предельно сократить, личный состав занять полезным делом - щипанием травы на аэродроме, рабочкой и всякое такое.
А уж если и проводить учения, то строго по линеечке, с соблюдением вмех мыслимых и немыслимых предписаний ТБ и задрочить личный состав до тихой паники.
Иначе, вон, Петры расстраиваются и теряют духовный баланс.
Gopher
надзор »
#24 | 07:19 19.04.2023 | Кому: Всем
Поясните, пожалуйста, кто в теме: по текущим инструкциям контрольный выстрел в сторону нужно производить непосредственно перед имитацией атаки на учебного противника, или заблаговременно? И если не заблаговременно (перед началом учебного боя) то почему?
#25 | 08:09 19.04.2023 | Кому: Всем
ну если уж наказывать летчика, то и наземный персонал также виноват! летчик создал лишь последнюю ошибку в цепочке, но до него остальные то тоже были созданы! Наземный персонал расписался, что самолет готов к учениям, а фактически он не был полностью готов - не отключили какой то там контакт. Опять же инструкция допускающая наличие боекомплекта на самолете во время учений. Что лень снять-поставить потом? Ну да время какое то занимает, зато убережет от непоправимых или дорогих последствий.
считаю правильно вынесли решение - инструкции переписать надо, лучше снять БК, никто ж не тренируется на учениях с автоматом с полным рожком патронов боевых и просто на предохранителе, типа я просто курок понажимаю, он же на предохранителе, что может пойти не так!?
А вот наземным надо бы вставить все же пистон (на мой взгляд), чтобы не расписывались за то чего не сделали!
#26 | 08:20 19.04.2023 | Кому: Всем
> читаю правильно вынесли решение - инструкции переписать надо, лучше снять БК, никто ж не тренируется на учениях с автоматом с полным рожком патронов боевых и просто на предохранителе, типа я просто курок понажимаю, он же на предохранителе, что может пойти не так!?


Ну да, а вместо автомата бойцу выдать лом. Пусть вон там тренируется. Заодно и лед собьет.

Пришел в армию - учись военному делу настоящим образом. И, сука, лед что бы сбивал ломом - иногда без этого нельзя, но, сука, с автоматом на плече.
И в увал - с автоматом и патронами.

Иначе - все херня, а не армия. Люди призываются на год не лед чистить, а учится воевать.
#27 | 09:26 19.04.2023 | Кому: Дим Димский
> Хорошая реакция у военного . Из состояния "Чёзанах!?" через состояние "Блят!!" перейти в режим "Стопмашина! " за 0.2 секунды- это на отлично.

Со мной работал дяденька, бывший военный вертолетчик. У него была машинка шустрая, типа Субару Импреза или что-то наподобие. Как он её "пилотировал" - ни в сказке сказать, ни пером описать. Но ездить с ним было немного ссыкотно.
#28 | 10:28 19.04.2023 | Кому: Strider
Закрывающиеся перед ним шлагбаумы не пытался перелететь?))
#29 | 10:34 19.04.2023 | Кому: Злой дух Ямбуя
> Закрывающиеся перед ним шлагбаумы не пытался перелететь?))

Никогда. Водил всегда строго по правилам, четко и безопасно для себя и окружающих. Но у обычных водителей просто не бывает такой скорости реакции и точного расчета, поэтому ощущалось непривычно и страшновато.
photoscar
учится оформлению »
#30 | 10:36 19.04.2023 | Кому: Пётp
> ну а тех двух смертников из подбитой сушки , которые лишь волею случая не погибли, потому что невиновник решил забить на инструкции, которая как раз для защиты от таких как он и придумана.

потому что "те двое в подбитой сушки" скорее всего делали тоже самое, и все все понимают
#31 | 10:43 19.04.2023 | Кому: photoscar
> скорее всего

правильно, на всякий случай и их говном полить, лишь бы картинку с невиновником себе не портить.

но только маленький нюанс, если бы другие лётчики делали "тоже самое" новость была бы про них.
VSChe
надзор »
#32 | 13:17 19.04.2023 | Кому: Gopher
> Поясните, пожалуйста, кто в теме: по текущим инструкциям контрольный выстрел в сторону нужно производить непосредственно перед имитацией атаки на учебного противника, или заблаговременно? И если не заблаговременно (перед началом учебного боя) то почему?

Тумблер Главный - это тумблер жёстко блокирующий все вооружения. Пока его не включить все вооружение на самолёте бесполезное железо. Ясен пень, что его не включают на взлёте. Его включают перед применением вооружений. Это защита от случайных сработок.
Выстрел в воздух делают после включения тумблер главный. Этот тумблер включается перед началом применения вооружений.
Тут же был бой сначала один заходил, а потом сразу другой. Он из обороны переходит в маневр атаки и тут надо щёлкнуть тумблером главный и сделать Выстрел в воздух, то есть намеренно сорвать заход на атакуемый самолёт. Поэтому неудивительно, что в таких условиях (а поверь пилот в этот момент находится в весьма напряжённом психико-эмоциональном состоянии) пилот может забыть про контрольный выстрел. И тем более на тренажёра этого действия нет. При работе на полигонах нет. Через это автоматизма нет.

Вот и вышло, что вышло. Такой порядок прописан в РЛЭ.
Если изменить это на типа такого: Взлетели, долетели до полигона, включили главный, провели контрольные выстрелы, выключили главный и начали уже далее работать по плану. То вот так будет всяко спокойней. Там можно и доклад делать спокойно в эфир.
photoscar
учится оформлению »
#33 | 13:48 19.04.2023 | Кому: Пётp
> правильно, на всякий случай и их говном полить, лишь бы картинку с невиновником себе не портить.
>

да не, никого говном я не поливаю, есть человеческий фактор, есть регламенты которые хрен хрен как и когда составлены. Делать человека виновным только из за человеческого фактора и кривых процессов не считаю нужным.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.