Выпущена партия российских базовых станций для проекта LoRa

repkapi.su — LoRa - это независимый от США интернет
Новости, Технологии | ak167 18:14 05.02.2023
25 комментариев | 52 за, 7 против |
#1 | 18:26 05.02.2023 | Кому: Всем
LoRa - это беспроводнуха для IoT со скоростями до 50 кб/с
Какая, нахуй, замена интернета? Вы бредите?
#2 | 18:39 05.02.2023 | Кому: Всем
Со встроеным СОРМом?
#3 | 18:41 05.02.2023 | Кому: Всем
Сетевой инженер изнасиловал журналиста?
#4 | 18:44 05.02.2023 | Кому: Всем
Весьма интересная штука, однако
[censored]
#5 | 20:00 05.02.2023 | Кому: Высотник
> Сетевой инженер изнасиловал журналиста?

Вряд ли. Наличие специфических терминов, не должно сбивать с толку. Но журнализта таки изнасиловали)))
Будулай
он же абрам гутанг »
#6 | 20:17 05.02.2023 | Кому: Всем
для дронов эта штука просто сказочная по дальности сигнала/единицу мощности
#7 | 20:25 05.02.2023 | Кому: Будулай
> для дронов эта штука просто сказочная по дальности сигнала/единицу мощности

и чего же с дрона/на дрон можно передать при скорости ~5 кбит (именно килобит) на канал?? Не, для дронов он бесполезен, чуть более, чем полностью.
Будулай
он же абрам гутанг »
#8 | 20:32 05.02.2023 | Кому: igsend
> и чего же с дрона/на дрон можно передать при скорости ~5 кбит (именно килобит) на канал?? Не, для дронов он бесполезен, чуть более, чем полностью.

Команды управления!
Неожиданно, но для них не нужно даже килобита/сек.
Народ этой малюткой дроны на 20+ км(!!) запускает
Vascosoft
интеллектуал »
#9 | 20:50 05.02.2023 | Кому: Высотник
> Сетевой инженер изнасиловал журналиста?

Нет, просто очередной клон долбоеба-техкульта: вроде и тема стоящая, но надо обязательно преподать ее в таком стиле, чтобы в ярости твои контактные данные искал.
#10 | 05:40 06.02.2023 | Кому: Будулай
> Команды управления!
> Неожиданно, но для них не нужно даже килобита/сек.
> Народ этой малюткой дроны на 20+ км(!!) запускает

Без обратной связи такой дрон будет летать только в пределах видимости оператора, да и то так себе летать. Команды то ты переслать можешь, а откуда ты узнаешь какие команды ему нужно отправить?
#11 | 06:35 06.02.2023 | Кому: Будулай
>
> Команды управления!
> Неожиданно, но для них не нужно даже килобита/сек.
> Народ этой малюткой дроны на 20+ км(!!) запускает

ну, только если дрон самодостаточен - имеет собственное зрение и программу поведения, и ему нужны только команды типа "лети на цель 1", "лети домой". Передать картинку они смогут только примерно как вояджеры с орбиты Юпитера - маленького разрешения и пару штук за час, опять же ответить они могут только "прилетел к цели 1", "полетел домой". Смысл в таком (для дронов) неясен, когда даже мобильная сеть первого поколения имеет в разы большую пропускную способность, не говоря уже о такой "продвинутой вещи" как GPRS.

Кроме этой неприятности, "пинг" у лора очень крутой, измеряется в секундах. управлять джойстиком (даже в пределах видимости) - невозможно.

Предполагаю, ты просто перепутал эту технологию радиосвязи с другой.
#12 | 08:44 06.02.2023 | Кому: Высотник
> Сетевой инженер изнасиловал журналиста?

В статье фигурирует "промышленный интернет вещей", что полностью соответствует смыслу LoRaWAN.
Либо статью уже подправили, либо это лишь топикстартер корявое описание выдал.
#13 | 08:55 06.02.2023 | Кому: igsend
> Кроме этой неприятности, "пинг" у лора очень крутой, измеряется в секундах. управлять джойстиком (даже в пределах видимости) - невозможно.

У LoRa достаточно широкий набор режимов работы и полос.
Современные и надёжные системы управления дронами/самолётиками (в первую очередь FPV): проприетарная TBS Crossfire и Tracer (с минимальной задержкой, позиционируется для гонок) и набравший сейчас большую популярность опенсорс ExpressLRS построены как раз на лоровских чипах Semtech SX12хx.

На ExpressLRS 2.4ГГц недавно на 100км улетели
[censored]
#14 | 09:20 06.02.2023 | Кому: luke
> У LoRa достаточно широкий набор режимов работы и полос.
> Современные и надёжные системы управления дронами/самолётиками (в первую очередь FPV): проприетарная TBS Crossfire и Tracer (с минимальной задержкой, позиционируется для гонок) и набравший сейчас большую популярность опенсорс ExpressLRS построены как раз на лоровских чипах Semtech SX12хx.
>
> На ExpressLRS 2.4ГГц недавно на 100км улетели
>[censored]

LoRa это стандарт радиосвязи. Стандарт, заточенный IoT и низкоскоростную передачу данных (с низким энергопотреблением).
Для управления дронами используются совершенно различные, часто проприетарные системы связи, в которых LoRa может использоваться только как вспомогательный канал.

Есть огромное количество различных стандартов радиосвязи, например на частотах 2.4Ггц вполне себе работает WiFi. LoRa (LoRaWAN) - это не для дронов (максимум как вспомогательная телеметрия).
#15 | 10:10 06.02.2023 | Кому: igsend
LoRa - это лишь про технологию модуляции, которой можно крутить в широких диапазонах и играться с пакетами и их содержимым, а вот LoRaWAN - стандарт.

> ExpressLRS is an open source Radio Link for Radio Control applications. Designed to be the best FPV Racing link, it is based on the fantastic Semtech SX127x/SX1280 LoRa hardware combined with an Espressif or STM32 Processor. Using LoRa modulation as well as reduced packet size it achieves best in class range and latency. It achieves this using a highly optimized over-the-air packet structure, giving simultaneous range and latency advantages.


Ну и в FPV видео с дрона/самолёта по отдельном широкому видеоканалу, который и есть обратная связь, поэтому как канал управления оно более чем достаточно и вовсю используется.
Да и небольшую телеметрию о состоянии и координатах тоже гонит бодро обратно на пульт управления. У TBS есть приёмник 868/915МГц аж с 500мВт телеметрией обратным каналом на нём вон на 25км+ летали и не отваливалась телеметрия.

Да и для "самодостаточных" дронов/самолётов оно тоже вполне актуально и используется для общей телеметрии, отслеживания местоположения во время выполнения заданной миссии. В той же агро-теме, на полях, где с сотовой связью туго.


Если что, мы тут в общем лору обсуждаем же, да, а не про конкретную новость? LoRaWAN к дронам конечно же никакого отношения не имеет, не считая единичных случаев как вспомогательный канал, с этим полностью согласен.
А сама новость ни о чём - базовые станции LoRaWAN лет 5 назад уже вовсю клепали "отечественные" и уже был целый ряд китайских чипов/модули/решения.
Будулай
он же абрам гутанг »
#16 | 11:04 06.02.2023 | Кому: igsend
> Предполагаю, ты просто перепутал эту технологию радиосвязи с другой

[censored]

нет не перепутал, посмотри сам видео

В большинстве дронов каналы видеосвязи и каналы управления работают на разных передатчиках и на разных частотах. Видеолинк на десятки километров зачастую стоит дороже самого дрона
Будулай
он же абрам гутанг »
#17 | 11:08 06.02.2023 | Кому: sajat
> Без обратной связи такой дрон будет летать только в пределах видимости оператора, да и то так себе летать. Команды то ты переслать можешь, а откуда ты узнаешь какие команды ему нужно отправить?

Видеолинк это почти всегда собственный передатчик. У управления и видеопередатчика совершенно разные потребности и задачи, соответственно разные передатчики/частоты и мощности
#18 | 11:57 06.02.2023 | Кому: Будулай
> Видеолинк это почти всегда собственный передатчик. У управления и видеопередатчика совершенно разные потребности и задачи, соответственно разные передатчики/частоты и мощности

Зачем он без видеолинка вообще нужен то? В слепую управлять мало смысла.
Будулай
он же абрам гутанг »
#19 | 12:13 06.02.2023 | Кому: sajat
> Видеолинк это почти всегда собственный передатчик

Видеолинк это >>почти всегда собственный<< передатчик

Зачем нужен дальнобойный и малопотребляющий канал управления дроном?
Честно, мне просто нечего ответить^^
Затем что гладиолус
#20 | 12:56 06.02.2023 | Кому: Будулай
> Видеолинк на десятки километров зачастую стоит дороже самого дрона

Это про какие такие дорогие видеолинки речь?
Аналог недорог, точно дешевле дрона, например, топовые аналоговые передатчики: RUSH Solo Tank 5.8ГГц 1.6Вт - ~3к руб., Foxeer Reaper Extreme 2.5Вт - 4.5к руб. (на котором[censored] на 80км вполне принимали).
Да и цифра тоже не запредельно дорога, тем более если мы не учитываем сумму очков, и в целом стала весьма доступна, как никогда ранее.
#21 | 13:04 06.02.2023 | Кому: sajat
> В слепую управлять мало смысла.

А почему рассматривается обязательно только непрерывное управление? Есть целый набор практических задач для "самодостаточных" дронов/самолётов, создал миссию, запустил и летает себе по точкам, снимает непрерывно или фотографирует в нужных местах, например. Оператор контролирует телеметрию иногда, да и миссию подправить может.
Так что смысл есть, просто задачи разные и инструментарий выбирается соответствующий.
#22 | 14:22 06.02.2023 | Кому: Будулай
>[censored] дроном на lora
>
> нет не перепутал, посмотри сам видео

отличная подборка. вот только там есть видео по LoRa без дронов и дроны без LoRa

> В большинстве дронов каналы видеосвязи и каналы управления работают на разных передатчиках и на разных частотах. Видеолинк на десятки километров зачастую стоит дороже самого дрона


И это правильно, вот только LoRa все равно мимо. только телеметрия, никакого управления.
#23 | 14:30 06.02.2023 | Кому: luke
> Если что, мы тут в общем лору обсуждаем же, да, а не про конкретную новость? LoRaWAN к дронам конечно же никакого отношения не имеет, не считая единичных случаев как вспомогательный канал, с этим полностью согласен.
> А сама новость ни о чём - базовые станции LoRaWAN лет 5 назад уже вовсю клепали "отечественные" и уже был целый ряд китайских чипов/модули/решения.

Этот современный подход позволяет легко добавить возможности шлюза LoRaWAN существующему оборудованию, такому как маршрутизаторы, промышленные ПК и т. д. (например, превращая ноутбук в тестовый шлюз LoRaWAN, просто подключив его и запустив программный стек).

ATB-LW-USB-GATEWAY подключается к компьютеру через порт USB и поддерживает до 8 каналов LoRa WAN.

Характеристики ATB-LW-USB-GATEWAY:

беспроводной интерфейс LoRa,
внешняя SMA антенна,
8 каналов LoRaWAN,
мощность передачи до 27 дБм, чувствительность приемника до -139 дБм при SF12, полоса пропускания 125 кГц,
проводной интерфейс USB 2.0,
питание 5 В через разъем USB,
корпус 42 x 90,3 x 11 мм, IP41,


Ну, т.е. в новости - базовые станции LoRa WAN, которая никоим боком к дронам, но сам метод модуляции LoRa в дронах таки используется. Хотя, конечно, не на этих чипах. Я правильно вывел?
#24 | 08:29 07.02.2023 | Кому: igsend
> Ну, т.е. в новости - базовые станции LoRa WAN, которая никоим боком к дронам, но сам метод модуляции LoRa в дронах таки используется.

Да. И если всё это время в дискуссии подразумевалось использования для дронов только именно этих базовых станций LoRaWAN из статьи, а не LoRa в широком смысле, тогда извиняюсь, что не так понял, но в комментах про неактуальность для дронов проскакивала и продолжает использоваться "лора", а не "лораван".

> Хотя, конечно, не на этих чипах.


На лоровских чипах Semtech, что используются и в системах управление+телеметрия дронами, и в этих базовых станциях из новости. Речь про создания чипа в новости же не идёт, просто собрали базовую станцию, вангую, что на базе какого-нибудь SX1302. Ну да эти чипы для базовых станций многоканальные для работы с большим числом оконечных нод, которые в свою очередь построены на базе чипа SX1278 или подобного, а вот эти SX1278 также и используются в озвученных системах для управления дронами, там многоканальность ненужна. Есть разница в назначении чипов базовый/оконечная нода, есть существенная разница в режимах работы типичных низкоскоростных нод датчиков в LoRaWAN и того, как оно используется в управлении дронами, но это та же LoRa модуляция, поэтому с:

> вот только LoRa все равно мимо. только телеметрия, никакого управления.


Не согласен. Давно и вовсю используется как приёмопередатчик для управления (основное) и телеметрии (опционально).
Если бы LoRaWAN было бы написано, тогда бы согласился.
Будулай
он же абрам гутанг »
#25 | 17:56 07.02.2023 | Кому: luke
> на котором вон в том видео на 80км вполне принимали)

100км
фигасе я отстал от жизни
Благодарю!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.