Про бюджетные процессоры Ryzen

vott.ru — Обещал сделать камраду Stepnjak подборку с учётом игровой производительности, но повреждённая боевыми действиями магистраль помешала написать в обещанный срок отсутствием интернета. Начав писать, пришло в голову сделать серию статей, которые помогут малоопытным в этом деле камрадам подобрать универсальную домашнюю систему, самостоятельно собрать и настроить. 1 часть статьи будет посвящена бюджетным процессорам со встроенной графикой, так что извини, камрад, дождись следующих частей :)
Новости, Компьютеры | Митра 03:06 24.08.2022
49 комментариев | 93 за, 0 против |
Митра
Иисусе{4k} »
#1 | 03:06 24.08.2022 | Кому: Всем
Для начала представлю подборку тестов производительности в популярных играх и бенчмарках для нескольких ходовых сочетаний связки процессор+видеокарта+оперативная память, для того, чтобы ты мог определиться. В конце накидаю несколько предварительных вариантов сборок укладывающихся в твой бюджет. Начну со сборки в бюджетном сегменте. Возможно тебя это устроит — время непростое и возможно вкладываться на все деньги в игры ты посчитаешь неразумным. Всё равно максимальную сборку под 4К и на десять лет, как рассказывают некоторые блогеры, ты всё равно за свои деньги не соберёшь, я уже писал ранее про утопичность подобного сценария. А покупать что-то промежуточное не самый лучший вариант. Я бы собирал компьютер верхнего низкобюджетного или среднебюджетного сегмента для нормальной работы с текущими играми в 1080р. А через несколько лет поменял бы некоторые детали.

Связки и сборки я представлю на процессорах и видеокартах AMD, потому что это единственный разумный и дальновидный выбор для домашнего использования в наше время, о чём я напишу ближе к концу статьи. Я буду учитывать базовые процессоры и видеокарты без различных приставок типа XT, ведь они, как правило, стоят дороже того выхлопа производительности который дают сверх своих базовых вариантов. Но зная значения базы каждый сам, если захочет, сможет прикинуть прирост их производительности.

Следует упомянуть, что любые тесты являются приблизительными — ведь горе обзорщики часто не раскрывают все нюансы, такие как модификация видеокарты (в различных модификациях может отличаться частота видеоядра или количество потоковых процессоров), латенция оперативной памяти, настройки биоса, системы и видеодрайвера.

Начнём с бюджетной системы, более подходящей для обучения, работы и нетребовательного гейминга на базе встроенных в процессор графических ядер Vega. Такой компьютер ты не будешь собирать, но знать о возможностях подобного решения будет полезно и может кому-то пригодится, как пригодилось мне. Я хотел недорогую, компактную, суперэкономичную в потреблении электроэнергии систему, довольно шуструю для моих надобностей по работе с графическими и видеомонтажными приложениями линукс и с возможностью поколдовав в настройках поиграть в большинство современных игр. И хотя за эти же деньги можно купить процессор попроще и добавить недорогую подержанную видеокарту получив прирост в играх, меня такое решение в сверхбюджтном сегменте не устраивает, но моя покупка оставляет мне окно выбора в дальнейшем: либо докупить среднюю видеокарту и получить чуть меньшую производительность по сравнению с такой же видеокартой в сочетании с равноправным процессором без встроенного графического ядра за счёт меньшего объёма кэша и некоторых других особенностей процессоров со встроенной графикой в связке с видеокартой в которые я сейчас вдаваться не буду, кому интересно тот сам разберётся; либо же поставить в существующую материнскую плату полноценный процессор и видеокарту, а этот продать или собрать вспомогательную машину на материнской плате попроще.

Пропускаем варианты на графическом чипе Vega 3 на базе процессоров Athlon. Это неплохое решение для офиса, но не для творчества и игр. К тому же тепловыделение данных процессоров в 100 Вт делает их горячим и неэкономичным решением. Переходим сразу к королям бюджетных решений — процессорам Ryzen + 16 ГБ оперативной памяти 3000-3200 3200 МГц.

Процессор Ryzen 3 Raven Ridge 2200G имеет 4 ядра работающих в 4 потока с тактовой частотой 3,5 ГГц с бустом до 3,7 ГГц. Кэш L1 384 КБ, L2 2024 КБ, L3 4 МБ. Не густо. Процессор построен по 14 нм технологии, более экономичный и холодный, выделяет 65 Вт тепла. Графический чип Vega 8 имеет 512 потоковых процессоров, 32 текстурных блока и 16 растровых модулей. Производительность 1126 гигафлопс.

Тест Passmark CPU Mark - 7325 балов.
Тест Geekbench 4 - 12121 бал.
Тест Cinebench R15 - 549 балов.

Производительность в играх примерно на уровне видеокарты RX 550 и Geforce 1030. Видео с обзором производительности в играх. Непонятно только зачем у них в стенде водянка. Водянка этим процессорам не нужна!

[censored]
[censored]

Процессор AMD Ryzen 3 Picasso 3200G построен по 12 нм технологии, имеет буст до 4 ГГц и схожие характеристики, чуть лучшие результаты в играх, но явно не стоит той переплаты, как и Ryzen 3 Renoir 4300GE имеющий на борту всего-то графику Vega 6, худшие результаты тестов, но построен по 7 нм технологии, работает в 8 потоков и обладает сниженным тепловыделением 35 Вт. Процессоры Renoir выбирают для каких-то узких профессиональных решений, а не для домашней системы.

Процессор AMD Ryzen 5 Picasso 3400G имеет 4 ядра работающих в 8 потоков с тактовой частотой 3.7 ГГц с бустом до 4.2 ГГц. Имеет такие же показатели по кэшам, тепловыделению, как и 2200g, построен по 12 нм процессу. Графический чип Vega 11 имеет 704 потоковых процессора, 44 текстурных блока и 16 растровых модулей. Производительность 1971 гигафлопс.

Тест Passmark CPU Mark - 9414 балов
Тест Geekbench 4 - 15896 бал
Тест Cinebench R15 - 875 балов.

Игровая производительность графики Vega 11 немного превышает производительность Gtx 1030 и приближается к производительности видеокарты Gtx 1050. Видео производительности в играх. Непонятно только зачем в стенде навороченный платиновый блок питания и кулер. Явно избыточное решение. Этим процессорам не нужно заменять штатный пропеллер!

[censored]
[censored]

В общем-то иногда я добивался немного лучших результатов, чем нам видео.

Другие процессоры со встроенной графикой на базе AMD Ryzen 5 и 7, я рассматривать не буду, так как переплата за них несопоставима с едва заметно возрастающей игровой производительностью. Они отличаются большим количеством ядер и потоков, чуть лучшей частотой, но графика у них вообще Vega 7. Поэтому игровой прирост крайне малозначителен и по-хорошему рекомендовать их к покупке не могу, хотя может кому-нибудь для рабочих надобностей сойдёт. Моя же задача уберечь камрадов от избыточно неоправданных расходов в наше непростое время.

И так, для сборки универсальной домашней системы на базе процессоров с интегрированной графикой могу порекомендовать лишь эти два процессора - 2200g и 3400g, которые в умелых руках превращаются в бюджетные игровые станции и рабочие машины для творчества. Которые, однако, могут разочаровать, если их покупать конкретно под игры, особенно плохо с ними дружат некоторые дурно оптимизированные игры инди сегмента.

Конец первой части. В следующих частях я подберу обещанные связки процессор+видеокарта, потом подберу конкретные детали, расскажу как собрать и настроить. А сейчас мне пора баиньки :)
X86
мразь »
#2 | 03:49 24.08.2022 | Кому: Всем
Вот был у меня а домашнем компе Ryzen 5 3600, захотелось ме поменять его на Ryzen 5 5600x. Прирост был, но не ахти какой. Затем захотелось мне DDR5 и пришлось купить i7 12700f. А потом подумал, что пора остановиться)
Митра
Иисусе{4k} »
#3 | 03:51 24.08.2022 | Кому: Всем
Щас полез смотреть канал с которого я взял игротесты, а он, оказывается славаукраинский теперь. Ролики были у меня в закладках с тех пор, когда я покупал себе рязань 3400g, тогда там такого не было. В следующий раз постараюсь подобрать ролики с других каналов.
Митра
Иисусе{4k} »
#4 | 03:57 24.08.2022 | Кому: X86
> Вот был у меня а домашнем компе Ryzen 5 3600, захотелось ме поменять его на Ryzen 5 5600x. Прирост был, но не ахти какой. Затем захотелось мне DDR5 и пришлось купить i7 12700f. А потом подумал, что пора остановиться)

Да, поначалу каждый раз, как что-то новое выходит, то аж зудит, но остепенившись и вникнув в вопрос, начинаешь понимать, что надо либо радикально апать на следующий уровень, либо не рыпаться по мелочам. Эти мелочи вытянут с тебя все соки, а прирост производительности будет несущественным. Ну было, скажем, 121 фпс, стало 134, а толку?! З600 это золотая середина.
X86
мразь »
#5 | 04:07 24.08.2022 | Кому: Митра
> Щас полез смотреть канал с которого я взял игротесты, а он, оказывается славаукраинский теперь. Ролики были у меня в закладках с тех пор, когда я покупал себе рязань 3400g, тогда там такого не было. В следующий раз постараюсь подобрать ролики с других каналов.
>

я тут на ютубчике смотрел некоторых украинских блогеров, например, Владимир Шмонденко, приятно видеть, как адекватные украинцы или молчат вообще о СВО или очень нейтрально высказываются. Еще по стройке тоже каких-то смотрел, там тоже ничего, специально с февраля по март пересматривал)
Митра
Иисусе{4k} »
#6 | 04:17 24.08.2022 | Кому: X86
> я тут на ютубчике смотрел некоторых украинских блогеров, например, Владимир Шмонденко, приятно видеть, как адекватные украинцы или молчат вообще о СВО или очень нейтрально высказываются.

А ещё эти качки всякие, заметил, в окопы не спешат!!
#7 | 04:35 24.08.2022 | Кому: Всем
Сам недавно апгрейд сделал - по итогу если для игр то Ryzen 5 3600, что-то дороже смысла брать нет. Его и взял. В прожорливых режимах всё равно всё в видеокарту упирается.
А брать Интел чтобы потом менять материнку каждый раз - такое себе.
Если для работы процессор - тут уже другой вопрос.
#8 | 04:36 24.08.2022 | Кому: Всем
Стоит отметить, графика встроенная в рязани весьма требовательна к оперативной памяти. Многим знакомым собирал компы на 2400G, так в отличие от Интела и5 9500, при работе в одноканальном режиме выдаёт фпс в два раза меньше.
Митра
Иисусе{4k} »
#9 | 04:44 24.08.2022 | Кому: Всем
[censored]

НЕ покупайте эти ВИДЕОКАРТЫ
Митра
Иисусе{4k} »
#10 | 04:47 24.08.2022 | Кому: adm
> Стоит отметить, графика встроенная в рязани весьма требовательна к оперативной памяти. Многим знакомым собирал компы на 2400G, так в отличие от Интела и5 9500, при работе в одноканальном режиме выдаёт фпс в два раза меньше.

Никогда не собираю компы с одной плашкой.
#11 | 05:11 24.08.2022 | Кому: Митра
Я тоже. Это выявилось в ходе экспериментов.
Митра
Иисусе{4k} »
#12 | 05:18 24.08.2022 | Кому: adm
> Я тоже. Это выявилось в ходе экспериментов.

К счастью, мне вовремя на глаза нужная статья попалась, не то я бы сэкономил пару баксов и поставил бы 16 одной плашкой :)
Алекс
надзор »
#13 | 05:52 24.08.2022 | Кому: Митра
> Никогда не собираю компы с одной плашкой.

Актуально если слотов памяти на мамке мало, а денег купить всю память сразу не хватает. Но только как задел на будущее, да.
#14 | 06:41 24.08.2022 | Кому: Митра
Всё будет не так плохо, если память двухранговая (и 8 чипов минимум).
Очень хороший ликбез по поводу каналов/рангов оперативки был на канале "Этот компьютер" вроде бы.
#15 | 07:09 24.08.2022 | Кому: X86
> приятно видеть, как адекватные украинцы или молчат вообще о СВО или очень нейтрально высказываются

Тут, как всегда, вопрос про деньги. Смотрел раньше некоторых укроблогеров. Многие резко отреагировали на 24 февраля, кто то даже на мову перешел. Так вот у тех, кто заславаукраинился просмотры упали ровно вдвое.
#16 | 07:55 24.08.2022 | Кому: Всем
зачем так много букв?

[censored]
#17 | 10:34 24.08.2022 | Кому: Митра
> Ryzen 3 Raven Ridge 2200G

Камрад, спасибо тебе огромное, как раз хочу детям системники собрать.

А посоветуй конфигурации на Ryzen 3 Raven Ridge 2200G (мать, БП и прочее). Может готовый блок какой брать?
X86
мразь »
#18 | 11:11 24.08.2022 | Кому: xtractor
> Тут, как всегда, вопрос про деньги. Смотрел раньше некоторых укроблогеров. Многие резко отреагировали на 24 февраля, кто то даже на мову перешел. Так вот у тех, кто заславаукраинился просмотры упали ровно вдвое.

Я как-то крипты немного держал на бирже exmo, а когда они заславоукраинились просто ушел оттуда, забрав все остатки. Еще и пост написал, что они зашкварились.
Митра
Иисусе{4k} »
#19 | 14:45 24.08.2022 | Кому: Алекс
> Актуально если слотов памяти на мамке мало, а денег купить всю память сразу не хватает. Но только как задел на будущее, да.

Такое себе решение. Память сейчас стоит копейки, а ставить плашки лучше из одного набора. Особенно, если собираешься поиграть с разгоном.
Митра
Иисусе{4k} »
#20 | 14:50 24.08.2022 | Кому: Hellknight
> Всё будет не так плохо, если память двухранговая (и 8 чипов минимум).

Да, но двухранговая память, если мне не изменяет память, извиняюсь за тавтологию, реже встречается и стоит дороже :)
Митра
Иисусе{4k} »
#21 | 14:54 24.08.2022 | Кому: part
> А посоветуй конфигурации на Ryzen 3 Raven Ridge 2200G (мать, БП и прочее). Может готовый блок какой брать?

Готовый точно не стоит. Никогда не видел в продаже нормальных решений. То цена конская, то сборка из не пойми какого хлама, то и то и другое.

Позже накидаю сборку.
Митра
Иисусе{4k} »
#22 | 14:56 24.08.2022 | Кому: fswl
> зачем так много букв?

Затем, что это моё, так сказать, творчество. Не нравится, не читай! :)
#23 | 16:20 24.08.2022 | Кому: Митра
У меня 1 вопрос и дополнение.

1. Это адоптация какого-то нерусского текста?

5600g кроет по игровой производительности 3400g, по процессорной просто рвёт на части.
Плюс 3400g сейчас трудно найти.
Так что в данный момент всё же лучше собирать на 5600g.

Если хочется экономить, то можно 4600g взять.

Просто 2200g, 3400g это уже уровень б/у с Авито. Новое на таком собирать, имхо, неследует.
Вроде и деньги потратил, а получил "печатную машинку".
#24 | 18:15 24.08.2022 | Кому: Митра
gecid?
Митра
Иисусе{4k} »
#25 | 19:00 24.08.2022 | Кому: SergR
> 1. Это адоптация какого-то нерусского текста?

Нет, это адаптация моего восприятия.

> 5600g кроет по игровой производительности 3400g, по процессорной просто рвёт на части.


По игровой он рвёт не сильно, можно убедится посмотрев многочисленные тесты. Овчинка выделки не стоит. По процессорной части рвёт, да. Но я ставил цель показать максимально оптимальные процессоры для универсальных задач без переплат. Любой процессор райзен хорош и подбирать надо под свои задачи. Но переплачивая за другие процессоры ты не получаешь равноценного прироста производительности на затраченный рубль.

> Плюс 3400g сейчас трудно найти.


Не знаю, у нас их полно в магазинах совершенно новых.

Нет, это далеко не печатная машинка. Для дома пойдёт, а профессионалы и без меня знают, что им надо.
Митра
Иисусе{4k} »
#26 | 19:00 24.08.2022 | Кому: torminen
> gecid?

Ага.
Митра
Иисусе{4k} »
#27 | 23:14 24.08.2022 | Кому: part
Основа. Под этот процессор подойдут любые платы серий AMD B320, AMD B350, AMD B450, AMD B550. Но есть нюансы на которые надо обращать внимание. Так, например, в некоторых платах придётся прошивать биос — не все платы поддерживают из коробки поддержку процессоров с интегрированной графикой. Процедура не сложная, но в первый раз может показаться нервной. Если понадобится, то выложу инструкцию. Если заморачиваться не хочется, то обращаем пристальное внимание на наличие этого пункта в описании на сайте, где собираемся покупать материнскую плату. Как правило, каждая модель имеет разные ревизии и скорее всего поддержку интегрированной графики из коробки мы обнаружим в ревизиях начиная от 3.0. Но не всегда, уточняй у менеджера при покупке.

Например, если меня просят собрать компьютер для пенсионеров, то я особо не замолачиваюсь и беру самую дешёвую плату вроде ASRock A320M-DVS R4.0. Она достаточно надёжна, несмотря на тонкий текстолит и некоторые жалобы в интернетах на HDMI выход. Требует аккуратного обращения при установке, но обладает мощным металлическим аэродромом в месте крепления процессора, чтобы не сломали, когда будут давить при установке этого самого процессора. Но, нам, как я понял нужен компьютер для школьников. Значит платы серии В320 отметаем — они не поддерживают разгон процессора. Платы серии В550 избыточны для этих процессоров и дорогие. Их тоже отметаем. Остаются платы серии В350 и В450. В принципе можно взять В350, но надо смотреть по ситуации. Самые дешёвые из них могут не поддерживать разгон процессора, а школьники наверняка захотят поиграться с этой возможностью. Да и выбор плат на чипсете В350 ограничен, как я смотрю в магазинах. Плюс можно нарваться на плату не поддерживающую 2933 оперативной памяти. Так что обращаем наш взор на платы с чипсетом В450. Это хорошие платы для сборки компьютеров вплоть до средне бюджетного игрового.

Итак, с чипсетом определились. Теперь надо определиться с формфактором. Какой компьютер нам нужен? Компактный, обычный, или башня? Надо понимать, что выбор в сторону компактного для школьников не сильно хорош. Платы mini-ATX исчезли из магазинов, а если попадаются, то за бешеную цену. Их геморройнее всего собирать, под них трудно подобрать блок питания, так как длинные провода невозможно запихнуть в компактный корпус. Компактные корпуса плохо вентилируются и охлаждаются. На высоких игровых нагрузках процессор может перегреться, компьютер повиснет и машину придётся перезагружать. К счастью, процессоры Райзен моментально охлаждаются. Отметаем компактную сборку. Самым лучшим вариантом для любого компьютера была бы башня. Но Полноразмерные платы формата АТХ заметно дороже своих собратьев формата micro-ATX. Хотя считаются более надёжными. Но никто не помешает нам установить квадратный или прямоугольный micro-ATX в большой корпус. И если мы не являемся обладателями ловких и тонких пальцев, то выбираем корпус побольше, дабы избежать нервов и ручейков пота при попытке подключить все эти мелкие проводочки.

Итого на выбор у нас есть следующие платы от моей любимой на данный момент конторы - MSI:

[censored] - Нормальная в принципе прямоугольная плата. (В наших украински магазинах начинается от 56$. В российских не знаю. Смотри сами. Я буду приводить цены из своих магазинов, ну а вы, камрады мониторьте уже сами). Поддерживает из коробки встроенную графику, но при покупке уточняйте у менеджера этот вопрос. Плата поддерживает удобные М.2 накопители, на которые я предпочитаю устанавливать систему. Для стабильной работы с многоядерными процессорами материнская плата MSI B450M-A PRO MAX оборудована 5-фазной подсистемой питания CPU на основе качественных DrMOS-компонентов. Поддерживает установку до 32 ГБ оперативной памяти 4133 МГц в два слота. Но нам хватит и двух модулей по 8 ГБ 2933 МГц.

[censored] - то же самое, только оборудована 6-фазной подсистемой питания. Стоит на пару баксов дороже. Нам для этого процессора вполне хватит и предыдущей модели, но если е не тв наличии, то можно брать.

[censored] - квадратная плата стоимостью от 61$. Чуть более надёжная мать за счёт радиаторов на силовых сборках VRM. Можно воткнуть до 64 ГБ 3866 МГц оперативной памяти в четыре слота.

[censored] В меру добротная геймерская квадратная плата стоимостью от 71$. Позволяет воткнуть управляемую RGB-свистоперделку MSI Mystic Light Sync шоб було красиво! Но я не одобряю свистоперделки!!

[censored] Хорошая, добротная, красивая, (красного цвета) и надёжная прямоугольная плата стоимостью от 81$. Не только геймерская, но и оверклокерская. Моя любимая плата! Обожаю на ней собирать машины! У меня такая, кстати, второй ревизии. Прошил биос, и поставил процессор с интегрированной графикой.

[censored] Очень надёжная, очень добротная, очень красивая (белого цвета), геймерская и оверклокерская плата, стоимостью от 86$. Это усиленная по надёжности версия плат на основе BAZOOKA. Только с усиленными радиаторами.

MSI B450 TOMAHAWK - практически та же GAMING PLUS, только дороже и чёрного цвета. Возможно немного надёжнее, но не советую, так как GAMING PLUS - это проверенная годами и надёжная рабочая лошадка. Переплата ничего не даст.

Остальные платы этой В450 являются различными вариациями на тему плат серий PRO, BAZOOKA, MORTAR, GAMING PLUS и TOMAHAWK. Сам смотри, что тебе нужно. Какие-то поддерживают больше накопителей М.2, какие-то больше разъёмов и выходов для видео и тд. В любом случае выбирая конкретную плату в конкретном магазине уточняй поддержку разгона процессора, поддержку А-ХМР профиля для автоматического разгона оперативной памяти до стандартного максимального значения для этого процессора, если не ошибаюсь, то это 2933 MГц. Свыше можно разогнать только руками. И уточняй поддержку встроенной графики из коробки. Если её нет, то попроси продавца прошить биос, ну или сам прошей.

Максимально свистопердельную и надёжную плату MSI B450 GAMING PRO CARBON MAX советовать не буду, так как это решение слишком избыточно, стоит от 217 баксов.

Платы других производителей имеют схожие параметры и даже иногда схожие названия и внешний вид. Но: платы ASRock и Biostar считаются менее надёжными, хотя Biostar поговаривают, начал исправляться. А Asus и Gigabyte - оверпрайснутые и вовсе не такие надёжные, как раньше. Платы других производителей, не входящие в эту четвёрку я бы вообще подстерегался покупать.

Оперативная память. Нужно искать память с А-ХМР. Одной из лучших оперативок для этих процессоров раньше считалась Corsair Vengeance LPX DDR4 2x8Gb. Правда у неё не самые лучшие тайминги за эти деньги. У нас в магазинах осталась CMK16GX4M2Z2933C16 с таймингами 16-18-18-36. В принципе нормально, но чем меньше тайминги, тем лучше. У нас такой набор стоит 107$, что делает бессмысленной его покупку.

Crucial Ballistix DDR4 2x8Gb. BL2K8G30C15U4B имеет тайминги чуть лучше 15-16-16-35, стоит от 90$. Многие предпочитают память этой фирмы.

Patriot Memory Viper 4 Blackout DDR4 2x8Gb PVB416G300C6K самая популярная память для этих процессоров. Тайминги тоже 16-18-18-36, но цена всего около 65$.

Team Group Vulcan Z DDR4 2x8Gb TLZRD416G3200HC16CDC01 считается менее надёжным вариантом. У меня память этой фирмы в стародавние времена вышла из строя. Но сейчас это вполне нормальная память. Стоит такой набор около 57$.

G.Skill Aegis DDR4 2x8Gb F4-3000C16D-16GISB Ещё одна бюджетная память. У неё хуже тайминги 16-18-18-38, но стоит всего 55$. При наличии Team Group Vulcan Z я бы её не брал.

Это, само собой, варианты для примера. Можно, если хорошо поискать, найти оверклокерские самсунги би-дай и разогнать их до нужного значения, но в российских магазинах по хорошей цене их днём с огнём не сыскать, правильно разгонять оперативку больше, чем на одну, максимум две ступени, надо уметь. Профессиональный разгон по удалёнке обойдётся дороже, чем сразу купить нужную память. Для бюджетных компьютеров таким никто не замолачивается. Покупают оперативку 2933-3200 МГц, включают А-ХМР профиль в биосе и нормально. Если хочется, то можно руками поднять значения на одну ступень. Игры будут чуть быстрее. Если очень хочется, то можно поднять на две ступени, но некоторые игры будут вылетать без подбора остальных параметров, которые человеку незнакомому с разгоном подобрать будет трудно, так как они будут индивидуальны для каждого набора. Не слушай умников советующих докупить память потом. Вся оперативка - разная! Даже купленная из одной партии! Поэтому покупать надо сразу весь набор. Иначе потом можно огрести проблем. У меня такое случалось.

ССД. Тут всё просто. Любой, самый дешёвый, какой только найдёшь. Не для профессиональной работы покупаешь, а для школьников. Любой ССД будет быстрее стартовать систему, чем жёсткий диск. Я бы приобрёл недорогой М.2 накопитель объёмом 128 ГБ для запуска системы. Обычный ССД для программ и игр объёмом 500 ГБ для программ и основных игр требующих быстрой загрузки. Как правило, это игры с открытым миром. Можно и больше, само собой. Но это дорого. И обязательно воткнул бы синий вестерн диджитал жёсткий диск для хранения музыки, фильмов и тому подобного. Файлопомойка должна быть у каждого человека!

Самое главное — надёжный блок питания. На блоке питания экономить нельзя ни в коем случае. В готовой сборке из магазина обязательно будет самый дешёвый ноу-нейм, который спустя полгода задымится и утащит с собой материнскую плату и другие компоненты. Смотреть надо на блоки питания от более-менее известных производителей. Он должен иметь маркировку не ниже 80+. Лучше быть сертифицированным 80+Bronze или White. Естественно серебряные, золотые, платиновые и титановые ещё лучше, но и заметно дороже. Явно не для бюджетной сборки.

Блоки питания фирмы be quiet!, это надёжно, качественно, но как правило дороговато. Если бы я собирал систему только с расчётом на этот процессор и на то, что апгрейдить систему никогда не буду, то возможно разорился бы на надёжный be quiet be quiet! Pure Power 11 300 Вт за 80$. Но так как всегда надо думать про то, что блок питания переживёт не одну сборку, возможно смену процессора и докупку видеокарты, то смотрим в сторону более простого be quiet! System Power 9 600 Вт за примерно те же деньги. Впрочем, не сертифицированный Thermaltake Smart RGB, который мне достался бесплатно, а так стоит 74 бакса вполне хорошо показал себя. И вот уже третий год исправно справляется с нагрузками сети и внезапными отключениями света.

Но для бюджетной сборки это всё не то. Есть же сертифицированный с бронзовым сертификатом Chieftec Proton BDF-600S стоимостью 57$. Фирма не считается особо надёжной, но подобный блок питания в своё время пережил у меня четыре сборки, и лишь на десятом году жизни загорелся. Надо было чаще чистить от пыли!

Если добавить всего несколько долларов, то можно найти Chieftec Core BBS-600S сертифицированный золотым сертификатом. Это будет самый разумный выбор.

Но если деньги совсем поджимают, то можно обойтись Chieftec Task TPS-700S за 48$. Ниже уже экономить не стоит.

По корпусам надо отдельно смотреть. Модели каждый месяц меняются. Самые дешёвые, как и самые дорогие стеклянные аквариумы брать не стоит. Не помешает прикупить дополнительные вертушки в корпус. Подойдут и самые дешёвые, но визг будет стоять на всю комнату. Есть специальные тихие, но стоят подороже. К сожалению, без светоперделок сейчас пойди ещё найди.

Итого. Самый бюджетный вариант компьютера обойдётся нам примерно 380-400$. Надёжная сборка увеличит стоимость на 50-100 баксов. Оно тебе надо?

MSI B450M-A PRO MAX - 56$ - материнская плата.
AMD Ryzen 3 Raven Ridge 2200G - 90$
Hieftec Task TPS-700S - 48$ - Блок питания.
Team Group Vulcan Z DDR4 2x8Gb - 57$ - Оперативная память.
Team Group MP33 M.2 TM8FP6128G0C101 128 ГБ - 20$ - M.2 накопитель с хорошей скоростью чтения. Система стартует как космолёт!
Team Group GX1 T253X1480G0C101 480 ГБ - 42$ - обычный SSD
WD Blue - 1 TБ - 34$. Лучше 2 ТБ - 56$
Корпус, например 2E GAMING SPARGO GX910 - 32$

Можно сэкономить 20 баксов на накопителе M.2.

Клавиатура. Вот на чём бы я точно не стал экономить и купил бы неплохую механическую клавиатуру на красных свичах. Например, Dark Project KD87A ABS Gateron Red Switch - 56$. Мембранное говно будешь выкидывать раз в полгода. Мышки смотри с сенсором не ниже PixArt 3325 для обычного гейминга, например 2E HyperSpeed Lite - 19$, ну или если дети — подающие надежды кибератлеты, то смотри мышки с сенсором не ниже PixArt 3389, например 2E HyperSpeed Pro - 31$. Манипуляторы — это очень важная вещь, которой пренебрегать нельзя. И абы что, в этом случае не пойдёт.

Само собой, это лишь примерные варианты. Надо смотреть на местах, какие запчасти у вас распространены. И учитывай, что я сборщик не профессиональный, собираю компьютеры не сотнями, а всего-лишь десятками в год! Так, что и советы мои носят лишь приблизительный, базовый характер, от которых можно отолкнуться.
Митра
Иисусе{4k} »
#28 | 00:16 25.08.2022 | Кому: part
Да, вот ещё про мышки. Ни в коем случае не покупай читерские причиндалы фирмы A4Tech Bloody! За их использование во многих многопользовательских играх сразу банят!
#29 | 02:48 25.08.2022 | Кому: Митра
> Нет, это адаптация моего восприятия.

Некоторые обороты как переводные выглядят.

Прочитал дальше, всё понял. :)

Сначала подумал, что ты с Украины что ли.
Но про это не писал, поэтому и вопрос возник про перевод.

Сразу бы написал, откуда ты.
Тогда подход и логика подбора комплектухи понятнее стали бы.
Митра
Иисусе{4k} »
#30 | 03:21 25.08.2022 | Кому: SergR
> Сразу бы написал, откуда ты.

Дык про это и так все постоянные посетители знают: )

Подход и логика комплектации естественно из наших магазинов. У вас могут быть в ходу совершенно иные запчасти. Ну так и я для примера пишу, чтобы можно было от чего-то оттолкнуться.
Митра
Иисусе{4k} »
#31 | 04:23 25.08.2022 | Кому: Всем
Народная связка для игр в 1080р, выбор боженьки за штукарь бакенбардов, выглядит так:

Процессор - AMD Ryzen 5 Matisse 3600
Видеокарта - AMD Radeon RX 6600
Оперативная память - 16-32 Гбайт DDR4-3200

Видео производительности с 16 ГБ.

[censored]

Видео производительности с 32 ГБ.

[censored]

Основа. Для такой сборки уже не хочется брать самую дешёвую материнскую плату, но и дорогую брать не стоит. Поэтому выбирай B450 из серий MSI B450 GAMING PLUS или MSI B450M MORTAR. Про эти платы я писал тут.

Видеокарта. Переплачивать за Power Color Fighter Radeon RX 6600 не вижу смысла, так как она стоит 587$.
Biostar Radeon RX 6600 стоит ненамного дешевле - 541$
ASUS Radeon RX 6600 8GB DDR6 DUAL уже выглядит поинтереснее в цене - 476$
Но лучше немного доплатить и купить MSI Radeon RX 6600 ARMOR - 488$

Если переплачивать за мнимую надёжность совсем не хочется, а видеокарта, это такой прибор, в котором следует оплачивать производительность, так как всегда за цену якобы надёжных карт можно купить видяху следующего уровня, то на выбор имеются MSI Radeon RX 6600 MECH 2X за 431$, которая отлично будет смотрется в корпусе в сочетании с материнскими платами серии MORTAR за счёт белых элементов.

Или можно совсем забить на надёжность и имеются две самых дешёвых видеокарты:

XFX Radeon RX 6600 RX-66XL8LFDQ - 406$
Sapphire Radeon RX 6600 PULSE - 408$

Выбираем Sapphire и не паримся, если хотим собрать дешёвую систему.
Пропускаем мимо видеокарты ASRock, разве что нам приспичило собрать компакт, тогда ASRock Radeon RX 6600 Challenger ITX это единственный вариант для нас стоимостью 417$.
Пропускаем мимо Gigabyte Radeon RX 6600 EAGLE за 430$ - иначе придётся тщательно подбирать корпус, чтобы эта почти тридцати сантиметровая дура в него нормально встала. Впрочем, карта то хорошая, если задаться целью и купить большой корпус.

Оперативная память. Бери Kingston Fury Renegade DDR4 4x8Gb KF432C16RBK4/32 за 175$
Либо ограничься Patriot Memory Viper 4 Blackout DDR4 2x8Gb PVB416G320C6K за 68$

С накопителями особо не парься, поступай как я описал ранее тут. Оно не стоит переплаты в домашнем компьютере.

Итого, бюджетная сборка для комфортного гейминга в современные игры 1080р и некоторые в 1440р нам обойдётся примерно в 915$. Но я бы немного добавил и взял бы блок питания be quiet! System Power 9 + 20$ он хоть и бронзовый против золотого Chieftec, но компоненты боле качественные и надёжные и взял бы MSI Radeon RX 6600 MECH 2X для комплекта. Подумал бы насчёт 32 ГБ оперативки.

Процессор - AMD Ryzen 5 Matisse 3600 - от 130$ за версию без кулера.
Материнская плата - MSI B450 GAMING PLUS - от 81$
Видеокарта - Sapphire Radeon RX 6600 PULSE - 408$
Оперативная память - Patriot Memory Viper 4 Blackout DDR4 2x8Gb - 68$
Блок питания - Chieftec Core BBS-600S - 60$
M.2 - Team Group MP33 M.2 TM8FP6128G0C101 128 ГБ - 20$
SSD - Team Group GX1 T253X1480G0C101 480 ГБ - 42$
WD Blue - 2 ТБ - 56$
Корпус - 32$
Куллер - либо ищем версию с кулером. Штатный кулер AMD Wraith Stealth справляется с играми, пусть в требовательных играх температура может превысить 75 градусов, и тогда процессор начнёт сбрасывать частоту. Либо покупаем народный кулер Deepcool Gammaxx 300 - 18$. Но лучше всего взять ID-COOLING SE-224-XT Basic за 25$, которого хватит с головой не только для игр, но и для работы в тяжёлых графических приложениях.

[censored]
Митра
Иисусе{4k} »
#32 | 05:18 25.08.2022 | Кому: Всем
Тут в одной из соседних тем пишут, что в РФ у MSI самый жлобский сервис. Так что смотрите сами, может иметь смысл подыскивать платы других участников большой пятёрки.
Митра
Иисусе{4k} »
#33 | 05:36 25.08.2022 | Кому: part
Да, забыл упомянуть. 2200G могут не попасться в наличии с кулером. Скорее всего остались только оемки. Так что возможно придётся немного разориться на вертушку. 3400 у нас ещё новые боксовые версии с вертушками лежат на полках.
#34 | 08:53 25.08.2022 | Кому: Митра
> Процедура не сложная, но в первый раз может показаться нервной.

буквально пару дней назад столкнулся с этим на 5600g и бюджетной материнке на A520 от Gigabyte. Могу сказать что эта процедура нервная только из-за нагнетания таинственности вокруг неё со стороны коммьюнити. Сама процедура уже давно тривиальна и относительно безопасна. Главное чтобы электричество не рубанулось в процессе

> Да, вот ещё про мышки. Ни в коем случае не покупай читерские причиндалы фирмы A4Tech Bloody!


Старнный совет, в скрипты/макросы умеют практически все мышки у которых больше двух кнопок. Банят не за конкретную мышку, а за конкретные макросы. Сам на a4tech сидел очень долго ибо это лучшие мышки по соотношению цена/качество и никогда никаких проблем не испытывал в многопользовательских играх.
#35 | 09:03 25.08.2022 | Кому: Митра
> Видеокарта - AMD Radeon RX 6600

если по процессорам АМД превзошли Интел, то по видюхами имхо этого пока ещё нет.

Зачем брать RX6600 если в эти же деньги или даже дешевле можно взять 2060, которая будет быстрее и надёжней?

И если уж говорить о народной связке для гейминга то это скорее 1660 Super
Митра
Иисусе{4k} »
#36 | 09:10 25.08.2022 | Кому: fswl
> Старнный совет

Это сатира!
Митра
Иисусе{4k} »
#37 | 09:18 25.08.2022 | Кому: fswl
> Зачем брать RX6600 если в эти же деньги или даже дешевле можно взять 2060, которая будет быстрее и надёжней?

Я не пользуюсь продукциями фирм NVIDIA и Intel. В интелах мне не устаивает каждый их скорострельная смена сокетов. В жирафах меня не устраивает отсутствие открытых драйверов. Амд к тому же постоянно допиливает драйвера для старых карт. Поэтому амд долго остаётся актуальным и со временем становится только шустрее. Хотя это всё относительно и кто-то скажет, что всё совсем не так.
Митра
Иисусе{4k} »
#38 | 09:19 25.08.2022 | Кому: fswl
> Главное чтобы электричество не рубанулось в процессе

Этого я и опасаюсь каждый раз. У нас часто свет вырубают.
Митра
Иисусе{4k} »
#39 | 09:22 25.08.2022 | Кому: fswl
> И если уж говорить о народной связке для гейминга то это скорее 1660 Super

Она не даст полноценные 60+фпс во всех современных играх на высоких настройках. А так-то можно и ещё народнее поискать.
#40 | 10:25 25.08.2022 | Кому: Митра
Камрад, спасибо тебе огромное еще раз. Очень вдумчиво и подробно.
#41 | 11:58 25.08.2022 | Кому: Митра
> Этого я и опасаюсь каждый раз. У нас часто свет вырубают.

ИБП давно уже стоит вполне доступных денег
Митра
Иисусе{4k} »
#42 | 14:30 25.08.2022 | Кому: fswl
> ИБП давно уже стоит вполне доступных денег

Для хохла любые траты, особенно сейчас, неподъёмное дело!!
Митра
Иисусе{4k} »
#43 | 14:32 25.08.2022 | Кому: part
> Камрад, спасибо тебе огромное еще раз. Очень вдумчиво и подробно.

Пожалуйста, камрад, на здоровье ;)
Митра
Иисусе{4k} »
#44 | 14:37 25.08.2022 | Кому: Митра
> Под этот процессор подойдут любые платы серий AMD B320,

A320!!
Алик
идиот »
#45 | 15:24 25.08.2022 | Кому: Всем
Надо же, народный ryzen 5 3600 до сих пор котируется, а ведь я его себе года 2 назад купил.
Митра
Иисусе{4k} »
#46 | 16:01 25.08.2022 | Кому: Алик
> Надо же, народный ryzen 5 3600 до сих пор котируется, а ведь я его себе года 2 назад купил.

Так ничего более народного в среднем бюджете не выпустили. Для игр большего процессора не надо.
#47 | 20:29 25.08.2022 | Кому: Всем
Процессор AMD Ryzen 7 5700X 15575₽
[censored]
Митра
Иисусе{4k} »
#48 | 00:31 26.08.2022 | Кому: Всем
Оптимальная система для 1440р либо под ультарвайд монитор 1080р

Оптимальным для такого разрешения сейчас считаются следующие связки процессора и видеокарты:

AMD Ryzen 5 5600X + RX 6700 XT
Intel Core i7-10700KF + GeForce RTX 3070

Считается, что RTX 3070 сильнее RX 6700 XT, однако в тестах мы видим, что в одних играх зелёная карта сильнее, в других красная. В большинстве случаев всё же зелёная сильнее. Но редко в какой требовательной игре разница составляет больше нескольких кадров. На глаз и на ощущения от управления ты этой разницы вообще никогда в жизни не заметишь. В не столь требовательных играх разница, конечно, будет существеннее, как в случаях, когда зелёная видяха выигрывает, так и наоборот. Но опять-таки, эта разница видна только в цифрах, а физически неощутима.

[censored]

Ниже приведу сравнительный versus этих связок

[censored]
[censored]

Теперь надо сравнить стоимость. На всякий случай публикую разброс цен, который на детали такого уровня становится впечатляющим. Если сравнить сборку собранную в самых дорогих магазинах со сборкой собранной в самых доступных магазинах, то вполне можно собрать второй компьютер на разнице!

R5 5600X 225-348$ | i7-10700KF 326-481$
RX 6700 XT 613-1518$ | RTX 3070 683-1515$

Сравним стоимость материнских плат под эти процессоры. Но прежде хочу обратить твоё внимание на следующее:

Процессор R5 5600X нетребователен к питанию, поэтому будет работать даже на прошитых платах предыдущих поколений с чипсетами вплоть до A320. Разница в производительности микроскопическая, в чём можно убедится глянув следующее видео.

[censored]

Как видим в некоторых играх А320 даже превосходит топовую Х570. Правда в играх с большим открытым миром зависимых от оперативной памяти Х570 всё же немного превосходит бюджетку. Из чего мы делаем следующий вывод - AMD, это гибкая система. Конечно, собирать бомж-пекарню я тебе не посоветую, как впрочем и покупать топовую материнку. Можно сравнить производительность процессора R5 5600X на различных чипсетах

[censored]

Однако мы должны понимать, чем младше мы выберем чипсет, тем ненадёжней будет наша система в сочетании с этим процессором, плюс младшим материнкам в начальных ревизиях может понадобиться прошивка. Не забывай уточнять у продавца данный момент, если что, будь готов прошить биос самостоятельно либо проси прошить в магазине.

Оптимальным решением будет B550 чипсет. Х570 выбираем если финансы не жмут и есть расчёт на апгрейд. B450 выбираем, если хотим сэкономить, но возможно понадобится прошивка. Тяжесть выбора состоит в том, что надёжные рабочие лошадки серий BAZOOKA, MORTAR, GAMING PLUS и TOMAHAWK в В450 серии стоят примерно столько же, как самая простая плата серии PRO на чипсете В550, а если сравнивать лоб в лоб, например B450 BAZOOKA vs В550 BAZOOKA, то мы увидим двухкратное удорожание. Но по крайней мере этот выбор есть.

За отправную точку возьму самый оптимальный по логике для этого процессора вариант — плату MSI MPG B550 GAMING PLUS, так как она крепкая и это полноразмерная ATX, что является плюсом при выборе трёх вентиляторной 29 сантиметровой видеокарты, а именно такая, если мне не изменяет память, RX 6700 XT в бюджетном исполнении.

С интелом всё намного проще, если мы собираем машину на один раз. Для размещения i7 10700K понадобится материнская плата с чипсетом Z490 и с разъемом LGA1200, что сокращает муки выбора в разы, как и возможность варьировать сборку в цене. Оптимальным вариантом будет, всё та же GAMING PLUS, на чипсете Z490.

Вот теперь можно сравнить цены

MSI MPG B550 GAMING PLUS 203-209$ | MSI MPG Z490 GAMING PLUS 163-229$

Как видим материнскую плату на чипсете Z490 в конкретной серии конкретного производителя можно найти, как дешевле, так и дороже, чем на чипсете В550. Но учитывая сложившийся дефицит материнских плат под процессоры интел, самый дешёвый вариант рискуем не найти в продаже. Так что будем считать, что их цена одинакова.

Так же хочу обратить твоё внимание на один существенный момент — материнские платы формата micro-ATX на чипсете Z490 не найти даже в наших магазинах. Тогда как подобные платы на чипсетах B450 и В550 менее дефицитные. И если ты решишь сэкономить, то всегда можно обратить своё внимание на PRO серию.

MSI B550M-A PRO 61-86$
MSI B550M PRO 73-117$
MSI B550M PRO-VDH 110-200$

Можно обратить внимание на базуку, если, конечно, получится найти её в нижнем ценовом диапазоне

MSI MAG B550M BAZOOKA 118-248$

Ну или вспомнить про старую добрую В450!

Оперативную память для этих сборок оптимально смотреть 3600МГц и немного разгонять. Оперативная память это ещё одна золотая жила, на которой можно либо хорошо сэкономить, либо неплохо разориться! Подробно рассматривать её сейчас не буду. Будешь выбирать напиши что у вас в наличии.

Блок питания для этих сборок надо смотреть либо честные 650 Вт, но кто сейчас за честность отвечает? Так что смотрим блоки 750-800 Вт.

Не могу себя назвать противником решений от интел и нвидия, но их одноразовость и полное невнимание к поддержке драйверами предыдущих поколений своей техники, делают такую сборку уделом тех, кто может себе это позволить. Тогда как поддержка решений от AMD будет долгой. И со временем красные видеокарты, как правило, становятся немного шустрее благодаря постоянному обновлению драйверов. В общем сам смотри. И главное смотри, как можно больше видео тестов. И меньше читай текстовые версии. Попытайся отвлечься от цифр. Цифры только одурманивают сознание. Допустим ты видишь, что боле дорогая система обеспечивает 15-20% прироста производительности и уже весь загорелся, у тебя зудит и кажется будто без этих процентов играть будет не так круто. А теперь просмотри те видео, что я давал в начале и скажи сам себе, только честно, отличишь ли ты на вид скажем 100 и 120 фпс? И ты мне скажешь, что ютупь, мол, показывает только 60 кадров. Тогда сходи в компьютерный клуб и посмотри со сотороны. Жирные игры даже в пределах самих себя буквально в одной сцене меняют фпс в пределах этих самых 15-20%. Если бы это было заметно, то играть было бы невозможно. Не так ли?
#49 | 18:57 02.09.2022 | Кому: Всем
Камрад Митра, а что скажешь о недорогой игровой сборке под монитор 1680х1050 75Гц, но чтоб на видюхе обязательно был разъем DVI?
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.