Предлинной хворостиной
Мужик Гусей гнал в город продавать;
И, правду истинну сказать,
Не очень вежливо честил свой гурт гусиной:
На барыши спешил к базарному он дню
(А где до прибыли коснется,
Не только там гусям, и людям достается).
Я мужика и не виню;
Но Гуси иначе об этом толковали
И, встретяся с прохожим на пути,
Вот как на мужика пеняли:
«Где можно нас, Гусей, несчастнее найти?
Мужик так нами помыкает,
И нас, как будто бы простых Гусей, гоняет;
А этого не смыслит неуч сей,
Что он обязан нам почтеньем;
Что мы свой знатный род ведем от тех Гусей,
Которым некогда был должен Рим спасеньем:
Там даже праздники им в честь учреждены!» —
«А вы хотите быть за что отличены?»
Спросил прохожий их.— «Да наши предки…» — «Знаю,
И всё читал: но ведать я желаю,
Вы сколько пользы принесли?» —
«Да наши предки Рим спасли!» —
«Всё так, да вы что сделали такое?» —
«Мы? Ничего!» — «Так что́ ж и доброго в вас есть?
Оставьте предков вы в покое:
Им по-делом была и честь;
А вы, друзья, лишь годны на жаркое».
Баснь эту можно бы и боле пояснить —
Да чтоб гусей не раздразнить.
> Как мне кажется, говоришь по-русски - русский (в ШИРОКОМ смысле слова), а уже потом, внутри России и среди своих - ты кто угодно (чукча, якут, сахаляр, мордвин, тувинец...); но подчеркиваю - СВОЙ.
Я может коряво выскажусь, но вот мои соображения:
1. гордится нужно не тем что ты русский, потому что родится русским это случайность, а тем что ты сделал и делаешь в этой жизни как часть нашего народа.
2. если угодно, то русский это всегда имперское мировоззрение. Попытка натянуть и трансформировать в вектор формирующий русское, именно национальное, гос-во есть антирусское по своей сути, потому что имперец ищет способ как наиболее удачно интегрировать соседа в свое общество, с тем что бы от него была максимальная польза, в т.ч. и соседу. Разделяй и властвуй это немного про другое.
3. как человеку, которого с детства воспитывали и учили быть советским ребенком мне глубоко противны не народы, не нации, а то как Капитал использует их с целью возрастания своей стоимости. Иными словами, выражаясь метафорически, я не испытываю негативных чувств к скальпелю, но скальпелем можно как спасти человека, так и его убить. Когда начинаются подобные разговоры я всегда стараюсь понять - "кому выгодно?".
Мужик Гусей гнал в город продавать;
И, правду истинну сказать,
Не очень вежливо честил свой гурт гусиной:
На барыши спешил к базарному он дню
(А где до прибыли коснется,
Не только там гусям, и людям достается).
Я мужика и не виню;
Но Гуси иначе об этом толковали
И, встретяся с прохожим на пути,
Вот как на мужика пеняли:
«Где можно нас, Гусей, несчастнее найти?
Мужик так нами помыкает,
И нас, как будто бы простых Гусей, гоняет;
А этого не смыслит неуч сей,
Что он обязан нам почтеньем;
Что мы свой знатный род ведем от тех Гусей,
Которым некогда был должен Рим спасеньем:
Там даже праздники им в честь учреждены!» —
«А вы хотите быть за что отличены?»
Спросил прохожий их.— «Да наши предки…» — «Знаю,
И всё читал: но ведать я желаю,
Вы сколько пользы принесли?» —
«Да наши предки Рим спасли!» —
«Всё так, да вы что сделали такое?» —
«Мы? Ничего!» — «Так что́ ж и доброго в вас есть?
Оставьте предков вы в покое:
Им по-делом была и честь;
А вы, друзья, лишь годны на жаркое».
Баснь эту можно бы и боле пояснить —
Да чтоб гусей не раздразнить.
1811 г.