Каждый раз, начиная рассуждать о людях древности, стоит помнить, что их образ мысли радикально отличался от нашего. Сегодня, в эпоху победившего разумизма, довольно дико читать о том, как древние верили в злых и добрых духов, богов, знамения и прочее, хочется видеть в этом не реальные верования людей, а некую ширму за которой скрывались полностью рациональные мотивы. Но это совершенно не так. Для древнего человека существование духов было столь же реально, сколь для нас дождь летним днём. Живя в мире полном ужасов и чудес древние вынуждены были вырабатывать правила взаимодействия с этим потусторонним миром: обычаи и обряды. Для удачного завершения любого дела требовалось привлечь на свою сторону духов и богов и не важно речь идёт о человеке или общине вцелом: потустороннее и реально столь тесно переплетались в сознании людей, что разделить их было нереально.
Что уж говорить про взаимодействие между разными общинами. Проблема тут была в том, что банально был высок уровень взаимного недоверия, норм международного права никаких не было. Тем более, что другая община находилась под защитой своих богов, мнение которых игнорировать было нельзя, а значит сфера международного общения была тоже частью сакрального и требовала своих жрецов. В Риме таковыми являлись Коллегия фециалов - 2 жрецов, избираемых из числа патрициев. Эта коллегия появилась на заре существования города и продолжала существовать даже в имперские времена, хотя и значительно потеряв влияние.
Фактически дипломатическая деятельность разделялась на две сферы:
область гражданского права - где царь и народ Рима через комиции определяли дипломатические действия, при этом советуясь с авгурами на предмет мнения римских богов;
область божественного права - где фециалы следили за тем, чтобы все действия осуществлялись по выверенным протоколам, дабы перед богами все действия римлян были мотивированы.
Протокол подразумевал под собой выполнение определённых действий в чётко установленном порядке с произнесением правильных фраз и ритуальных действий. В случае если этот протокол будет нарушен, то само дипломатическое действие, будь то заключение договора, или объявление войны, могли быть объявлены ничтожными в глазах богов. Естественно, что в данном следовании протоколу была не только цель обеспечить поддержку богов, но и демонстрация второй стороне открытости и предсказуемости своих намерений. А вы думали дипломатический протокол появился просто так?
Поэтому в любых дипломатических переговорах обязательно должен был участвовать один фециал. Согласно регламенту посольство должно было состоять из четырёх человек: фециала и трёх посланников царя, а в республиканские времена сената. Жрец формально был лидером посольства, обеспечивая верность соблюдения протокола, но оставляя сутевую часть на гражданских. Например вот так выглядел процесс объявления войны.
1) Посольство должно было несколько раз отправиться в город к которому имелись претензии
2) При этом всякий раз перед отправкой совершались обряды на которых громким голосом произносились магические слова и проклятия по адресу нарушителя международного права.
3) После последнего раунда переговоров послы возвращались в Рим и в течение 33 дней ожидали ответа.
4) В случае неполучения ответа фециалы докладывали царю, а в период Республики Сенату и народу, которым принадлежало право объявления войны, о провале переговоров.
5) Царь или Сенат принимали окончательное решение о войне
6) После этого «фециал» в последний раз отправлялся к границе враждебного города и бросал на вражескую землю дротик с обожженным и окровавленным концом.
И вот теперь только можно было направить против врага свои легионы.
Процедура может казаться переусложнённой, но зато она обеспечивала наличие значительной дельты по времени между принятием решения о необходимости войны и началом войны, позволяя обеим сторонам хотя бы попытаться достигнуть компромисса. Внезапное объявление войны без соблюдения дипломатического протокола в те времена считалось преступлением против богов, равно как и нарушение протокола ради корыстных целей. А так как одной из максим римского образа мысли было ведение только справедливых войн, то щепетильность в выполнении протокола фециалами становится вполне понятной.
Причём такая щепетильность к протоколу иногда ставила Рим в очень сложное положение. Например, когда в Италии высадился эпирский царь Пирр у римлян возникла проблема. До этого они вели войну с Тарентом, но вмешательство эпирца требовало формального объявления ему войны. Проблема была в том, что доехать до Эпира и бросить в его сторону копьё было несколько проблематично и, что важнее, слишком долго. Поэтому римляне нашли беглого эпирца, подарили тому кусок земли, который объявили частью Эпира и уже в этот кусок земли фециал по всем правилам бросил копьё. Хитрость сработала, воины Рима отправлялись на войну, зная, что боги на их стороне.
надзор »
Каждый раз, начиная рассуждать о людях древности, стоит помнить, что их образ мысли радикально отличался от нашего. Сегодня, в эпоху победившего разумизма, довольно дико читать о том, как древние верили в злых и добрых духов, богов, знамения и прочее, хочется видеть в этом не реальные верования людей, а некую ширму за которой скрывались полностью рациональные мотивы. Но это совершенно не так. Для древнего человека существование духов было столь же реально, сколь для нас дождь летним днём. Живя в мире полном ужасов и чудес древние вынуждены были вырабатывать правила взаимодействия с этим потусторонним миром: обычаи и обряды. Для удачного завершения любого дела требовалось привлечь на свою сторону духов и богов и не важно речь идёт о человеке или общине вцелом: потустороннее и реально столь тесно переплетались в сознании людей, что разделить их было нереально.
Что уж говорить про взаимодействие между разными общинами. Проблема тут была в том, что банально был высок уровень взаимного недоверия, норм международного права никаких не было. Тем более, что другая община находилась под защитой своих богов, мнение которых игнорировать было нельзя, а значит сфера международного общения была тоже частью сакрального и требовала своих жрецов. В Риме таковыми являлись Коллегия фециалов - 2 жрецов, избираемых из числа патрициев. Эта коллегия появилась на заре существования города и продолжала существовать даже в имперские времена, хотя и значительно потеряв влияние.
Фактически дипломатическая деятельность разделялась на две сферы:
область гражданского права - где царь и народ Рима через комиции определяли дипломатические действия, при этом советуясь с авгурами на предмет мнения римских богов;
область божественного права - где фециалы следили за тем, чтобы все действия осуществлялись по выверенным протоколам, дабы перед богами все действия римлян были мотивированы.
Протокол подразумевал под собой выполнение определённых действий в чётко установленном порядке с произнесением правильных фраз и ритуальных действий. В случае если этот протокол будет нарушен, то само дипломатическое действие, будь то заключение договора, или объявление войны, могли быть объявлены ничтожными в глазах богов. Естественно, что в данном следовании протоколу была не только цель обеспечить поддержку богов, но и демонстрация второй стороне открытости и предсказуемости своих намерений. А вы думали дипломатический протокол появился просто так?
Поэтому в любых дипломатических переговорах обязательно должен был участвовать один фециал. Согласно регламенту посольство должно было состоять из четырёх человек: фециала и трёх посланников царя, а в республиканские времена сената. Жрец формально был лидером посольства, обеспечивая верность соблюдения протокола, но оставляя сутевую часть на гражданских. Например вот так выглядел процесс объявления войны.
1) Посольство должно было несколько раз отправиться в город к которому имелись претензии
2) При этом всякий раз перед отправкой совершались обряды на которых громким голосом произносились магические слова и проклятия по адресу нарушителя международного права.
3) После последнего раунда переговоров послы возвращались в Рим и в течение 33 дней ожидали ответа.
4) В случае неполучения ответа фециалы докладывали царю, а в период Республики Сенату и народу, которым принадлежало право объявления войны, о провале переговоров.
5) Царь или Сенат принимали окончательное решение о войне
6) После этого «фециал» в последний раз отправлялся к границе враждебного города и бросал на вражескую землю дротик с обожженным и окровавленным концом.
И вот теперь только можно было направить против врага свои легионы.
Процедура может казаться переусложнённой, но зато она обеспечивала наличие значительной дельты по времени между принятием решения о необходимости войны и началом войны, позволяя обеим сторонам хотя бы попытаться достигнуть компромисса. Внезапное объявление войны без соблюдения дипломатического протокола в те времена считалось преступлением против богов, равно как и нарушение протокола ради корыстных целей. А так как одной из максим римского образа мысли было ведение только справедливых войн, то щепетильность в выполнении протокола фециалами становится вполне понятной.
Причём такая щепетильность к протоколу иногда ставила Рим в очень сложное положение. Например, когда в Италии высадился эпирский царь Пирр у римлян возникла проблема. До этого они вели войну с Тарентом, но вмешательство эпирца требовало формального объявления ему войны. Проблема была в том, что доехать до Эпира и бросить в его сторону копьё было несколько проблематично и, что важнее, слишком долго. Поэтому римляне нашли беглого эпирца, подарили тому кусок земли, который объявили частью Эпира и уже в этот кусок земли фециал по всем правилам бросил копьё. Хитрость сработала, воины Рима отправлялись на войну, зная, что боги на их стороне.