Кредитный рейтинг Украины понизили до "почти дефолт"
m.moodys.com Ссылка на первоисточник на вражеском. Рейтинговое агенство Moody's снизило долгосрочный кредитный рейтинг Украины до уровня Саа3, «Близки к дефолту или уже в дефолте с небольшим шансом возврата средств» с негативным прогнозом. Основная причина: Украине надавали кредитов уже столько, что обслуживать их она не в состоянии, а их объемы продолжают расти. Уже сейчас инвесторы могут рассчитывать на возвращение не более 65-80% вложений, дальше ситуация ухудшится.(машинный перевод в первом)
Понижение рейтингов до Caa3 обусловлено повышением рисков для приемлемости государственного долга Украины в результате вторжения России, которое привело к более затяжному военному конфликту, чем первоначально ожидало Moody's, что увеличивает вероятность реструктуризации долга и убытков для кредиторов частного сектора. В то время как Украина извлекает выгоду из крупных обязательств по международной финансовой поддержке, помогая снизить непосредственные риски ликвидности, вызванный этим значительный рост государственного долга, вероятно, окажется неприемлемым в среднесрочной перспективе. Опасения по поводу устойчивости такого высокого бремени государственного долга могут препятствовать дальнейшему доступу к официальному финансированию для целей обслуживания коммерческого долга. При уровне рейтинга Caa3 Moody's ожидает восстановления в случае дефолта, как правило, порядка 65-80%
Негативный прогноз отражает то, что по-прежнему сохраняется высокая степень неопределенности в отношении того, как будет развиваться вторжение и его кредитные последствия. Более затяжной военный конфликт, последовавший за вторжением России, сохранит потребности в финансировании на очень высоком уровне в течение длительного периода и приведет к дальнейшему росту долгового бремени. Следовательно, восстановление инвесторами в случае дефолта может быть ниже 65-80%, что будет соответствовать рейтингу ниже Caa3.
Предельные значения для национальной и иностранной валюты в Украине были снижены с Caa1 до Caa2. Единственный разрыв в одну ступень между потолком в местной валюте и суверенным рейтингом отражает низкую предсказуемость правительства и институтов и повышенные внутриполитические и геополитические риски, которые создают значительную неопределенность в политике, в то время как внешняя уязвимость остается повышенной. Потолок в иностранной валюте приведен в соответствие с потолком в местной валюте, что отражает слабую эффективность политики, и без того ограниченную открытость счета операций с капиталом и повышенную внешнюю задолженность при ограниченных валютных резервах.
ОБОСНОВАНИЕ РЕЙТИНГОВ
ОБОСНОВАНИЕ ПОНИЖЕНИЯ РЕЙТИНГОВ УКРАИНЫ ДО Caa3
Понижение рейтингов до Caa3 обусловлено повышением рисков для приемлемости уровня долга Украины в результате более затяжного военного конфликта, что увеличивает вероятность реструктуризации долга и убытков, налагаемых на кредиторов частного сектора.
Moody's ожидает, что военный конфликт будет более затяжным, чем первоначально предполагалось, и прогнозирует, что реальный ВВП резко сократится примерно на 35% в 2022 году, учитывая большие человеческие жертвы, значительный ущерб производственному потенциалу и инфраструктуре Украины, а также очень большое перемещение населения. По оценкам Moody's, на те регионы, где продолжаются боевые действия или которые оккупированы российскими войсками, приходилось около 20% ВВП Украины до вторжения, учитывая концентрацию сельскохозяйственной и промышленной деятельности.
Moody's ожидает, что обстрелы продолжат сдерживать восстановление значительной экономической активности в течение оставшейся части года. В то время как Moody's ожидает, что экономика начнет постепенно восстанавливаться с 2023 года, вторжение России, вероятно, приведет к некоторой постоянной потере ВВП, даже если будет оказана значительная внешняя поддержка для содействия восстановлению.
Более затяжной военный конфликт будет тормозить финансовые ресурсы правительства, при этом Moody's оценивает потребности в финансировании примерно в 50 миллиардов долларов (35% ВВП 2022 года) на 2022 год и прогнозирует рост государственного долга примерно до 90% ВВП с примерно 49% в конце 2021 года. Серьезность экономического ущерба от затяжного военного конфликта будет иметь долгосрочные негативные последствия для государственных финансов, увеличивая риски для приемлемого уровня задолженности.
Moody's ожидает, что значительная международная финансовая поддержка поможет снизить непосредственные внешние риски и риски ликвидности. По оценкам Moody's, международные финансовые институты и другие доноры выделили около 38 миллиардов долларов на финансовую поддержку, из которых на данный момент выделено 5 миллиардов долларов, с начала вторжения, что должно покрыть значительную часть предполагаемых финансовых потребностей Украины на 2022 год. Недавнее открытие счета в Международном валютном фонде (МВФ) для направления донорских ресурсов на платежный баланс и бюджетные нужды, включая возможность передачи странам специальных прав заимствования, приведет к дальнейшему увеличению финансирования. Задача банковской системы поглотить значительный новый суверенный долг и потенциальная неспособность получить доступ к международным рынкам, вероятно, сохранят зависимость Украины от официального финансирования.
Опасения по поводу устойчивости такого высокого бремени государственного долга в среднесрочной перспективе могут препятствовать дальнейшему доступу к официальному финансированию для целей обслуживания коммерческого долга, увеличивая вероятность реструктуризации долга и причинения убытков кредиторам частного сектора. Предлагаемый законопроект в Конгрессе Соединенных Штатов (США, стабильный рейтинг Ааа), который потребует от Министерства финансов США добиваться всеобъемлющего облегчения выплаты долга Украине, в том числе от коммерческих групп кредиторов, является показателем таких рисков.
ОБОСНОВАНИЕ НЕГАТИВНОГО ПРОГНОЗА
Негативный прогноз отражает высокую степень неопределенности относительно того, как будет развиваться вторжение в Украину и его кредитные последствия. Более затяжной военный конфликт может привести к дальнейшему значительному увеличению ликвидности и внешнему давлению и привести к увеличению бремени государственного долга, увеличивая вероятность того, что возврат средств инвесторами в случае дефолта будет ниже 65-80%, что будет соответствовать с рейтингом ниже Caa3.
Более того, более затяжной военный конфликт создаст дополнительные риски для способности Украины продолжать обслуживать свой долг в среднесрочной перспективе и для ее общей приемлемости долга, поскольку потребности в финансировании будут оставаться очень высокими в течение длительного периода. По оценкам МВФ, потребности правительства в финансировании составляют около 5 миллиардов долларов на каждый месяц, пока длится военный конфликт.
Кроме того, траектория бремени государственного долга Украины также столкнется с рисками, связанными со значительной долей (59% на конец 2021 года) долга, номинированного в иностранной валюте, после снятия ограничений на валютном рынке, которые центральный банк обязался снимать постепенно. Финансовая устойчивость Украины также столкнется с рисками в среднесрочной перспективе из-за привязанных к ВВП ордеров, выданных в рамках реструктуризации долга в 2015 году. При соблюдении ряда условий Украина обязана платить 15% от дополнительной экономической продукции, которую она генерирует, если реальный рост ВВП превышает 3%, и 40%, если реальный рост ВВП превышает 4%. В частности, сильный экономический рост, обусловленный реконструкцией, в 2024 году может привести к крупным выплатам по инструментам с 2026 года, как только ограничение выплат в размере 1% ВВП больше не будет применяться.