Для чего изучать Сталина? К дню рождения вождя.
facebook.com Залежи архивных документов сделались кладезем для исследовательского паразитизма. А в мелкотемье топится главное — беспрецедентный вклад в общественную науку революционного опыта России, где на практике была доказана возможность организации общества без эксплуататоров. Сталин — один из входов в этот уникальный мир ежедневного социального созидания, который во всей его глубине и ширине ещё предстоит осмыслить. Целиком - в первом
Без ясного представления об этом все усилия по поиску сталинских документов, их критическому анализу, обработке и публикации превращаются в работу ради работы. Что в этом проку сегодня, когда даже в России общим местом стало туманное представление и о революционных событиях вековой давности, и о людях, действовавших в них?
Могут сказать: история отечества интересна и поучительна сама по себе. Действительно, у нас на глазах колоссальные залежи архивных документов сделались кладезем для исследовательского паразитизма, питающим диссертации и монографии по мильону частных вопросов. А в стихии мелкотемья топится главный вопрос поворотной эпохи — изучение беспрецедентного вклада в общественную науку, каким стал революционный опыт в России. Обоснованная теоретически, на практике была доказана возможность организации общества без эксплуататорских классов, когда общественное производство осуществляется в интересах трудящихся без изъятия продукта в пользу паразитических слоёв.
Причём и тогда возможность людям труда взять власть и удержать её оценивалась как событие из-за огромного количества факторов непредсказуемое и, видимо, отдалённое во времени. С позиций же сегодняшнего дня толковать о такой перспективе кажется бессмысленным. Если забыть, что и тогда, и сейчас, и в будущем в основе его лежат не столько прихотливое стечение случайностей, не пресловутый фактор личности в истории, а, прежде всего, объективные законы общественного развития. Кого сегодня надо убеждать, что цена существования капитализма, окончательно утратившего прогрессивную роль лет полтораста назад, — это ежедневные и непрекращающиеся человеческие жертвы голода и войн? Впрочем, делается всё, чтобы место научного знания об обществе прочно занимали пошлые теории и бесконечные рассуждения политологов, в своей прогностической силе неотличимые от предсказаний таких же «специалистов», гадающих о биржевых курсах.
Изучая политику РКП(б) в деревне, обсуждение конституционных основ СССР, программу воспитания марксистских кадров в национальных республиках, основы советской внешней политики — череду бесчисленных будничных конкретных аспектов и проблем, надо не забывать, что всё это — фрагменты единого грандиозного полотна Истории. Истории триумфа трудящихся не только над помещиками и буржуазией, но над империализмом в целом.
Может ли для человека, изучающего общественные законы, быть большее счастье, чем непосредственное участие в тектонических сдвигах, сметающих волею миллионов отжившее и антигуманное и творящих новое?! Сталин — один из входов в этот уникальный мир ежедневного социального созидания, бесценный опыт которого во всей его глубине и ширине необходимо осмыслить.