Хотели бы вы жить в СССР?

vott.ru — В последнее время часто спрашивают: хотели бы вы жить в СССР? И почему в постсоветских странах не тот народ ностальгирует по Гулагуъ и дефициту. Мысли в первом.
Новости, Политика | Virtuon 20:44 08.12.2021
61 комментарий | 154 за, 0 против |
#1 | 20:44 08.12.2021 | Кому: Всем
В последнее время люди сравнивают "теперь" и "тогда" на примере пустых прилавков с синими курицами позднего СССР 1985 года и дворами, забитыми иномарками в 2021, об ужасах распределителей для номенклатуры и ломящимися от продуктов прилавками супермаркетов. Мол, сейчас-то всяко лучше! И живём мы как никогда БОГАТО! А эта молодежь, которая никогда там не жила, мол, вообще не понимает о чем идёт речь! Я, конечно, нихера не понимаю, но деньги считать вроде умею.

В процессе обсуждения подобных вопросов ловко подменяются понятия и смыслы. Первая подмена в самом вопросе: хотели бы люди снова в СССР? Какой СССР? Тот, который всегда подсовывают спрашиватели (пустые прилавки и синие курицы, очередя и дефициты)? Поздний СССР предразвала? Выходит, вопрос ставится: хотели бы люди из 2021 года попасть в 1985? Ловко. При этом никаких наводящих мыслей, а какой мог бы быть СССР в 2021 году, если бы удалось преодолеть кризис 80-х и развал (да хотябы китайским способом - джинсы, сто сортов колбасы и жвачку отдать частникам, а стратегические отрасли оставить под контролем государства)? Наверное, нужно как-то сравнивать настоящее и каким бы мог быть СССР в 2021 году.

Далее про якобы "миф" про бесплатность всего и вся и уравниловку. Да, разумеется ничего в мире бесплатного нет, пока что не нашлось умалишённого, который бы поставил под сомнение закон сохранения энергии. И все те блага, которые производились в СССР, были созданы трудом людей. Однако, ключевое: это способ распределения благ в обществе. В СССР квартиры получали все, от дворников до академиков. Да, это были разные по уровню и комфорту квартиры, но и вклад людей в общественное благо был разным, так ведь? И в институт мог поступить как сын слесаря, так и сын министра. И в детских садах не было ценза. Да и везде в общем-то. Это всё называлось общественными фондами потребления и реально работало, хоть и не без определённых недостатков. Теперь же отдельные категории граждан просто отсечены от огромного пласта благ, которые они хоть в каком-то виде могли получать. Просто экономически отсечены. Ну и да, фарцовщики в СССР не могли единолично владеть яхтами, заводами и пароходами, потому что тогда не хватило бы благ дворниками и слесарям. Это большая проблема для эффективнейших и самых многоработающих граждан.

Тут же говорят "тогда, мол, люди жили в среднем беднее" - браво, в 1985 году люди жили в среднем беднее, чем в 2021, это открытие века. Ничего, что производительность труда и общемировой ВВП с тех пор вырос как минимум вдвое (номинально, в фантиках, в 4 раза с $22 до $84 трлн.)? А мировой технологический прогресс? Почему же "эксперты" экономисты умалчивают, что доля СССР в мировом ВВП составляла в развальном 1990-м от 12 до 14% (по разным оценкам), а теперь в 2021 доля России 1,77% и продолжает неуклонно падать. Хорошо отсечем все советские республики кроме РСФСР, доля РСФСР оценивалась от 8 до 10% от общемирового. Так кто когда богаче жил? Как минимум ВВП России должен быть в 3 раза выше сейчас (по-хорошему раза в 4), чтобы достичь сопоставимого с советским уровня производства.

Итак хотел бы я жить в СССР, который продолжал бы в 2021 иметь 12-14% от мирового ВВП (а может и нарастил свою долю) и где произведенный продукт, более-менее равномерным слоем размазывался на всех граждан страны, вместо того, чтобы жить в стране, которая производит жалкие 1,7%, из которых при этом 10% населения владеют 90% богатств? Да хотел бы. Ради такого можно и пожертвовать фалафелями, смузями, выездными визами и джинсами с дыркой на жопе.

Для людей плохо соображающих в элементарной арифметике, но которые с пеной у рта орут про распределители, уравниловку, неэффективные нерыночные механизмы и прочие околоэкономические фантазии на тему:
Если бы СССР продолжал существовать и занимать свою долю в мировом ВВП, то каждый гражданин в среднем имел благ на: (14% от 84 трлн. мирового ВВП) ~$11 трлн. / 280 млн. (население) = $39285 (в эквиваленте, в т.ч. из общественных фондов потребления (да-да, те самые псевдобесплатные квартиры, путёвки, здравоохранение и образование) в год. Теперь же годовой ВВП на душу: Россия $11000, Украина $3700, Киргизия $1173, Таджикистан $859. Это ещё без учёта распределения благ, когда 90% богатств сосредоточены в руках у 10% населения.
В заключение: всех у кого месячный доход выше $3273 (в странах, где практически не осталось общественных фондов и всё монетизировано, вполне можно опираться на эту цифру), поздравляю с независимостью, незалежностью, торжеством невидимой руки рынка, свободой, гластностью и выездными визами. Вы живёте лучше, чем жили бы при СССР! Все остальные, извините, - не вписались в рыночек.
Спасибо за внимание.
Ringo
шутил про красные линии »
#2 | 20:54 08.12.2021 | Кому: Всем
[censored]
#3 | 21:12 08.12.2021 | Кому: Всем
Готов вернуться в СССР хоть сейчас! Да грехи не пускают....
#4 | 21:18 08.12.2021 | Кому: Ringo
СССР был страной ударников, но изо всех сил старался стать страной отличников.
Malganus
надзор »
#5 | 21:18 08.12.2021 | Кому: Всем
Я хочу просто жить. И СССР был бы как нельзя кстати.
#6 | 21:27 08.12.2021 | Кому: Всем
Перестройщики так старались, чтоб об их фашистских мечтах будущие поколения "вспоминали как о легенде". Перемога хрустобулок была так близка.

Но в силу своей политической и экономической импотенции, имея всю полноту власти, они смогли добиться только того, что будущие поколения все больше будут вспоминать как о легенде советский союз.
Перемога обернулась ужасной зрадой.

Это в целом.

А те, кто жил в союзе - хотят просто стабильной жизни не на вулкане Величия волатильности.
Вот там же так жили, могли же так! Вот что хочет сказать средний ностальгирующий.
Так думаю.
#7 | 21:46 08.12.2021 | Кому: Malganus
> Я хочу просто жить.
До 65 или дальше?
#8 | 21:48 08.12.2021 | Кому: Всем
Я, в целом, сразу, конечно, с самой циничной стороны зашел - про деньги. Несложно подсчитать, что население бывшего СССР недозарабатывает (благодаря эффективному менеджменту руководства) и ограбляется (благодаря мощной капиталистической системе распределения) каждый год от 3,5 (Россия) до 45 раз (Таджикистан), по сравнению с доходами, которые могли бы быть при ужасном неэффективном СССР.
Я уж просто молчу про экономическую и политическую мощь, которую мог иметь СССР с таким размером ВВП в 2021 году.
#9 | 22:15 08.12.2021 | Кому: Ringo
З - зависть

[censored]
#10 | 22:46 08.12.2021 | Кому: Всем
В СССР не хочет жить только тот, кто живёт за счёт того, что наёбывает окружающих.
#11 | 00:36 09.12.2021 | Кому: Walet
А еще есть откровенные дебилы, живущие чтобы работать для выплат ипотеки банкам, но виноват у низ во всём СССР. Товарищ берет вторую однокомнатную квартиру подряд и гордится, что в советское время он не смог бы такое делать. И ишачит без выходных.
#12 | 01:26 09.12.2021 | Кому: SandyssQ
> Товарищ берет вторую однокомнатную квартиру подря

А вторая квартира в СССР была нахер не нужна. А теперь - нужна. А то на пенсию не проживешь.
#13 | 02:10 09.12.2021 | Кому: furbogrande
Но при этом виноват у него во всём СССР при котором бы ему не понадобилось выживать.
#14 | 02:19 09.12.2021 | Кому: SandyssQ
> Но при этом виноват у него во всём СССР

Сколько ему лет?
#15 | 02:43 09.12.2021 | Кому: furbogrande
39
#16 | 03:36 09.12.2021 | Кому: Walet
> В СССР не хочет жить только тот, кто живёт за счёт того, что наёбывает окружающих.

Подавляющее большинство не хочет этого делать с окружающими, но приходится. И это им отчаянно не нравится.

Уметь жить в СССР гораздо проще, чем сейчас. Я согласен с Реми, который раз за разом утверждает, что люди по природе своей не гады и сволочи, любой ценой стремящиеся встать ногой на грудь ближнему своему. Но есть и другие известные авторитетные мнения, с которыми - лично я - не согласен.
#17 | 03:43 09.12.2021 | Кому: Virtuon
> в 1985 году люди жили в среднем беднее, чем в 2021, это открытие века

Да ну. Даже с учетом прогресса, большая часть живёт хуже. Одна жилищная проблема и бесплатное образование чего стоит.
#18 | 03:55 09.12.2021 | Кому: furbogrande
> Сколько ему лет?

Это не показатель.
Я лично слышал про "пили бы баварское" от людей возраста 60+. Слава ТНБ, не часто такие встречаются, но все равно страшно.
#19 | 03:56 09.12.2021 | Кому: SandyssQ
> И ишачит без выходных.

Если он ишачит без выходных, зачем ему вообще квартира? Пусть на работе ночует!!!

> 39


Лучше бы на лекарства откладывал. Очень скоро они ему потребуются.
#20 | 04:02 09.12.2021 | Кому: Beholder
> что люди по природе своей не гады и сволочи, любой ценой стремящиеся встать ногой на грудь ближнему своему.

Готов принять этот тезис только при условии, что гадов и сволочей, любой ценой стремящихся встать на грудь ближнему своему не стоит считать людьми.
#21 | 04:11 09.12.2021 | Кому: pretender
> Это не показатель.

Да я в курсе. Академический интерес. У разных возрастов разный набор оснований.
cp866
интеллектуал »
#22 | 04:25 09.12.2021 | Кому: SandyssQ
Ты ему только не говори про проценты за "ипотеку" в кооперативном жилье.
#23 | 04:40 09.12.2021 | Кому: pretender
> Готов принять этот тезис только при условии, что гадов и сволочей, любой ценой стремящихся встать на грудь ближнему своему не стоит считать людьми.

Трудно спорить. Да и не нужно.
#24 | 04:48 09.12.2021 | Кому: cp866
Он про это знает. У него родители купили кооперативную квартиру долг по которой погасили одной зарплатой в 1992-м году.
Потому вдвойне паскуднее слышатся его речи.
#25 | 04:49 09.12.2021 | Кому: Walet
Он ишачит и этому рад. Если не ишачит, то всё свободное время проводит на стакане сам с собой.
Malganus
надзор »
#26 | 04:59 09.12.2021 | Кому: Loknar
> До 65 или дальше?

До свадьбы внуков.
#27 | 05:49 09.12.2021 | Кому: Virtuon
> если бы удалось преодолеть кризис 80-х и развал (да хотябы китайским способом - джинсы, сто сортов колбасы и жвачку отдать частникам, а стратегические отрасли оставить под контролем государства)

Тока это наш родной метод, который потом растащили по всему миру.
#28 | 05:58 09.12.2021 | Кому: Beholder
> Я согласен с Реми, который раз за разом утверждает, что люди по природе своей не гады и сволочи, любой ценой стремящиеся встать ногой на грудь ближнему своему.

Собственно у человека имеются оба набора соответствующих инстинктивных программ. Которая про "гады и сволочи" - та сильно древняя. Более новые - они все "корпоративные".

> Но есть и другие известные авторитетные мнения


Про поведение и естественный отбор в рамках поведенческих моделей есть целая наука. Но о ней многие не слышали.
#29 | 06:16 09.12.2021 | Кому: SandyssQ
> Если не ишачит, то всё свободное время проводит на стакане сам с собой.

Какая интересная у людей жизнь!!!
#30 | 06:18 09.12.2021 | Кому: Walet
Таких граждан навалом. Поливают помояями советскую эпоху, но понимают именно при ней бы так как сецйчас никто не дал бы квасить.
Принимают потребительский рай за "достаток".
VSChe
надзор »
#31 | 06:34 09.12.2021 | Кому: Всем
Очень поверхностный разбор и в очень узком сегменте про СССР.
Я не сторонник таких заужений. Ведь СССР это сильно широкое понятие.

Вот когда говорят про достаток(беднее богаче), то что имеют ввиду? Вот говорят были дефициты в магазинах. Да были, сам стоял в очереди по полтора часа, но не более. Ноу нас в семье всегда была и колбасятинка и мясцо. Согласен, что сейчас проще купить мясо. Но в мясе ли одном продовольственное счастье. Молоко, кефир, сметана. Покупались без проблем в очереди минут 10. Дефицита этих продуктов в 80-ых не было. Хлеб хороший , вкусный лежал всегда. Крупы также без проблем. Макароны были, но не очень по качеству. На варке надо было быть бдительным, не дай бог перекипятишь их. Всякие овощи тоже без проблем. С фруктами сложнее, согласен. Не было той логистики из всяких эфиопий и пр. Но не страдали.
Я бегал пацаном, всегда был сыт и накормлен. В сельской местности с продовольствием не было проблем, так как свое хозяйство.

Ну а далее, машины не были забиты иномарками? Дак это прекрасно. Все катались на автобусах или ходили пешком. Так как не ездили через весь город на работу и обратно. В своей массе если меняли работу, то и квартирами обменивались.
И вот так можно говорить по каждому аспекту долго предолго. И получится, что все было весьма неплохо. Для всего населения СССР. А сейчас для большей части РФ даже такое продовольственное благополучие не представляется возможным.

Главное то было в другом. Это комфорт для жизни. Безопасность. Отличная медицина, прекрасное образование. Спорт для дитев на любой вкус. И все это бесплатно! Тебя завсегда обеспечат жильем. И не только тебя, но и твою семью. Если молодые еще жили в общежитиях, то после появления семьи уже выдавали квартиры. И приеем выдавали по нормам. Норма на период конца СССР была утверждена вроде как в 9 м2 (или в 7 м2).

Да ну его..... верните меня в СССР!
Aleks3
надзор »
#32 | 07:03 09.12.2021 | Кому: Всем
Хотел бы. Пофиг на каком этапе - любой кроме заключительного.
Тогда хоть великие цель и смысл были, а сейчас мелкие цели и смыслы себе самому приходится придумывать.
#33 | 07:08 09.12.2021 | Кому: VSChe
Я намеренно сделал акцент на деньгах, потому как эффективннееибольшеработатели другого языка не понимают. Нас видные экономисты Гуриевы убеждают, что вот именно сейчас мы живём как никогда богато. Если посмотреть на цифры и экстраполировать, то видно, что это очередная полуложь.
И вот насчёт бесплатности, тоже хотелось бы эту иллюзию развеять. Не бывает ничего бесплатного, то о чём мы говорим называется общественными фондами потребления. Это не бесплатно, это такая система распределения благ. Этот вот комфорт, о котором ты говоришь, и зижделся на них. И чтобы примерно понять, сколько нужно денег, чтобы получить тот же самый комфорт сейчас, я и пересчитал, это вполне сходится: $39285 должен в среднем зарабатывать человек в год, чтобы иметь сопоставимый уровень комфорта. Что вполне бьётся с современными показателями, то есть при доходе в $3273 человек мог бы себе позволить кружки, институты, ипотеки, платную медицину. СССР был второй экономикой в мире, теперь же первая экономика США - средняя зарплата $47052 в год.
Развал СССР это нокаут всей постсоветской экономики и чудовищное ограбление населения. Когда в цифры смотришь, сразу понятно насколько.
#34 | 07:38 09.12.2021 | Кому: pretender
> от людей возраста 60+.

Массовке у "белого дома" в 91 сейчас как раз в районе 60. Они и разваливали. Что удивительного?
cp866
интеллектуал »
#35 | 08:29 09.12.2021 | Кому: SandyssQ
> сам с собой.

А семья?
cp866
интеллектуал »
#36 | 08:30 09.12.2021 | Кому: SandyssQ
> потребительский рай

тоже в кавычки надо.
mik16
интеллектуал »
#37 | 08:37 09.12.2021 | Кому: Всем
Да.
#38 | 08:43 09.12.2021 | Кому: Giatsynt
> Массовке у "белого дома" в 91 сейчас как раз в районе 60. Они и разваливали. Что удивительного

От 50 до 80. Они массовка, они ничего развалить не могли. Разваливали сверху.

Но то, что среди людей родившихся в 40-60-х годах антисоветские взгляды преобладают - это да.
#39 | 09:40 09.12.2021 | Кому: cp866
Разведен. С разводом мутная история и то что их бывшее дитё его бывшей жене не нужно. И забрать, говорит, хочет "но из-за эпидемии короны трудно забрать". И дочь-подросток к нему тянется, а не к своей матери. Чего-то не договаривает. Хрен его знает. Странно...
#40 | 10:20 09.12.2021 | Кому: Всем
> Я намеренно сделал акцент на деньгах, потому как эффективннееибольшеработатели другого языка не понимают. Нас видные экономисты Гуриевы убеждают, что вот именно сейчас мы живём как никогда богато. Если посмотреть на цифры и экстраполировать, то видно, что это очередная полуложь.

Бытие определяет сознание.
Если хотят "думать" деньгами, так и можно разговаривать. Обыватель живёт потребительской корзиной, оплатой общ. транспорта и квартплатой.
Проезд в СССР и в современной РФ: 5 копеек (ещё ранее было 3 коп., кроме метро, но дадим поблажку) против 55 рублей.
В СССР на рубль можно 20 раз покататься. 20 раз покататься сейчас - 1100 руб. При средней з\п по стране сейчас в 35000 рублей, получается 636 раз проехаться в транспорте в современной РФ. Обычно, столько раз не надо :), но мы ж не про это, а про возможность погулять на все деньги.
А сколько в СССР? Чтобы кататься более 600 раз, хватит и 30 с небольшим рублёв. Уже неплохо.
У меня мама далеко, я не могу вспомнить, сколько платили за 2-х комнатную квартиру, но вроде как 2,5 рубля. Сейчас около 5000 рублёв, за по сути такую же двушку.
Я хорошо помню круглый хлеб за 7 (половинка) и 14 копеек (полный). Если не смотреть на то, что нормального хлеба сейчас нет, то можно взять похожий на тот за 24 рубля (Каравай). За ту самую з\п можно ухватить почти полторы тысячи таких караваев. Много? Да, но если посчитать советскими, то за 100 рублей легко сделать тоже самое. А ведь 120 рублей при СССР - ну это очень низкая з\п, такая у выпускника ВУЗа, или уж совсем скромного мл. инженера без амбиций. з\п в 200 рублей в 80-е - никого не удивишь.
Молоко нынче никак не меньше 80 рублей и это не настоящее молоко, в дерьмовый суррогат. Я вот уже забыл цену молочки в СССР, но что-то около 35 копеек (бутылку можно сдать за 10 копеек, но забудем про это). И так в современной РФ я на 35000 возьму 437 пакетов суррогата. В СССР мне для этого хватит 153 рубля.
Можно взять и другие цены на всякое, чтобы узнать "страшное": 35000 руб сегодня, хорошо если 100 руб. при СССР.
Электронику в расчёт не берём (технический прогресс сильно изменился с тех пор), но хорошие итальянские сапоги жене за 50 рублей - это было что-то адовое, не все позволить могут. Ну вперёд, бог в помощь найти итальянскую обувку за четверть от 35000 - вдруг есть такие.

Может я не прав. Давайте доставать попкорн... Только про пенсионеров ещё вспомнить надо с их пенсией в 15000 руб. Ну и мою бабушку, что пенсию 110 руб. советскими получала и совсем неплохо себя чувствовала. Ещё бы - весь транспорт бесплатно, хотя бы.
#41 | 10:29 09.12.2021 | Кому: Srg_Alex
Да, это ведь ты считаешь, так сказать, монетизированные блага. Сколько коробок КЦ можно было купить на 100 р. грубо )). А если сюда присовокупить общественные фонды потребления, все социальные блага (общежития, квартиры, дестады, школы, институты, больницы, путёвки, санатории) то картина станет ещё грустнее. 35000 р. превращаются в пшик. Вот просто сразу ипотека эти 35000 сразу обнуляет, а дальше крутись как хочешь. И этот ад нам эффективные менеджеры преподносят как небывалый прорыв и "социальное государство".
#42 | 10:33 09.12.2021 | Кому: Virtuon
> если сюда присовокупить общественные фонды потребления, все социальные блага

Так, тихо-тихо! Ты ж щас всю малину распугаешь и в теории "мы так никогда хорошо не жили" не оставишь камня на камне! Зачем ты так???

Ага, ты ещё пионер-лагеря с кружками вспомни и как какой-нибудь Харламов стал звездой, не будучи с папой-миллионером. Ну вот зачем??? За себя же и за Сашку!!!
cp866
интеллектуал »
#43 | 10:47 09.12.2021 | Кому: Srg_Alex
> Если не смотреть на то, что нормального хлеба сейчас нет, то можно взять похожий на тот за 24 рубля (Каравай).

У нас уже полтинник, Если круглый и большой. Если килограмовый, то 60-70.
#44 | 10:55 09.12.2021 | Кому: cp866
> У нас уже полтинник, Если круглый и большой. Если килограмовый, то 60-70.

Я пытался дать шанс ВЕЛИКОЙ теории нашего смутного времени. А вы не оставляете даже лазейку.
Как вам не стыдно???
#45 | 14:23 09.12.2021 | Кому: Всем
> хотели бы вы жить в СССР?

Да.
#46 | 15:09 09.12.2021 | Кому: Srg_Alex
> Я пытался дать шанс ВЕЛИКОЙ теории нашего смутного времени. А вы не оставляете даже лазейку.

С лазейкой всё в порядке. То ты неправильно считаешь. Возьми для сравнения стоимость бутылки водки! Шах и мат!!!111
#47 | 16:42 09.12.2021 | Кому: Virtuon
> что производительность труда ... вырос как минимум вдвое

Тут самое забавное, а как эту производительность посчитать?
Вот если вместо старой дрели на стройке взять современный перфоратор, то скорость работы меняется на порядок минимум. Скорость создания чертежа в разы выросла, размножить этот чертёж - неизмеримо быстрее. Так почему только в два раза, а не в двести? Проблема в том, что выросла то производительность на порядки у какого-то небольшого числа рабочих и это увеличение компенсируется "бесполезными людьми" - охранники, риелторы, юристы, полиция, рекламщики, продавцы разного рода, безработные, преступность, часть бизнесменов и т.д.
#48 | 17:39 09.12.2021 | Кому: Srg_Alex
> с их пенсией в 15000 руб

Не у всех такая есть.
#49 | 10:21 10.12.2021 | Кому: Beholder
> Я согласен с Реми, который раз за разом утверждает, что люди по природе своей не гады и сволочи

Неа. Не все люди гады и сволочи, любой ценой стремящиеся встать ногой на грудь ближнему своему.
Но есть и такие. И их довольно много. Проценты, а может даже и 10-20 %.
#50 | 12:38 10.12.2021 | Кому: pavelat
А если не жить в таких уродливых условиях, как ты думаешь - какая сторона будет у человека доминировать? Конечно светлая и социалистическая.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.