В общем, на старости лет решил стать добрым заняться музыкой. В моём случае это — "снова", т.к. имею среднее музыкальное образование по классу фортепиано.
После школы почти не играл и пребывал в некоторой фрустрации. Дело в том, что я не мог (не был научен?) аккомпанировать, импровизировать, не говоря уж о какой-то аранжировке или сочинительстве. Всегда казалось, что это какой-то талант, так как знаю людей, которые это делают не задумываясь.
Но недавно наткнулся на один курс в интернете, который как раз и заявляет, что учит вышеперечисленным умениям.
В ходе прохождения обучения, применяя свой инженерный подход, время от время рожаю подобные схемы. Вотт, ввалил определённое время и составил схемку по аккордами. Для чего?
Чтобы были перед глазами все интервалы, входящие в состав, а также названия аккордов. Можно созерцать и видеть закономерности обращений, построения аккордов.
Решил поделиться, чтобы
- мало-ли, может кому-то будет полезно.
- может кто найдет ошибки, откомментирует.
- может кто-то предложит как усовершенствовать.
Список литературы, использованный для составления таблицы — это где-то 5-6 источников. Даже в википедии нет этой информации в нормальном виде. Везде — засилие Cm-ов всяких (построенных от конкретных нот, а не универсальных). Потом ещё индексы юникодовые копипастой вставлял...
Вообще, это не первая моя публикация подобного рода. Может кто помнит мою табличку времён английского? Ведь их было мало в интернете, аххах...
Ссылка на саму таблицу Google Spreadsheets с возможностью комментирования: [censored]
Это не последняя версия, а очередная. Впоследствии скорее всего будут добавлены новые аккорды.
> Осмелюсь только посоветовать добавить к интервальному строению ещё и ступенное наполнение данных аккордов. > Ну, что мажорное трезвучие на 5 ступени будет доминантовым, а минорное на 4 может быть субдоминантовым. > ...
Ха, вспоминается сольфеджио из школы! Надо бы добавить :)
> Если схемы будут того же качества, как уже продемонстрированные, то получится отличный вводный курс элементарной теории музыки.
Да, у меня есть такая цель. Хочу математически воспринимать музыку, хе-хе.
> Ты мог бы написать некое пояснение в этом файле, как это следует применять, с примерами?
Разреши я поделюсь своей теорией зачем это всё вообще. Скорее всего, в музыкальных вузах этому даётся полное обоснование.
TL;DR (типа, сначала коротко)
В общем, когда мы учим язык, то учим фонемы. А когда учимся играть, то почему-то обычно не учим аккорды (и интервалы). А ведь это и есть "фонемы" музыки. Что такое выучить аккорд? Это мгновенно мысленно "видеть" его на клавиатуре, стоит о нем подумать. Это слышать его в музыке и сразу узнавать. Всё это можно выучить, создать "словарь" с мгновенным доступом (т.е. создать набор рефлексов) и пользоваться.
А теперь длинно. Извини за много букв, но думаю отвечу и ещё на несколько других вопросов.
Для начала скажу, что табличка - просто фиксация "что бывает", и любой человек по ней может построить любой аккорд. А также чтобы видеть объем материала для рефлекторного заучивания. В колонках с цифрами - просто кол-во полутонов (соседних клавиш не важно черных или белых на пианино, кол-во "ладов" на гитаре и так далее). Строить можно от любой ноты. Правда, возможно, это будет достаточно бессмысленно, если делать это не в рамках какой-то системы обучения. А теперь о ней.
Вот что такое "говорить на языке"? Под этим подразумеваются процессы:умения (наверное это "динамические стереотипы", последовательности условных рефлексов — спасибо начавшемуся курсу материалистической психологии на канале у Майснера):
- слушание:разбирание на слух фонем языка (и их последовательностей) и их осмысление
- чтение:раскодирование значков письма (и их последовательностей) в фонемы (идёт фоном) и смыслы
- говорение: преобразование мыслей в фонемы через речевой аппарат
- писание: преобразование мыслей в фонемы (идёт фоном) и значки письма
И когда мы учим иностранный язык, мы на протяжении всего обучения каждый из этих навыков тренируем. И если сначала, чтобы сказать, например, слово уходит значительное время на вспоминание и речь замедленна, то затем эти нейронные связи "улучшаются", скорость этих процессов настолько увеличивается, что ответ приходит мгновенно.
Я говорю очевидные вещи, и тем не менее применение этой аналогии на музыку в голову раньше не приходило. А ведь похожего чуть меньше, чем дофига:
- прослушивание музыки:разбирание на слух гармоний и их осмысление
А что такое осмыслении музыки? Как сравнить понимание фразы языка и понимание аккорда например? Вот два человека - обученный и нет - слышат один и тот же аккорд, есть ли разница?
Я считаю, что есть: обученный понимает что он слышит — гармонии, интервалы, созвучия, аккорды и как построена музыка, а необученный просто такой: "прикольно, гы" или "фу, отстой." Обученный может запомнить что он слышал, запомнив функции элементов музыки (то есть запомнить, что ему "сказали"), в то время как необученный может только примерно запомнить "на слух" и затем имитировать услышанное (как мы имитируем речь иностранца).
- чтение нот (на слух):раскодирование нотных обозначений в гармонии и смыслы
Всегда считалось суперспособностью, если человек умеет смотреть в ноты и "слышать" в голове музыку, а ведь этот навык тренируем. Смотришь в табы и тебе не нужна гитара, чтобы "услышать" музыку в голове. Для этого даже не нужно обладать абсолютным слухом (а вот это — суперспособность, imho).
- чтение нот (и одновременная игра на инструменте):преобразование нотных обозначений в мышечные сокращения для игры на музыкальном инструмента
Это "любимый" навык музыкальных школ. И, по сути, единственный который они развивают, плодя таких, как я, которые не умеют играть сами. Я не пытаюсь как-то принизить великих исполнителей, просто без осмысления того, что играешь, а тупо копируя обозначения в движения пальцев, ты тренируешь только этот механистический навык и никак не приближаешься к реальному освоениею инструмента, который идет следующим пунктом.
- игра на инструменте (произвольная): преобразование "музыкальных мыслей" в гармонии через игру на музыкальном инструменте
Это самое интересное. Это и аккомпанемент, и аранжировака, и импровизация, и сочинительство. Это о чем мечтает любой, кто играет на инструменте. Собсно, для этого и нужно создать словарь с мгновенным двухсторонним доступом. Выработать динамический стереотип, умение пользоваться этим словарем не задумываясь, как мы делаем это с языком.
- запись нот: преобразование "музыкальных мыслей" в нотные обозначения
Запись того, что сочинил. Полезный факультативный навык, когда есть что записывать.
Пару месяцев назад начал с курса "Аккорд-мастер". Ничего такого особенного. Выглядит примерно так: Сергей в 10-минутном показывает набор упражнений, а ты их делаешь потом 2 месяца :) Сейчас у меня как раз септаккорды, и выполнение упражнений напоминает собирание кубика-рубика, причем, когда не знаешь как его собирать: работа мозга ощущается почти физически. Полагаю на них в сумме уйдет месяца 3.
> В таблице типа число полутонов между нотами? Было бы неплохо еще ступени обозначить (типа 1-3-5 или 3-5-1(8)), иначе это совсем не сразу воспринимается.
Да, следующий этап. Когда дойду до функций аккордов в конкретных мелодиях/тональностях. Пока тренирую "физическое" восприятие аккордов, без их фукнциональной нагрузки.
> Посмотрел обзоры электртческих пианин и погрустнел: цены - мрачный кабздец, а пианины начального уровня, к тому же ещё и кастрированные инвалиды по функционалу...
А не вариант взять акустику с рук на каком-нибудь avito? Не рандомно, понятно, со знающим человеком выбрать. Там можно за 5-10 т.р найти + настройка 3-5. В общем, в 20-ку уложиться вместе с перевозкой.
Был у меня Casio PX за $800, там была молоточковая клавиатура, но звук нажатий сильно бесил. Да и силу приходилось прикладывать немалую, чтобы прожимать клавиши... В общем, я сделал вывод, что дешевые инструменты лучше не брать. Уже позже поехал в специализированный магазин, смотрел ямахи и роланды, вилка, как я щас помню, была 250-314 тыс руб. Вот это, конечно, другое дело, там всё на высоте, от живого инструмента почти не отличишь. Что вызывает закономерный вопрос: на хуя нам без хуя, когда с хуем до хуя? Понятно, что у электроники свои неоспоримые преимущества: размер, вес, портативность, наушники и... звук басов рояля, а не этих кастрированных пианинных полуструн :) Но в остальном, прошу извинить, акустика заруливает в минуса по всем параметрам любую электронику.
Я бы сделал ставку на то, что сравнительно просто найти хороший инструмент в неплохом состоянии и при этом за копейки: люди часто не понимают, что продают. Им бы лишь избавиться от пианино.
дурачок »
После школы почти не играл и пребывал в некоторой фрустрации. Дело в том, что я не мог (не был научен?) аккомпанировать, импровизировать, не говоря уж о какой-то аранжировке или сочинительстве. Всегда казалось, что это какой-то талант, так как знаю людей, которые это делают не задумываясь.
Но недавно наткнулся на один курс в интернете, который как раз и заявляет, что учит вышеперечисленным умениям.
В ходе прохождения обучения, применяя свой инженерный подход, время от время рожаю подобные схемы. Вотт, ввалил определённое время и составил схемку по аккордами. Для чего?
Чтобы были перед глазами все интервалы, входящие в состав, а также названия аккордов. Можно созерцать и видеть закономерности обращений, построения аккордов.
Решил поделиться, чтобы
- мало-ли, может кому-то будет полезно.
- может кто найдет ошибки, откомментирует.
- может кто-то предложит как усовершенствовать.
Список литературы, использованный для составления таблицы — это где-то 5-6 источников. Даже в википедии нет этой информации в нормальном виде. Везде — засилие Cm-ов всяких (построенных от конкретных нот, а не универсальных). Потом ещё индексы юникодовые копипастой вставлял...
Вообще, это не первая моя публикация подобного рода. Может кто помнит мою табличку времён английского? Ведь их было мало в интернете, аххах...
Ссылка на саму таблицу Google Spreadsheets с возможностью комментирования:
[censored]
Это не последняя версия, а очередная. Впоследствии скорее всего будут добавлены новые аккорды.