Трезвучия и септаккорды

docs.google.com — заморочился составлением таблицы трезвучий и септаккордов, с обращениями и всяким таким. Делюсь. В первом комменте - подробнее.
Новости, Медиа | fantomas 19:34 30.11.2021
9 комментариев | 105 за, 0 против |
fantomas
дурачок »
#1 | 19:35 30.11.2021 | Кому: Всем
В общем, на старости лет решил стать добрым заняться музыкой. В моём случае это — "снова", т.к. имею среднее музыкальное образование по классу фортепиано.

После школы почти не играл и пребывал в некоторой фрустрации. Дело в том, что я не мог (не был научен?) аккомпанировать, импровизировать, не говоря уж о какой-то аранжировке или сочинительстве. Всегда казалось, что это какой-то талант, так как знаю людей, которые это делают не задумываясь.

Но недавно наткнулся на один курс в интернете, который как раз и заявляет, что учит вышеперечисленным умениям.

В ходе прохождения обучения, применяя свой инженерный подход, время от время рожаю подобные схемы. Вотт, ввалил определённое время и составил схемку по аккордами. Для чего?

Чтобы были перед глазами все интервалы, входящие в состав, а также названия аккордов. Можно созерцать и видеть закономерности обращений, построения аккордов.

Решил поделиться, чтобы

- мало-ли, может кому-то будет полезно.
- может кто найдет ошибки, откомментирует.
- может кто-то предложит как усовершенствовать.

Список литературы, использованный для составления таблицы — это где-то 5-6 источников. Даже в википедии нет этой информации в нормальном виде. Везде — засилие Cm-ов всяких (построенных от конкретных нот, а не универсальных). Потом ещё индексы юникодовые копипастой вставлял...

Вообще, это не первая моя публикация подобного рода. Может кто помнит мою табличку времён английского? Ведь их было мало в интернете, аххах...

Ссылка на саму таблицу Google Spreadsheets с возможностью комментирования:
[censored]

Это не последняя версия, а очередная. Впоследствии скорее всего будут добавлены новые аккорды.
fantomas
дурачок »
#2 | 22:46 30.11.2021 | Кому: Бурдюк
> Осмелюсь только посоветовать добавить к интервальному строению ещё и ступенное наполнение данных аккордов.
> Ну, что мажорное трезвучие на 5 ступени будет доминантовым, а минорное на 4 может быть субдоминантовым.
> ...

Ха, вспоминается сольфеджио из школы! Надо бы добавить :)

> Если схемы будут того же качества, как уже продемонстрированные, то получится отличный вводный курс элементарной теории музыки.


Да, у меня есть такая цель. Хочу математически воспринимать музыку, хе-хе.
fantomas
дурачок »
#3 | 13:46 01.12.2021 | Кому: olezhe
> Ты мог бы написать некое пояснение в этом файле, как это следует применять, с примерами?

Разреши я поделюсь своей теорией зачем это всё вообще. Скорее всего, в музыкальных вузах этому даётся полное обоснование.

TL;DR (типа, сначала коротко)

В общем, когда мы учим язык, то учим фонемы. А когда учимся играть, то почему-то обычно не учим аккорды (и интервалы). А ведь это и есть "фонемы" музыки. Что такое выучить аккорд? Это мгновенно мысленно "видеть" его на клавиатуре, стоит о нем подумать. Это слышать его в музыке и сразу узнавать. Всё это можно выучить, создать "словарь" с мгновенным доступом (т.е. создать набор рефлексов) и пользоваться.

А теперь длинно. Извини за много букв, но думаю отвечу и ещё на несколько других вопросов.

Для начала скажу, что табличка - просто фиксация "что бывает", и любой человек по ней может построить любой аккорд. А также чтобы видеть объем материала для рефлекторного заучивания. В колонках с цифрами - просто кол-во полутонов (соседних клавиш не важно черных или белых на пианино, кол-во "ладов" на гитаре и так далее). Строить можно от любой ноты. Правда, возможно, это будет достаточно бессмысленно, если делать это не в рамках какой-то системы обучения. А теперь о ней.

Вот что такое "говорить на языке"? Под этим подразумеваются процессы: умения (наверное это "динамические стереотипы", последовательности условных рефлексов — спасибо начавшемуся курсу материалистической психологии на канале у Майснера):

- слушание: разбирание на слух фонем языка (и их последовательностей) и их осмысление
- чтение: раскодирование значков письма (и их последовательностей) в фонемы (идёт фоном) и смыслы
- говорение: преобразование мыслей в фонемы через речевой аппарат
- писание: преобразование мыслей в фонемы (идёт фоном) и значки письма

И когда мы учим иностранный язык, мы на протяжении всего обучения каждый из этих навыков тренируем. И если сначала, чтобы сказать, например, слово уходит значительное время на вспоминание и речь замедленна, то затем эти нейронные связи "улучшаются", скорость этих процессов настолько увеличивается, что ответ приходит мгновенно.

Я говорю очевидные вещи, и тем не менее применение этой аналогии на музыку в голову раньше не приходило. А ведь похожего чуть меньше, чем дофига:

- прослушивание музыки: разбирание на слух гармоний и их осмысление

А что такое осмыслении музыки? Как сравнить понимание фразы языка и понимание аккорда например? Вот два человека - обученный и нет - слышат один и тот же аккорд, есть ли разница?

Я считаю, что есть: обученный понимает что он слышит — гармонии, интервалы, созвучия, аккорды и как построена музыка, а необученный просто такой: "прикольно, гы" или "фу, отстой." Обученный может запомнить что он слышал, запомнив функции элементов музыки (то есть запомнить, что ему "сказали"), в то время как необученный может только примерно запомнить "на слух" и затем имитировать услышанное (как мы имитируем речь иностранца).

- чтение нот (на слух): раскодирование нотных обозначений в гармонии и смыслы

Всегда считалось суперспособностью, если человек умеет смотреть в ноты и "слышать" в голове музыку, а ведь этот навык тренируем. Смотришь в табы и тебе не нужна гитара, чтобы "услышать" музыку в голове. Для этого даже не нужно обладать абсолютным слухом (а вот это — суперспособность, imho).

- чтение нот (и одновременная игра на инструменте): преобразование нотных обозначений в мышечные сокращения для игры на музыкальном инструмента

Это "любимый" навык музыкальных школ. И, по сути, единственный который они развивают, плодя таких, как я, которые не умеют играть сами. Я не пытаюсь как-то принизить великих исполнителей, просто без осмысления того, что играешь, а тупо копируя обозначения в движения пальцев, ты тренируешь только этот механистический навык и никак не приближаешься к реальному освоениею инструмента, который идет следующим пунктом.

- игра на инструменте (произвольная): преобразование "музыкальных мыслей" в гармонии через игру на музыкальном инструменте

Это самое интересное. Это и аккомпанемент, и аранжировака, и импровизация, и сочинительство. Это о чем мечтает любой, кто играет на инструменте. Собсно, для этого и нужно создать словарь с мгновенным двухсторонним доступом. Выработать динамический стереотип, умение пользоваться этим словарем не задумываясь, как мы делаем это с языком.

- запись нот: преобразование "музыкальных мыслей" в нотные обозначения

Запись того, что сочинил. Полезный факультативный навык, когда есть что записывать.

Всё.
fantomas
дурачок »
#4 | 13:54 01.12.2021 | Кому: Дарт Сидиус
> А можно ссылку на курс, по братски?

Да, пожалуйста:

[censored]

Пару месяцев назад начал с курса "Аккорд-мастер". Ничего такого особенного. Выглядит примерно так: Сергей в 10-минутном показывает набор упражнений, а ты их делаешь потом 2 месяца :) Сейчас у меня как раз септаккорды, и выполнение упражнений напоминает собирание кубика-рубика, причем, когда не знаешь как его собирать: работа мозга ощущается почти физически. Полагаю на них в сумме уйдет месяца 3.
fantomas
дурачок »
#5 | 14:04 01.12.2021 | Кому: dragonsnake
Ответил выше вот.
fantomas
дурачок »
#6 | 14:05 01.12.2021 | Кому: Peter Zuev
> В таблице типа число полутонов между нотами? Было бы неплохо еще ступени обозначить (типа 1-3-5 или 3-5-1(8)), иначе это совсем не сразу воспринимается.

Да, следующий этап. Когда дойду до функций аккордов в конкретных мелодиях/тональностях. Пока тренирую "физическое" восприятие аккордов, без их фукнциональной нагрузки.
fantomas
дурачок »
#7 | 14:13 01.12.2021 | Кому: Tolstoy
> Посмотрел обзоры электртческих пианин и погрустнел: цены - мрачный кабздец, а пианины начального уровня, к тому же ещё и кастрированные инвалиды по функционалу...

А не вариант взять акустику с рук на каком-нибудь avito? Не рандомно, понятно, со знающим человеком выбрать. Там можно за 5-10 т.р найти + настройка 3-5. В общем, в 20-ку уложиться вместе с перевозкой.

Был у меня Casio PX за $800, там была молоточковая клавиатура, но звук нажатий сильно бесил. Да и силу приходилось прикладывать немалую, чтобы прожимать клавиши... В общем, я сделал вывод, что дешевые инструменты лучше не брать. Уже позже поехал в специализированный магазин, смотрел ямахи и роланды, вилка, как я щас помню, была 250-314 тыс руб. Вот это, конечно, другое дело, там всё на высоте, от живого инструмента почти не отличишь. Что вызывает закономерный вопрос: на хуя нам без хуя, когда с хуем до хуя? Понятно, что у электроники свои неоспоримые преимущества: размер, вес, портативность, наушники и... звук басов рояля, а не этих кастрированных пианинных полуструн :) Но в остальном, прошу извинить, акустика заруливает в минуса по всем параметрам любую электронику.
fantomas
дурачок »
#8 | 08:45 02.12.2021 | Кому: Piggyspark
Я бы сделал ставку на то, что сравнительно просто найти хороший инструмент в неплохом состоянии и при этом за копейки: люди часто не понимают, что продают. Им бы лишь избавиться от пианино.
fantomas
дурачок »
#9 | 13:28 07.12.2021 | Кому: olezhe
> Человечество в моём лице благодарит тебя за вклад в культуру.

Ой, да брось ты. Пока это набросок. Скелет некий. Надеюсь доработать!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.