Не доедим, но вывезем. Даже если не хотим вывозить.

laertan.livejournal.com — Как во время Первой мировой союзники нагибали Российскую империю на поставки зерна. Текст в первом.
Новости, Общество | кaрел 09:40 30.11.2021
10 комментариев | 69 за, 1 против |
#1 | 09:40 30.11.2021 | Кому: Всем
Одной из искр, из которых разгорелась Февральская революция, были хлебные бунты в Петрограде. И вот вам одна любопытная деталь: в январе 1917-го года Особое междуведомственное совещание приняло решение об экспорте 50 млн. пуд. пшеницы и ржи (Англии предназначалось 30 млн. пуд., Франции — 20 млн. пуд.). Это при том, что расчётные потребности в хлебе армии и населения на 1917 г. исчислялись в 660 млн. пуд., в то время как наличные запасы к концу 1916 г. составляли 626 млн. пуд. зерна, причём из этого числа надо вычесть 52 млн. пуд., находившиеся в зоне, закрытой для вывоза (конечно, к этим цифрам следует добавить перспективный урожай 1917-го года, но до него ещё надо было дожить). Почему же особое совещание приняло такое решение?

Для ответа на этот вопрос нужно отмотать ситуацию на несколько лет назад. Ещё в декабре 1914 г. по дипломатическим каналам осуществлялся зондаж на предмет покупки французами 72 млн. пуд. русской пшеницы. Данный зондаж привёл к так называемому джентльменскому (не оформленному юридически) соглашению о поставке в сезон 1915 г. первых партий зерна — 14.5 млн. Позднее была заключена конвенция Рибо—Барка (21 сентября 1915 г.), гарантировавшая России французский кредит на обслуживание займов и покупку вооружений, одним из пунктов предусматривавшая обязательство царского правительства «оплачивать русскими деньгами закупки хлеба и спирта, производимые французским правительством в России» .

Тут надо отметить, что в самой Франции дела обстояли отнюдь не радужно, покупка зерна вовсе не была бессмысленной блажью. К концу 1916-го года во Франции под влиянием факторов, связанных с войной, посевные площади с/х культур сократились до 65% по сравнению с довоенными годами. Валовый сбор зерна составил всего 30% от предвоенного, и в 1917-м ситуация продолжала усугубляться.

Поэтому даже несмотря на то, что джентльмены верят на слово, французы всё время торопили российскую сторону с заключением формального соглашения, а российские государственные деятели, не будь дураки, всячески пытались затянуть решение вопроса. Многочисленные раунды переговоров, докладные записки о полной нереализуемости соглашения, демарши министра земледелия - и со всем этим в одночасье покончил ультиматум французов в марте 1916-го года, суть которого изложил посол России Извольский в своём письме: "Французское правительство очень обеспокоено неполучением от нас ответа по делу о поставке хлеба и полученным от Палеолога известием, что русское правительство еще не приступило к заготовке и закупке этого хлеба. Наш морской агент на днях телеграфировал своему начальству, что это обстоятельство может явиться препятствием к доставке снарядов в Россию, так как их предполагалось грузить на те суда, которые зафрахтованы для доставления хлеба во Францию, которые, если сделка с нами не состоится, должны будут идти за хлебом в Америку. В зависимости от этой поставки русского хлеба здешнее Министерство торговли ставит также отпуск хлеба для наших военнопленных в Германии, как его об этом просил председатель Бернского комитета Березников. Как мне известно, я на днях, вероятно, получу ноту о передаче в Петроград усиленного ходатайства французского правительства о скорейшей заготовке хлеба в Архангельске".

Если отбросить дипломатические словеса, суть ультиматума можно передать чрезвычайно просто: не дадите хлеба - хрен вам, а не снаряды. Если учесть возможности отечественной промышленности, это был удар ниже пояса, закрывший любые дискуссии. Со своей стороны Великобритания нашла сразу два рычага влияния на российского "партнёра": во-первых, английское правительство затребовала "уступить" 30 млн. пуд. пшеницы в обмен на тоннаж, предоставленный англичанами русскому военному ведомству; во-вторых, оно же недвусмысленно предупредило, что "не сможет доставить необходимое количество тоннажа для перевозки угля и военного снаряжения в Россию", если требования об экспорте русского хлеба и леса не будут удовлетворены.

Если учесть весь этот бэкграунд, становится вполне понятно, почему на ноты английского и французского правительств, "предложившие" предоставить в распоряжение союзнических государств 50 млн. пуд. пшеницы в навигацию 1917 г., царское правительство поспешило передать в целом положительный ответ.

Эта история позволяет сделать два поучительных вывода:

1. В критической ситуации капиталистические государства всячески стараются спихнуть бремя кризиса друг на друга. Всем "джентльменским соглашениям" грош цена в базарный день, а договоры между странами стоят меньше, чем бумага, на которых они напечатаны - если у вас нет возможности прямым шантажом (или грубой силой) добиться их выполнения;

2. Побеждает в "тараканьих бегах" более технически продвинутое государство. Можно сколько угодно надувать щёки, рассуждая об "энергетических сверхдержавах" и радоваться тому, как мы "кормили всю Европу", однако реальность совершенно неприглядна: именно страны, производящие продукцию высокого передела, в острые моменты истории диктуют свою непреклонную волю странам-экспортёрам ресурсов.


***


Для урлофобов:

Мой вопрос автору:

А успели отправить?

Ответ:

Кое-что успели, но далеко не всё. Впрочем, тут не нужно выдавать нужду за добродетель: существовали очень большие проблемы с инфраструктурой и логистикой (проливы-то перекрыты, а своевременно расширить пропускную способность северных портов не смогли). Даже для отправки скромной партии в 10 млн. пудов пшеницы в сентября 1916-го пришлось устраивать чуть ли не спецоперацию.

Ну а после зимы 1916/1917-го надо было дождаться начала навигации, а когда дождались — известные события привели к тому, что всем стало несколько не до того. Временное правительство пыталось продолжить ту же политику, но Советы вмешивались, в том числе останавливая эшелоны с экспортным зерном. В итоге в 1917-м удалось вывезти во Францию всего 1,3 млн. пуд. пшеницы и ржи. Поставки зерна в Англию осуществлены не были.
Mr. Maximus
надзор »
#2 | 10:33 30.11.2021 | Кому: Всем
Как я понимаю, именно желание позаимствовать недовывезенное зерно с портовских складов обусловило столь странную интервенцию Антанты против молодой Советской власти, когда интервенты так и остались в прибрежных городах.
#3 | 10:42 30.11.2021 | Кому: Mr. Maximus
Вряд ли зерно там имелось в значимых количествах. Из Архангельска точно всё вывезли.

> когда интервенты так и остались в прибрежных городах.


По Мурманской ж/д они от непосредственно Мурманска дошли до Медвежьегорска. Это больше тысячи км.
#4 | 10:49 30.11.2021 | Кому: Mr. Maximus
> столь странную интервенцию Антанты против молодой Советской власти, когда интервенты так и остались в прибрежных городах.

Там всё неоднозначно:

[censored]

Интервенция началась как союз между большевиками (местным Советом) и странами Антанты для защиты от белофиннов и немецких войск. 1 марта 1918 года меньшевистско-эсеровский Мурманский совет (исполняющий обязанности председателя — Алексей Юрьев) информировал Совет народных комиссаров о полученном предложении британского контр-адмирала Томаса Кемпа (англ. Thomas Webster Kemp). Предложение сводилось к защите силами британских войск Мурманской железной дороги от германских войск и (или) белофиннов. Лев Троцкий, являвшийся народным комиссаром по иностранным делам без решения ЦК ответил, что такое предложение следует принять.

Мурманский порт и Мурманская железная дорога были построены в 1916 году для поставок России военного снаряжения и материалов из стран Антанты, то есть из Британии и Франции. К моменту выхода России из войны с Германией в портах Мурманска и Архангельска скопились миллионы тонн военных грузов, и Антанта была обеспокоена возможностью их захвата германцами при помощи финнов. В это время в Финляндии, ставшей независимой, шла гражданская война между белыми и красными финнами, и для помощи белым финнам там высаживались немецкие войска.

Белые финны стали первой проверкой британского десанта. В середине марта 1918 года к Мурманской железной дороге вышел отряд красных финнов, вытесненный белыми финнами из Финляндии. Командир краснофинского отряда попросил помощи мурманских большевиков, а Мурманский Совет обратился за помощью к десанту Антанты. Тогда-то и был «оборудован блиндированный поезд», упомянутый в БСЭ. Он представлял собой несколько платформ с брустверами из мешков с песком, вооруженных четырьмя трехфунтовыми (47 мм) пушками, снятыми с британского корабля «Кокрейн». Расчеты пушек составили французские артиллеристы (они отнюдь не были высажены вместе с десантом, а, наоборот, возвращались во Францию, завершив миссию советников в Румынии, вышедшей из войны с Германией и Австро-Венгрией), на платформах «бронепоезда» разместилась также рота британских морских пехотинцев. Состав проехал до Кандалакши, но не встретил белых финнов, которые ушли обратно в Финляндию.

После этого рейда против белых финнов десант Антанты никаких действий не предпринимал, выполняя основную задачу — охрану военных грузов в Мурманском порту. А 2 мая 1918 «Кокрейн» получил приказ принять на борт 40 британских морпехов, 20 красногвардейцев, 20 красных матросов и направиться в Печенгу. Дело в том, что Мурманский Совет получил информацию о возможном использовании Печенгского залива в качестве базы для подводных лодок Германии. 3 мая 1918 в Печенге высадились красногвардейцы, красные матросы и британские морпехи. Они вступили в бои против белых финнов. Финны упорно сопротивлялись, вынудив британцев 6 мая прислать подкрепление — 35 морпехов с 5 пулеметами и одной 12-фунтовой (76 мм) пушкой. 12 мая 150 белых финнов попытались взять Печенгу штурмом, но были отбиты и покинули этот район.
...
3 июня конференция военных представителей Антанты в Париже постановила расширить интервенцию на Севере России и поручила британскому командованию возглавить северный экспедиционный корпус союзных войск. Требования советского правительства вывести иностранные войска и военные корабли с советской территории и из советских северных вод, озвученные С.П. Нацаренусом, Антанта проигнорировала и продолжила наращивать свой контингент, к началу июля доведя его в Мурманске до 8 тыс

Прям как в сказке про Зайца, Лису и лубяную избушку. )
Mr. Maximus
надзор »
#5 | 11:02 30.11.2021 | Кому: кaрел
> Мурманска дошли до Медвежьегорска.

не дошли, а доехали по ж/д. Так-то они держались треугольника Мурманск-Кандалакша-Архангельск, насколько я вижу по картам.
#6 | 11:03 30.11.2021 | Кому: глюкер
> После этого рейда против белых финнов десант Антанты никаких действий не предпринимал

Предпринимал.

Летом около 2-3 тысяч финнов под руководством немецких офицеров вторглись на территорию северной Карелии. Британскими интервентами были огранизованы местные карелы, из которых сформировали "Карельский легион" в 300 бойцов, британцы же их снабдили оружием, приставили к карелам своих офицеров, после чего финны были выбиты до дома. На северном фланге этой операции против белофиннов действовали также пригретые англичанами красные финны, при этом они успели немного повоевать с карелами.

Так что какие-то действия против финнов интервенты предпринимали. Интервенты против интервентов, хы.
Mr. Maximus
надзор »
#7 | 11:04 30.11.2021 | Кому: глюкер
> к началу июля доведя его в Мурманске до 8 тыс

Там же можно прочитать просто прекрасные очерки о карьерном росте бывших царских офицеров:
Когда 2 августа 1918 года высадился 9-тысячный отряда Антанты в Архангельске, советская власть в городе уже была свергнута в ходе переворота, организованного английским агентом, капитаном второго ранга русского флота Георгием Чаплиным (Томсоном). Власть в городе взяли военные во главе с ротмистром А. А. Берсом — командиром Беломорского конно-горского полка (собранном из частей бывшей «туземной дивизии»). В тот же день в городе было образовано марионеточное «правительство» во главе с «народным социалистом» Н. В. Чайковским – Верховное управление Северной области (ВУСО)[12]. Начала формироваться Северная армия под командованием каперанга Г. Е. Чаплина.

Вот как надо звёздочки получать...!!!
#8 | 11:37 30.11.2021 | Кому: Mr. Maximus
> не дошли, а доехали по ж/д

Ну так не туристами же они ехали. Натурально с боями, хотя и небольшими, у красных на том направлении сил было немного до поры.

> Так-то они держались треугольника Мурманск-Кандалакша-Архангельск, насколько я вижу по картам.


Скорее всего, решения принимались ситуативно. Была бы возможность "доехать" до Питера (успешное контрреволюционное выступление, например) "доехали" бы.
#9 | 13:45 30.11.2021 | Кому: Всем
то есть получается, что Российская империя во время войны кормила себя и союзников.

а СССР наоборот, союзники кормили...
#10 | 13:58 30.11.2021 | Кому: северчанин
[censored]
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.