Мы - самые величественные ...

rg.ru — ... в процентных ставках Центробанка, у нас - 7,5. Тридцать лет мы не можем привести в порядок процент и инфляцию. Выросло целое поколение людей, не знающих, что можно взять кредит под 3%. США, Великобритания, Евросоюз, Австралия, Канада - от 0 до 0,25%, Япония - минусовая (-0,1%), Швейцария - в минусе (-0,75%). Китай - 3,85%, Индия - 4%, даже Бразилия - 6,25%. Мы - самые высокие, у нас - 7,5%, и это значит, что реальная цена основной массы кредитов в России снова утвердится в двузначной зоне.
Новости, Политика | Стан 12:00 27.10.2021
18 комментариев | 54 за, 5 против |
#1 | 12:01 27.10.2021 | Кому: Всем
Тридцать лет мы не можем привести в порядок процент и инфляцию. Выросло целое поколение людей, не знающих, что можно взять кредит под 3%. В 1997 году у 85 стран мира ссудный процент был ниже, чем в России, в 2019 году - у 49 стран (Всемирный банк). А сегодня? Как там с процентными ставками центральных банков? США, Великобритания, Евросоюз, Австралия, Канада - от 0 до 0,25%, Япония - минусовая (-0,1%), Швейцария - в минусе (-0,75%). Другой мир! Китай - 3,85%, Индия - 4%, даже Бразилия - 6,25%. Мы - самые высокие, мы - самые величественные в процентных ставках Центрального банка, у нас - 7,5%, и это значит, что реальная цена основной массы кредитов в России снова утвердится в двузначной зоне. В большинстве центральных банков ключевых стран мира процентные ставки ниже, чем в России.

Что за напасть на российскую экономику? 30 лет попыток обычными монетарными методами подавить инфляцию в России, сделать кредит как можно дороже, ограничить денежную массу, а цены все хотят расти, они никак не успокоятся. Мы уже десятилетия - "денежный холодильник", мы давно в четвертом - шестом десятке стран по насыщенности деньгами, кредитами, по капитализации рынков акций. Наш финансовый сектор примерно в 2 раза меньше, чем должен быть, если судить по роли России в мировой экономике (6-е место среди стран по ВВП по ППС, 11-е место по ВВП по номиналу). Каждый год у 100-130 стран мира инфляция ниже, чем у нас.

Если врач лечит уже три десятилетия и никак не вылечит, может быть, что-то не так в самих методах лечения? Может быть, не те лекарства или даже не та болезнь? Четверть века у бизнеса и в академических кругах одни и те же речи - высокий ссудный процент и "денежный холодильник" губят экономический рост. Процентная маржа (разница между процентами по кредитам и депозитам, источник банковской прибыли) непомерно высока, достигает 5 и больше процентов. Высокий ссудный процент превышает рентабельность по ряду отраслей. Он сам по себе источник инфляции, включается в издержки производства. Прибыль организаций в России в 2020 году (без банков, госучреждений, малых предпринимателей) - 12,4 трлн руб. Прибыль банков в 2020 г. - 1,6 трлн руб., это 13% от прибыли организаций (Росстат, ЦБР). Доля финансовой и страховой деятельности в ВВП России - 4,6%. Прибыль сопоставима с вкладом банков в ВВП или нет?

Уже десятилетия много говорится о том, что у нас инфляция преимущественно немонетарная, что она идет от монополий/олигополий, от цен и тарифов, регулируемых государством, и такую инфляцию нужно лечить по-другому. Да что это такое - мировые цены на сырье падают, рубль девальвируется, резко взлетают цены на импорт, от которого мы очень зависим, а за ним ползут вверх все цены в России! Сколько раз это было? 1998, 2008/2009, 2014, 2020 годы!

А если наоборот, если мировые цены на наше экспортное сырье растут? У нас что, внутри все дешевеет? О нет, нам громко говорят, что раз все стало дороже за кордоном, то и в России все должно быть дороже, а то, не дай бог, экспортеры ничего не оставят на внутреннем рынке - ни нефти, ни газа, ни металлов, ни зерна, а все отправят в дальние края. Куда ни кинь, всюду клин.

А как там антимонопольный контроль? Может быть, есть кто-то крупный, кто диктует цены, отправляя их в стратосферу? Или же муниципалитеты толкают их вверх? Или даже ключевые компании с госучастием всё время повышают цены и тарифы, закладывая в них "всё, что можно и нельзя"? Или банковские олигополии заигрались? Нет ясного, развернутого ответа на эти вопросы. Мы знаем только одно: инфляция по-настоящему тормозит не тогда, когда Банк России толкает ключевую ставку вверх, а тогда, когда власти принимают решения о замораживании роста цен и тарифов, регулируемых государством. По оценкам ФАС и Счетной палаты РФ роль государства в экономике - от 50 до 70%. Значит, и влияние на цены - не ниже.

У нас любят сравнивать Россию и сырьевую Норвегию. Худо ей, наверное, сейчас, как и нам, раз взлетели мировые цены на сырье. В сентябре 2021 года розничная инфляция в Норвегии достигла 4,1% (Norges Bank). Ранее была не выше 2 - 2,5%. А у нас? Ответ - 7,4%. Какова ставка центрального банка в Норвегии? Вот беда - повысили с 0% до 0,25%! А у нас? Подняли до 7,5%. Каков процент по ипотеке? В Норвегии - 2 - 2,5% (DNB). А у нас? 8 - 9%, без учета сопутствующих платежей. И станет еще выше вслед за ставкой Банка России.

Когда же ссудный процент станет в России не "ростовщическим"? Это что - недостижимая мечта? Когда семья сможет взять ипотеку под 2,5 - 3%, и мы не будем с горечью и слезами наблюдать, как растут цены на молодежное жилье, а застройщики объясняют рост цен чем угодно, но только не своими аппетитами? Хочется ответить: "Никогда!", но это неправильно, так не бывает. Десятки стран добились нормализации процента. Есть много способов это сделать, они хорошо известны. Главное в них - вмешательство государства, когда рынок сам не справляется, а аппетиты олигополий велики. Какие рецепты? Реальный антимонопольный контроль, создание конкурентной среды в финансовом секторе (она все время ухудшается), административное вмешательство в процент (снижающиеся "потолки" процента и ограничения по процентной марже в рефинансировании ЦБР), а потом - новая либерализация процента, уже на низком уровне. Нет проблем в том, чтобы довести процент по ипотеке в России хотя бы до 3,5 - 4%, без процентных субсидий, жестоко надзирая за крупнейшими застройщиками и их рекламой по поводу того, как цены завтра будут еще выше. Потихоньку, конечно, со всей осторожностью.

Яков Миркин (заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН)
Российская газета - Федеральный выпуск № 244(8595)
#2 | 12:07 27.10.2021 | Кому: Всем
Смотря на то, как взлетела цена на недвижимость и потом по цепочке на остальные стройматериалы после того, как понизили всего лишь на 1,5% базовую ставку, не очень хочется низкой ставки
Malganus
надзор »
#3 | 12:15 27.10.2021 | Кому: Всем
Злочинна панда не даёт повесить на шею ипотечный хомут. Доколе, блеать!
#4 | 12:17 27.10.2021 | Кому: Всем
Терпите. Бох терпел - и вам велел. Один владелец "breguet" подтвердит.

А если не будете терпеть: придут швондеры, навальноиды, американская оккупационная администрация и отберут у вас то, что хотя бы есть.

В конце-концов, если терпеть совсем уж нет сил - всегда можно вскрыть ебало тому мудаку, на два пролета под вами, который свою "нексию" ставит на "вашем" месте - где вам самому удобнее.

Короче - терпите, терпилоиды.
#5 | 12:46 27.10.2021 | Кому: Лепанто
> американская оккупационная администрация и отберут у вас то, что хотя бы есть.

Ночью трое в подземном переходе останавливают студента.
- Деньги гони!
- Извините, денег нет.
- Вася, проверь!
Вася проверяет, действительно нет.
- Тогда пальто снимай!
- Извините, пальто без подкладки.
- Вася, проверь!
Вася проверяет, нет.
- Ботинки снимай!
- Извините, они без подошвы.
Вася опять проверяет.
- Да ты студент, что-ли?
- Ага.
- Вася, дай ему 50 копеек!
#6 | 12:51 27.10.2021 | Кому: Лепанто
> А если не будете терпеть: придут швондеры, навальноиды, американская оккупационная администрация и отберут у вас то, что хотя бы есть.

А так - мы спиздим у вас то, что хотя бы есть и увезём в благословенную Америку!!! :))
#7 | 13:02 27.10.2021 | Кому: Всем
>В 1997 году у 85 стран мира ссудный процент был ниже, чем в России, в 2019 году - у 49 стран (Всемирный банк). А сегодня? Как там с процентными ставками центральных банков? США, Великобритания, Евросоюз, Австралия, Канада - от 0 до 0,25%, Япония - минусовая (-0,1%), Швейцария - в минусе (-0,75%). Другой мир!

Многие прогрессивные мыслители утверждают, что Ленин устарел и капитализм решительно изменился. Однако такое положение дел с ссудными процентами легко объясняется ленинской концепцией империализма (стадией капитализма с господством финансового капитала). При таких ставках в империалистических странах сущность банковских кредитов отличается от сущности кредитов на капиталистической периферии, а именно эти кредиты служат не для получения прибыли, а для введения в оборот ресурсов, выкачанных из периферии посредством инвестиций, кредитов и неэквивалентного обмена. Чем политически ближе страна к кап центру, тем ниже там эти ставки.

Мир разделился на горстку государств-ростовщиков и гигантское большинство государств-должников. «Среди помещений капитала за границей, — пишет Шульце-Геверниц, — на первом месте стоят такие, которые падают на страны, политически зависимые или союзные: Англия даёт взаймы Египту, Японии, Китаю, Южной Америке. Её военный флот играет роль, в случае крайности, судебного пристава. Политическая сила Англии оберегает её от возмущения должников»
[censored]

В качестве аргумента, опровергающего ленинскую концепцию, обычно вспоминают долг США. Но это не долг, поскольку его никто не собирается возвращать. Долг банковской сферы упомянутой в статье Норвегии, если не ошибаюсь, больше всего корпоративного долга России.
Mr. Maximus
надзор »
#8 | 13:28 27.10.2021 | Кому: pitty
> как взлетела цена на недвижимость

нету тут прямой взаимосвязи от слова совсем. иначе тебе придётся признать, что ставки на морские перевозки взлетели тоже из-за ключевой ставки ЦБ РФ. Закупочные цены на газ в Европе тоже из-за неё поганки и т.д.
капиталисты во всё мире сейчас разгоняют маховик инфляции именно второй чаши весов, где процентные ставки уже ушли в минуса, а народ копит средства на частных счетах.
#9 | 14:25 27.10.2021 | Кому: Всем
> Швейцария - в минусе (-0,75%)

ТО есть можно взять миллиардный кредит в Швейцарии, а тебе ещё будут капать проценты от банка? От миллиарда это будет 625 тысяч долларов в месяц? То есть через год возвращаешь взятый миллиард и у тебя остается 7 миллионов процентов? ))))
Mr. Maximus
надзор »
#10 | 15:19 27.10.2021 | Кому: глюкер
> ТО есть можно взять

это ключевая ставка - т.е. от государства к банкам.
банки же выдают населению под около нуля.
#11 | 15:20 27.10.2021 | Кому: Всем
Правительство класса капиталистов не в состоянии контролировать собственный центральный банк, который держит ростовщическую процентную ставку 7,5% (и непомерную доходность под облигациям) - для того, что бы мировой финансовый капитал мог спокойно эксплуатировать Россию, выкачивая последние соки из её трудящихся.
(но виноваты, по мнению буржуев, конечно, "ленивые русские рабочие", которые почему-то не ходят работать по 12 часов и бесплатно - надо срочно "решать проблему" завоза гастарбайтеров)
#12 | 15:34 27.10.2021 | Кому: Pool
> А так - мы спиздим у вас то, что хотя бы есть и увезём в благословенную Америку!!! :))

ТТ.
Mr. Maximus
надзор »
#13 | 15:37 27.10.2021 | Кому: Дружина
> который держит ростовщическую процентную ставку 7,5%

да, это именно узаконенный грабёж.
Mr. Maximus
надзор »
#14 | 15:39 27.10.2021 | Кому: Malganus
> на шею ипотечный хомут.

под 0% был бы не хому, а нормальная рассрочка. Даже под 1 или 2.
7,5 от ЦБ - это 9 и более для населения.
Вот тут реально грабёж средь бела дня.
#15 | 15:48 27.10.2021 | Кому: Mr. Maximus
> да, это именно узаконенный грабёж.

Грабёж - штука однократная, связанная с известным риском для грабителя. А это – эксплуатация.
#16 | 17:47 27.10.2021 | Кому: Mr. Maximus
> капиталисты во всё мире сейчас разгоняют

То о чем ты пишешь ни разу не отменяет моего тезиса.
Если тебе примера с резким ростом цен у нас за год, очень сильно коррелирующей с понижением базовой ставки недостаточно, обрати внимание на стоимость недвижимости в тех странах где низкая процентная ставка.
Везде все работает одинаково.
С введением ипотеки в середине нулевых стоимость недвижимости скаканула на порядок. Как только понизили ставку так сразу пошли рекорды по выдаче ипотечных кредитов. Застройщики посмотрели как расходится стали квартиры, вздернули ценник. Поставщики бетона посмотрели на это дело и тоже подтянулись. А за ними и лес для опалубки и металл для арматуры и прочая для ремонта. Чисто рыночек зарешал.
Благословенный низкий процент в странах центра не особо смог решить проблему с жильём. Да достаточно посмотреть на относительно социально развитую Германию, где процент семей имеющих собственное жилье меньше 50. Штаты, Япония, Австралия - да везде, где процентная ставка низкая недвижимость фактически недоступна для большинства.

Upd: капитализм не нае..шь.
#17 | 03:43 28.10.2021 | Кому: Всем
Населению низенькая ставка по еботеке ну никак не поможет. Если не заработают банки из за низкой ставки то заработают застройщики задрав стоимость квартир. В общем то чем дороже ипотека тем проще реально накопить на квартиру. Я кредиты не беру, пусть ключевая растёт.
#18 | 03:44 28.10.2021 | Кому: Всем
А Яков Миркин (заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН) - натуральный эльф, кто его вообще заведовать поставил дятла недоученного.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.