Из инструктивного письма заместителя начальника областного административного отдела Ленинградского облисполкома тов. Иванова и начальника отделения административного надзора тов. Сеймушкова начальникам окружных административных отделов28 марта 1930 г.2
Закон «об отделении церкви от государства» и… постановления совершенно не ставят целью разрешение вопроса освобождения трудящегося населения от вредного влияния религии путем административного нажима, а кладут в основу серьезную культурно-просветительную работу среди широких масс. Все же до сего времени наблюдается ряд случаев искривления на местах… директив партии и правительства… Областной Административный Отдел категорически предлагает:
1. Прекратить насильственную ликвидацию религиозных объединений и религиозных
объектов, прикрываемых фиктивным желанием населения.
2. При ликвидации религиозных обществ по мотивам их желания, проверять — действительно ли имеется соответствующее решение религиозных объединений и не являются ли они следствием незаконных требований местных властей (поголовная регистрация верующих, предъявление требований ремонта, не соответствующего действительной надобности).
3. Не допускать самочинного снятия колоколов и прекращения колокольного звона. Если действительно имеются массовые требования трудящихся по этому вопросу, то возбуждать соответствующее ходатайство перед Облисполкомом, ожидая решения последнего.
4. Ни в коем случае не допускать закрытия церквей до состоявшегося постановления Облисполкома по этому вопросу, оставляя церкви до окончательного разрешения вопроса в пользовании верующих… если верующими подана жалоба во ВЦИК на постановление Облисполкома, церковь также должна оставаться в пользовании верующих до окончательного разрешения вопроса ВЦИКом.
5. Все вопросы, связанные с ликвидацией [церквей]… обязательно прорабатывать на сходах-собраниях, представляя в соответствующий административный орган протокольное постановление, с указанием количества присутствующих на собрании, количества высказавшихся«за» и «против», также всего местного населения, дабы было бы видно %-е соотношение к голосовавшим за закрытие.
6. …указывать цели использования предполагаемых к закрытию молитвенных объектов…
7. Указывать конкретно в каждом отдельном случае количество имеющихся молитвенных объектов, могущих обслужить религиозные нужды оставшегося населения.
8. Учитывать интересы верующих в части удобства пользования молитвенными зданиями (не допуская оставления молитвенных зданий, приспособленных только для летнего использования, находящихся за естественными препятствиями и т. д.).
9. Кроме того, обращается внимание на необходимость конкретного отношения со стороны административных органов, не допуская с чьей бы то ни было стороны издевательских выходок по отношению религиозных чувств крестьянства…
Зам. Нач. Обл. Адм. Отдела (Иванов)
Начальник Отделения Адмнадзора (Сеймушков)
Ленинградский областной государственный архив г. Выборга (далее — ЛОГАВ). Ф. Р-3176. Оп.
1. Д. 130. Л. 52–53. Машинописная копия.
Из распоряжения заместителя председателя Ленинградского облисполкома
И. Кондратьева относительно религиозной политики государства председателям окружных и районных исполкомов
апрель 1930 г.
Центральным Комитетом нашей партии и ЦИКом Союза даны категорические директивы
и указания об исправлении безобразных искривлений, допущенных в области борьбы с религиозными предрассудками.
Пленум Областного Исполкома в своем постановлении от 28-го марта указал на необходимость беспощадной борьбы с загибами и головотяпством в этом вопросе…
Немедленно должны быть пересмотрены все дела, связанные с закрытием церквей и ненаправленные в Облисполком, предоставив вплоть до решения Исполкома право верующим распоряжаться церквями.
Передать суду всех лиц, уличенных в издевательских выходках по отношению к верующим или допустившим произвол к закрытию церквей.
Борясь беспощадно с перегибами… Окрисполкомы и Райисполкомы должны обеспечить
развитие антирелигиозной работы через оказание помощи Союзу Воинствующих Безбожников и укрепление антирелигиозной работы по линии органов Просвещения…
Зам. Председ. Ленгр. Облисполкома (И. Кондратьев)
ЛОГАВ. Ф. Р-3176. Оп. 1. Д. 130. Л. 58. Машинописная копия.
Из распоряжения Мурманского окрисполкома начальникам районных
административных отделов
7 апреля 1930 г.
Со стороны некоторых Райадмотделений имеет место искривление... директив. В частности в гор. Александровске на общем собрании присутствовали комсомольцы, курсанты профтехшколы, и некоторые рыбаки, где большинством голосов было постановлено закрыть церкви. РИК и Нач. РАО не поставив в известность АдмОтдел и Окрисполком наложили печать на церковь и не допускали верующих граждан в помещение церкви.
Обращается внимание на необходимость корректного отношения со стороны Административных органов, не допуская с чьей бы то ни было стороны издевательских выходок по отношению религиозных чувств рыбачества.
Государственный архив Мурманской области (далее — ГАМО). Ф. Р-264. Оп. 1. Д. 2. Л. 30. Машинописная копия.
Из письма секретаря комиссии по делам культов Северного края т. Агеева председателю Севкрайкома по вопросу о возврате незаконно закрытой церкви общине верующих 1934 г.
Как видно из… жалобы верующих Шубрюгской церкви Паламожинского с/с Опаринско-
го р-на, для зарвавшихся чиновников с/совета и РИК`а не существуют ни законы Советской власти и не обязательны постановления вышестоящих органов. Ваше предписание за № 22 об открытии церкви до сих пор не проведено в жизнь. Пора призвать к ответу чуждых элементов, пролезших в советские органы.
Секретарь Комиссии по делам культов Севкрая (Агеев)
Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 1489. Л. 122.
Машинописная копия.
Из письма председателя Комиссии по культам Архангельской области т. Агеева
председателю Облисполкома в г. Архангельске по поводу закрытия церквей в Вохомском
районе
13 августа 1937 г.
Из поступивших к нам ранее и прилагаемых при сем 6-ти жалоб можно заключить, что
Вохомский РИК под видом эпидемических заболеваний (дизентерии), произвел массовое закрытие церквей, которые до сих пор не открыты, и, естественно, [это] вынудило верующих обращаться с жалобами в советские органы, которые видно солидарны с действиями РИКа и поэтому никаких мер не принимают… кроме ВЦИК жалобы на незаконные действия РИКа подавать
бессмысленно9.
Председ. Комиссии по культам Арх. обл. (Агеев)
ГА РФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 1490. Л. 90. Машинописная копия.
Ввести отчетность и план по молитвам. Ну и по исповеди тоже. По исповедям ввести перспективный план с видимым и явным духовным образом грешников. Отчетность и план по грехам.
> Тётенька явственно скрипит зубами, признавая борьбу с беззаконием.
Корёжит от столкновения интересов: с одной стороны, как публикация в научном журнале, нужна объективность, с другой стороны, так и хочется сказать что-то этакое, дабы не заподозрили в не следовании политической повестки: гадить на СССР.
Закон «об отделении церкви от государства» и… постановления совершенно не ставят целью разрешение вопроса освобождения трудящегося населения от вредного влияния религии путем административного нажима, а кладут в основу серьезную культурно-просветительную работу среди широких масс. Все же до сего времени наблюдается ряд случаев искривления на местах… директив партии и правительства… Областной Административный Отдел категорически предлагает:
1. Прекратить насильственную ликвидацию религиозных объединений и религиозных
объектов, прикрываемых фиктивным желанием населения.
2. При ликвидации религиозных обществ по мотивам их желания, проверять — действительно ли имеется соответствующее решение религиозных объединений и не являются ли они следствием незаконных требований местных властей (поголовная регистрация верующих, предъявление требований ремонта, не соответствующего действительной надобности).
3. Не допускать самочинного снятия колоколов и прекращения колокольного звона. Если действительно имеются массовые требования трудящихся по этому вопросу, то возбуждать соответствующее ходатайство перед Облисполкомом, ожидая решения последнего.
4. Ни в коем случае не допускать закрытия церквей до состоявшегося постановления Облисполкома по этому вопросу, оставляя церкви до окончательного разрешения вопроса в пользовании верующих… если верующими подана жалоба во ВЦИК на постановление Облисполкома, церковь также должна оставаться в пользовании верующих до окончательного разрешения вопроса ВЦИКом.
5. Все вопросы, связанные с ликвидацией [церквей]… обязательно прорабатывать на сходах-собраниях, представляя в соответствующий административный орган протокольное постановление, с указанием количества присутствующих на собрании, количества высказавшихся«за» и «против», также всего местного населения, дабы было бы видно %-е соотношение к голосовавшим за закрытие.
6. …указывать цели использования предполагаемых к закрытию молитвенных объектов…
7. Указывать конкретно в каждом отдельном случае количество имеющихся молитвенных объектов, могущих обслужить религиозные нужды оставшегося населения.
8. Учитывать интересы верующих в части удобства пользования молитвенными зданиями (не допуская оставления молитвенных зданий, приспособленных только для летнего использования, находящихся за естественными препятствиями и т. д.).
9. Кроме того, обращается внимание на необходимость конкретного отношения со стороны административных органов, не допуская с чьей бы то ни было стороны издевательских выходок по отношению религиозных чувств крестьянства…
Зам. Нач. Обл. Адм. Отдела (Иванов)
Начальник Отделения Адмнадзора (Сеймушков)
Ленинградский областной государственный архив г. Выборга (далее — ЛОГАВ). Ф. Р-3176. Оп.
1. Д. 130. Л. 52–53. Машинописная копия.