Иосиф Пригожин вызвал на бой Сергея Шнурова

instagram.com — Продюсер Иосиф Пригожин записал видеообращение, в котором вызвал на бой певца Сергея Шнурова.
Новости, Культура | goodwin60 12:32 30.09.2021
5 комментариев | 42 за, 4 против |
#1 | 13:27 30.09.2021 | Кому: Stopir
Статья по ссылке - полное говно. Авторы не в теме, понадёргали из разных источников что нашли.
#2 | 15:05 30.09.2021 | Кому: Stopir
> Напиши свою. Можешь здесь написать Я неё тогда ссылаться буду.

Я не тебе лично в упрёк, но статья реально путаная и бестолковая.
#3 | 12:54 01.10.2021 | Кому: Stopir
> Но все же. Что там не так?
> Без подъеба. Интерес к тому, что лично по теме сказать можешь.

Статья, как я говорил, скомпиллирована из разных источников, и местами видны следы склейки.

Вначале они пишут:

> Оружие законных дуэлей (судебных поединков) назначалось судом и могло зависеть от сословия соперников.


То есть здесь судебный поединок это и есть дуэль, одна из разновидностей.

Ближе к концу:

> Непосредственным историческим предшественником дуэли можно считать судебный поединок, имевший широкое распространение в средние века и происходивший, в свою очередь, от древней, уходящей корнями в язычество, традиции «божьего суда», основанной на представлении, что в равном с технической точки зрения поединке боги даруют победу тому, кто прав.


То есть здесь судебный поединок это один из истоков дуэльной традиции, но это не дуэль. Правильнее второе, у судебного поединка совершенно иные задачи.

И далее по тексту они ещё раз на этой теме спотыкаются, когда пишут, что:

> К концу XIX века дошло до того, что дуэли между офицерами были признаны не только законными, но и, в некоторых случаях, обязательными, то есть фактически была официально возрождена практика «судебных поединков» (см. ниже).


Дуэль, даже официальная, по решению "суда чести", это всё равно не судебный поединок, тем более в конце 19-го века.

Выбор письменных источников сильно наводит на мысль, что авторы пошли по пути наименьшего сопротивления. Таки да, "Кодекс Дурасова" некоторым образом действительно "представляет собой обобщение дуэльного опыта России и позднейших французских дуэльных кодексов", но это документ 1912 года издания, когда дуэльная традиция уже давно мертвым-мертва, и от активной дуэльной практики времён Пушкина и Лермонтова его отделяет чуть менее столетия.

По уже сложившейся в русскоязычной среде традиции, авторы путают шпагу и рапиру (поскольку оба термина являются у нас заимствованными вместе с определёнными типами оружия, в их "родных" языках такой путаницы нет). Шпага (исп. espada) это "меч вообще", однокоренное ещё с римской спатой. Так же как в современном английском "sword" это общий термин для длинноклинокового оружия, включая сабли и шашки. Рапира это "espada ropera" то бишь типа "костюмный меч", оружие, которое носилось повседневно. То есть частный случай той же самой "шпаги", которая суть меч.

Граждане пишут:

> С развитием техники фехтования больше внимания стало уделяться скорости движений, что привело сначала к облегчению шпаг, а затем — к массовому переходу на рапиры, являющимися уже чисто колющим оружием.


Гуглинг на скорую руку выдаёт вотт такой пример рапиры 16-го века:

[censored]

Чисто колющая, ага. Сами же включили в статью описание "дуэли миньонов", где Шомберг снёс Ливаро половину морды лица рубящим ударом.

Цитата, которую ты привёл, относится к допетровским временам, когда понятия личной чести у дворян действительно ещё не было. Что на мой взгляд вполне объяснимо, ибо русское дворянство (в отличие от французского времён "дуэльной лихорадки) тогда было ещё реально служилым сословием. То есть если человек повёрстан поместьем, внесён в разрядные книги и является на смотры "конен, люден и оружен", то он дворянин по факту. А если нет - то нет, дерись ты хоть каждый день. То есть это задолго до распространения дульной традиции в России. Моя личная антинаучная гипотеза - возможно, распространение дуэльной практики в России может быть отражением некого кризиса самосознания дворянства после выхода "Манифеста о вольности дворянства".

Суммируя - исходные тексты сами по себе неплохи, но компиллятор в теме плавает.
#4 | 14:15 01.10.2021 | Кому: Stopir
Если интересно, про дуэли во Франции во времена персонажей Дюма отлично пишет Новосёлов. У него кроме статей есть отличная большая книжка:[censored] В электронном виде не нашёл, у меня она есть бумажная. Одна из его статей:[censored]

Ещё на русском есть ряд книжек по русской дуэли, они разного качества, но фактология в них интересная: Гордина "Дуэли и дуэлянты", Кацуры "Поединок чести", Вострикова "Книга о русской дуэли". Это навскидку, что помню.

По немецкой студенческой дуэльной практике ("мензур") на русском единственная известная мне книжка - Рыжаковой "Фуксы, коммильтоны, филистры" про студенческие корпорации в Балтии (с поправкой на региональные особенности).

По источникам - материалы следствия по дуэлям Пушкина и Лермонтова опубликованы двумя отдельными книжками издательством "Белый город" в серии "Русские судебные процессы":[censored]

Ну и, наконец, дуэльная тема в произведениях самих классиков. Там прекрасные описания, авторы сами были глубоко в теме, "варились" в этой среде. Дуэль Онегина с Ленским у Пушкина ИМХО вообще эталон. :) У меня есть подозрение, что на этом тексте споткнулся даже Лотман. Он писал в какой-то из своих работ, что пистолеты были гладкоствольные. Это нормально, он не оружиевед. А в тексте Пушкина "стучит о шомпол молоток" ИМХО указывает, что пули загоняются с усилием в нарезы, в гладкоствольном оружии никуда стучать не надо, пуля досылается свободно.
#5 | 21:06 01.10.2021 | Кому: Stopir
> Что касается немецкой "студенческой" дуэли - так это тоже не дуэль.
> Там нет цели защитить свою честь. Чисто лихость показать. Не?

В принципе изначально это дуэль. Другое дело, что в студенческой среде не обходилось без бретёрства. Кстати, одно из отличий корпорантской культуры в Прибалтике. Мензур не с открытым лицом в защитной одежде, а наоборот, с голым торсом и в маске. Разница существенная, немецкий вариант более демонстративный, шрамы на роже видны всем. Без шрамов - не пацан! Во втором случае о шрамах не узнает никто. Ну, кроме девушки дуэлянта. :)

P.S. Ещё в догонку, по дуэльным традициям. По хевсурскому дуэльному фехтованию есть книжка Элашвили «Парикаоба». Ещё стоит упомянуть работы Дениса Черевичника (он наш, рижанин) о простонародных, не элитарных дуэльных культурах, в основном ножевых. Книжки «История поножовщины» и «Учебник вымогателя».
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.