s-t-o-l.com Интервью с режиссёром роликов "Невыносимое выносимо" Александром Сёминым. Ничего нового нет, но показательно: режиссёр уверен, что раз в его окружении молодых коммунистов нет, то их не бывает.
#мрази #скрепы
Новости, Общество |
Nord 18:47 05.08.2021
Буквально на днях в Петербурге поймали парня, осквернившего памятник Ленину. Так в заголовке и написали: «осквернившего памятник».
Если есть скверна, если этому придаётся такое значение – значит, эта фигура до сих пор сакральна?
Сакральность вождя дезавуирует в своих коротких видео режиссёр, креативный директор агентства идей и смыслов «What if Semin?» Александр Сёмин. В мире социальной рекламы он известен своей способностью к провокации добротой. Злом провоцировать может каждый, а ты попробуй наоборот. Когда в youtube появился первый фильм с хэштегом #НевыносимоеВыносимо, было неясно, что это и кому вдруг пришло в голову хоронить Ленина под Новый год. Во втором подобном видео уже снялась Чулпан Хаматова. И, наконец, в третьем ролике неожиданно появилась Лолита Милявская. Все видео объединены одной темой: с Лениным пора расстаться. Отсюда и соответствующий хэштег.
– Почему Ленин? Он там лежит уже бог знает сколько, поводов сейчас для социального видео огромное количество, а вы взяли этот.
– Во-первых, это моя личная позиция – как человека верующего, а во-вторых, я хочу, чтобы мы уничтожили в себе код авторитарного государства. Он присутствует в людях в разной мере, но мы так существуем: Сталин по-прежнему является героем для огромного количества людей. А Ленин – это преступник. Казалось, всё должно было стать ясно, когда рассекретили архивы, эти расстрельные приказы и так далее. Опять же, Ленин выполнял для Сталина сакральную функцию. Они вместе построили собственную религию, извращённый вид христианства. И я прекрасно понимаю, что пока физически этот артефакт существует, религия будет продолжаться. Если посмотреть, как живёт наша сегодняшняя страна, какие законы принимаются, какие люди, как и за что страдают, становится ясно, что это продолжение, воспроизведение того же мифа.
– Как этот артефакт и эта религия влияют на сегодняшнюю действительность?
– Ленин на площади – это знак, который легализует и разрешает ту идеологию, в которой мы сейчас находимся. Пока есть Ленин, у нас будут законы об иностранных агентах, у нас будет возможным бороться со всяким человеком, который выходит из хора. Я верю в Бога. Но я верю и в то, что человек изначально очень хочет существовать в мифе. Мы вынуждены и очень хотим подчиняться ритуальности, знакам. Мы так устроены. Лежащий Ленин – это провозглашение священного времени, в котором я жить не хочу. Оно уже невозможно, это время, которое провозглашает ненависть к человеку, а насилие является основным зелёным светом светофора. Человек, который является государственным преступником, уничтожившим собственный народ, церковь, людей, бывших реальной ценностью для страны, который по телефону приказывал расстреливать, не может не быть иконой.
– Но икона может быть лишь предметом интерьера и не более.
– Код насилия, в котором мы существуем, – это следствие того, что мы ещё не просто не покаялись за наше прошлое, мы даже не чувствуем той беды. Действие всегда сильнее намерения. Я убеждён, что именно вынос Ленина из мавзолея станет действием, которое будет помогать намерению. Мне не надо, чтобы политики – те, кто нами руководит – признали и покаялись за тот период времени. Я просто хочу, чтобы само физическое действие, которое, к сожалению, так и не совершили в 90-е годы, случилось.
– По дороге на интервью, а это всего пара километров, я насчитал трёх Лениных в разных видах. И это я ещё не сильно оглядывался по сторонам. Боюсь, что этого действия будет мало, тут потребуется тектонический сдвиг.
– Да, но как человек, который занимается мифологией в социальной и коммуникационной деятельности, могу сказать, что нельзя недооценить понятия знака и жеста. Тектоническую плиту, осознавая её мощь, невозможно сдвинуть, – это правда. Но лежащий Ленин – это означающий Ленин. Его для этого и положили, чтобы означать. Пока мы провозглашаем его существование, оставляя его достопримечательностью, все эти таблички, бюсты и памятники работают. Как только мы его уберём и нечего будет означать, всё это станет просто гранитом с элементами зодчества. Тогда и улицам вернут их нормальные имена.
– Вы полагаете, что сейчас это возможно?
– Да, он должен быть физически похоронен. Сменились поколения. Если раньше людей, у которых знак этот жил в голове, было большинство, то сейчас это не так. Но, повторюсь, сначала действие. Ленин лежащий был создан как знак, транслирующий большую идею, всегда провозглашающий вечную жизнь такого рода лидеров, парадов у мавзолея и прочего.
– Мистерия.
– Да, я как профессионал в восторге от того, как это устроено и работает. Они офигенные мифотворцы. Они разрушили храмы, чтобы построить свои.
– Вы верите в то, что вы делаете?
– Конечно.
– Я почему спросил… Есть такое явление, как фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Это была вспышка, но покаяния не случилось. Ваши ролики – определённой огранки алмазы, но в воде алмазы не видны, их можно только нащупать. Решат ли они ту задачу, о которой мы говорим.
– «Покаяние» – это мое любимое кино. Я до сих пор не понимаю, как это могло выйти. Ведь это был приговор… Но смотрите: я, например, не смотрю телевизор, а смотрю Youtube. Я знаю огромное количество людей за 50 лет, 60 лет и даже за 70 лет, которые поступают так же. И я верю в вирусный инструмент.
Благодаря нам три раза в году уже поговорили на эту тему, правда? А ВЦИОМ чуть не облажался, когда после выхода первого ролика сказал, что будет в рамках тестирования электронной системы переписи населения спрашивать про Ленина. Потом, видимо, им за это прилетело, и они тут же отказались. Я не гарантирую, не подписываюсь, но это случилось через неделю после «подарка», после новогоднего ролика.
Потом, это же исследование и для меня в том числе. Мы собрали огромное количество комментариев за это время.
– Как вы оцениваете комментарии?
– Видно, что комментарии за Ленина оставляют молодые люди, которые являются лагерем профессионалов своей идеологии. Но – что интересно – нету спора поколений, вот это очень важно.
– Это искренние люди?
– Я не знаю. Я не встречал в жизни ни одного человека моего возраста или моложе, который бы искренне разделял коммунистическую идеологию. Но я живу немножко в другом окружении. По тому количеству одинаковых комментариев я допускаю, что это нормальная защита. И хорошо, важно об этом говорить. И точно видно, что сегодня расклад позиций: пятьдесят на пятьдесят. Я не знаю насколько это репрезентативная выборка, но так есть. Ещё характерна большевистская ярость тех, кто защищает Ленина.
– Мы поговорили о следствиях, но теперь вопрос о причинах: почему он до сих пор лежит, как вы думаете?
– Боятся правды – причина та же, по которой его не перевезли в 90-е годы. Плюс ко всему, мне кажется, что этот жест бережётся на будущее. Я думаю, что это будет в 2024 году.
– Большой манёвр?
– Нет, большой жест. Будет ровно сто лет со дня смерти. И ещё мы знаем один повод в 2024 году (выборы президента РФ. – А.В.). Я очень надеюсь, что его берегут для большого красивого исторического действия. Президент у нас любит совершать нечто историческое.
– Один Владимир закопает другого?
– Я этого не говорил. Но то, что не сделал Ельцин, Путин может сделать. Я бы на его месте так поступил. Тем более что сейчас у власти большие проблемы с коммунистами. Удивительным образом Коммунистическая партия Российской Федерации сегодня, пожалуй, единственный фракция, противодействующая происходящему. Любопытное заявление, но я действительно это наблюдаю. Они легализованы как оппозиция. Обратите внимание, сейчас с выборов снимают откровенного лидера (Павла Грудинина. – А.В.), потому что страшно.
– Коммунисты как партия, как носители определённого рода традиции и идеологии могут поменяться только в одном случае: если они принесут покаяние за то, что сделали отцы-основатели этой партии. Но тогда они перестанут быть коммунистами.
– Верно. Обратите внимание, какое количество историй про то, как коммунисты ходят крестными ходами с иконами и хоругвями. Понятно, что это используется в качестве манёвра. Понятно, что одна и та же бабушка является поклонницей Ленина и ходит причащаться. Это удивительное двойничество.
Я не знаю, конечно, что такое коммунизм, раскаявшийся в себе, но то, что поведение нынешней власти может и такую инверсию допустить, – это вполне. Бывают невероятные вещи, которые заставляют людей меняться неоднократно. В конце концов, вдруг действительно появится ситуация, в которой мы все объединимся против абсолютного ужаса, абсурда или ещё чего-то.
– Вас никогда не спрашивают: «Сейчас огромное количество современных проблем, чего ты носишься со своим Лениным?». Мол, решите те проблемы, что есть сейчас, а там и Ленина похоронят за ненадобностью. Что вы на это скажите?
– Вся современная проблемная идеология вдохновлена, разрешена, спонсируема смыслами для сегодняшнего поведения именно оттуда. Это не закрытый портал. Оттуда черпается право поступать беззаконно. Непокаянность допускает право на это действие. Поэтому мы закрываем архивы, мы принимаем закон о переписывании истории и так далее.
– Что за время наступит в стране, где похоронят Ленина?
– Время, когда не надо будет оборачиваться. Обратите внимание, советское прошлое – это как бы наша национальная идея. Гордость мы берём из прошлого, врага берём из прошлого. Если нужно оправдать свой поступок, берём прошлое. Это прошлое определяет развитие страны. И мы всё это бесконечно повторяем. Не надо 5G-вышки бояться, эта лавочка нормально нам раздаёт. Она транслирует: «Ну работало же? Сакрально же? Достопримечательность же? Страна не развалилась же?»
– Мне кажется, что вынос тела невозможен, если он не попадёт в некоторую последовательность исторических действий, событий, изменений. Есть острое ощущение, что мы уже живём в новое время, но не все чувствуют, в чём его новизна, очень велика инерция жизни. Сам факт лежания Ленина заставляет думать, что всё стабильно, не нужно думать ни о чём новом. Не кажется ли вам, что покаяние – это самый прямой путь? Не кружной обходной манёвр, а насквозь к самой сути дорога. А самое главное, что для этого не нужно, чтобы все 140 млн человек населения нашей страны упали на колени, посыпали голову пеплом или сделали что-то такое. Нужно, чтобы были люди, такие, как вы, которые просто это сделают и покажут своим примером, в самых разных формах.
– Вы понимаете, если мы говорим про настоящее искреннее покаяние, то власти придётся каяться за сегодняшнее время. Не за тогда, а за сейчас. И если такое настоящее покаяние произойдёт, то вопроса о Ленине вообще как бы не существует, это полная десакрализация власти сразу. Но я не представляю, как эти люди могут покаяться за одно, не покаявшись за другое.
– Почему Вы апеллируете к людям, которые принимают решения сейчас?
– Без них мы не сможем реализовать своё покаяние.
– Реализовать покаяние – это в принципе не в нашей власти и не в нашей силе. Это то, чего мы можем чаять и предпринимать все усилия, чтобы оно с нами случилось. А требовать покаяния от тех, кто принимает решения сейчас, – это политический процесс.
– Требовать покаяния сейчас – это инквизиция. Мы выходим на очень большую тему. Тогда надо напомнить нам о человеческом достоинстве. Запускать кампанию, которая будет бороться с инфантильностью, с иждивенчеством и так далее.
– Вы сняли уже три видео и сказали, что будет ещё. Когда будет ближайшее?
– Не знаю. Я делаю выводы после каждого шага, я ещё ищу. Здесь есть очень большое искушение тавтологии, правда. Поэтому ответить на этот вопрос сложно, но могу сказать, что огромное количество известных медийных людей после Чулпан и Лолиты сказали, что они готовы участвовать.
– Хэштег этих фильмов амбивалентен. #Невыносимоевыносимо – я сперва подумал…
– Именно поэтому он так и написан. Русский язык действительно фантастический! Там именно это заложено, это не каламбурчик. Для меня лично это и определённая настройка на смирение и терпение. Я беру оттуда силы для терпения. А с другой стороны, есть надежда, что даже самое невыносимое выносимо. Это слово, означающее действие физическое и метафизическое. В этом про жизненный путь человека.