И снова о России, которую мы потеряли

t.me — Продолжая перечитывать экономического историка Сергея Нефёдова. Он описывает ситуацию, когда сверхэксплуатация крепостных крестьян во второй трети XIX века, вызванная «зерновой экспортной лихорадкой», сделала голод привычной приметой деревенской жизни. Копия в комменте.
Новости, Общество | Soloqub 20:42 09.05.2021
8 комментариев | 73 за, 0 против |
#1 | 20:42 09.05.2021 | Кому: Всем
Продолжая перечитывать экономического историка Сергея Нефёдова. Он описывает ситуацию, когда сверхэксплуатация крепостных крестьян во второй трети XIX века, вызванная «зерновой экспортной лихорадкой», сделала голод привычной приметой деревенской жизни.

«Помещики оставляли барщинным крестьянам мизерные наделы, едва обеспечивавшие прожиточный минимум при обычном урожае. Такая практика лишала крестьян возможности создавать запасы на случай голода.
В 1840-50-х годах широко распространилась практика сгона крестьян с земельных наделов; экспроприированные крестьяне должны были работать на барщине за «месячину» – месячные продуктовые пайки. Средний надел крестьян Черноземного района в конце XVIII века составлял 1,3-1,7 десятин на душу, к середине XIX века он уменьшился до 1,0-1,3 десятин на душу. Это была грандиозная экспроприация крестьянства, которая определила всё будущее развитие деревни: именно эта экспроприация была причиной крестьянского малоземелья, проблемы, впоследствии ставшей роковой для России.

По расчетам Л.Милова и И.Ковальченко надел, оставленный крестьянам, был той нормой, которая обеспечивала минимальные возможности для простого воспроизводства. В Рязанской губернии крестьяне имели 1 дес. пашни на душу, что при среднем урожае 1840-х годов давало им лишь 16,8 пуда чистого сбора. При этом необходимо было заплатить подушную подать, эквивалентную 1,4 пудам хлеба. Постоянно занятые на барщине, крестьяне практически не имели возможности зарабатывать деньги промыслами, поэтому, очевидно, их потребление было на уровне голодного минимума в 15 пудов.

Оброчные крестьяне имели такой же надел, что и барщинные – но вместо барщины, должны были платить оброк, эквивалентный в конце 1850-х годов 9-10 пудам. Оброчные крестьяне были вынуждены зарабатывать деньги для уплаты оброка ремеслом и отходничеством; И.Ковальченко и Л.Милов выполнили такой расчёт для Рязанской губернии и установили, что заработки оброчных крестьян не обеспечивали минимального уровня потребления.

В урожайные годы остававшегося у крестьян зерна ещё хватало на пропитание, но в неурожайные годы наступал голод. Неурожай и голод на Черноземье отмечался в 1833-34, 1839-1840, 1848, 1856 годах. «В голодные зимы положение крестьянина и его семьи ужасно, – писал в 1841 году А.Заблоцкий-Десятковский. – Он ест всякую гадость. Жёлуди, древесная кора, болотная трава, солома, – всё идет в пищу. Притом ему не на что купить соли. Он почти отравляется, у него делается понос, он пухнет или сохнет. Являются страшные болезни... У женщин пропадает молоко в груди, и грудные младенцы гибнут как мухи».

В 1847-1849 годах к голоду присоединились его обычные спутники – эпидемии, но вследствие постоянного недоедания огромных масс крепостных эпидемия холеры приняла катастрофический характер. Толпы нищих, как тени, блуждали по сёлам, прося милостыню; крестьяне питались мякиной и лебедой. Зимой к холере присоединились цинга и оспа. Причина распространения этих болезней, докладывал воронежский губернатор, «заключается преимущественно в недостатке питательной и привычной пищи». «Болезнетворное влияние это ещё более усиливается от недостатка в топливе, которое, в безлесных уездах, состоит большей частию из соломы, употребляемой на корм животным, с раскрытием даже избовых крыш».
В 1848 г. по данным Министерства внутренних дел только от холеры погибло 668 тыс. человек, а в целом по России число жертв эпидемии и голода в 1847-1849 годах составляло около 1 млн. человек».
#2 | 20:43 09.05.2021 | Кому: Всем
Продолжение

Ещё одна интересная историческая колея. В России простым людям всегда жилось лучше под эксплуатацией государства, чем частник. Например, сегодня в частной экономике больше переработок, почти нет соблюдения Трудового кодекса. Зато госсектор – это царство вечной коррупции, которая часто нивелирует положение госзанятых в худшую сторону.
Примерно такая же была разница в первой половине XIX века между частными крепостными крестьянами (принадлежащих помещикам) и государственными крепостными.

В то время как оброки частных крепостных в 1820-х возросли в 2-3 раза и достигли 8-10 рублей серебром с ревизской души, государственные оброки остались на уровне 2,5 рублей серебром. На Черноземье крепостные крестьяне платили в 1830-40-х годах в пересчете на хлеб 15-18 пудов с души всего населения, а государственные крестьяне – 5-7 пудов. Подушная подать также почти не изменилась, в пересчете на хлеб она составляла около 2 пудов на душу. Таким образом, «эксплуататорский бум» 1820-х годов не коснулся государственной деревни, оброки и налоги оставались умеренными.
Уровень жизни крестьян зависел также от размеров наделов. В конце 1850-х помещичьи крестьяне Тамбовской губернии имели в среднем 1 десятину пашни на душу, а государственные крестьяне – 1,7 дес.

Так что же, государственным крепостным жить «было лучше и веселее»? Вот тут коррупция и нивелировала их положение:
«Господство дворянства в структуре «государство-элита-народ» привело к подчинению государства элите и массовому распространению коррупции. В то время как помещичьи крестьяне находились во власти помещиков, государственные крестьяне находились в зависимости от чиновников. По свидетельству современников, государственную деревню грабили все без исключения, на ней наживались и земские исправники, и коронные чиновники через посредство выборных крестьянских начальников. Сметные книги волостных правлений содержали приходные записи, во много раз превышающие официальные сборы; под самыми разными поводами среди крестьян устраивались «добровольные» складки для «задабривания» чиновников».

Грабительство государственных крестьян чиновниками привело к тому, что гнёт на казённую деревню в итоге оказался примерно таким же, как и на частную. «Добровольные взносы», «подношения и подарки» в итоге вместе с налогами составляли примерно столько же, сколько и подати частных, помещичьих крестьян.

«Дополнительный «оброк», наложенный коррумпированным чиновничеством на государственную деревню, привел к резкому росту недоимок по государственным податям. Недоимки, составлявшие в 1828 году 45 млн. руб., к 1835 году возросли до 68 млн.; это побудило правительство приступить к наведению порядка. Первой была проведена реформа дворцового ведомства, управлявшего личными владениями императорского дома, в которых проживало свыше 1 млн. крестьян. В ходе этой реформы новый руководитель ведомства Л. А. Перовский сменил за воровство и вымогательства свыше 70% чиновников».
Однако спустя десятилетие система снова воспроизвелась.
4ekist
надзор »
#3 | 21:50 09.05.2021 | Кому: Всем
Прошло 180 лет...
#4 | 21:58 09.05.2021 | Кому: 4ekist
Будем надеяться что история движется по спирали не только в своей мрачной ипостаси
#5 | 22:19 09.05.2021 | Кому: eric.romanoff
> Будем надеяться что история движется по спирали не только в своей мрачной ипостаси

Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.©
#6 | 03:33 10.05.2021 | Кому: Soloqub
> ходе этой реформы новый руководитель ведомства Л. А. Перовский сменил за воровство и вымогательства свыше 70% чиновников».

Хм!!!
levii
личинка Борменталя »
#7 | 03:56 10.05.2021 | Кому: Всем
Очередная бонба Ленина. На сто лет в обе стороны умел закладывать.
#8 | 06:26 10.05.2021 | Кому: levii
> Очередная бонба Ленина. На сто лет в обе стороны умел закладывать.

Что тут скажешь - мастер splash damage. И это нам ещё не рассказали какой ад из-за него творится в параллельных вселенных!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.