Загадка авианосца Иосиф Сталин
zen.yandex.ru Сразу в двух старинных журналах наткнулся на статьи о могучем Советском корабле. С тремя самолётами на борту. И гордой надписью по высокому чёрному борту - Иосиф Сталин. И порт приписки - Мурманск. Что за чудная загадка?#галошинесмываемого
По виду - натуральный ледокол, корабль здоровенный. А самолёты. И вон даже катапульты для них виднеются, то есть взлетать можно прямо с борта. Вы вот слышали про авианосец Сталин? Вернее, как говорили в сороковые - авиаматку?
Или про ледокол товарищ Сталин? Нет? Вот и я нет. Про первый атомный ледокол мира - Ленин, слышал, конечно. Он и до сих пор в Мурманске стоит музеем. А вот Сталин... куда делся? Давайте разбираться.
Итак, вот передо мной журнал Огонёк от сорокового года. Статья героический дрейф и карта этого самого дрейфа. Пока еще никакого Сталина, речь идёт о знаменитом дрейфе парохода Георгий Седов.
Напомню, осенью 1937 года пароход Седов работал в Карском море. Был вызван на подмогу двум застрявшим во льдах судам - пароходам Садко и Малыгин. В жесточайших условиях Северного ледовитого пробились через льды и сели уже накрепко все втроем. Так началась борьба за жизнь во льдах, затянувшаяся на два с половиной года арктической зимовки. Это малость покруче походов всяких Амундсенов и Скоттов к полюсам.
Часть экипажей сняли отважные полярные лётчики, а вот остальные стали на долгий дрейф со льдами в качестве научной полярной экспедиции. К Седову пытался пробиться ледокол Ермак. Уже дедушка, сорокалетняя посудина британского производства. Но спасти Седова не смог и ушёл в базу. За два с половиной года Седов продрейфовал от Моря Лаптевых до Гренландии, практически через полюс.
В тридцать восьмом году была первая попытка вызволить Седова новейшим, только со стапелей, лучшим в мире ледоколом. Полностью Советской постройки. Со скромным названием Иосиф Сталин. Но с первого раза не удалось. Только в январе сорокового Сталину удалось вызволить Седова из ледяного плена. Да и то после целой серии взрыва двухметровой толщины льдов. Откуда же взялся этот героический ледокол и почему сегодня про него почти никто не помнит?
А вот рассказ про этот ледокол из другого журнала. Техника молодёжи, номер 5 от тридцать девятого года. Статья называется просто - Флагман арктического флота. До конца тридцатых годов ходить во льдах толком не мог никто в мире. За год до начала двадцатого века в Ньюкасле спустили со стапелей первый русский ледокол.
Строили его британцы, хоть и с участием наших инженеров. Да и идея ледокольного корабля была сформирована для заказа нашими мореходами. Так появился первый русский ледокол Ермак. Через полтора десятка лет, в Первую мировую у англичан опять же купили второй ледокол - Святогор, будущий Красин. Вот и весь русский в кавычках ледокольный флот с британским акцентом.
И вот следующие двадцать лет - ничего. Ну не умела царская Россия строить ледоколы. И большевикам наследства цветущего тринадцатого года отчего-то не досталось. Может врут либералы про передовую технически царскую Россию?
И вот тридцать пятый год. Партия во главе со Сталиным принимают решение поставить Северный морской путь на службу народу. На заводах СССР закладывают сразу четыре линейных ледокола. И самый первый в Ленинграде, наш старый знакомый - ледокол Иосиф Сталин.
Технически по тем временам это подвиг почище выхода в космос. Ледокол - корабль особый. Требует прочнейшего корпуса со множеством переборок и герметичных отсеков. Требует могучего двигателя, чтобы проламывать ледяные торосы. Требует средств авиаразведки и научных лабораторий. Требует собственной электростанции. И повышенной автономности, чтобы при необходимости стать на долгую зимовку. Построить такой корабль - вершина технологии и мастерства!
Корабль Сталин получился как надо - на тот момент это самый мощный и крупный ледокольный корабль в мире. Водоизмещение одиннадцать тысяч тонн. В длину больше футбольного поля. Мощность машин по тем временам космическая - больше десяти тысяч лошадок!
Корпус - инженерный шедевр. Техника молодёжи подробно описывает устройство корабля - двойной комплект рёбер шпангоутов для прочности. Борта из двенадцати стальных поясов. Нижний пояс двойной, ледокольный из особо прочных сталей. Для понимания толщина обшивки пять сантиметров, по ней из пушки стрелять можно!
Ещё одно новшество, ранее невиданное. Для прочности корпус проклёпан здоровенными, с кулак заклёпками. В бортах их больше двух миллионов штук. В таком количестве даже для броненосца неслабый рекорд.
Форма корпуса тоже новаторская. Корабль снизу напоминает яйцо, чтобы выдерживать чудовищное напряжение сдавливающих льдов. Сколько кораблей, попавших в ледяной плен, погибли именно так - раздавленные льдами.
Для живучести корпус поделён на дюжину отсеков. Причём опять же крайне технологичная история - каждый отсек наглухо закрывается клинкетной дверью с электромотором. А управление всех дверей выведено в рулевую рубку. При любой пробоине можно моментально перекрыть отсек прямо из рубки.
Движет впёред ледокол сразу три мощных паровых машины. Винты тоже особые - разборные. Съёмные лопасти на корабельном винте - штука невиданная. Нагрузки на лопасть гигантские, любое крепление проигрывает цельной конструкции.
Но тут суровое требование борьбы со льдами. За три десятка лет походов на старых британских ледоколах стало понятно - самое слабое место - винт. Затрёт льдами, погнёт лопасти, вал, а то и вовсе оторвёт и потопит всю конструкцию. И всё, отплавались.
Кстати, именно это произошло с Ермаком в первом походе на помощь дрейфующему Седову. У Сталинского ледокола должна быть возможность винты чинить на месте, во льдах, а не в сухом доке. И Советские инженеры блестяще решили эту задачу! И это при гигантских размерах ведущих винтов, один такой винт весит больше девятнадцати тонн, вес двух десятков современных иномарок.
До эпохи атомных ледоколов еще не близко, но на Сталине уже целых две собственных электростанции. И гигантские батареи аварийных аккумуляторов в каждом отсеке. В общем-то один корабль может снабжать электричеством вполне серьёзный полярный посёлок!
И ещё одна сверх современная система. По всему кораблю проложены трубопроводы и размещены ёмкости для воды. Мощными насосами можно перегонять воду по всему кораблю. Для борьбы со льдами - штука очень нужная. Можно изменить крен судна на один из бортов, на нос или корму. Проломить весом неподатливую льдину или вывести винты из-под угрозы повреждения льдами.
Мы как-то вспоминали первую Советскую женщину - капитана дальнего плавания - Анну Щетинину. Ей тоже довелось в Тихом Океане попасть в ледяной плен на пароходе Чавыча. Гребной винт спасали именно так. Только вместо труб на старом немецком пароходе оказались руки наших моряков. Пришлось перетащить на горбу весь груз, чтобы притопить корму и завести винты по лёд.
А вот и средства научной разведки - сразу три самолёта на борту. Два небольших гидросамолёта на поплавках. Их можно отстреливать особыми катапультами прямо в походе. И один серьёзный многомоторный самолёт. Его для старта придётся выгружать специальным краном на лёд. Зато и дальность и грузоподъёмность у машины совершенно другая. Практически полярный авианосец!
Есть и собственный небольшой флот. На палубах размещены не только обычные шлюпки, но и несколько моторных катеров. Есть и настоящий механический цех со станками и приспособлениями для ремонтов на месте. Есть и рефрижераторы, вмещающие запас провизии на целый год!
Отдельная победа учёных - навигация корабля. Его задача долго идти без возможности привязаться к земле, осваивать новые маршруты, составлять карты глубин. Кроме стандартных приборов Сталин получил новейшие гирокомпасы, особые лаги для измерения скорости и пройденного пути.
А также совершенно удивительную по тем временам штуковину - магнитно-стрикционный эхолот. Почти современный сонар, рисующий карту дна по отраженному звуковому сигналу. Не обошлось и без авиационного радиопеленгатора.
Помните, мы говорили, что ледокол Сталин - настоящий маленький город? Так вот он получил неслыханную для тридцатых штуку - собственную телефонную станцию на шестьдесят номеров. На коммуникации ушло более сотни километров кабелей. Кто там рассказывал про отсталый Советский Союз? Только галоши, говорите? Эта Сталинская в кавычках "галоша" тогда весь мир заставила со звериным мычанием себя за локти от зависти кусать!
Радиорубка тоже передовая в мире. Кто сказал, что радио придумал Маркони? У Сталина целых три мощных радиоузла: на длинных волнах, на коротких и аварийная. Такая система позволяла охватить без всяких ещё спутников чуть ли не половину шарика.
Это было блестяще показано во время ходовых испытаний. Тогда Сталин держал радиосвязь из Финского залива сразу и с ледоколом Каганович в Чёрном море и Ермаком в Арктике. И никакой привычной морзянки ключом - автоматика сама набивает текстовые телеграммы. Законная гордость Советских инженеров радио.
И про отношение к людям. На старых ледоколах экипаж держали в общих кубриках на три десятка человек. На Сталине современные каюты по два-четыре человека. Ледокол-то гигантский, на шесть этажей. Поместился корабле и небольшой кинотеатр, уголок для оркестра и даже библиотека с типографией.
Для учёных оборудовали по последним рекомендациям Арктического института особые лаборатории. Это настоящий плавучий научный институт. Есть лаборатории гидрологии, гидрохимии, биологии, гидрографии и целый ряд других.
А заканчивается статья тем, что ледокол Сталин, конечно, удивительный корабль. Настоящее торжество и достижение всего Советского народа. Но это вовсе не показушный проект, чтобы пустить капиталистам пыль в глаза. За Северный морской путь Советская власть взялась крепко.
Вот в Чёрном море заканчивает испытания новёхонький ледокол Лазарь Каганович. Тот же самый пятьдесят первый проект, что и Сталин. Спущен со стапелей ледокольный пароход Дежнёв. В Николаеве завершают оборудование ледокола Отто Шмидт. Только что спущен на воду ещё один ледокол Вячеслав Молотов. А в Ленинграде уже стал у причальной стенки на строительство близнец Дежнёва пароход Леваневский. Дух захватывает, правда, друзья?
Для контраста напомню про наши дни. Чтобы возить сжиженный газ с месторождений нашего Ямала сейчас построено несколько ледокольных танкеров проекта Ямалмакс. Знаете где? Правильно, в Южной Корее. Оно уже и неудивительно, что флагман назван в честь директора французского конкурента Газпрома - Кристофа де Маржери.
Ещё страшнее, что половина введённых в девяностые-двухтысячные российских атомных ледоколов построены совсем не в России. А на верфях маленькой и нищей Финляндии. Там же сейчас строятся и новые ледоколы для сжиженного газа Ямала. Импортозамещение, ага.
А вот Сталина строил Ленинградский завод имени Орджоникидзе. И свой орден Ленина за спасение парохода Седов ледокол Сталин получил вполне заслуженно. Как и Золотую Звезду Героя для своего капитана-полярника Белоусова.
И про чуть более поздние времена. Повоевать ледокол Сталин тоже успел. К войне обзавёлся аж четырьмя сто миллиметровыми пушками, четырнадцатью автоматами противовоздушной обороны Эрликон и шестью пулемётами ДШК. Грозная сила с учётом почти бронированного ледового корпуса.
Я Вам, друзья, помнится загадку обещал. Куда же делся самый могучий ледокол планеты. И почему сегодня даже в новых морских справочниках мы не найдём ледокола Сталин. Разгадка простая. Да и виновник, приказавший забыть могучее имя - тоже прекрасно всем известен.
Звали его Никита Хрущёв. В пятьдесят восьмом году генсек, растоптавший имя Сталина на съезде, стыдливо переименовал знаменитый всему миру ледокол в скромную Сибирь. А в семьдесят третьем наследники Хрущева из министерства и вовсе совершили штуку кощунственную.
Ледокол Сталин не просто отправили на пенсию. Корабль продали за копейки в Гонконг. На слом, как ржавую, отслужившую своё железную бочку. Где его позорно и попилили на металлолом.
Вообще, корабли с такой историей, тем более, корабли воевавшие, такой судьбы не заслуживают. Их торжественно отправляют на дно, расстреливая из орудий. Не должны великие корабли гнить грудой ржавого хлама в рядом с горой рыбной шелухи и дырявыми джонками китайских рыбаков.
Как только рука поднялась такое распоряжение подписать. Видать, крепко свербила чиновникам даже тень товарища Сталина. Хоть и не человека, а ледокола. Фамилию бы узнать подписавшего распоряжение на продажу в Гонконг, фамилию бы, как товарищ Берия говаривал.
Такая вот история, друзья. Первого Советского ледокола Сталин. История великая в своём начале, история позорная в конце. Что ж, пришла эпоха южнокорейских ледоколов. Про них в Технике молодёжи уже не пишут.
Крепкого Вам здоровья, друзья. До новых встреч на канале МемуаристЪ!
ПС.
Статья не моя. Интересна для меня, поэтому здесь.