В России стало на один язык меньше

tass.ru — В селе Никольском на острове Беринга на 94-м году жизни скончалась последняя носительница беринговского диалекта алеутского языка Вера Терентьевна Тимошенко. Алеутский язык - это язык креолов северной части Тихого океана. По словам специалиста в области изучения алеутского языка Евгения Головко, на территории России больше не сохранилось людей, говорящих на этом языке. Есть ряд активистов, которые изучают язык самостоятельно, чтобы преподавать его жителям острова Беринга.
Новости, Общество | Heimdall 20:48 10.03.2021
51 комментарий | 56 за, 1 против |
#1 | 21:44 10.03.2021 | Кому: Всем
Комментарий скрыт из-за негативного рейтинга.
#2 | 22:42 10.03.2021 | Кому: Склеп
> Не на язык, а на диалект.

На язык. Больше носителей данного языка в России нет.

>И таки что из этого?

>Давайте плакать от смерти одного не русского, когда русские тысячами вымирают.

Это занимательный факт. Иногда новости - это просто новости, без какого-либо идеологического подтекста. Не ищи глубинный смысл там, где его нет.
#3 | 01:19 11.03.2021 | Кому: Склеп
> Не на язык, а на диалект.
> И таки что из этого?
> Давайте плакать от смерти одного не русского, когда русские тысячами вымирают.

Русские стали беднее на один диалект.

> Свобода - это в том числе и свобода выживания своего народа.


Наши алеуты тоже часть нашего народа. Или для тебя русские это только кровь?
#4 | 04:55 11.03.2021 | Кому: Dmitrij
> Или для тебя русские это только кровь?

Да. Это ж Склеп.
#5 | 05:26 11.03.2021 | Кому: Всем
> 93. Какая короткая продолжительность жизни в мезолите.
> При цивилизации дела обстоят значительно лучше.

Да, да. Следующий шаг - пошутить про неполноценность малых народов.
#6 | 05:33 11.03.2021 | Кому: Всем
В результате ассимиляции малые языки исчезают по всему миру.

Но сейчас этот процесс набрал обороты: за последние 15 лет, например, у нас вымерло штук пять языков - в основном, тунгусо-маньчжурских. Правда, в Европейской части тоже есть: на ладан дышит водский язык (народность называется водь) в Ленинградской области. Там самому молодому носителю за 80.
#7 | 05:34 11.03.2021 | Кому: Всем
Зачем Величью какие-то диалекты? 20к россиян будут говорить на наглосаксонсом суржике (русском варианте пижонского инглиша). Слушая всякие СМИ, я лично уже давно начал сомневаться в существовании русского языка. ((
#8 | 05:40 11.03.2021 | Кому: Всем
> Есть ряд активистов, которые изучают язык самостоятельно, [чтобы преподавать его жителям острова Беринга]

а зачем это нужно?
#9 | 05:45 11.03.2021 | Кому: Nobody
> Слушая всякие СМИ, я лично уже давно начал сомневаться в существовании русского языка. ((

А это вечная проблема - пуризм (борьба за чистоту языка) или лаксизм (т.е. "да ладно, само устроится").

Плюсы и минусы есть у обоих подходов. Борьба за чистоту языка млжет привести к терминологическому разнобою (ср. исландский), к искусственному удревнению словарного состава языка (ср. литературный чешский и тот же исландский), к усложнению взаимопонимания (хорватский за последние 30 лет очищают от слов, понимаемых как сербские; при этом даже за 30 лет они так и остались вариантами одного языка, как бы ни утверждалось обратное).
#10 | 05:47 11.03.2021 | Кому: Дядя Миша
> > Есть ряд активистов, которые изучают язык самостоятельно, [чтобы преподавать его жителям острова Беринга]
>
> а зачем это нужно?

Сохранение корней.

Зачем некоторые американцы с фамилиями типа Zharoff и Zarayski начинают учить русский?
#11 | 05:53 11.03.2021 | Кому: Nord
> Следующий шаг - пошутить про неполноценность малых народов.

Мар давно этими шагами шагает.
#12 | 05:54 11.03.2021 | Кому: Nord
> Zharoff

Или даже Zharow
#13 | 06:00 11.03.2021 | Кому: Дядя Миша
> а зачем это нужно?

Сохранить своё культурное наследие.
#14 | 06:18 11.03.2021 | Кому: Nord
> Зачем некоторые американцы с фамилиями типа Zharoff и Zarayski начинают учить русский?

А зачем некоторые русские с фамилиями Иванов или Кузнецов начинают учить норвежский, или испанский, или японский?
С корнями это мало связано - это, скорее всего, желание узнать о культуре или просто выучить другой язык, для общения или работы.

Когда-то Русь была под монголо-татарами - как-то в школах РФ для сохранения корней монгольский и татарский не сильно учат.
Да и коренной церковно-словянский пока не пропихнули в обязательное обучение.
#15 | 06:21 11.03.2021 | Кому: Nobody
> Зачем Величью какие-то диалекты?

Да, давай делить Россию по языкам!!! Чтоб сосед соседа не понимал! А потом надо объяснить, что это сосед, говорящий на другом диалекте, во всём виноват!
#16 | 06:24 11.03.2021 | Кому: Dmitrij
> Наши алеуты тоже часть нашего народа. Или для тебя русские это только кровь?

Ты определись, у тебя алеуты исчезли, или они просто перешли с одного языка на другой? Вот Казахстан перешёл с кириллицы на латиницу - казахи что, вымерли?
#17 | 06:25 11.03.2021 | Кому: Склеп
> Да, давай делить Россию по языкам!!!

Заметь, не я это предложил :)
#18 | 06:27 11.03.2021 | Кому: Склеп
> Когда-то Русь была под монголо-татарами - как-то в школах РФ для сохранения корней монгольский и татарский не сильно учат.

Татарский как раз учат там, где татары в товарных количествах обитают - в Татарстане и Башкирии. Причём как основной язык ещё с советских времён.
А вот монгольскому не обучают, да.
#19 | 06:30 11.03.2021 | Кому: Heimdall
> Татарский как раз учат там, где татары в товарных количествах обитают - в Татарстане и Башкирии. Причём как основной язык ещё с советских времён.

Ты же понял, что я не про это, а про "сохранение корней".
#20 | 06:35 11.03.2021 | Кому: Склеп
> А зачем некоторые русские с фамилиями Иванов или Кузнецов начинают учить норвежский, или испанский, или японский?
> С корнями это мало связано - это, скорее всего, желание узнать о культуре или просто выучить другой язык, для общения или работы.

Ты прикидываешься, что не понял?

> Да и коренной церковно-словянский пока не пропихнули в обязательное обучение.


Церковнославянский - это язык литературный и церковный, а разговорный был древнерусский. Он никуда не исчез, а превратился в русский, украинский и белорусский.

И да, церковнослав учи не учи - ты постоянно используешь слова из него.
#21 | 06:39 11.03.2021 | Кому: Nord
> В результате ассимиляции малые языки исчезают по всему миру.

Да что там малые. И у крупных идёт этот же процесс.

На примере татарской половины моей семьи в солнечной Башкирии -
Моя прабабушка говорила исключительно на татарском. Русский кое-как понимала, но говорить не могла.
Моя бабушка говорит на татарском. На русском может, но практически не говорит.
Мои тёти 50/50.
Мои двоюродные братья и сёстры уже преимущественно на русском общаются.

Так думаешь, ещё лет сто такими темпами и сколько там носителей языка в селе будет?
#22 | 06:42 11.03.2021 | Кому: Nord
> Он никуда не исчез, а превратился в русский, украинский и белорусский.

Логично. На нём никто не разговаривает, живых носителей нет.
Он не исчез, он превратился... С беренговским диалектом алеутского такое не прокатит, не? Он, случайно, не превратился во что-нибудь?
#23 | 06:44 11.03.2021 | Кому: Nord
> церковнослав учи не учи

Паки... Житие мое... :)))
[censored]
#24 | 07:05 11.03.2021 | Кому: Склеп
> Вот Казахстан перешёл с кириллицы на латиницу - казахи что, вымерли?

Как он перешёл - это и смех и грех.

По факту как была кириллица, так и осталась, зато уже куча вариантов латиницы с разной степенью близости к турецкой.
#25 | 07:08 11.03.2021 | Кому: Nord
> > Вот Казахстан перешёл с кириллицы на латиницу - казахи что, вымерли?
> Как он перешёл - это и смех и грех.

Да в курсе я, периодически наезжаю. Но всё равно это факт постоянного изменения языков - появление новых, уход старых.
#26 | 07:09 11.03.2021 | Кому: Склеп
> Логично. На нём никто не разговаривает, живых носителей нет.

Поедставь себе, логично. Потому что есть языки - прямые потомки. Более того, язык почти всё время и назывался русским. Это мы сейчас понимаем, что русский 1000 лет назад - это другой язык, русский 500 лет назад - почти другой язык.

> Он не исчез, он превратился... С беренговским диалектом алеутского такое не прокатит, не? Он, случайно, не превратился во что-нибудь?


Если не осталось носителей и некому передать - язык умирает.
#27 | 07:10 11.03.2021 | Кому: Склеп
> Но всё равно это факт постоянного изменения языков - появление новых, уход старых.

Факт. Это не отменяет того, что сохранять языки надо.
#28 | 07:15 11.03.2021 | Кому: Heimdall
> Так думаешь, ещё лет сто такими темпами и сколько там носителей языка в селе будет?

И это у татарского еще относительно неплохое положение.

Ну, для миноритарного языка. Есть официальный статус, развитая литературная норма, СМИ.

Если этого нет, то всё происходит куда быстрее.
#29 | 07:23 11.03.2021 | Кому: Nord
> Факт. Это не отменяет того, что сохранять языки надо.

Всё зависит от целей. Сохранять ради сохранения - бессмысленно.
Сова
надзор »
#30 | 08:53 11.03.2021 | Кому: Nord
> ср. исландский

Что с ним не так?
#31 | 08:57 11.03.2021 | Кому: Nord
> Это не отменяет того, что сохранять языки надо.

Так точно. Исчезающий язык может оказаться мостиком к какому-то древнему языку, расшифровав который можно усовершенствовать методологию исторической науки.
#32 | 09:07 11.03.2021 | Кому: Склеп
> Всё зависит от целей. Сохранять ради сохранения - бессмысленно.

Вотт кстати философский вопрос. Сталкиваюсь с этим в полный рост здесь, в Латвии, где миноритарным и искусственно вытесняемым языком является русский. Оказывается, это вопрос ценностных установок. Есть такие как я, для кого культурная идентичность, осознание причастности к определённой общности являются критически важным. И язык - ключевой вопрос такой идентичности, ибо язык непосредственно связан со структурой мышления. (Что ни в коем случае не мешает быть мультиязычным.) И есть такие, кто относится к языковому вопросу исключительно прагматично, на мой взгляд это пример атомизации общества, индивидуалистический ценностей. Типа ну да, был Союз, говорили по русски. Теперь независимость, и такой русский отдаёт детей в латышскую школу, чтобы "интегрировались" - "им здесь жить". Уехав например в Англию, этот человек точно так же отдаёт детей в местную школу, где учат на английском. Своя культура не является для него ценностью, которую надо транслировать следующему поколению.
#33 | 09:32 11.03.2021 | Кому: Сова
> Что с ним не так?

Ну, когда танк называется наземным драккаром, а слово "атом" переводится пятью разными способами (потому что из разных переводов), - создается впечатление, что борьба за чистоту языка зашла слишком далеко.
Сова
надзор »
#34 | 10:17 11.03.2021 | Кому: Nord
Гы. Не знал. В иврите примерно так же.
Ringo
шутил про красные линии »
#35 | 11:32 11.03.2021 | Кому: Всем
А несколько лет назад умер последний представитель говорящих на языке андаманских островов. Присоединились к Тонге
#36 | 12:12 11.03.2021 | Кому: Дядя Миша
> а зачем это нужно?

Бери шире: зачем нужен русский язык?

Английский - давно и прочно уже международный культурный и технический язык. Еще китайский мог бы претендовать, как автор множества вещей, к которым есть инструкция на обязательном английском, но он - сложный.
#37 | 12:19 11.03.2021 | Кому: Склеп
> Да, давай делить Россию по языкам!!!

России нахер не нужен свой язык. Нефть, газ и металлический чушки с зерном к изучению русского не способствуют.

Все сложные компоненты промышленности и науки тут используют международный - английский язык. Не говоря уже о жаргоне офисного планктона, который чуть менее чем полностью состоит из англосицизмов.

Величие русского языка - неизбежно, как и у украинского языка.
#38 | 12:22 11.03.2021 | Кому: Tegucigalpa
> Так точно. Исчезающий язык может оказаться мостиком к какому-то древнему языку, расшифровав который можно усовершенствовать методологию исторической науки.

Они сами по себе проливают свет на мышление человека.

На то, как в принципе работает механизм складывания слов в предложения и как это реализуется.

Например, австралийский язык дирбал (Dyirbal) вымер, а дело его живет.
#39 | 12:26 11.03.2021 | Кому: Лепанто
> Не говоря уже о жаргоне офисного планктона, который чуть менее чем полностью состоит из англосицизмов.

Ну, к слову.

На основе упомянутого в новости алеутского языка возник медновско-алеутский (остров Медный). Существительные русские, глаголы алеутские, а склоняется и спрягается всё снова по-русски. "Дети анунгают" (растут).
#40 | 12:29 11.03.2021 | Кому: Nord
> Ну, к слову.

Это я, камрад, про логику "зачем нужен какой-то язык тут у нас".

Во-первых, у кого это - у "вас"?
Во-вторых, а как насчет с практической нужностью вашего собственного языка - в рамках вашей же логики? Только вывески читать, "здравствуйте", "спасибо", "почем", "как пройти" и "пошел нахуй"?
#41 | 12:51 11.03.2021 | Кому: Лепанто
> России нахер не нужен свой язык.

Какой именно "свой" язык не нужен России?

> Величие русского языка - неизбежно, как и у украинского языка.


Это со всеми языками так. Даже наглийских давно уже несколько.
#42 | 12:55 11.03.2021 | Кому: Склеп
> Какой именно "свой" язык не нужен России?

Официальный.

> Даже наглийских давно уже несколько.


Диалектов. Но будет один - как в Китае с "упрощенным", ибо только он экономически обоснован.

Мне вот, недавно попалось произведение, до него я думал, что знаю английский. А оказалось автор всего-то использовал уровень чуть сложнее среднего, на уровне конца нашего 19-го века.
#43 | 12:56 11.03.2021 | Кому: Лепанто
> Бери шире: зачем нужен русский язык?

камрад, ну, ты не преувеличивай, речь про крайнередкий диалект редкого языка.

И вопрос не в том, нужно или не нужно изучение языка учёными. Нужно. Вопрос в том, зачем его учить населению, если этот язык умер по естественным причинам?
#44 | 12:58 11.03.2021 | Кому: Nord
А какая наука изучает связь между мышлением и языком?
#45 | 13:00 11.03.2021 | Кому: Дядя Миша
> камрад, ну, ты не преувеличивай, речь про крайнередкий диалект редкого языка.

А чего преувеличивать? Если ты сейчас не работаешь каким-нибудь филологом, то твой русский по большинству рабочих моментов - сильно искажен жаргонизмом, чаще всего английским, или упрощен до "бери то, хватай это".

> Вопрос в том, зачем его учить населению, если этот язык умер по естественным причинам?


Вопрос в том: куда дело это население, его носители.
#46 | 14:24 11.03.2021 | Кому: Дядя Миша
Когнитивная лингвистика, когнитивная психология, психолингвистика и неробиология.

Зародились на стыке лингвистики, психологии и медицины. Толчком послужили мировые войны, т.к. у довольно многих раненых в голову развивались афазии - нарушения речи, обусловленные поражением той или иной зоны мозга.
#47 | 14:28 11.03.2021 | Кому: Лепанто
> как в Китае с "упрощенным"

Там нет упрощенного языка. У китайцев есть упрощенная письменность - аналог нашей послереформенной орфографии. Тайваньцы, например, ее отвергают.

У них общий литературный стандарт, это да. Раньше назывался гоюй, язык государства (англичане и называют его мандарин, потому что это был язык чиновников), а теперь зовется путунхуа - общий язык.
#48 | 17:26 11.03.2021 | Кому: Nord
> неробиология

Нейро-
#49 | 15:48 12.03.2021 | Кому: Лепанто
> Мне вот, недавно попалось произведение, до него я думал, что знаю английский

Я тут начинал читать "The Expanse".
Лично мне (лично мне) пришлось непрерывно в словарь заглядывать.
#50 | 15:15 13.03.2021 | Кому: Nord
> > а зачем это нужно?
>
> Сохранение корней.

А нахера кому-то сохранять чужие корни?
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.