Очередной памятник десяткам миллионов репрессированных
vis0tnik.livejournal.com Наткнулся на очередной "неполживый памятник" жертвам политических репрессий, на этот раз в Ставрополе. Расскажу откуда берутся десятки миллионов репрессированных, при чем здесь природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве и что с этим всем делать. Подробности, как всегда, в первом.
Благодаря сообществу Егора Иванова, наткнулся на очередной неполживый памятник жертвам политических репрессий, на этот раз в Ставрополе. Отношение к подобным вещам у меня предельно простое - промолчи и ложь восторжествует, посему молчать не будем, будем действовать.
2021 год начался не с кофе, а с обращения в ставропольскую администрацию и комитет по культуре и молодежной политике:
“Прошу провести проверку информации, содержащейся на памятнике жертвам политических репрессий 1930 - 50-х гг., находящегося на территории мемориала “Холодный родник” в городе Ставрополь (фотография прилагается к обращению).
В частности, прошу проверить надпись на мемориальной доске, где сообщается следующее: "В СССР 1930 - 1950 годах периода тоталитарного режима незаконных политических репрессий, в ГУЛАГИ было загнано более 60 миллионов неповинных людей. В этом аду было расстреляно, либо погибло от непосильного труда 26.5 миллионов человек".
По наиболее точным данным, полученным в результате работы в закрытых архивах ОГПУ-НКВД и МВД-МГБ главным научным сотрудником Института российской истории РАН В.Н. Земсковым, репрессии затронули около 4.5 миллионов граждан СССР, приговорено к расстрелу было около 800 тысяч человек. Число же репрессированных (60 миллионов человек), как и число погибших (26.5 миллионов человек) указанные на мемориале многократно завышены.
Единственным источником похожих цифр являются высказывания А.И. Солженицына, который, в свою очередь ссылается на профессора-эмигранта И.А. Курганова, очевидным образом не только не располагавшего ни всей полнотой статистических данных, ни доступа к архивам, но и опиравшегося в своих исследованиях исключительно на косвенные методы подсчета. Кроме того, в 66 миллионов Курганов включал жертв Гражданской войны, умерших от голода 20-х/30-х годов и неродившихся, относить их к числу “неповинных людей, загнанных в ГУЛАГи” категорически не верно.
Отмечу, что до недавнего времени в Ростове-на-Дону находился памятник “Невинно убиенным”, содержавший аналогичную информацию о количестве жертв политических репрессий (данные были предоставлены АЖНПР “Мемориал”). Однако после научных исследований Управления культуры города, данные были признаны недостоверными и заменены (фотография прилагается к обращению).”
Ответ не заставил себя ждать, меньше через месяц комитет культуры и молодежной политики расставил все точки над i.
[censored]
Ставропольская администрация честно направила запросы буквально всем. Но так уж получилось, что ни в ФСБ, ни в Госархиве, ни даже в природно-ландшафтном музее данных о количестве репрессированных, расстрелянных и погибших - нет! Но это, отнюдь, не повод проводить проверку сведений, а совсем наоборот.
Нет достоверных данных? - Значит и недостоверные данные проверить невозможно. Законы формальной логики, требующей доказывать наличие, а не отсутствия чего-либо, скромно шаркают ножкой в уголке.
Восемь лет назад я рассказывал о городской администрации (которая, к слову, оперативно исправила допущенные ошибки), опиравшейся в вопросе о количестве репрессированных на википедию(!), судя по всему, в случае со ставропольским памятником и свободная интернет-энциклопедия избыточна. Можно вообще ни на что не ссылаться, мемориал все стерпит.
Больше в происходящем меня удивляет не столько позиция некой условной власти, для которой репрессированные уже отыгранная карта, и отношение к ним соответствующее, ритуальное. Вопрос в другом - почему потомков репрессированных не интересует настоящая судьба их предков, им достаточно того, что им сообщили о существовании неких до сих пор не обнаруженных братских могил, в которых якобы захоронены десятки миллионов их дедов и прадедов?
Судя по количеству мемориалов, музеев, часовен и прочих учреждений, съедающих колоссальные бюджетные средства, тема должна иметь широчайший отклик в обществе. Но где же тогда архивные исследования, где поисковые экспедиции, где генетические экспертизы? Потомков репрессированных не оскорбляет сложившееся положение вещей? Судя по тому, что я вижу вокруг - нет.
Обратился в прокуратуру, буду сообщать о развитии ситуации.