Наивысший пилотаж

twitter.com — Выступление чемпиона Австрии Gernot Bruckmann на авиамодельном турнире в закрытых помещениях в Париже в категории моделей с электроприводом. Видео на 2:20 минуты
Видео, Технологии | micev2 05:49 28.09.2020
23 комментария | 32 за, 1 против |
#1 | 06:02 28.09.2020 | Кому: Всем
...против всех законов физики.. На взлете! (с)
#2 | 06:18 28.09.2020 | Кому: Всем
Фантастический полет!
#3 | 06:28 28.09.2020 | Кому: Всем
Там тяговооруженность просто невообразимая, плюс плоский фюзеляж, который работает как крыло при проходе "на ноже". С настоящими самолётами эти модели объединяет лишь похожий силуэт. Мастерство управляющего безусловно велико, но в настоящих самолётах все по другому.
#4 | 06:35 28.09.2020 | Кому: Всем
Я так понимаю, что половину управления берёт на себя автоматика.
#5 | 06:39 28.09.2020 | Кому: Comrade9444
Злые языки поговаривают, что ещё и моторчик с реверсом!!!
#6 | 06:44 28.09.2020 | Кому: Konan
> моторчик с реверсом

То есть обратная тяга. Это я ещё понимаю.
А что такое векторизация в данном контексте?
#7 | 06:50 28.09.2020 | Кому: micev2
> А что такое векторизация в данном контексте?

Могу предложить, что реверс и есть. Сомневаюсь, что в такую мелкую и легковесную модельку можно впихнуть привод для изменения положения движителя (винта).
#8 | 07:17 28.09.2020 | Кому: Всем
Некоторые вещи моделька вытворяла явно не под действием аэродинамики. Сдаётся мне что в ней гироскоп-другой задействуются, хотя маховики и весить должны немало, но другой версии, видя настолько ломанную траекторию движения, у меня нет.
#9 | 07:21 28.09.2020 | Кому: serdgik
> другой версии, видя настолько ломанную траекторию движения, у меня нет.

Изменяемый шаг винта, вплоть до отрицательного. Возможно, как у вертолётов. И никакого реверса не надо, и гироскопов тоже.
Vascosoft
интеллектуал »
#10 | 08:12 28.09.2020 | Кому: Всем
Нет там никакой автоматики кроме регулятора оборотов двигателя. И да, реверс есть, конечно. Если у обычных RC-моделей стик (ручка) газа работает от нуля до максимума снизу вверх, то у этого класса ноль находится посередине (в нейтрали), вверх идет до максимума тяга вперед, вниз - до максимума назад. Причем кривые неравнозначные (и с экспонентой) и вообще скорее всего на аппаратуре выставлены по точкам после длительных экспериментов.
Насчет вектора - затрудняюсь сказать что имелось в виду, точно не изменение шага винта, там общий вес модели - пара сотен грамм, там просто некуда его втыкать. Максимум что могу предположить - моторная рама на качалке (влево-вправо), что позволяет на малом ходу, почти на месте, иметь нормальное управление. Иначе обдува элеронов и руддера (руля на хвосте) просто не хватит для поддержания управляемости.
Все остальное - годы дрочки. Ежедневной, многочасовой.
Vascosoft
интеллектуал »
#11 | 08:16 28.09.2020 | Кому: amb
> Изменяемый шаг винта, вплоть до отрицательного. Возможно, как у вертолётов. И никакого реверса не надо, и гироскопов тоже.

не нужен там изменяемый шаг винта, это удел ДВСов, у которых очень узкий рабочий диапазон по оборотам, электрички пркрасный момент выдают как на максимальных оборотах так и на почти минимальных, так что все решается как раз регулятором двигателя.
#12 | 08:18 28.09.2020 | Кому: amb
Изменяемый шаг винта делать при имеющихся возможностях электромоторчиков по оперативному изменению скорости и направлению вращения - такое себе, но допустим. А вот по поводу автомата перекоса винта - не думаю что он позволит разворачивать модельку при прохождении расстояния, сопоставимого с габаритом самой модельки.
Vascosoft
интеллектуал »
#13 | 08:42 28.09.2020 | Кому: serdgik
> Изменяемый шаг винта делать при имеющихся возможностях электромоторчиков по оперативному изменению скорости и направлению вращения - такое себе, но допустим. А вот по поводу автомата перекоса винта - не думаю что он позволит разворачивать модельку при прохождении расстояния, сопоставимого с габаритом самой модельки.

точно не позволит, ибо размеры винта и модели несопоставимы, в отличие от вертушки. А висение на хвосте (на винте) - это чисто балансировка элеронами, рулем высоты и руддером. При их огромных размерах (в сравнении с обычными rc-пилотажками и тем более настоящими самолетами) они в данном случае выполняют роль ласт и хвоста у дельфинов и всяких котиков. Не в том смысле, конечно, что он ими гребет, а в том что поддерживает их помахиванием свое положение на месте. Или как акробаты машут веерами специальными на канате, не знаю как эти штуки называются.
Cyberaptor
надзор »
#14 | 08:47 28.09.2020 | Кому: Всем
Шаман однако.
#15 | 10:59 28.09.2020 | Кому: serdgik
> . Сдаётся мне что в ней гироскоп-другой задействуются, хотя маховики и весить должны немало

Отстал от жизни. ;) Загугли датчик гироскопа Lego, Arduino. Они крошечные и отлично работают, там не нужно маховики по килограмму ставить.
#16 | 13:02 28.09.2020 | Кому: глюкер
> датчик гироскопа Lego, Arduino

Датчики - это понятно, они даже в мобилках стоят, а вот гироскоп, способный своим вращением переворачивать вокруг себя объект - он сам должен или весить соответственно, или разгоняться до чуть ли не околосветовых скоростей при сверхмалой массе маховика.
Vascosoft
интеллектуал »
#17 | 06:57 29.09.2020 | Кому: serdgik
> Датчики - это понятно, они даже в мобилках стоят, а вот гироскоп, способный своим вращением переворачивать вокруг себя объект - он сам должен или весить соответственно, или разгоняться до чуть ли не околосветовых скоростей при сверхмалой массе маховика.

да ничего там не вращается, на rc-модели электронный (т.н. MEMS) 3-х осевой гироскоп ставится, в нем нет вращающихся частей. Причем он же функции акселерометра может выполнять (тоже по 3-м осям) и полетного ассистора, сглаживающего всякие помехи (типа ветра). Типичный пример - всякие квадрики мелкие, которые без такого контроллера одномоментно бы убились об стену. Это 10-килограммовая дура может висеть сама по себе, а 100-граммовый аппарат сдует комнатным вентилятором.
#18 | 07:22 29.09.2020 | Кому: Vascosoft
Остаётся вопрос - как без гироскопа оно может выполнять манёвры типа тех, что на 1:20-1:30 показаны. Ещё раз повторю - датчики, электроника, контролирующая их и положение аппарата в пространстве - это вопросов не вызывает. А вот каким пропеллером, кроме гироскопов в районе центра масс аппарата, можно такую манёвренность получить, которая в обычных авиамодельках вроде как отсутствует? Не, я чисто интересуюсь, я много чего не знаю, это обычное желание - разобраться, а то и разобрать, дабы понять что у неё внутри, и как оно работает.
Vascosoft
интеллектуал »
#19 | 07:38 29.09.2020 | Кому: serdgik
> Остаётся вопрос - как без гироскопа оно может выполнять манёвры типа тех, что на 1:20-1:30 показаны

а, тут как раз все просто: как выше уже писали, он плоский и зеленый, у него в положении "на боку" фюзеляж работает как крыло, а руддер (хвостовой руль) выполняет роль руля высоты. В общем, управление поворачивается на 90 градусов. И вот как раз тут очень в тему была бы поворотная (вбок) моторная рама на мелкой сервомашинке, которая как раз и помогала бы при таких маневрах. В принципе, можно и без этого, но очень уж там малые радиусы разворота при почти нулевой скорости. Не исключаю даже варианта, что моторама двумя машинками отклоняется (в двух плоскостях), но не представляю как подобное уместить в габаритные и весовые ограничения модели. Поближе бы на нее глянуть.
#20 | 16:39 29.09.2020 | Кому: Vascosoft
> > Остаётся вопрос - как без гироскопа оно может выполнять манёвры типа тех, что на 1:20-1:30 показаны
>
> а, тут как раз все просто: как выше уже писали, он плоский и зеленый

"Плоский" не об этом. На 1:20-1:30 как раз моменты, когда моделька дёргается взад-назад в хорошем темпе, то есть за секунду успевает остановиться, сместиться назад на корпус и обратно вперёд на корпус. На хабре пишут, что двигло на фиксированной раме по правилам соревнований.
Вопрос, собственно - такие финты только реверсом тяги проделывают? Винт ведь тоже не бумажный, имеет момент инерции, да и тягу создаёт не мгновенно.
Vascosoft
интеллектуал »
#21 | 16:59 29.09.2020 | Кому: amb
> Вопрос, собственно - такие финты только реверсом тяги проделывают? Винт ведь тоже не бумажный, имеет момент инерции, да и тягу создаёт не мгновенно.

Именно реверсом тяги. Винт не бумажный, там всякие полиамиды-капролоктаны-полипропилены. Довольно прочный, но гибкий. А возможно, что и элитный углепластик. Тяга перекидывается практически моментально, там 3 фазы, но количество обмоток достаточно большое. Поэтому довольно большой винт с большим шагом, чтобы создавать хороший момент при низкой скорости полета. И да, при таком весе (порядка пары сотен грамм) энерговооруженность у него (и у мотора и у самолета в целом) адовая, как раз и позволяющая творить такие чудеса. Сделай его чуть побольше/потяжелее - и вся магия пропадет. Стрекоза, в общем.
#22 | 19:52 29.09.2020 | Кому: Vascosoft
> энерговооруженность у него (и у мотора и у самолета в целом) адовая

Тогда понятно, почему в обсуждении встретилось про сгоревший нахер двигатель (по неясной причине). Токи там адские, походу, несмотря на легковесность.
Vascosoft
интеллектуал »
#23 | 20:39 29.09.2020 | Кому: amb
> Тогда понятно, почему в обсуждении встретилось про сгоревший нахер двигатель (по неясной причине). Токи там адские, походу, несмотря на легковесность.

не то чтобы адские, но ампер по 10 бывает (на паре банок по 4.20В). Вроде немного, но регули на таких моделях мизерные, моторы тоже намотаны проволокой с волос толщиной, скорость никакая, обдува нет, поэтому да, горят. Я вообще давно как не в теме rc-шной, лет 10 уже как в завязке, но особо вроде ничего не изменилось, в некоторых моментах даже похуже стало (и двигатели говеннее, и баттареи липольные не самого лучшего качества). Разве что аппаратура серьезно вперед шагнула: мой 9-канальный JR, который в свое время серьезных денег стоил, сейчас нафиг никому не вперся - пришло время хрензнаетсколькиканальных монстров с обратной связью и тачскрином.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.