Россия ввела в эксплуатацию первую в мире плавучую АЭС

sb.by — Россия ввела в промышленную эксплуатацию первую в мире плавучую атомную теплоэлектростанцию (ПАТЭС). АЭС построена на базе энергоблока «Академик Ломoносов» и находится на Чукотке. Об этом сообщили в пресс-службе концерна «Росэнергоатом».
Новости, Политика | Бульбород 12:19 22.05.2020
18 комментариев | 125 за, 0 против |
#1 | 17:36 22.05.2020 | Кому: eric.romanoff
> Мне вот интересно , насколько актуальна данная приблуда? Без иронии

Ну, вотт мне (дилетанту в энергетике, но недилетанту в эксплуатации тех. систем) её актуальность непонятна вообще.

Вот, по плюсам и минусам:
В чём её фишка? Она самостоятельно мобильна по воде. Это зачем? Разве АЭС не должна всё время эксплуатации стоять на месте?
Куда эта АЭС должна плавать?

Теперь к минусам: Стоимость эксплуатации мобильного (тем более, морского мобильного) объекта существенно выше, чем стационарного. К эксплутационным расходам (включая время и частоту ремонтов, и обслуживающий персонал) самого объекта добавляются расходы на эксплуатацию носителя. А у корабелей они некислые.

Непонятно.
#2 | 17:36 22.05.2020 | Кому: Zoran
> Актуальна и даже очень.

А в чём именно актуальность? Можно в двух словах для талпайопаф?
#3 | 19:45 22.05.2020 | Кому: Zoran
> Василий Владимирович, при всем моем уважении, не очень понятен сарказм.

Вообще никакого сарказма. Я действительно не понимаю (я - не атомный энергетик, а полный талпайоп в данном вопросе) и у меня, как у непрофессионала возникают вопросы.
Я описал как я вижу это со стороны (с точки зрения эксплуататора тех. систем). Скорее всего этот взгляд ошибочен и неполон (из-за непонимания мною тонкостей). Их я и хочу услышать.

> Если в двух словах: надо там, где нет другого топлива.


Это я (даже я :) ) понимаю. Я не понимаю, зачем именно на корабле. Это же офигенный геморрой на мой взгляд. Кардинально удорожающий и усложняющий по сравнению с обычной АЭС.
#4 | 19:54 22.05.2020 | Кому: Всем
> в том, что в Певеке уголь по цене икры.

Это мне понятно, какмрад. Певек я помню. Приходилось однажды обеспечивать поставку туда мазута, когда он замерзал.
Мне непонятно почему АЭС. Мне непонятно, зачем такой сложный в эксплуатации вариант - на корабле.
Это же кардинально всё усложняет! Ну, на мой глупый взгляд.Кроме обслуживания АЭС необходимо обслуживание и поддержание в ходовом состоянии корабля.
Ради чего? АЭС это не объект, который сегодня здесь даёт электричество, а завтра поплыл в другое место. Эти мегаватты нужны в одном месте.
Это то же самое, что делать кочегарку для дома на базе КАМАЗа для стационарного объекта.

Или я ошибаюсь и Певек постоянно перемещается с одного места на другое и АЭС должна за ним плавать?

Вот что мне непонятно.
#5 | 19:58 22.05.2020 | Кому: Zoran
> Конечно. Развивать надо все отрасли. Будет достаточно ТЭЦ - ПАЭС пойдет туда, где нужнее.

Не понял. То есть, планируется построить ТЭЦ, которая сделает эту ПАЭС ненужной?
А почему тогда было сразу не построить ТЭЦ? Это, как я понимаю, проще, быстрее и дешевле?

Поймите, я не могу осуждать или одобрять. Я в этом не разбираюсь. Я хочу понять.
В чём преимущество данного проекта перед другими возможными (более простыми и дешёвыми решениями)? Пока мне непонятно.
#6 | 20:07 22.05.2020 | Кому: Zoran
> По мне - аналог подвижного резерва.

Возможно. Но, если это резерв, то резерв чего?

> Как правильно заметили выше, на Чукотке планируется строительство ТЭЦ


Неужели построить эту гениальную хренотень проще, чем ТЭЦ?

Неужели АЭС на корабле проще и надёжнее (и быстрее строится) чем без корабля?

Вот, с точки зрения технаря...
Вы понимаете ведь, что надёжность сложной системы зависит в первую очередь от надёжности самых ненадёжных элементов?
Вот, вышел из строй корабель. И в чём тогда "подвижность резерва"?
Кроме времени, необходимого на обслуживание/ремонты АЭС она не будет работать ещё и время, необходимое на обслуживание/ремонты корабля.
И то, и другое нужно ещё доставить в порт ремонта. В определённый (по причине АЭС), а не в любой.

Мне непонятно почему именно корабль выбран в качестве носителя? Корабль это устройство, которое само по себе нуждается в охеренном обслуживании и ремонте. И ремонте не абы где и как.
Вот что меня смущает.
#7 | 20:23 22.05.2020 | Кому: Zoran
> Почему ТЭЦ и вся сопутствующая инфраструктура не построены - другой вопрос.

Разве?
По-моему, один и тот же.

13 лет строилась ПАТЭС. Если я правильно понимаю, общая стоимость составляет около 50 млрд (включая необходимую инфраструктуру)

По-моему, за это время и деньги можно было построить всё, что сделало бы этот резерв ненужным. Намного больше и дешевле.

Повторюсь, я - не профессионал, поэтому моё дилетантское мнение скорее всего ошибочно.
Но я пока не просекаю фишку данного проекта.
#8 | 20:43 22.05.2020 | Кому: Всем
> наверное, дешевле и быстрее построить блок, посадить его на плавсредство и отбуксировать к потребителю, чем строить на месте.

Камрад, возможно я непонятно объясняю что именно в этом мне непонятно.
То, что делать энергоблок нужно на заводе, а не в Певеке мне понятно.
То, что его нужно отбуксировать или как-то доставить туда (или при необходимости, в другое место) мне тоже понятно.

Мне непонятно зачем для этого разрабатывать специальный корабль.
Корабль нужен тогда, когда объекту требуется ПОСТОЯННО перемещаться. Что для АЭС - бред.
Для периодической (раз в несколько лет) доставки/транспортировки блока куда-либо корабль не нужен.

Установка его на корабле намного усложняет и удорожает эксплуатацию, понижает надёжность и одновременно кардинально увеличивает стоимость и время изготовления.

Да, проект уникален. Может быть потому, что такое чудо нахер больше никому не нужно?

> В Амазонке где-нибудь, на пустынных берегах Африки и т.п.


Ни в Амазонке, ни на пустынных берегах Африки нахер никому не нужна постоянно перемещающаяся АЭС. Это сложно, дорого и бессмысленно.

Можете пинать меня ногами за подобную безграмотную чушь, но вот так я это вижу.
Я ошибаюсь? Скорее всего. Убедите, чтобы я успокоился.
#9 | 20:51 22.05.2020 | Кому: Всем
> полёт Белки-Стрелки как проект тоже стоил бешеных денег

Проблема на мой взгляд, вовсе не в стоимости. Если это что-то охеренно нужное (то, что мы будем потом клепать сотнями, развивать и т.п.) , перерасход денег оправдан.

Но мне непонятно именно, нахрен вообще нужна АЭС, базирующаяся на корабле.

Попробую ещё раз: Корабль нужен только для постоянно перемещающихся (причём, обязательно самостоятельно) объектов. Размещение объекта (любого) на корабле кардинально усложняет и удорожает его. Как изготовление, так и эксплуатацию.

Для чего? Почему не разместить (ну, к примеру, хотя вариантов больше) на простой плавучей несамоходной платформе? Эксплуатация которой будет в десятки раз изготавливаться быстрее и стоить меньше. Которая будет в сотни раз дешевле и надёжнее в эксплуатации.

Зачем она именно на корабле?
#10 | 20:54 22.05.2020 | Кому: eric.romanoff
> Комрад, я тебя уверяю, развернуть на 70 Мвт газопоршневых станций на берегу - дешевле, даже с учётом того, что туда нужно возить либо газ, либо соляру

Я уверен в этом. И даже доставка всего необходимого говна в Певек затруднена, конечно, но не невозможна. И кардинально дешевле изготовления этого чуда. Все проблемы с обеспечением Певека в том, что этого никто не хочет делать бесплатно. А ПАТЭС это бесплатно?!
Да она стоит столько, сколько Певек не израсходует энергоресурсов (с учётом стоимости доставки) за 100 лет.

Обслуживание парохода это ипонский геморрой. Ему вобщем-то, нужно место в порту с инфраструктурой. Ему нужны доки для регулярного обслуживания и т.п. Поставить его в Певеке на 10 лет, это убить его к херам.

> Певек может быть интересен только тем что там через лёд трудно возить


Трудно это в основном потому, что делается это невовремя (когда петух жареный в жопу клюнет) и никто не хочет тратить на этот Певек деньги.
Повторюсь: Именно в Певек я знаю как что доставлялось. Участвовал в организации, когда Певеку однажды поплохело.
Севморпуть это вобщем-то используемая морская трасса, а не что-то недоступное.
#11 | 21:05 22.05.2020 | Кому: eric.romanoff
> ведь есть же на той же Чукотке стационарная Билибинская АЭС? Почему не разработать модульных АЭС малой мощности?

Так точно! Это-то мне и непонятно. Но БАЭС будут закрывать, а вместо этого пригонят туда эту балалайку. Для которой нужно строить всю инфраструктуру заново!
Без инфраструктуры она вобщем-то нахер не нужна. На Певек такая мощность не требуется.

И ни одной деревне в Африке такая не понадобится. Тем более, за такую цену.
#12 | 21:24 22.05.2020 | Кому: 11-17
> Например, часть атомной промышленности не сосала мужской половой хуй, была загружена заказом. Это предотвратило деградацию производства.

Пока первый аргумент увидел, который хоть как-то оправдывает действо. Неспизженного на проекте осталось достаточно, чтобы отрасль не загнулась.
Скрипя зубами, принимается.
#13 | 13:47 23.05.2020 | Кому: visionary
> Она несамоходная.

Упс. Вотт, я же говорю, что я - ламер в данном вопросе.
На барже это уже более понятно и осмысленно.

Огромное спасибо за инфу.
#14 | 18:07 23.05.2020 | Кому: Всем
> 1. если мы принимаем, что ТВЭЛы один раз заправить будет экономичнее, чем периодически возить уголь, мазут и т.п. -> следовательно принимается вариант АЭС.

Да, согласен. Именно так. Нужно считать, что выгоднее, проще и надёжнее. Срок эксплуатации ПАТЭС заявляют как 30 - 40 лет. С 1 раз в 10 лет отвозом его в пункт изготовления для перезагрузки и ремонта (а значит, на это время все равно должен существовать какой-то источник энергии, который заменит эту ПАТЭС полностью). То есть, строить какую-то стационарную ЭС нужно по-любому.

Вот, камрад eric.romanoff » упомянул здесь газовые ЭС

В них я тоже дуб дубом, поэтому просто сориентируюсь на инет.
Станция мощностью 1МВт стоит в магазине около 30 млн руб.
Стоимость 1 кВт 1,3 до 2,2 рублей в зависимости от мощности.
Расход газа - 250 кубов /МВт*ч
Требования к помещению минимальны.
Понятно, что если нам нужно 80МВт, 80 станций строить не очень интересно. Хотя с точки зрения надёжности получается сверхнадёжно и сверхэкономично. Работает всегда ровно столько агрегатов, сколько нужно.

Уверен, есть и более мощные, и более эффективные (это я просто сходу нашёл, что валяется в рознице).

Современные газовозы возят по 155 -220 тыс м3 сжиженного природного газа. Т.е. один газовоз это почти ГВтч
То есть, 10-20 рейсов газовоза в год обеспечат ВСЁ, что там в округе может понадобиться.
А самому Певеку рейса 1 газовоза лет на 5 хватит выше крыши.

К слову, мощность Билибинской, если помню, была всего 36 МВт и этого хватало и в лучшие времена.

ПАТЭС в Певеке без строительства линий электроснабжения во все стороны в целом вообще нахрен не нужна. Она будет там работать вхолостую.
Ты же представляешь себе, что такое Певек? Это такая деревушка с числом жителей около 5 тыс. В абсолютных ебенях. Строительство от него ЛЭП займёт скорее всего, лет 50-100 с нынешними темпами.

Куда эта ПАТЭС будет выдавать свою мощность всё это время?
#15 | 18:14 23.05.2020 | Кому: Всем
> а тут у всех, и у меня, - это досужие рассуждения на тему.

Безусловно. Никто здесь не претендует на какую-то истину. Просто, пытаемся разобраться на нашем дилетантском уровне по имеющейся информации.
#16 | 18:24 23.05.2020 | Кому: Всем
> так вроде, как раз мобильная и нужна.
> Допустим, открыли золото в Бразилии или Мозамбик хочет построить на берегу океана казино с блек-джеком и др. А источников энергии и сетей поблизости нет.
> подгоняется мобильная плавучая батарейка и даёт электричество уже сразу, пока там не построят ТЭС, ГЭС, котельную и т.п.
> А потом уплывает (у-ходит) на новый объект.

Камрад, АЭС это чересчур мощная и дорогая штука для подобных целей. Там нет столько шлюх, чтобы им понадобились мобильные 80МВт.
Нет таких объектов, ради строительства которой понадобилось бы подгонять АЭС.

Привёз пару-тройку газовых ЭС (вместе с газом) и пиндец. Дёшево и сердито.
Нахрена тебе сложный (и опасный, кстати) объект стоимостью 2 млрд, если тебе достаточно намного более простого стоимостью 500 тыс? Мегаваттная газовая стоит именно столько! Ну, пусть, с газом она будет стоить миллион...
Ну, пусть, тебе 10 МВт надо. 10 миллионов... Это можно небольшой город запитать.

А не забывай, что каждые 10 лет тебе нужно гонять ПАТЭС на перезагрузку, которая наверняка стоит не 5 копеек.

Всё-таки, пока все данные говорят мне о том, что в экономическом плане это абсолютно никому не нужная хуетень.
Ну, вотт такое впечатление.

Я могу понять научно-техническую цель:
Имеется опытный энергоблок, нужно его где-то испытать. Затраты похер. Но почему тогда в Певеке-то, плять?! Которому эти 80 МВт не нужны от слова абсолютно.
И не 13 же лет это (ненужное там) чудо строить?!

Зачем её везти туда, где нет вообще никакой инфраструктуры, способной использовать её хотя бы на 5%?!
#17 | 22:05 23.05.2020 | Кому: eric.romanoff
> Тут наверное скорее более жесткие требования к стационарным установкам, пароход один раз засертифицировал и гони в любую точку мира, ни тебе атомного проекта, ни разрешений на строительство и эксплуатацию и тд.

Вот это возможно, аргумент.

Проблема (с моей точки зрения) в том, что в данном случае это стрельба из пушки по воробьям.
Ну, не представляю я (возможно, просто, не хватает воображения) кому и зачем может понадобиться внезапно 70МВт в качестве времянки. Да ещё и по невъипенной цене.
Тем более, что в любом случае для использования этого нужна охрененная инфраструктура.
Ну, не представляю я что Певек будет делать с этими 70 МВт. Охеренную ёлку на Новый год зажгут?
Уж зажгут, так зажгут!
:)))

Я пытаюсь представить, что эта станция будет делать в Певеке, и, увы, не могу. Ну, разве только греть воды Восточно-Сибирского моря?

Чтобы она питала Чукотку один хер нужно строить все эти ЛЭП, подстанции и прочее. Их вообще-то следовало построить ДО момента ввода станции в строй. Потому что к моменту, когда их построят (потребители смогут получать энергию) станция сама уже умрёт от старости.

Я не представляю на кой хер кому-то может подобное понадобиться в Африке и где бы то ни было. Для этого должна существовать на много триллионов программа развития региона. Вот тогда, эта плавающая со стройки на стройку времянка смысл могла бы иметь.

> Думаю гораздо перспективней , были бы именно модульные реакторы, которые можно таскать именно в удалённые р-н на суше :)


Вот это, да. Возможно, это этап разработки именно таких модулей?
Поэтому для успокоения собственных нервов буду считать это экспериментальной разработкой для развития / неумирания отрасли.
Практического смысла увы, не вижу. Так как многократно дешевле и проще было бы доставить энергоблок в Билибино и продолжить прокладку ЛЭП от Билибино до Певека.
Там до Баранихи километров 200 от Певека
200 км ЛЭП это даже в условиях севера было бы по-моему, многократно дешевле.
Хотя, это смотря сколько спиздить...
Но фишка-то в том, что без этой ЛЭП и ПАТЭС нахер не нужна.
ЛЭП-то один хер строить.

Вобщем, дофига непоняток.

Но инженерам по-любому, респект, конечно.
#18 | 22:33 23.05.2020 | Кому: Всем
> не известно, когда и где может возникнуть нужда в мобильных 50-70 МВт

Пойми, камрад, я не против (а обеими руками за) разнообразных перспективных проектов.
И, как я уже говорил, если рассматривать в качестве просто прикольного исследовательско-конструкторского проекта, приветствую.

Но исполнение как всегда, чепрез жопу на мой взгляд.
Потому что смысла в такой балабасине я не углядел, хотя честно пытался.

[censored]
25 МВт газотрубинная, 18 МВт - газопоршневая.
Цену не пишут, но мегаваттка стоит от 300 до 500 тыр баксов, как я уже говорил.
Вот это как раз, похоже на мобильную времянку
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.