Российские таксисты лишились заработка из-за прогресса

lenta.ru — Российские таксисты лишились двух третей заработка из-за прогресса и развития агрегаторов, позволяющих вызывать автомобиль с водителем через приложение для смартфона. Благодаря агрегаторам число пользователей такси в Москве с 2012 года выросло в шесть раз — с 335 тысяч до двух миллионов человек. В настоящее время каждый пользователь в среднем заказывает такси десять раз в месяц против шести раз в 2012-м. При этом доходы водителей за этот же период снизились в три раза.
Новости, Технологии | AndroidSav1 05:50 26.02.2020
13 комментариев | 37 за, 0 против |
#1 | 09:40 26.02.2020 | Кому: kirillkor
> Оказалось, что если урезать доходы, то работать придётся больше, что в случае с управлением средством повышенной опасности может привести ко всякому нехорошему.
>
> Кто бы мог подумать-то.
>
> Явно не агрегаторы предоставляющие информационные услуги.
>
> Капитализм, щасье, вот это вот всё

А главное - никогда ведь такого не было, и вот опять!

"перед лондонским большим жюри предстали три железнодорожных рабочих: кондуктор пассажирского поезда, машинист и сигнальщик. Большая железнодорожная катастрофа отправила сотни пассажиров на тот свет. Причиной несчастья послужила небрежность железнодорожных рабочих. Они единогласно заявляют перед лицом присяжных, что 10–12 лет тому назад их работа продолжалась всего 8 часов в сутки. В течение же последних 5–6 лет рабочее время довели до 14, 18 и 20 часов, а при особенно большом наплыве пассажиров, например в разгар сезона экскурсий, оно часто продолжается без перерыва 40–50 часов. Но они, железнодорожные рабочие, обыкновенные люди, а не циклопы. В известный момент рабочая сила их отказывается служить. Они впадают в состояние оцепенения, голова перестаёт соображать, глаза – видеть. Вполне «respectable British Juryman» [ «респектабельный британский присяжный»] отвечает на эти показания приговором о передаче дела, квалифицируемого как manslaughter (убийство), в более высокую инстанцию, и в дополнительном пункте мягко выражает благочестивое пожелание, чтобы господа железнодорожные магнаты капитала в будущем проявляли бо́льшую щедрость при покупке необходимого количества «рабочих сил» и обнаруживали бо́льшее «воздержание» или «самоотречение», или «бережливость» при высасывании купленной рабочей силы."

© один устаревший автор про реалии 1866 года
#2 | 09:59 26.02.2020 | Кому: kirillkor
> Они при этом регулярно удивляются, зачем это я сзади пристегиваюсь.

У меня в последние полгода есть отличный аргумент для жителей нашей области: привожу в пример одно нашумевшее дтп (я тут про него писал) и акцентирую внимание на том, что передние пассажиры там отделались переломами, после которых восстановились за несколько месяцев, а у девчонки, сидевшей на заднем сиденьи, "лицо в кашу", плюс многомесячная кома, из которой она вышла совсем недавно и до сих пор после неё полностью не восстановилась.

> А так да, Яндекс капиталисты крайне годные.


Тут, справедливости ради, надо сказать, что они не выжимают работников, заставляя их трудиться сверхурочно (в отличии от примера, который я привёл выше). И даже цены устанавливают не они - они прописали механизм повышения/понижения цен в зависимости от соотношения "кол-во свободных машин/кол-во заявок" на данной территории. Сверхэксплуатация таксистов - следствие общего кризиса экономики, когда люди уже готовы рвать жилы натурально за еду. (Прослойки между Яндексом и таксистами, зарабатывающие ещё и с аренды машин - уже другой разговор).
#3 | 11:57 26.02.2020 | Кому: kirillkor
> Ну конечно, очень удобно, работники-то не их. Вот только условия работы их.

Воот, работники здесь вообще не пролетариат (если со своим авто), а вполне себе мелкая буржуазия. Условия работы - не их, не Яндекса. Условия [работы] определяют для себя эти мелкие буржуа (я опять оставляю за скобками условия контор-прокладок с лизингом/арендой авто). У яндекса тут только условия [оплаты]. Причём яндекс здесь кровно заинтересован в наиболее высокой сумме выручки всех таксистов, пользующихся его сервисом, т.е. с одной стороны прямо заинтересован в повышении стоимости поездки. Но, с другой стороны, суммарная выручка становится тем больше, чем больше пассажиров им пользуются - и тут уже начинаются вопросы конкуренции с другими агрегаторами, в т.ч. ценовой, т.е., чтобы не потерять аудиторию, яндекс должен цены снижать; с третьей стороны, если снизит слишком сильно, таксисты от него разбегутся по другим агрегаторам и он таки потеряет аудиторию, но уже из-за снижения качества сервиса.

Так что, возвращаясь к заголовку, "российские таксисты лишились заработка" не из-за прогресса, а из-за возросшей конкуренции между собой. Хотя возможной она стала из-за прогресса, да. )

> Именно они устанавливают величину этих коэффициентов.


Она преследует ровно одну цель - уравновесить спрос и предложение. Это, пожалуй, наиболее чистая среда, где можно видеть их взаимозависимость. В условиях пониженного спроса вводятся понижающие коэффициенты, чтобы заманить хоть кого-то воспользоваться такси по дешёвке, в условиях повышенного, когда ехать хотят дохера народу, а количество машин, как ни крути, ограничено - делает такси доступным только "состоятельным парням", автоматически задирая ценник в разы. В самой по себе этой системе ничего плохого нет, как по мне, у них - самое изящное решение регулирования цен во время пикового/минимального спроса.

> Ну вот смотри. На один и тот же адрес с одного и того же адреса, по Яндексу до НГ было 138 рублей, стало 118.

>
> Откуда эта цена взялась?
>
> Кто её установил?

А хер знат, недостаточно данных. Коэффициент был один и тот же? Так-то у них стоимость одной и той же поездки может отличаться в течение десяти минут.

> Почему дешевле стало? Бензин подешевел? Наоборот. Подорожал. Машины дешевле стали? Опять нет. Подорожали.


Возможно (скорее всего) - это продукт конкуренции с другими операторами, который в свою очередь производная от общего платёжеспособного спроса населения и количества таксёров, готовых работать за еду.

> Может Яндекс комиссию свою снизил или вообще отменил? В той же Москве, это четверть заработка таксиста. Хотя вот нагуглил, что треть.


Охереть, многовато как-то. Я узнавал года два назад, у нас комиссия яндекса была 12% от выручки, плюс комиссия местной прокладки ("партнёра"), в зависимости от её жадности 2-8%. (Причём сильно низкая комиссия могла быть заманухой - помню, читал статью, как какая-то прокладка у нас зарегистрировалась летом, за счёт низкой комиссии набрала массу таксистов, а в новогодние праздники задержала их выручку за несколько дней и скрылась с ней в туманной дали, кинув каждого на десяток-другой тысяч). Т.е. суммарная комиссия не превышала 20%. Сейчас не знаю как.

В конторах с арендой/лизингом по-другому. У некоторых фиксированная сумма за машину в день и топливо за свой счёт, всё, что сверху - таксиста. Такие, говорят, арендуют вскладчину и гоняют круглыми сутками, меняя водителей (нарушая все правила, естественно). У других - большой процент (50-60) от выручки, но в него входит аренда и оплата топлива, это я буквально на этих выходных, стоя на заправке, прочитал на стоящем впереди такси. Только там есть то ли минимум по выручке, то ли по отработанному времени, точно не помню.
#4 | 07:02 27.02.2020 | Кому: kirillkor
> А если с чужим?

Вроде ясно писал: "(Прослойки между Яндексом и таксистами, зарабатывающие ещё и с аренды машин - уже другой разговор)", "(я опять оставляю за скобками условия контор-прокладок с лизингом/арендой авто)".

В случае с чужими авто работнику не принадлежит вообще никакая часть средств производства и условия там самые кабальные (если не наёбывать прокладку и не пользоваться машиной вскладчину вдвоём-втроём). Общался как-то с мужиком, гостем из какой-то солнечной бывшей республики, он рассказывал, что для того, чтобы отбить все платежи и оставить что-то на жизнь, он работал по 16-18 часов в сутки, зачастую ночуя прямо в машине. Но к этой схеме яндекс не имеет отношения, это епархия прокладок.

> > Причём яндекс здесь кровно заинтересован в наиболее высокой сумме выручки всех таксистов

>
> В количестве поездок.

Нет, именно в суммарной выручке. А это количество поездок Х средняя стоимость поездки. Яндекс заинтересован в максимальном значении этого произведения. И да, если снижение средней стоимости поездки даст такое увеличение количества поездок, что общее произведение будет больше - яндекс это сделает (частично - автоматически, коэффициентами, и частично вручную - путём корректировки базового значения для конкретного населённого пункта). Но это количество определяется не хотелками яндекса, а внешними объективными факторами, состоянием экономики - величиной безработицы и общей платёжеспособностью населения.

> Пока он только этих "других" скупает.

> Яндекс купили убер и покупают Везёт. Кто там в конкурентах остался?

Что скупает - плохо. У нас остались Лидер (хотя это рутакси, а рутакси - это везёт или нет? не знаю), Гетт, Ситимобил, Максим, Десятка (местное уральское), Двойки (местное челябинское). Из тех, что на слуху, вроде все. Есть ещё какие-то, но совсем мелкие, полузагнувшиеся.

> > В условиях пониженного спроса вводятся понижающие коэффициенты

>
> Первый раз о таком слышу.

Примерно так:[censored]
Ну и на сайте у них мелькает:[censored] "Тарифы Служб Такси могут отличаться. Указана максимальная стоимость услуг без учета [понижающего] и повышающего («Горячие часы») коэффициентов."

> > Коэффициент был один и тот же?

>
> Да.

Выше знающий камрад прокомментировал изменение тарификации.

> Не выжимает Яндекс ничего, нет.


Яндекс - только повышая комиссию за пользование своим сервисом. Но не роняя стоимость поездки, нет.

> Ну в принципе да, могут в бизнес пойти, чай и так через одного.


А они и так уже в бизнесе, бугага!

[censored]

> Это за 2018-ый данные.

>
> Даже в рязаньке 15% плюс прокладка и прочие выводы безнала.

Значит, устарела у меня информация.

> Главное, никто никого не выжимает досуха.


Да с чего же это? Почему - никто и никого? Пассажиры, потребляющие услуги, выжимают таксёров, предоставляющих услуги, массово голосуя рублём за копеечные такси. Также таксёров поджимают другие таксёры, мирящиеся с понижением тарифов - а это следствие того, что коллективные капиталисты, ловко управляющие страной последние десятилетия, вот так вот подняли Россию с колен, что массы граждан нуждаются настолько, что готовы работать за еду.

> Помнишь же?


Я-то помню, а ты убрал из моих слов важное уточнение: "не выжимают работников, [заставляя их трудиться сверхурочно]". Яндексу на самом деле не надо, чтобы таксёры пахали на них сверхурочно. Уменьшится кол-во машин - автоматически увеличится коэффициент, повышая среднюю стоимость поездки и оставляя неизменной суммарную выручку. Но - смотри предыдущий абзац - этого не происходит, т.к. слишком большое количество граждан пытается подзаработать хотя бы таксуя.

> А Яндекс чисто добро творит позволяя пользоваться такси по дешману.


А Яндекс предоставляет технологическое решение для связи пассажир-водитель, беря процент (всё более нескромный) за посредничество.

> И даже в этом треде крайне очевидно, что всем похуй за чей счёт. Главное чтобы им подешевле было.


Да.
#5 | 11:58 27.02.2020 | Кому: kirillkor
> Личный автомобиль надо полагать ничего не стоит, у него нет никакой амортизации, с каждым днём новеет, пробег крутится в обратную сторону, является вечным и новый покупать не надо никогда.
>
> И всё это не является расходной частью от заработка таксиста.

Ты вопрос задал "А если с чужим?" Я тебе на него ответил. Вот этот твой комментарий теперь про схему со своим авто - к чему?

> Ещё раз.

> Ещё раз.
> Ещё раз

Дзен кончается? А я тебе терпеливо повторяю одно и то же в разных формулировках, хотя поводов демонстрировать раздражение у меня не меньше. Предлагаю не покидать конструктивного русла.

> Цены устанавливает Яндекс. Больше никто.


Я тебе перечислил, кто у нас цены устанавливает - вариантов много, и комиссии у всех разные, цены и схемы оплаты/возврата безнала тоже разные. У таксёров есть выбор; профессиональные таксёры, как правило, работают одновременно с несколькими агрегаторами, выбирая того, кто выгоднее в данный конкретный момент времени. И если у одного агрегатора заявки дорогие, но их очень мало или вообще нет, они переходят на того агрегатора, у которых они дешёвые, но их много. Это невыгодно, они сами обрушивают цены, часть из них пытается этому противодействовать, бойкотировать, агитировать других таксёров, местами даже банально устраивать подставы и пиздить конкурентов, сбивающих цены - но это больше не работает, слишком много тех, кому похуй, кого прижало так, что они согласны и на низкие цены, лишь бы получить в карман хоть что-то.

И агрегаторы конкурируют друг с другом, с одной стороны, за пассажиров, предлагая им максимально выгодные цены (без них не будет заявок), а с другой, одновременно - за таксёров, предлагая и им максимально выгодные условия (без них заявки будет некому выполнять). И вот в этом неустойчивом равновесии, попытке усидеть на двух совершенно разных стульях, и рождаются нынешние цены на такси - и они определяются двумя основными факторами: уровнем безработицы и общей платёжеспособностью населения. Вот это корень, это - причина, а не Яндекс с коварными замыслами.

Если коротко: низкие цены на такси - признак и следствие скрытой безработицы и общего обнищания населения.

> > Выше знающий камрад прокомментировал изменение тарификации.

>
> Никаких коэффициентов не было.

А там и не было речи про коэффициенты. "С февраля снизили минимальную стоимость поездки, при этом увеличив стоимость ожидания."

> наличие этих коэффициентов в вакууме не говорит о их наличии в реальности.


Пруфы на сайте яндекса - это не вакуум. Но для темы обсуждения этот вопрос не критичен, спорить не буду, оставайся при своём мнении.

> > Яндексу на самом деле не надо, чтобы таксёры пахали на них сверхурочно. Уменьшится кол-во машин - автоматически увеличится коэффициент

>
> Надо. Яндексу выгоднее 10 поездок по 100, а не две по 300.

А 8 поездок по 130 выгоднее, чем 10 по 100. И 6 по 170 тоже.

> Чем больше поездок, тем Яндексу выгоднее. На среднюю стоимость ему плевать. Ему не плевать только на количество.


Тогда почему же он не установит стоимость поездки в 1 рубль, раз ему на неё совсем плевать? Ведь поездок тогда станет - вообще умотаться! Не потому ли, что он существует не в вакууме, а в сложной конкурентной среде со сложным балансом интересов множества участников процесса (см. выше)? Риторический вопрос.
#6 | 12:04 27.02.2020 | Кому: Всем
> Получается, проблема [таксистов] в том, что их стало намного больше. Т.е. рынок перевозок вырос в 1.5 раза, а количество таксистов - в 3 раза (условно).

Так точно. Вон, Реми где-то недавно упоминал, что его знакомые, раньше рассуждавшие в стиле "Да и похер на эту работу, если что - таксовать пойду", теперь уже не так оптимистичны, таксовать уже не такая привлекательная перспектива, как раньше. Просто потому, что работу/доход теряют всё больше людей и заработать на рынке услуг (который в условиях падения платёжеспособности населения съёживается самым первым) уже не так легко.

> Хорошо это или плохо - вопрос сложный.


Не согласен. Обнищание населения никогда ни к чему хорошему не приводило (по крайней мере, для тех, кто живёт среди этого населения).
#7 | 06:20 28.02.2020 | Кому: kirillkor
> У тебя существует только вариант с арендой.

Неправда. С самого начала я его явно и последовательно выношу за скобки, обсуждая только вариант с личным авто. К нему у тебя вопросов про расходы не было, появились они у тебя только тогда, когда я ответил на твой вопрос "а если с чужим?"

> Ты не знаешь какая там комиссия, что ты можешь знать о том, что Яндекс делает и почему?


Интересуешься моим источником знаний? ОК. Я таксовал раньше в режиме подработки (вечерами/ночами), поэтому наблюдаю картину и со стороны таксёров, и со стороны пассажиров. Пробовал в том числе яндекс и убер. Сейчас таксование почти забросил по причине того, что оно практически потеряло экономический смысл, имеет смысл разве что брать попутные заказы на работу/с работы/по делам на другой конец города. Тем не менее я общаюсь с большим количеством людей, в т.ч. с таксёрами, когда заказываю себе такси, потому неплохо представляю, что там и как там. Про себя я расписал, жду того же от тебя.

> > "С февраля снизили минимальную стоимость поездки, при этом увеличив стоимость ожидания."

>
> То есть поимели таксиста в очередной раз.

Не факт. Выглядит как стремление максимально снизить время простоя, побуждая пассажиров встречать такси на улице, а не ждать уведомления, неспешно одеваться и выходить. Надо смотреть, что вышло в итоге с выполнением заказов в единицу времени и прибылью.

> При этом у Яндекса есть уникальная возможность тестировать минимальный прайс, за который будут согласны ездить, при этом привлекая пассажиров.


В целом цены на такси у нас стоЯт на месте года с 2014-го, сбивают их все, кому не лень (конкретно у нас - Лидер-мини, Двойки, Поехали) задолго до появления Яндекса. Поведение Яндекса в плане ценообразования от других не отличается ничем, от слова вообще (другое дело, что они, в отличие от многих конкурентов, частично компенсируют таксёрам низкие цены, доплачивая за всякое, типа объёма выполненных заказов - по сути, демпингуя и отжимая рынок).

> Сложная конкурентная среда скоро будет представлена единственным участником в виде Максима.


Ну Ситимобил у нас очень активно зашёл в конце прошлого года - куча рекламы, множество брендированных авто по городу. Хотя в целом да, выглядит как монополизация рынка. Не зря ФАС возбудилась.
#8 | 06:33 28.02.2020 | Кому: Всем
> Но все равно останется другой вопрос: хорошо это или плохо - сократить количество таксистов? Потому что другого способа поднять их заработок просто не существует - если вырастут цены, люди меньше станут ездить на такси и денег станет меньше, см #48

А это некорректный вопрос, поскольку количество таксистов никто волевым услилием или какими-то мероприятиями по ценообразованию не изменит. Это саморегулирующийся конкурентный рынок с законами спроса и предложения в чистом виде (идущий к монополизации, но ещё не монополизированный).

> > Просто потому, что работу/доход теряют всё больше людей и заработать на рынке услуг (который в условиях падения платёжеспособности населения съёживается самым первым) уже не так легко.

>
> В целом, верно. Но конкретно в случае такси - нет. Рынок такси сильно вырос

Почему же неверно? Рынок вырос именно за счёт множества людей, потерявших работу/доход и предлагающих услуги по бросовым ценам - именно поэтому подработать на нём стало очень непросто, по сравнению с ситуацией пяти-десятилетней давности.
#9 | 07:20 28.02.2020 | Кому: kirillkor
> Что значит "не было"?

Значит, ты их не задавал, пока я писал про схему со своим авто.

> Вариант найти 800к наликом/пойти взять кредит намного более затратный, чем сесть на аренду.


Ну, вариант брать новую машину под таксование - это не самый оптимальный вариант. Я б даже сказал, что это надо головой стукнуться, чтобы так делать в нынешних условиях.

А с бэушной найти вариант, чтобы общегодовые расходы на неё без учёта топлива не превышали 1,5 к/день аренды Х 20 дней Х 12 мес = 360 т.р. в год (и это по-минимуму, я у нас слышал и про цены 1,8к аренды в день) - не так уж сложно.

> Товарищ таксует. Сам с таксистами регулярно говорю.


А у меня-то писька подлиннее будет!!! ;)

> Факт. Цена поездки упала.


Ну а с общим-то выхлопом как? Сколько таких коротких поездок в час выполнялось раньше и выполняется сейчас? Привело ли это к возрастанию количества заказов? Если привело, то насколько уменьшился холостой пробег? Там ведь много факторов влияет.

> Регулярно дешевеет.


Не суть, основная мысль у меня, что Яндекс - лишь один из многих, обваливающих цены, при рукоплесканиях пассажиров и массовом потворстве таксистов, вызванном общей жопой в уровне жизни.

> В том числе и благодаря такой точке зрения цены падают. Тебе хоть пять рублей заплати, уже выгоднее чем ноль.


Не, чем дальше, тем чаще бывает, что смотришь на предлагаемые копейки и едешь один. А потом смотришь - а ведь кто-то и на такое позарился.
#10 | 08:22 28.02.2020 | Кому: kirillkor
> > 20 дней
>
> Ну это там вообще ничего не заработаешь.

Это я взял минимальные затраты, с соблюдением ТК (смешно, знаю). Если больше 20 дней в месяц, то аренда будет ещё больше 360к в год и отбить подержанное авто (как альтернативу аренде) ещё легче.

> Меньше.

> Одинаково.

Ну, тогда - "бегите, глупцы!" Если есть куда. (

> > Привело ли это к возрастанию количества заказов?

>
> Нет.

Камрад, выше ты говоришь, что Яндекс обваливает цены для увеличения количества заказов, а тут у тебя обваливание цен не ведёт к увеличению количества заказов. Как так-то? Сам себе противоречишь.

> Комиссия была ниже, цены значительно выше. А потом Яндекс зашёл.

>
> > Не суть, основная мысль у меня, что Яндекс - лишь один из многих, обваливающих цены
>
> Единственный.

У нас реальная прибыль таксёров обвалилась вместе со скачком доллара в 2014, когда взлетели цены на авто, запчасти, топливо, жратву, а цены на такси остались прежними и даже стали немного проседать. А Яндекс[censored] в 2016-м и с год-полтора ещё оставался экзотикой, не было его массового засилия. А с ценами происходило то же, что и сейчас.

> Яндекс это не только такси. В отличии от Везёт и Максимов может себе позволить жёсткий демпинг. Чем и занят.


Демпинговавший Лидер-Мини - это Везёт. Демпинговавшая Поехали - это Максим. Яндекс от них отличается только тем, что демпингует не только за счёт таксёров, но и за свой собственный счёт, компенсируя водителям низкие цены на поездки всякими бонусами. Заняты все хором. Кстати, Gett тоже копеечный, видимо, там тоже какие-то бонусы/компенсации (раньше точно были, но про их нынешнюю внутреннюю кухню ничего не знаю).
#11 | 09:22 28.02.2020 | Кому: kirillkor
> Почему ты исключаешь, что цены остались старыми, количество заказов снизилось?

Ок, принимается. (Честно говоря, поднадоела тема)

> > Яндекс от них отличается только тем, что демпингует не только за счёт таксёров, но и за свой собственный счёт, компенсируя водителям низкие цены на поездки всякими бонусами.

>
> Уже давно ничего не компенсирует.

Был же у них какой-то "гарантированный доход" за количество поездок в день, которое хрен выполнишь? Буквально сегодня с утра общался с таксистом Лидера (= Рутакси, Везёт), он говорил, что у Яндекса есть такая фигня есть (да, инфа из третьих рук). За 35 поездок, что ли. (Кстати, если это правда, то это экономическое принуждение к переработкам далеко за 8 часов. Сам против себя аргумент привёл:)
#12 | 09:33 28.02.2020 | Кому: kirillkor
> Это вот к вопросу, что Яндексу не выгодно, чтобы водятел ишачил до полусмерти.
>
> Очень выгодно. Стимулирует изо всех сил.

Я и говорю - сам против себя аргумент привёл.
#13 | 09:38 28.02.2020 | Кому: kirillkor
> > Я и говорю - сам против себя аргумент привёл.
>
> Против тебя.

[терпеливо]
Да. Я сам против себя аргумент привёл. Про это и написал.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.