О китайских добровольцах в гражданскую

vk.com — Если верить булкохрустам, то орды китайских красных орков (вместе с латышскими и венгерскими орками) были завезены жидо-большевиками специально чтобы таки потерять Россию-которую-мы-потеряли. Реальность же почему-то выглядит несколько иначе...
Новости, Общество | Дружина 04:58 19.09.2019
12 комментариев | 62 за, 0 против |
#1 | 04:59 19.09.2019 | Кому: Всем
О ДОБРОВОЛЬЦАХ

Сколько всего китайских бойцов боролось на стороне Советской власти в годы гражданской войны? По подсчетам, приведенным в книге китайского историка Пэн Мина, их было около 40 тысяч. Но, судя по всему, эта цифра скорее преуменьшена, чем преувеличена.
Из каких же резервов создавались китайские части Красной Армии? Ведь для того, чтобы в армию могли прийти десятки тысяч солдат, человеческие ресурсы должны исчисляться сотнями тысяч.
Они были в стране, эти сотни тысяч китайских тружеников. В годы первой мировой войны подрядчики привозили китайцев целыми составами, не всегда даже зная точное число. Это была самая дешевая рабочая сила, и самая безропотная, самая непривередливая, самая неприхотливая. Землекопы, лесорубы, шахтеры – там, где работа тяжелее, туда и ставили кули. Они строили дороги, трудились в каменоломнях, рубили лес, добывали в шахтах уголь и руду.
О том, как попали массы китайских рабочих в Россию и как они встретили Октябрьскую революцию, с исчерпывающей полнотой говорит обнаруженное нами в архиве Министерства иностранных дел письмо ЦИК Всероссийского союза китайских рабочих. Оно адресовано в Наркоминдел и датировано 1 декабря 1920 года.
«В начале 1915 года, – говорится в письме, – в разгар мировой империалистической войны, во всех странах ощущался недостаток рабочих рук во всех отраслях промышленности. Капиталисты держав Тройственного Согласия в поисках дешевых рабочих рук обратили свой взор на Китай, надеясь получить от китайского республиканского правительства разрешение на право свободной вербовки китайских кули, с тем чтобы вывезти их в Европу для заполнения недостающих рабочих как в тылу, так и на фронтах. Под давлением великих держав Китайское правительство принуждено было разрешить вывоз своих подданных за границу. В числе стран, куда ввозились китайские кули, была и Россия… В Европейскую Россию было увезено около ста тысяч китайских чернорабочих. Условия жизни, работы и климата были весьма губительны для китайских рабочих… Их жизнь была тяжела и безотрадна. Тяжесть жизни тем более усугублялась, что они всецело находились во власти подрядчиков и жандармов. Рабочие были обмануты, ибо им обещали работу, плату и условия жизни, вполне приемлемые на их родине. Тем не менее рабочие не могли ни вернуться на родину, ни жаловаться, ни просить об улучшении условий своей жизни, так как на них смотрели, как на людей желтой расы, как на покупной товар, как на рабов. Их расстреливали, убивали, гноили в болотах и лесах, морили голодом. Китайские кули болели, сходили с ума, и никому до них не было дела. Китайское правительство, в лице своих дипломатических представителей, было бессильно что либо предпринять для облегчения участи своих подданных (к тому же „господам дипломатам“ не было ни времени, ни желания утруждать себя решением проблемы чисто демократического характера). В вышеупомянутых условиях жили, работали и умирали китайские кули, и казалось им, что для них совсем не будет просвета, что они уж никогда не увидят родное солнце, родной семьи, алтари и могилы предков…
Но вот настает Февральская революция, китайские рабочие вздохнули свободнее, исчезли жандармы, с ними начали обращаться более человечно, им дали право вернуться на родину. Китайские кули целыми эшелонами потянулись по великому сибирскому пути в Китай.
Настает октябрь, а вместе с ним и Октябрьская революция. Лозунги III Интернационала проникли в самую гущу масс китайских рабочих, эти лозунги глубоко запали им в душу. И когда раздался клич: за оружие на защиту Октябрьской революции, десятки тысяч китайских кули добровольно вошли в ряды передовых борцов. Они испытали всю тяжесть гражданской войны на всех фронтах, они честно защищали лозунги и знамя III Интернационала…»
Особенно много китайских тружеников было на строительстве Мурманской железной дороги – «главной стройке России», как называли ее дореволюционные газеты.
История этого строительства довольно красочно освещается в книге «Мурманская железная дорога. Краткий очерк постройки дороги на Мурман с описанием ее района», изданной в Петрограде в 1916 году.
В ней указаны имена путейцев, руководивших строительством дороги. Была там названа и фамилия инженера Бориса Александровича Крутикова.
Найти старейшего инженера путейца оказалось делом несложным. При встрече в Ленинграде он рассказал нам много подробностей о заполярной дороге. Обстоятельства ее постройки были таковы.
Шел первый год мировой войны. Царская армия нуждалась в боеприпасах, оружии, амуниции. Все это в огромных количествах закупалось за границей, грузилось на суда и отправлялось к берегам России. Беда, однако, заключалась в том, что ключи от «парадных дверей» страны находились в чужих руках: выходы из Балтики блокировал германский флот, выход из Черного моря – Турция. Оставался Север – замерзающий Архангельский порт и прекрасные глубоководные незамерзающие бухты Мурмана. Возможности Архангельска для связи с внешним миром были ограниченны, возможности Мурмана беспредельны.
Но между Мурманским побережьем, открывающим путь к просторам Атлантики, и ближайшей линией железной дороги, связывающей Север со всей Россией, лежало тысячеверстное пустынное пространство, леса, болота, тундры. Разговоры о строительстве Мурманской железной дороги насчитывали к тому времени тридцатилетнюю давность, однако дороги не было.
В конце 1914 года на «высочайшее благовоззрение» была представлена «всеподданнейшая записка по вопросу о сооружении средствами и распоряжением казны железной дороги на Мурман и оборудовании там незамерзающего океанского порта».
Записка получила ход. Были отпущены средства, начались изыскательские работы, а вскоре и само строительство железнодорожной линии Петрозаводск – Сорокская бухта и далее на север к берегам Кольского залива.
Война подгоняла. Прокладка самого близкого к Северному полюсу тысячеверстного рельсового пути велась неслыханно быстрыми для того времени темпами. За стройкой следил весь мир. Французские газеты писали: «…Таким образом, среди безмолвия северных пустынь Россия исполняет огромную работу, завершение которой будет иметь определенное влияние на военные действия».
Громадный размах строительства и полное отсутствие строительных механизмов требовали небывалого количества рабочей силы. А ее не хватало. Большая часть рабочих и крестьян России была к тому времени загнана в окопы, остальные работали на оборонных предприятиях.
Расчеты на то, что на строительстве Мурманской магистрали можно будет обойтись в основном силами финских рабочих, германо австрийских военнопленных и канадцев, привезенных на строительство группой английских подрядчиков, не оправдали себя. Финны нанимались только на несколько месяцев и, как только начинался сезон лесных разработок, возвращались к себе; военнопленные работали в полсилы, болели и умирали; что же касается канадцев, то с ними получился вовсе конфуз: они протестовали против отсутствия культурных условий жизни, против непривычной пищи, волновались, бастовали и в конце концов, бросив все, уехали за океан.
– Тогда то и возникла мысль, – сказал Борис Александрович, – привлечь на строительство китайских рабочих. Вот, посмотрите, что пишет по этому поводу историограф строительства… – Борис Александрович достал из книжного шкафа уже знакомое нам петроградское издание и прочитал:
– «Так как все ближайшие источники и рынки рабочей силы были использованы, а опыт постройки железных дорог на Дальнем Востоке доказал выдающиеся качества рабочих китайцев, то управление постройки решило нанять в Китае до десяти тысяч человек маньчжурских рабочих землекопов».
В китайские села ринулась армия вербовщиков. Они соблазняли «лишние рты», которых всюду в Китае было достаточно, высокими заработками, хорошей пищей, теплой одеждой.
«Каждый день вот в таких котелках пампушки будете варить», – говорили вербовщики и показывали крестьянам предусмотрительно заготовленные котелки с решетами; «Вот такие ватники получите», – и показывали ватники; «В кожаных башмаках ходить будете», – и показывали добротные башмаки.
Вербовщики знали свое дело. Поденная оплата, ватники, кожаные башмаки производили в нищих маньчжурских деревнях неотразимое впечатление. Артели желающих ехать на строительство Мурманской дороги сколачивались с молниеносной быстротой.
Нужду в рабочей силе испытывала тогда не только заполярная стройка. Рабочие нужны были в портах Приморья, в лесах Сибири, на приисках Урала, в шахтах Донбасса, на тыловых работах в Молдавии и Закавказье. Как писали газеты того времени, «конъюнктура на желтый труд держалась на необыкновенно высоком уровне». По некоторым данным, в Россию в годы первой мировой войны было завезено не менее двухсот тысяч китайских рабочих.
К этой цифре следует добавить еще многие тысячи китайских тружеников, бежавших в Россию из Месопотамии, куда их, по договору с пекинским правительством, громадными партиями доставляли англичане. Китайцы использовались в песках Междуречья на военных стройках, но условия тамошней жизни и работы были, видимо, таковы, что даже безгранично выносливые кули не выдерживали. Бросая все, они тайком пробирались в Иран, а оттуда – к границам Закавказья.
Так волею исторических обстоятельств в годы первой мировой войны в разных концах необъятной Российской империи возникли многотысячные колонии нещадно эксплуатируемых китайских кули.
Когда грянул гром Октября, с темными, забитыми кули произошло чудо. Классовое чутье, подобно магнитной стрелке, помогло встать им на верный путь. «Красные – хорошо, белые – плохо», – так определяли китайские труженики свою политическую платформу. Не знавшие ничего, кроме изнурительного труда и беспрекословного подчинения каждому, кто стоял над ними, они расправили плечи, покинули старые темные бараки, взяли в руки оружие и примкнули к русским рабочим и крестьянам.
Кули стали борцами за свободу.

Источник: "Товарищи китайские бойцы" - Герцель Новогрудский.

#Marx_Om
#История
#2 | 07:07 19.09.2019 | Кому: Всем
То есть из было десятки тысяч?
#3 | 12:19 19.09.2019 | Кому: DINAMIT
> То есть из было десятки тысяч?

Из более чем 200 тысяч китайских гастарбайтеров, уже проработаших в России несколько лет. Такие же кули стоившие железные дороги в США и Канаде так там и остались большей частью.

К Рабоче-крестьянской красной армии примкнули гастарбайтеры, завезённые царскими властями.
#4 | 13:10 19.09.2019 | Кому: Дружина
То есть орды всё таки имели место...
#5 | 13:47 19.09.2019 | Кому: DINAMIT
> То есть орды всё таки имели место...

Орда - это армия. Например, есть город Кызыл Орда - "Красная армия".

Но так-то контру и интевентскую шваль надо было добром словом побеждать.
#6 | 16:46 19.09.2019 | Кому: Дружина
> Но так-то контру и интевентскую шваль надо было добром словом побеждать.

Интервенты тоже были приглашены под девизом убивать большевистскую шваль. В чём тогда разница?
#7 | 04:24 20.09.2019 | Кому: DINAMIT
> Интервенты тоже были приглашены под девизом убивать большевистскую шваль. В чём тогда ра

Во-первых шваль - это буржуи, которые, правда, называют себя элитой, то есть лучшими людьми. Нет, наша элита - это рабочий класс, прогрессивный класс нашего времени, а не эти.

Во-вторых - сами же буржуи привезли китайских рабочих в Россию (так же как сейчас они планово (!) завозят гастарбайтеров), сделав их тем самым частью рабочего класса России.
Как надо интеллектуально деградировать что бы не видеть разницы с иностранной интервенцией!
#8 | 11:13 20.09.2019 | Кому: Дружина
> Во-первых шваль - это буржуи, которые, правда, называют себя элитой, то есть лучшими людьми. Нет, наша элита - это рабочий класс, прогрессивный класс нашего времени, а не эти.

Всё относительно. Для буржуев простые работяги-шваль. Оскорбления-не наш метод.

> Во-вторых - сами же буржуи привезли китайских рабочих в Россию (так же как сейчас они планово (!) завозят гастарбайтеров), сделав их тем самым частью рабочего класса России.


Буржуи затем привезли солдат Антанты, сделав их частью антибольшевистских вооружённых сил.

> Как надо интеллектуально деградировать что бы не видеть разницы с иностранной интервенцией!


Как надо деградировать, чтобы оправдывать убийство русских китайцами. Вы же понимаете, что солдатами в белых войсках в основном были обычные русские мужики?
#9 | 17:40 20.09.2019 | Кому: DINAMIT
> Как надо деградировать, чтобы оправдывать убийство русских китайцами

А зачем ты оправдываешь убийство русских китайцами?
#10 | 17:43 20.09.2019 | Кому: DINAMIT
> > Во-вторых - сами же буржуи привезли китайских рабочих в Россию (так же как сейчас они планово (!) завозят гастарбайтеров), сделав их тем самым частью рабочего класса России.
>
> Буржуи затем привезли солдат Антанты, сделав их частью антибольшевистских вооружённых сил.

И? Это "нет разницы"? Сначала привезли рабов из Китая, которые против них восстали, а потом присоединилось у иностранной оккупации, что бы уничтожить восставших китайцев и собственных рабочих. Ты этих защищаешь?
#11 | 17:48 20.09.2019 | Кому: DINAMIT
> Всё относительно

Конечно, относительно. Одни - за жизнь и развитие, другие - за деградацию и паразитирование. Вот только приравнять их не получится, как бы брехливая "совесть нации" не старалась.
#12 | 17:55 20.09.2019 | Кому: Всем
> Вы же понимаете, что солдатами в белых войсках в основном были обычные русские мужики?

"Вы"? Ты с 2009 не заметил что здесь все на "ты"?
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.