Первое в истории изображение «тени» черной дыры

kiri2ll.livejournal.com — На состоявшейся сегодня пресс-конференции было опубликовано первое в истории изображение «тени» черной дыры. Оно было сделано в рамках проекта «Телескоп Горизонта Событий» (Event Horizon Telescope — EHT). Его целью было получение изображения окрестностей сверхмассивной черной дыры с угловым разрешением, сравнимым с размерами ее горизонта событий — границы, за пределы которой уже не может вырваться никакой объект либо излучение.
Новости, Наука | господин ПЖ 14:28 10.04.2019
44 комментария | 135 за, 0 против |
#1 | 14:31 10.04.2019 | Кому: Всем
[censored]
fantomas
дурачок »
#2 | 14:38 10.04.2019 | Кому: Всем
Крутота!
#3 | 14:39 10.04.2019 | Кому: Всем
Дырка от бублика!!!
#4 | 14:43 10.04.2019 | Кому: Всем
На русском, Семихатов расспрашивает Попова:
[censored]
#5 | 14:44 10.04.2019 | Кому: Всем
Очень круто.
Здорово, что не все люди живут и работают ради тупого потреблятства.
Побольше бы подобных новостей.
#6 | 14:50 10.04.2019 | Кому: Всем
" Масса черной дыры в 6.5 миллиардов раз превышает массу Солнца" - стандартному человечьему мозгу осознать и переварить такие масштабы трудновато
fantomas
дурачок »
#7 | 15:00 10.04.2019 | Кому: Olsegor
> Здорово, что не все люди живут и работают ради тупого потреблятства.

Да... А я вот мечтаю о том, чтобы люди объединились для создания подробных карт планет. Отправляем по нескольку спутников к каждой из планет нашей системы. Эти спутники летают по орбитам и фотографируют поверхность. Уровень детализации я себе представляю как в спутниковых картах Земли - гугл/яндекс-карты, где легко различимы машины. Под этот проект также придётся разработать и запустить серию аппартов для обеспечения связи, которые можно расположить в точках Лагранжа L4/L5, чтобы они там стабильно висели, не тратя топлива и ничем не загораживаемые и общались между собой по скоростному каналу.
fantomas
дурачок »
#8 | 15:01 10.04.2019 | Кому: VINNEY
> стандартному человечьему мозгу осознать и переварить такие масштабы трудновато

Но есть и более сложно постижимые вещи.
#9 | 15:07 10.04.2019 | Кому: VINNEY
> стандартному человечьему мозгу осознать и переварить такие масштабы трудновато

Но стоит лишь прочесть Писание - и успокоится мятущийся разум.
#10 | 15:13 10.04.2019 | Кому: Ummon
Или получить между ушей от батюшки за совопросничество
#11 | 15:17 10.04.2019 | Кому: fantomas
> > стандартному человечьему мозгу осознать и переварить такие масштабы трудновато
>
> Но есть и более сложно постижимые вещи.

Может, стОит пересмотреть стандарты?.. )

"Далека же ты в небе, звезда Идеала,
Но стремиться к тебе - это тоже немало". (Н.Матвеева)
#12 | 15:33 10.04.2019 | Кому: Всем
> Благодаря международной кооперации, астрономы добились результата, считавшегося недостижимым еще поколение назад.

Эх блин, что ж в остальном то такая жопа(
#13 | 15:44 10.04.2019 | Кому: Всем
какой квазар посмел бросить тень на черную дыру!!!
#14 | 15:46 10.04.2019 | Кому: Котовод
> Эх блин, что ж в остальном то такая жопа(

Ибо забыли человеки пятьдесят имён Мардука и вновь начали поклоняться Тиамат!
#15 | 16:14 10.04.2019 | Кому: Всем
Вопрос знатокам:
что произойдёт, если в чёрную дыру упадёт достаточное количество лёгкого вещества (например, водорода, его ведь как говна за баней), которое не сможет упаковаться достаточно плотно, чтобы пометиться в пределы горизонта событий?
#16 | 16:29 10.04.2019 | Кому: katehon
Это вещество упадёт в чёрную дыру и будет бесконечно падать, пытаясь достичь несуществующего центра этой чёрной дыры.

С точки зрения общей теории относительности, несмотря на конечную площадь поверхности горизонта событий, объём пространства внутри чёрной дыры бесконечен из-за того, что бесконечно возрастает кривизна пространства.
#17 | 16:38 10.04.2019 | Кому: Beefeater
> Это вещество упадёт в чёрную дыру и будет бесконечно падать, пытаясь достичь несуществующего центра этой чёрной дыры.

Нет.

Если мы начнём свободно падать, то попадём в сингулярность и не почувствуем никакого горизонта событий. (c)
#18 | 16:42 10.04.2019 | Кому: katehon
> Вопрос знатокам:
>
> что произойдёт, если в чёрную дыру упадёт достаточное количество лёгкого вещества (например, водорода, его ведь как говна за баней), которое не сможет упаковаться достаточно плотно, чтобы пометиться в пределы горизонта событий?

Во-первых, чем больше ЧД, тем меньше её условная плотность(масса делённая на объём до горизонта событий). Во-вторых, вся масса сосредоточена в центре, в сингулярности.
#19 | 16:43 10.04.2019 | Кому: mastan
> Во-вторых, вся масса сосредоточена в центре, в сингулярности.

У чёрной дыры нет центра в нашем понимании.
#20 | 17:05 10.04.2019 | Кому: Beefeater
> У чёрной дыры нет центра в нашем понимании.

И где тогда сингулярность?
#21 | 17:18 10.04.2019 | Кому: mastan
> И где тогда сингулярность?

В сингулярности.
#22 | 17:36 10.04.2019 | Кому: максимум 20 символов
> В сингулярности.

Это мокрая вода. Где она геометрически? При том, что пересечение горизонта события падающим наблюдателем никак не воспринимается. Она внезапно появляется в любой точке пространства ЧД что-ли?
olezhe
надзор »
#23 | 17:49 10.04.2019 | Кому: Olsegor
> Побольше бы подобных новостей.

Эту фразу хотел написать я, но ты опередил меня на 3 часа!
olezhe
надзор »
#24 | 17:55 10.04.2019 | Кому: katehon
> Вопрос знатокам:

Я не ракетчик...
Размер чёрной дыры соответствует её массе. В твоём вопросе масса увеличивается, значит увеличится и размер горизонта событий.
Таким образом ситуация, когда вещество "не сможет упаковаться" – невозможна.
#25 | 18:12 10.04.2019 | Кому: VINNEY
> " Масса черной дыры в 6.5 миллиардов раз превышает массу Солнца" - стандартному человечьему мозгу осознать и переварить такие масштабы трудновато

Если добавить, что "масса Солнца равна 332.940 масс Земли", то осознать масштабы становится ещё труднее )
4ekist
надзор »
#26 | 18:43 10.04.2019 | Кому: olezhe
> > Вопрос знатокам:
>
> Я не ракетчик...
> Размер чёрной дыры соответствует её массе. В твоём вопросе масса увеличивается, значит увеличится и размер горизонта событий.
> Таким образом ситуация, когда вещество "не сможет упаковаться" – невозможна.

Нужно еще учесть распределение плотности коллапсирующего вещества внутри сферы Шварцшильда
olezhe
надзор »
#27 | 19:19 10.04.2019 | Кому: 4ekist
> Шварцшильда

О! Ракетчики подтянулись )
#28 | 19:29 10.04.2019 | Кому: mastan
> Это мокрая вода. Где она геометрически?

Вне нашего пространства-времени, на то она и сингулярность. 60

Чтобы было понятнее, представь график функции f(x)=1/|x|, которая при приближении к нулю слева и справа стремится к плюс бесконечности. Где, по-твоему, будет находиться точка этого графика, соответсвующая x=0?
#29 | 20:31 10.04.2019 | Кому: Beefeater
> Чтобы было понятнее, представь график функции f(x)=1/|x|, которая при приближении к нулю слева и справа стремится к плюс бесконечности. Где, по-твоему, будет находиться точка этого графика, соответсвующая x=0?

В окрестностях нуля. Ну то есть в центре.
Пока непонятно что именно там происходит, квантовая физика ничего не может сказать. Но где именно это происходит - вполне понятно. В центре сферы Шварцильда.

P.S. кстати, сравнительные размеры дыры и нашей системы в последнем[censored]
[censored]
4ekist
надзор »
#30 | 20:46 10.04.2019 | Кому: mastan
> > Вопрос знатокам:
> >
> > что произойдёт, если в чёрную дыру упадёт достаточное количество лёгкого вещества (например, водорода, его ведь как говна за баней), которое не сможет упаковаться достаточно плотно, чтобы пометиться в пределы горизонта событий?
>
> Во-первых, чем больше ЧД, тем меньше её условная плотность(масса делённая на объём до горизонта событий).

Более того, для огромных ЧД даже спагеттификации наблюдателя не будет. Представь себе, что у молодой ЧД есть спутник и мы имеем хорошее представление о массе чд и о ее радиусе Ш.
Представим себе также, что в нее с стороны, противоположной наблюдателю и на аналогичном расстоянии и с аналогичной скоростью, погружается тело с массой, сравнимой с чд.
Так вот, практически в момент «пересечения» наблюдателя и тела условного горизонта событий можно ожидать его скачкообразного увеличения ( ввиду «поглощения» большой массы) и наблюдатель резко оказывается «внутри». При этом никакой существенной разницы для наблюдателя нет. Просто он гарантированно уже не вернется :-)

>Во-вторых, вся масса сосредоточена в центре, в сингулярности.


Внешний наблюдатель об этом никогда не узнает, ибо это долгий процесс. Внутренний наблюдатель... Пока летит к сингулярности - чд уже испарится из-за излучения Хоккинга
#31 | 20:54 10.04.2019 | Кому: mastan
> В окрестностях нуля. Ну то есть в центре.

Да, только наше пространство - это и есть график этой функции. В гравитационном поле пространство «растягивается», и в случае чёрной дыры растяжение становится бесконечным. И поэтому, находясь в пространстве графика функции, достигнуть точки, соответствующей x=0, невозможно.

> Пока непонятно что именно там происходит, квантовая физика ничего не может сказать


Квантовая физика не работает с гравитацией от слова «совсем», поэтому тут можно использовать только общую теорию относительности.
#32 | 21:13 10.04.2019 | Кому: mastan
> И где тогда сингулярность?

Там всё ещё интереснее. После пересечения горизонта событий пространство и время как бы меняются местами, так что твой вопрос будет звучать "И когда тогда сингулярность?" Увы, но приливные силы разорвут тело человека примерно за секунду до её достижения.
#33 | 21:20 10.04.2019 | Кому: 4ekist
> Внутренний наблюдатель... Пока летит к сингулярности - чд уже испарится из-за излучения Хоккинга

[censored]
Начиная с "Замедление времени в черной дыре бесконечно"

Свободно падающий наблюдатель достигает горизонта, а затем и сингулярности очень быстро (он падает почти со скоростью света). Если, не долетая горизонта, он передумает и даст «полный назад», то его раздавит в теории он очень долго будет выбираться назад, и вот тогда то он и схлопочет замедление времени по полной.
#34 | 21:32 10.04.2019 | Кому: RedRat
> Там всё ещё интереснее. После пересечения горизонта событий пространство и время как бы меняются местами, так что твой вопрос будет звучать "И когда тогда сингулярность?" Увы, но приливные силы разорвут тело человека примерно за секунду до её достижения.

Пересечение горизонта событий не является чем-то особенным для падающего наблюдателя. Это даже специально назвали - "No drama".
В сверхмассивных ЧД от горизонта до сингулярности можно лететь очень долго, часами. И всё это время можно жить, ну кроме последней секунды.
#35 | 21:34 10.04.2019 | Кому: VINNEY
> стандартному человечьему мозгу осознать и переварить такие масштабы трудновато

Невозможно! Нестандартному тоже)
#36 | 21:43 10.04.2019 | Кому: Beefeater
> Да, только наше пространство - это и есть график этой функции. В гравитационном поле пространство «растягивается», и в случае чёрной дыры растяжение становится бесконечным. И поэтому, находясь в пространстве графика функции, достигнуть точки, соответствующей x=0, невозможно.

Растягивается, вернее искривляется, но не как резина, по которой ползёт муравей. Оно не удлиняет путь наблюдателя.

> Квантовая физика не работает с гравитацией от слова «совсем», поэтому тут можно использовать только общую теорию относительности.


Дык, потому и нужна "теория всего". ОТО тоже не объясняет, что там с сингулярностью кроме того, что некоторые параметры уходят в бесконечность.
#37 | 22:02 10.04.2019 | Кому: mastan
> Растягивается, вернее искривляется, но не как резина, по которой ползёт муравей. Оно не удлиняет путь наблюдателя.

А что тогда в твоём понимании растяжение пространства?

> Дык, потому и нужна "теория всего".


За неимением гербовой пишем на чём придётся.

> ОТО тоже не объясняет, что там с сингулярностью кроме того, что некоторые параметры уходят в бесконечность.


ОТО отлично описывает, что происходит вокруг сингулярности, в том числе и под горизонтом событий.
#38 | 05:18 11.04.2019 | Кому: Всем
Атас!
#39 | 05:32 11.04.2019 | Кому: Всем
Но это никак не умоляет значимости достижения

Я вас умаляю...
4ekist
надзор »
#40 | 05:35 11.04.2019 | Кому: mastan
> > Внутренний наблюдатель... Пока летит к сингулярности - чд уже испарится из-за излучения Хоккинга
>
>[censored]
> Начиная с "Замедление времени в черной дыре бесконечно"
>
> Свободно падающий наблюдатель достигает горизонта, а затем и сингулярности очень быстро (он падает почти со скоростью света). Если, не долетая горизонта, он передумает и даст «полный назад», то его раздавит в теории он очень долго будет выбираться назад, и вот тогда то он и схлопочет замедление времени по полной.

Это верно, только если излучения Хокинга нет. Если оно есть - должна испариться до падения всей массы к сингулярности . И вообще, сингулярность - это абстракция. А вот испарение - уже нет
Zaibatsu
дурко »
#41 | 11:46 11.04.2019 | Кому: Всем
Как меня эта херня с фотками из космоса бесит. Они блядь все на 90 процентов фотошоп. И это НЕ фотография черный дыры. Это ее тень. Вернее радиосигнал, который преобразован в привычное нам изображения, но на вкус и цвет, того кто это обрабатывал. Но все тупицы, которых большинство, будут свято верить, что это черные дыра и так она и выглядит. И детям рассказывать. Мы так нихуя никогда никуда не полетим. Черная дыра по идеи вообще НИКАК не выглядит и выглядеть не может. Заебали.
#42 | 14:23 12.04.2019 | Кому: Всем
Око ужаса?!
#43 | 20:40 12.04.2019 | Кому: Zaibatsu
Предложи свой вариант как сфоткать.
Так то и Солнце в видимом выглядит как яркий жёлтый круглешок без деталей, как его наглядно показывают весело бурлящим в УФ и рентгене.
И ребёнок в животе никак не выглядит в темноте, а ультразвук, преобразованный в изображение - совсем не фотоны из видимого диапазона, и вовсе не фотоны даже.
Да что далеко ходить, любая фотография с любого сраного телефона или цифрозеркалки - там 2/3 данных принципиально отсутствуют изначально, придумано алгоритмами дебаеризации (про каждый пиксель изначально известно, либо насколько он красный, либо насколько он зелёный, либо насколько он синий; две недостающие компоненты приходится додумывать приблизительно, глядя на соседей).

Фотки отличные, не надо зазря батон крошить!
Без цифровой обработки изображений не обходится ни одна фотография.

И да, не тень ЧД, а правильнее силуэт ЧД. Фотоны (ЭМ-волны) от разогретого вещества огибают ЧД и летят к нам.
В милимметровом диапазоне смотреть приходится - не от хорошей жизни, там пыльно и нихрена не видно наквозь иначе.

Можно улучшить разрешение фотки, если часть телескопов будут мотаться где-то на орбите. Радиоастрон уже есть, но он не участвовал в проекте, видимо, из-за неподходящего диапазона волн.
Zaibatsu
дурко »
#44 | 12:14 13.04.2019 | Кому: Mafia
Согласен. Но речь немного не о том. Все дело в том, что оно так даже не близко не выглядит. И представления о космосе у людей строятся на основе творчества фотошоп-художников.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.