Про взлёт и крушение пионерии в СССР

p-balaev.livejournal.com — Надежда Константиновна создала настоящую коммунистическую детскую организацию. Скаутские идеи использовались, но в их первоначальном виде. В советской пионерии дети не играли в «белочек и волчат», они активно участвовали в жизни страны. Создавались пионерские организации не в школах, а по месту жительства детей, при комсомольских ячейках, заводских клубах, предприятиях. Крупская была всегда категорически против введения пионерии под патронаж школы.
Новости, Политика | AndroidSav1 12:03 10.03.2019
7 комментариев | 68 за, 5 против |
#1 | 12:12 10.03.2019 | Кому: Всем
Редкий случай, когда я полностью поддерживаю Балаева. Всё правильно сказал.
#2 | 12:21 10.03.2019 | Кому: AndroidSav1
> Но у школы, как у рыночного предприятия, есть особенности, которые она получила в наследство от … церкви. Ведь после античности школа оказалась полностью во власти церкви и средневековые школы почти без исключения в собственности церкви находились. Причем, это не только христианства касается. Процесс был общий для всех мировых религий. И несколько веков преподаванием занимались служители церкви.
> Это не только крайняя косность на фоне запредельного апломба – «Сею доброе, разумное, вечное». Главное, читать и трактовать священные книги имеют право только священнослужители. И священные книги должны быть такими, чтобы паства без попа в них ничего не поняла. Вместо священных книг поставьте – учебники, вместо попа – учителя, паствы – школяров. По своей сути, современная школа от средневековой церковной отличается лишь объемом знаний, содержащихся в уроках.

Плюс много.
Школьный учебник должен быть таким непонятным, чтобы, читая его самостоятельно - предмет изучить было бы невозможно. Должен быть написан максимально сухим, канцелярским текстом, чтобы его просто было скучно и неприятно читать, чтобы ребёнка за него можно было загнать только из-под палки.
И вот тогда, такому ученику потребуется учитель. А ещё - репетитор. Который ему всё объяснит словами, просто, понятно, и за деньги.

Достаточно сравнить трёхтомник Ландсберга с любым современным учебником физики. Ландсберга я пытался читать ещё в дошкольном возрасте, так интересно было. А современный учёбник я взрослый читать не могу.
#3 | 12:25 10.03.2019 | Кому: Всем
Пока я свой пост писал - балаев дополнил. Ровно то же, что и я написал:

>Но продать урок, т.е. отбубнить в классе тему из учебника школярам (потому что учебник намеренно написан так, что без разъяснения учителя ученик сам почти никогда не в состоянии понять написанное), мало для того, чтобы знания из урока уложились в голове учащегося.


>Отпала надобность напрягаться в работе, боясь претензий к ее качеству. Усвоил ученик урок – молодец, получи пять. Не усвоил – значит, лентяй или дефективный. И никаких проблем. Если у родителей есть лишние деньги – пусть заплатят за репетиторство, преподаватель дополнительно с отстающим позанимается, дополнительно заработает за дополнительные уроки.


>И массовая школа погнала массовый образовательный брак.
#4 | 12:26 10.03.2019 | Кому: OctopusVulgaris
>
> Балаев в данном опусе напрочь игнорирует систему всеобщего школьного образования как один из основополагающих общественных институтов.

Он не игнорирует её - он говорит, что она работает из рук вон плохо. С чем я, как учившийся в школе, не могу не согласиться.
#5 | 04:50 11.03.2019 | Кому: OctopusVulgaris
> Ни ты, ни Балаев - вы оба не понимаете, что такое школа, как инструмент формирования общественного мировоззрения и социализации.

Но то же сейчас нам расскажешь, правда?

>И это уже не говоря о том, что все, что Балаев вынес из школы - это набор детских обид.


Про себя я тоже могу сказать, что школа - это был ад, который не дал мне никаких знаний, но дал кучу детских комплексов.
Про мою жену - тоже.
Совпадение? Не думаю.
#6 | 10:29 11.03.2019 | Кому: Всем
Пожалуй, приведу ещё кусочек из балаева, а то что-то он умное стал писать:

[===начало цитирования===]
Но зачем блатной народ СССР своих отпрысков так настойчиво устраивал в Суворовские училища, если потом приходилось их отмазывать от направлений в высшие военные училища?
Да потому, что Суворовские училища были пробразами политехнической школы, о чем мы дальше поговорим. Еще не полноценными политехническими школами, но приближающимися к ним.
В-первых, детство курсантов-суворовцев заканчивалось сразу после зачисления. Не в том плане, конечно, что они получали все права и обязанности взрослых. Просто ребенку давали взрослое дело и готовили к будущей профессии. Военная подготовка – дело взрослое, если она серьезно поставлена. В Суворовских училищах она была серьезно поставлена. А взрослое дело дисциплинирует пацанов очень сильно.
Во-вторых, ответственность за результат воспитания и обучения курсанта нес не сам курсант или его родители, а – училище. Общество. Какая самая серьезная проблема была при обучении школьников в обычных школах? Домашние задания! Дети, теряя интерес к учебе и мотивацию к ней, уже в начальных классах ленились делать дома уроки, поэтому любые методики преподавания предмета в школе, самые передовые, сводились на нет тем, что ребенок не готовился к занятиям самостоятельно. Важная часть школьного процесса – самоподготовка, закрепление материала, данного учителем – вываливалась у большинства детей. Отсидели в классах занятия, пришли домой, побросали портфели , и – на улицу. Мама-папа с работы вернулись уставшие: «Сынок, ты сделал уроки?». «Да, сделал! Каждый урок три раза сделал». На родительском собрании выясняется, что в уроках конь не валялся.
В Суворовском училище такой системы не было. После занятий – самоподготовка. Под присмотром офицера-воспитателя. Хочешь – не хочешь, но домашнее задание ты сделаешь. А не сделаешь, получишь на уроке плохую оценку – подведешь весь коллектив, свой взвод. За неуспевающего всему взводу отменят увольнительные на выходные. Коллективная ответственность – штука серьезная, она любого лоботряса превращает в ответственного человека.
И за два года училище исправляло то, что губила обычная школа восемь лет. Средний выпускник Суворовского училища 80-х годов выдерживал конкурс в любой ВУЗ страны без особых проблем.
Можно было внедрить в школу хотя бы обязательную самоподготовку под контролем учителя? Не бросить ее на откуп ребенку, который не может нести сам ответственность за себя, а взять в руки общества?
Да без проблем можно было. Только вопрос в другом: куда потом девать всех грамотных-образованных? Кто мешки на горбу таскать будет и лопатой ямы в земной коре копать, если все будут грамотными и пойдут учиться на инженеров? Ведь так можно было нечаянно и коммунизм построить…
[===конец цитирования===]
#7 | 10:59 11.03.2019 | Кому: Всем
А вот это, как про меня.

[======]
К окончанию первого каникулярного школьного лета я в сельской библиотеке прочитал всю более-менее интересную для пацана детскую литературу. И мне перестали нравиться детские книги окончательно, потому что они были… очень тонкими. Выдавали на руки по три книги, принесешь их домой, а через день уже читать нечего. Надо за новыми идти, но здесь мне войну объявила библиотекарша, она стала мне разрешать менять книги только один раз в неделю. Я начал брать книги потолще. Дюма скоро был прочитан, настала очередь Диккенса и Гюго… Потом мать стала мне запрещать ходить за книгами в библиотеку. Оказалось, что моему чтению войну объявила школа. Библиотекарша летом рассказала моей учительнице, как я читаю, та испугалась, что у меня подвинется крыша, побежала к моей матери и они решили ограничить меня в этом.
Воевала школа с моим пристрастием к чтению 5 лет. Пять лет мне выносили в школе и дома мозг! Эти нотации по поводу, что столько много читать вредно, что я не так читаю, невнимательно, что только глаза порчу…

Самое удивительное состоит в том, что заразить советских ребят пристрастием к чтению, для советской школы было проще простого. Великолепной детской литературы, авторства отечественных писателей и переводной, было море. Одними рассказами Драгунского можно было сделать из ребят заядлых читателей. И педагогическая наука должна была знать, что ключ к образованию спрятан в книге. Будет пристрастие к книге , будет умение читать – человек будет образован. Нет – тогда только дрессировка. То, что называется – «дать знания». Советская школа (еще раз повторюсь - я не противопоставляю советскую школу школе европейской или американской, ругая ее. Там – еще хуже. Но там – это их проблемы) этим и занималась – «давала знания».
Конечно, про то, что «книга – источник знаний» наши учителя не забывали повторять школьникам с периодичностью минимум три раза в течение каждого урока. Только они уже в первом классе отбивали охоту у ребятишек эту книгу и открывать, следуя обязательной школьной программе, которая преследовала совсем другие цели: тренировку памяти и воспитание усидчивости.
Учителя же были людьми вполне добросовестными, добросовестно и следовали этой программе, губя ребятишек. Ставшая уже в советское время непрестижной профессия с небольшими зарплатами, сделалась профессией почти исключительно женской. Женщины же отличаются от мужчин, в своей массе, аккуратностью и исполнительностью. Вот педагоги-женщины аккуратно и исполнительно гробили детей.
Любой мой читатель может вспомнить, чем загружали его, после того, как в первом классе он едва научился из слогов складывать слова - заучиванием стишков и отрывков рассказов из «Родной речи». Весь первый класс – эти стишки. Чтение по учебнику неинтересных детям рассказиков и потом отвечать на вопросики в конце них. К концу первого класса почти все дети учебу, особенно чтение, воспринимали как нудный, скучный труд и теряли к ней всякий интерес. Зато натренировали память на заучивании стихотворений. Благо, объективных показателей этой натренированности не было, поэтому педагогику нельзя было уличить в том, что она занимается, мягко говоря, ерундой.
Уже к концу первого класса любой толковый учитель мог заметить, что процент брака в его работе чрезвычайно высок. «Хорошистами», т.е. без троек, заканчивали первый учебный год половина ребятишек, в лучшем случае. Значит, уже половина учеников программу первого класса полностью не освоила. Это что, программа на гениев была рассчитана или половина детей СССР были умственно недоразвитыми?
Учителя. Пусть меня простят почитатели советской школы и любители ностальгировать под «Школьный вальс», но такого паноптикума истеричных дур я больше нигде не встречал. Причем, сами эти истерички свои психические проблемы объясняли трудностью своей профессии. Для дур с высшим образованием эта профессия, действительно, была трудной. Дурам любая профессия – трудная.
[===конец цитирования===]

Помню, во втором классе учился, мне подарили какую-то жутко интересную книгу по биологии. Про фитосинтез, про "сердитый огурец", гигантский цветок раффлезию, и т.д. И помню, она мне так понравилась, что решил я поделиться ей с одноклассниками.
Для меня совершенно непонятно было, почему я предлагаю детям почитать хорошую, интересную книгу, а они отказываются, и хотят бегать и орать в коридоре.
У меня хватило ума попросить помощи учительницы в этом деле - ну она и помогла. Наловила детей на перемене, и говорит - сейчас вы будете сидеть кружком, а stormlord будет читать вам книгу.
В тот день после школы меня пытались зарезать.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.