Джек Лондон: "Как я стал социалистом"

vk.com — ..."Я ничуть не отступлю от истины, если скажу, что я стал социалистом примерно таким же путем, каким тевтонские язычники стали христианами, - социализм в меня вколотили. ... Я представлял себе, что так и стану без конца рыскать по свету и, подобно "белокурой бестии" Ницше, одерживать победы, упиваясь своей силой, своим превосходством."
Новости, Общество | Дружина 17:00 21.02.2019
13 комментариев | 153 за, 0 против |
#1 | 17:01 21.02.2019 | Кому: Всем
[censored]

Я ничуть не отступлю от истины, если скажу, что я стал социалистом примерно таким же путем, каким тевтонские язычники стали христианами, - социализм в меня вколотили. Во времена моего обращения я не только не стремился к социализму, но даже противился ему. Я был очень молод и наивен, в достаточной мере невежествен и от всего сердца слагал гимны сильной личности, хотя никогда и не слышал о так называемом "индивидуализме".

Я слагал гимны силе потому, что я сам был силен. Иными словами, у меня было отличное здоровье и крепкие мускулы. И не удивительно - ведь раннее детство я провел на ранчо в Калифорнии, мальчиком продавал газеты на улицах западного города с прекрасным климатом, а в юности дышал озоном бухты Сан-Франциско и Тихого океана. Я любил жизнь на открытом воздухе, под открытым небом я работал, причем брался за самую тяжелую работу. Не обученный никакому ремеслу, переходя от одной случайной работы к другой, я бодро взирал на мир и считал, что все в нем чудесно, все до конца. Повторяю, я был полон оптимизма, ибо у меня было здоровье и сила; я не ведал ни болезней, ни слабости, ни один хозяин не отверг бы меня, сочтя непригодным; во всякое время я мог найти себе дело: сгребать уголь, плавать на корабле матросом, приняться за любой физический труд.

И вот потому-то, в радостном упоении молодостью, умея постоять за себя и в труде и в драке, я был неудержимым индивидуалистом. И это естественно: ведь я был победителем. А посему - справедливо или несправедливо - жизнь я называл игрой, игрой, достойной мужчины. Для меня быть человеком - значило быть мужчиной, мужчиной с большой буквы. Идти навстречу приключениям, как мужчина, сражаться, как мужчина, работать, как мужчина (хотя бы за плату подростка), - вот что увлекало меня, вот что владело всем моим сердцем. И, вглядываясь в туманные дали беспредельного будущего, я собирался продолжать все ту же, как я именовал ее, мужскую игру, - странствовать по жизни во всеоружии неистощимого здоровья и неслабеющих мускулов, застрахованный от всяких бед. Да, будущее рисовалось мне беспредельным. Я представлял себе, что так и стану без конца рыскать по свету и, подобно "белокурой бестии" Ницше, одерживать победы, упиваясь своей силой, своим превосходством.

Что касается неудачников, больных, хилых, старых, калек, то, признаться, я мало думал о них; я лишь смутно ощущал, что, не случись с ними беды, каждый из них при желании был бы не хуже меня и работал бы с таким же успехом. Несчастный случай? Но это уж судьба, а слово судьба я тоже писал с большой буквы: от судьбы не уйдешь. Под Ватерлоо судьба надсмеялась над Наполеоном, однако это не умаляло моего желания стать новым Наполеоном. Я и мысли не допускал, что с моей драгоценной особой может стрястись какая-то беда: подумать об этом, помимо прочего, не дозволял мне оптимизм желудка, способного переварить ржавое железо, не дозволяло цветущее здоровье, которое только закалялось и крепло от невзгод.

Надеюсь, я достаточно ясно дал понять, как я гордился тем, что принадлежу к числу особо избранных и щедро одаренных натур. Благородство труда - вот что пленяло меня больше всего на свете. Еще не читая ни Карлейля, ни Киплинга, я начертал собственное евангелие труда, перед которым меркло их евангелие. Труд - это все. Труд - это и оправдание и спасение. Вам не понять того чувства гордости, какое испытывал я после тяжелого дня работы, когда дело спорилось у меня в руках. Теперь, оглядываясь назад, я и сам не понимаю этого чувства. Я был наиболее преданным из всех наемных рабов, каких когда-либо эксплуатировали капиталисты. Лениться или увиливать от работы на человека, который мне платит, я считал грехом - грехом, во-первых, по отношению к себе и, во-вторых, по отношению к хозяину. Это было, как мне казалось, почти столь же тяжким преступлением, как измена, и столь же позорным.

Короче говоря, мой жизнерадостный индивидуализм был в плену у ортодоксальной буржуазной морали. Я читал буржуазные газеты, слушал буржуазных проповедников и восторженно аплодировал трескучим фразам буржуазных политических деятелей. Не сомневаюсь, что, если бы обстоятельства не направили мою жизнь по другому руслу, я попал бы в ряды профессиональных штрейкбрехеров и какой-нибудь особо активный член профсоюза раскроил бы мне череп дубинкой и переломал руки, навсегда оставив беспомощным калекой.

Как раз в то время я возвратился из семимесячного плавания матросом, мне только что минуло восемнадцать лет и я принял решение пойти бродяжить. С Запада, где люди в цене и где работа сама ищет человека, я то на крыше вагона, то на тормозах добрался до перенаселенных рабочих центров Востока, где люди - что пыль под колесами, где все высуня язык мечутся в поисках работы. Это новое странствие в духе "белокурой бестии" заставило меня взглянуть на жизнь с другой, совершенно новой точки зрения. Я уже не был пролетарием, я, по излюбленному выражению социологов, опустился "на дно", и я был потрясен, узнав те пути, которыми люди сюда попадают.

Я встретил здесь самых разнообразных людей, многие из них были в прошлом такими же молодцами, как я, такими же "белокурыми бестиями", -этих матросов, солдат, рабочих смял, искалечил, лишил человеческого облика тяжелый труд и вечно подстерегающее несчастье, а хозяева бросили их, как старых кляч, на произвол судьбы. Вместе с ними я обивал чужие пороги, дрожал от стужи в товарных вагонах и городских парках. И я слушал их рассказы: свою жизнь они начинали не хуже меня, желудки и мускулы у них были когда-то такие же крепкие, а то и покрепче, чем у меня, однако они заканчивали свои дни здесь, перед моими глазами, на человеческой свалке, на дне социальной пропасти.

Я слушал их рассказы, и мозг мой начал работать. Мне стали очень близки судьбы уличных женщин н бездомных мужчин. Я увидел социальную пропасть так ясно, словно это был какой-то конкретный, ощутимый предмет; глубоко внизу я видел всех этих людей, а чуть повыше видел себя, из последних сил цепляющегося за ее скользкие стены. Не скрою, меня охватил страх. Что будет, когда мои силы сдадут? Когда я уже не смогу работать плечо к плечу с теми сильными людьми, которые сейчас еще только ждут своего рождения? И тогда я дал великую клятву. Она звучала примерно так: "Все дни своей жизни я выполнял тяжелую физическую работу, и каждый день этой работы толкал меня все ближе к пропасти. Я выберусь из пропасти, но выберусь не силой своих мускулов. Я не стану больше работать физически: да поразит меня господь, если я когда-либо вновь возьмусь за тяжелый труд, буду работать руками больше, чем это абсолютно необходимо". С тех пор я всегда бежал от тяжелого физического труда.

Однажды, пройдя около десяти тысяч миль по Соединенным Штатам и Канаде, я попал к Ниагарскому водопаду и здесь был арестован констеблем, который хотел на этом заработать. Мне не дали и рта раскрыть в свое оправдание, тут же приговорили к тридцати дням заключения за отсутствие постоянного местожительства и видимых средств к существованию, надели на меня наручники, сковали общей цепью с группой таких же горемык, как и я, отвезли в Буффало, где поместили в исправительную тюрьму округа Эри, начисто сбрили мне волосы и пробивающиеся усы, одели в полосатую одежду арестанта, сдали студенту-медику, который на таких, как я, учился прививать оспу, поставили в шеренгу и принудили работать под надзором часовых, вооруженных винчестерами, - и все это лишь за то, что я отправился на поиски приключений в духе "белокурой бестии". О дальнейших подробностях лучше не рассказывать, но я могу заявить одно: мой американский патриотизм с тех пор изрядно повыветрился или, пожалуй, и совсем улетучился, во веком случае после всех этих испытаний я стал куда больше думать и заботиться о мужчинах, женщинах и детях, чем о каких-то условных границах на географической карте

Но вернемся к моему обращению. Теперь, я полагаю, всякому видно, что мой неудержимый индивидуализм был весьма успешно выбит из меня и что столь же успешно в меня вколотили нечто другое. Но точно так же, как я не знал, что был индивидуалистом, так теперь неведомо для себя я стал социалистом, весьма далеким, конечно, от социализма научного. Я родился заново, но, не будучи заново крещен, продолжал странствовать по свету, стараясь понять, что же в конце концов я такое. Но вот я возвратился в Калифорнию и засел за книги. Не помню, какую книгу я раскрыл первой, да это, пожалуй, и неважно. Я уже был тем, чем был, и книги лишь объяснили мне, что это такое, а именно, что я социалист. С тех пор я прочел немало книг, но ни один экономический или логический довод, ни одно самое убедительное свидетельство неизбежности социализма не оказало на меня того глубокого воздействия, какое я испытал в тот день, когда впервые увидел вокруг себя стены социальной пропасти и почувствовал, что начинаю скользить вниз, вниз - на самое ее дно."

Джек Лондон
Из сборника "Борьба классов" (Нью-Йорк, 1905);
впервые опубликована в периодическом издании "Комрид" в марте 1903 года

=========
"Да, социализм опасен, и я меньше всего хочу отрицать это.
Он намерен стереть с лица земли, вырвать с корнем все установления современного капиталистического общества.
Социализм - это революция, революция такого размаха и такой глубины, каких еще не знала история.
Изумленному миру он являет новое зрелище - организованное международное революционное движение.
Для буржуазного сознания классовая борьба представляется чем-то чудовищным и ненавистным, но ведь социализм - это и есть классовая борьба, всеобъемлющая классовая борьба неимущих рабочих с имущими хозяевами рабочих во всем мире.

Первое положение социализма состоит в том, что эта борьба носит классовый характер. Рабочий класс, в процессе общественного развития (иначе говоря, по самой природе вещей), должен восстать против капиталистического господства и свергнуть владычество капиталистов. Вот какую угрозу несет социализм! И, заявляя об этом и присягая ему в верности, я охотно принимаю все вытекающие отсюда последствия - очевидно, меня теперь перестанут уважать.

А между тем для рядового буржуа социализм так и остается только неясной, бесформенной угрозой. Когда рядовой представитель класса капиталистов берется рассуждать о социализме, он лишь расписывается в собственном невежестве.
Он не знает ни литературы, ни философии социализма, ни его политики. Он только преважно качает головой и потрясает ржавым копьем давно устаревших и истрепанных мыслей.
Он лепечет фразы, вроде:
"Люди неравны и не могут быть равны от рождения"; "Все это несбыточная утопия"; "Умеренность должна вознаграждаться"; "Человек должен сперва духовно переродиться"; "Колонии на кооперативных началах всегда терпели крах";
и наконец:
"А что, если мы всех уравняем? Пройдет лет десять, и люди опять будут делиться на бедных и богатых".

Поистине пора капиталистам узнать кое-что о социализме, который, как они уже чувствуют, представляет для них угрозу. И автор этого сборника надеется, что поможет хотя бы некоторым из них немного просветиться. Капиталисту не мешает раз навсегда усвоить, что социалистическое учение основано отнюдь не на равенстве, а, напротив, на неравенстве людей.

Он должен понять, что человеку вовсе не нужно духовно переродиться, чтобы идеи социализма претворить в жизнь.
Он должен узнать, что социализм видит вещи такими, как они есть, а не такими, какими они должны быть, и что те, к кому социализм обращается, это самые простые люди...
#2 | 17:17 21.02.2019 | Кому: Всем
Эссе "Как я стал социалистом", 1903 год.
#3 | 18:04 21.02.2019 | Кому: Всем
Всем охранителям, а также селфмэйдмэнам.
#4 | 04:35 22.02.2019 | Кому: Всем
С третьего по пятый абзац очень точное описание сторонников капитализма с поправкой на разную степень дохода и работу.
#5 | 04:52 22.02.2019 | Кому: Макар
> Всем охранителям, а также селфмэйдмэнам.

Пока по башке не стукнет, как торкнуло Джека. Ну и я не понял он что писал про Белокурых бестий пока ему не было 18 лет. Бо написано много, и бремя белого человека даже в Белом Клыке имеется.
#6 | 05:55 22.02.2019 | Кому: BekAidar
> Бо написано много, и бремя белого человека даже в Белом Клыке имеется

Да, это неясный такой момент. Видно, не сразу у него всё в голове прояснилось.
#7 | 06:44 22.02.2019 | Кому: BekAidar
> Всем охранителям, а также селфмэйдмэнам.

> Пока по башке не стукнет, как торкнуло Джека.


Совершенно верно. Так и будут рассказывать как не надо ныть, сидя на диванах и смело планировать свое будущее, думать что мир большой и они все равно где-нибудь пристроятся, потому что умнее и инициативней большинства, пока не столкнуться с реальной стороной капитализма.
#8 | 06:47 22.02.2019 | Кому: Swend
> пока не столкнуться с реальной стороной капитализма.

Большинство и когда столкнется ничего не поймет. Вокруг меня по крайней мере так.
#9 | 07:04 22.02.2019 | Кому: CKofA
> Большинство и когда столкнется ничего не поймет.

Большинство из них когда сталкивается с реальностью сразу начинает орать про революцию: "хули вы сидите? вперед, на баррикады! надо срочно менять власть, потому что у меня дела пошли очень херово!". Типичное поведение человека с мелкобуржуазным мышлением и мещанским сознанием. Когда у него дела идут хорошо, он всех вокруг себя учит как жить и делится секретами успеха, иногда испытывая легкое чувство тревоги от того, что не смотря на все удачи не является владельцем крупного капитала, но в глубине души надеется, что если и не станет миллиардером, то, по крайней мере, сможет кучеряво прожить и так. Таких людей не очень много, пытаться достучаться до них и объяснять реальную суть капитализма бесполезно, только время терять.
#10 | 07:33 22.02.2019 | Кому: Swend
> "хули вы сидите? вперед, на баррикады! надо срочно менять власть, потому что у меня дела пошли очень херово!".

Судя по истории революции именно так и делаются, до 1917 года их и называли буржуазными, быдло на баррикады, Гаврошей под пули, аристократию на плаху. В 1917 году российской буржуазии не подфартило. Правда в 1989-1991 годах отыгрались и вернули все в нужную колею.

> объяснять реальную суть капитализма


От знаний реальной сути у большинства мало что изменится, бо народ инертен и пока будет что терять будет сидеть на жопе ровно смотря на бунтующих бедолаг которым терять нечего.

PS: У нас в Актобе было выступление исламистов, попытка вооруженного восстания, по видео вышло из дома 50 человек (должно было быть более ста), до оружейных магазинов дошло человек 30, до военной части человек 10, активно действовали человек 5. Закончилось печально как для них так и для обывателей. Военные из части показали плохую подготовку, офицеры сбежали через туалет, солдаты из дежурки погибли, из казарм отбились закрывшись на замок.
#11 | 09:26 22.02.2019 | Кому: BekAidar
> От знаний реальной сути у большинства мало что изменится

Откуда такая уверенность?

> бо народ инертен и пока будет что терять будет сидеть на жопе ровно смотря на бунтующих бедолаг которым терять нечего.


Так задача не заставить бунтовать бессмысленно и беспощадно, а дать людям понимание: то что происходит в мире, само устройство общества, не в их интересах и что можно действовать по-другому. Единственная идея, на данный момент, которая способна об'единить большинство - коммунистическая.
#12 | 10:22 22.02.2019 | Кому: Swend
> Откуда такая уверенность?

Пытался просвещать, соглашаются но гнут свою линию

> и что можно действовать по-другому


А вот как? В действующей реальности какая то мирная борьба возможно лишь при поддержке очень большой массы народа, пошуметь можно и с парой тысяч сторонников (Навальный, Удальцов), но продавить власть, а тем более ее сменить?

> которая способна об'единить большинство - коммунистическая.


Коммунистов стало много, каждый толкует по своему, так что становятся похожими на сектантов, и смотрят на прочих свысока, типо ты темная личность не знаешь великой и светлой истины. Вокруг кого объединятся не понятно. Ну и как следствие у нас например лезут нацики и исламисты, бо они более дружелюбны, чувство локтя имеется, активно отстаивают свои позиции (в смысле есть чувство борьбы, что важно для молодежи) ну и работают с молодежью, что тоже очень важно. А идея без топлива пуста, а топливо это люди.
#13 | 21:32 22.02.2019 | Кому: BekAidar
> Пытался просвещать, соглашаются но гнут свою линию

А на тему чего линия? И почему пытался, пропало желание?

> А вот как? В действующей реальности какая то мирная борьба возможно лишь при поддержке очень большой массы народа, пошуметь можно и с парой тысяч сторонников (Навальный, Удальцов), но продавить власть, а тем более ее сменить?


Чем больше народа будет осознанно действовать, тем лучше. Любая идея постепенно овладевает массами. Один другу рассказал, друг еще кому-то. Так большинство и проникнется, в том числе и те на кого опирается власть, т.е. силовые структуры, там тоже много недовольных ситуацией, я с такими гражданами осторожно общаюсь, не топлю сходу за марксизм, а интересуюсь как к СССР относятся, что думают про Сталина, про расслоение в обществе, под эти разговоры нужные идеи освещаю. Сразу все не случится, тем более революция.

> Коммунистов стало много, каждый толкует по своему, так что становятся похожими на сектантов, и смотрят на прочих свысока, типо ты темная личность не знаешь великой и светлой истины.


Я б не стал называть таких коммунистами, тем более многие из них не углубляются в теорию, а просто выполняют ритуалы, для них это, действительно, какое-то подобие религии.

> Ну и как следствие у нас например лезут нацики и исламисты, бо они более дружелюбны, чувство локтя имеется, активно отстаивают свои позиции (в смысле есть чувство борьбы, что важно для молодежи) ну и работают с молодежью, что тоже очень важно.


Когда начал общаться с мусульманами (в основном с узбеками) на тему социализма, был удивлен, тому что они этим идеям не противятся, поддерживают, но это взрослые мужики, молодые топят за ислам. Ты же из Казахстана, как там молодежь, сильно религиозная?
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.