Алюминиевая эпопея Российской империи

zen.yandex.ru — Если бы не промышленная революция 20-30 годов, начатая большевиками, в России так бы и не было нормальной промышленности. Небольшой пример из истории производства алюминия при царе - важнейший и нужнейший металл закупали за границей при том что имели все: сырье, кадры, передовые технологии. Не было только ни малейшего желания хоть что-то сделать.
Новости, Общество | erseyo 11:19 19.10.2018
16 комментариев | 48 за, 0 против |
#1 | 11:27 19.10.2018 | Кому: Всем
Странно что в РККА не было алюминиевых подков и фляг, хотя алюминий нас уже был!!!
von_herrman
надзор »
#2 | 11:40 19.10.2018 | Кому: Всем
> Авиаматериалы, полуфабрикаты и покупные изделия в русском самолетостроении

> В деревянных и смешанных конструкциях русских самолетов применялись следующие основные материалы и полуфабрикаты: дерево и фанера (переклейка), сталь листовая и прутковая, трубы стальные, латунь и медь листовые и прутковые, трубы латунные и медные, алюминий листовой, проволока струнная и вязальная, трос стальной, полотно, клеи, лаки, краски.


Основной древесной породой была сосна русская (объемная масса 0,5 и более) и американская (спрус, орегон-пайн, объемная масса 0,4—0,45). Сосна русская применялась по возможности с 10— 12-годовыми слоями на 1 дюйм радиуса, в этом случае объемная масса была около 0,5. Но приходилось применять и северную сосну с очень тонкими слоями и объемной массой 0,7—0,8 при соответственно большей прочности.

Изредка применялась ель. На гнутые детали шел ясень. Для деталей особо прочных применялись иногда тропическое дерево гикори, бук (для костылей), дуб, береза, красное дерево и другие породы, но все это в очень малом количестве. Колобашки в лонжеронах крыльев делались в основном из липы. Каркас корпусов лодок и поплавков строился полностью из ясеня. В сухопутных самолетах и в крыльях летающих лодок сосна составляла 90—95 % всего дерева. Были разработаны точные технические условия на древесные материалы.

Фанера (ее называли переклейкой, а до того арборитом) изготовлялась в России еще с 80-х годов. В XX веке производство фанеры получило широкое развитие, было много фабрик и заводов, выпускавших главным образом березовую фанеру на столярном клее, реже — осиновую. Единственный завод Лютера в Ревеле (Таллине) выпускал березовую фанеру на казеиновом клее, а из обычной лучшей считалась фанера, выпускавшаяся заводами Старо-Русским и Парфинским. В самолетостроении применялись сорта А и 1.

Из листовой стали (и в трубах) употреблялась только мягкая, с пределом прочности 35—45 кг/мм2, сталь холоднокатаная и горячекатаная. Лучшей считалась холоднокатаная. Марка стали во внимание не принималась. Из прутковой стали изготовлялись почти исключительно токарные детали.

Стальные трубы считались дефицитным товаром и их рекомендовалось избегать в конструкциях. Широкого сортамента их не было. Завод “Дукс”, строивший в большом количестве “Фарманы” и “Вуазены”, получал заготовки для стальных труб и перетягивал их на нужные диаметры (с 1915 г.).

Струнная (иначе рояльная, или фортепьянная) проволока и тросовая имела предел прочности 155—240 кг/мм2 в зависимости от диаметра.

Широко применялась автогенная (ацетиленовая) сварка, начало применения которой было положено в России в 1911 г. Из покрытий металла применяли цинкование, лужение, реже — воронение, а также никелирование и полирование. Широко применялась пайка оловом (и в отдельных случаях серебром) медных и латунных трубок и арматуры, не говоря уже о баках.

Резьбовые детали, в частности болты и тандеры, в основном изготовлялись на самих авиазаводах, а также и на смежных предприятиях. Так, группу петербургских авиазаводов, расположенных в Новой Деревне (РБВЗ, Лебедева, Слюсаренко), снабжал болтами и тандерами небольшой завод Гордеева близ Приморского вокзала. Завод “Дукс” делал болты сам. Все авиационные болты и тандеры имели дюймовую резьбу.

Ткани для обшивки самолетов применялись нескольких сортов:перкаль русский (масса 120 г/м2) и французский (106—110 г/м2) и полотно полульняное и льняное серое (200 г/м2), очень прочное. На учебные самолеты шли ткани более легкие вплоть до миткаля. На ранних самолетах применялась прорезиненная материя (масса около 140 г/м2), прибивавшаяся мелкими гвоздями к нервюрам. Полотно пришивалось, к нервюрам и ободам очень прочными нитками с узелками на каждом стежке шва. В общем обшивка была очень прочной, гораздо прочнее самого каркаса, что способствовало ее долговечности, но увеличивало массу.

Клей применялся только столярный (мездровый) для всех видов склейки дерева и фанеры. Казеиновый клей, уже известный за границей в 1914г., так и не попал в русское самолетостроение. Корпуса летающих лодок и поплавков собирались на белилах свинцовых и цинковых. Краски, лаки и прочие москательные товары, включая аэролаки, были высокого качества.

Из перечисленных материалов и полуфабрикатов ввозились из-за границы: сталь всякая, олово, припои, алюминий листовой и для литья, трос, проволока струнная и другая, тандеры и болты (частично), дерево — спрус, орегон-пайн, гикори, красное, орех, ясень (частично). Кроме того, ввозились: инструмент — метчики, плашки, механические отвертки, — авиаприборы все, вооружение разное стрелковое. Ввозилось и многое другое, вплоть до гвоздей.

(c) Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
#3 | 11:50 19.10.2018 | Кому: очень толстый
У РРКА было более важное применение алюминия, чем на подковы. А от фляги алюминиевые были. Но пришлось заменить на стеклянные, потому как с массовым выпуском самолетов опять алюминия стало не хватать
#4 | 11:54 19.10.2018 | Кому: erseyo
> У РРКА было более важное применение алюминия, чем на подковы

Вот именно. Думаю и армия РИ не стала бы пускать его на подковы. Вопрос: были ли в России столько электростанций для его добычи.
#5 | 11:56 19.10.2018 | Кому: von_herrman
И двигатели ввозились полностью - в Российской империи авиационные двигатели не производились от слова совсем
#6 | 11:57 19.10.2018 | Кому: очень толстый
Так и в СССР электростанции пришлось строить для алюминия. А подковы - просто для примера. Начали бы производить - нашли бы куда применять и без них. Но ведь так и телились.
#7 | 11:59 19.10.2018 | Кому: очень толстый
> Думаю и армия РИ

Развалилась, проебав войну, для которой она и была задумана как армия.
von_herrman
надзор »
#8 | 12:13 19.10.2018 | Кому: erseyo
Некоторое мизерное количество все же собирали сами. Но в основном из забугорных комплектующих. И все 100% двигателей всю войну всегда были уже устаревших типов.
#9 | 12:17 19.10.2018 | Кому: Tegucigalpa
> Развалилась,проебав войну,

Также как армии Германии, Австро-Венгрии, Турции....
#10 | 13:57 19.10.2018 | Кому: von_herrman
Ну, то можно и не считать - там буквально была ручная сборка, да еще на 99% из импортных комплектующих. Считай тот же импорт. Да и сколько их там собрали - совсем мизер.
#11 | 14:11 19.10.2018 | Кому: erseyo
> Начали бы производить - нашли бы куда применять и без них. Но ведь так и телились.

Так то наоборот должно быть - сначала определяют потребность, а уж потом начинают производство.
#12 | 15:33 19.10.2018 | Кому: viva4ever
Так потребность определили и не раз, к производству не приступили. Я вообще про то, что после производства потребности бы обязательно увеличились, потому как не только спрос рождает предложение, но и предложение способствует росту спроса
#13 | 17:51 19.10.2018 | Кому: erseyo
> Так потребность определили и не раз

Алюминиевые подковы???
#14 | 07:22 20.10.2018 | Кому: очень толстый
Вот дались тебе эти подковы. В том числе! И, кстати, вот почему нет? У тебя личные какие-то претензии именно к алюминиевым подковам?
#15 | 07:40 20.10.2018 | Кому: erseyo
> У тебя личные какие-то претензии именно к алюминиевым подковам?

К их стоимости в начале 20 века.

Еще раз. Чтобы промышленно добывать алюминий нужно было открыть горный комбинат. Построить электростанцию. Построить металлургические заводы. Отработать технологии отработки. Все это занимает не одно десятилетие. Англичане и французы тоже летали на самолетах из палок и тряпок. Не освоили еще промышленный уровень.
#16 | 08:18 20.10.2018 | Кому: очень толстый
Промышленный уровень в Европе был освоен. А самолеты с обшивкой из алюминия не делали просто за ненадобностью таковых. Хотя некоторые детали уже тогда и использовали из литого алюминия - он шел на моторы аэропланов и дирижаблей.

Ты все же не путай времена до 1880-х и 1910-х, перед Первой Мировой алюминий был уже довольно дешевым металлом, не зря его и Германия и Австро-Венгрия успешно на солдатскую утварь и фурнитуру переводили.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.