Врачи вне больниц. Помогать нельзя, не помогать - тоже.

sovenok101.livejournal.com — Любое вмешательство, даже с минимальным использованием знаний, будет рассматриваться как выход за пределы первой помощи и оказание медпомощи, право на оказание вне больниц имеют только сотрудники скорой помощи. В случае оказании медпомощи больному вне больниц, медработник может быть привлечен к уголовной ответственности по статьям 235 или 238 УК РФ. Медработник, который устранился от оказания медпомощи вне медучереждения может быть привлечен к ответственности по статьям 124 или 125 УК РФ.
Новости, Общество | Teploed 10:57 05.05.2018
15 комментариев | 97 за, 0 против |
Teploed
надзор »
#1 | 10:58 05.05.2018 | Кому: Всем
Прекрасная статья про оказание медицинской помощи медиком -врачом или медсестрой- вне рабочего места. Подробно, внятно и абсолютно безнадежно. Статья большая, но для разжигания интереса приведу несколько особо интригующих отрывков.

...на сегодня создается парадоксальная ситуация, когда врач по счастливой случайности оказавшийся рядом с человеком, нуждающимся в его помощи по жизненноважным показаниям, должен беспокоиться не о спасении человеческой жизни, а о получении информированного добровольного согласия и способах избегания юридической ответственности за свою «доброту»...
...действующее законодательство о первой помощи не дает возможности медицинскому работнику оказать сколько-нибудь эффективную помощь больному. Любое вмешательство, даже с минимальным использованием медицинских знаний, будет рассматриваться как выход за пределы первой помощи и оказание медицинской помощи, исключительное право на оказание которой вне медицинских организаций имеют только сотрудники скорой помощи...
...Рассмотрев действующие особенности законодательного регулирования оказания медицинской помощи вне медицинских организаций, мы вынуждены констатировать тот факт, что медицинский работник, случайно оказавшийся в нерабочее время в общественном месте рядом с больным, получает, выражаясь шахматной терминологией, «вилку»:
если он окажет больному помощь – он нарушит ст. 20 и ст. 32 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и может быть привлечен к уголовной ответственности по статьям 235 или 238 УК РФ (соответственно – незаконное осуществление медицинской деятельности и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) и гражданской ответственности за действия, причинившие вред здоровью (жизни) больного.
если он не окажет больному помощь – он нарушит ст. 71 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и может быть привлечен к уголовной ответственности по статьям 124 или 125 УК РФ (соответственно – неоказание помощи больному и оставление в опасности) и гражданской ответственности за бездействие, причинившее вред здоровью (жизни) больного.
В случае сохранения действующих нормативно-правовых актов неизменными невозможно ликвидировать риски привлечения к юридической ответственности медицинских работников, виновных лишь тем, что случайно, в нерабочее время, оказались рядом с внезапно заболевшим/травмированным (к сожалению, к данной ситуации целиком подходит выражение «они просто оказались не в то время не в том месте»)...

Интересно, при таком законодательстве народ серьезно рассчитывает, что в случае чего, их будут активно спасать оказавшиеся рядом медработники?
Была бы надежда, если бы медик, зная про дырки в законодательстве, в целом считал бы потенциальных пациентов и их представителей достаточно адекватными чтобы не обвинять человека, попытавшегося оказать помощь. Но увы, чем дольше живу, тем крепче уверенность:
обвинят, причем при любом исходе. Запустил сердце -пожалуются на сломанные ребра. Применил прием Геймлиха и извлек сосиску из дыхательных путей -обвинят в нанесении увечья и сексуальных домогательствах. Лично я вижу только один выход: всегда и везде носить с собой бутылку водки и при малейшем подозрении на то, что в поле зрения появился потенциальный пациент, быстро ее выпивать. Вряд ли кто потребует оказания медицинской помощи от вдупеля пьяного человека. Хотя... а где в законе сказано, что помощь обязан оказывать только трезвый, или только здоровый, или только находящийся в сознании? Диплом, сертификат и клятва врача обязывают.

Так как статья обещает исчезнуть из свободного доступа через 3 дня, а такой текст нужно иметь в кармане постоянно, то я ее копирую полностью, не забывая с огромным уважением сослаться на источник.
[censored]
[censored]

Клятва врача, которую в торжественной обстановке дают все будущие врачи, окончив медицинский ВУЗ, содержит такие слова: «я торжественно клянусь быть всегда готовым оказать медицинскую помощь». Стоит отметить, что клятву врача (именно клятву врача, а не «клятву Гиппократа», как ее называют многие обыватели далекие от медицины) нельзя считать устаревшей и пустой формальностью. Точный текст клятвы закреплен в законодательном акте, принятом Федеральным Собранием Российской Федерации и подписанном Президентом России – в статье 71 Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) и формально является законом. Логично было бы ожидать, что другие законодательные нормы, регулирующие права и обязанности медицинских работников, выдержаны в том же духе и направлены на создание условий, поощряющих врачей соблюдать данную ими клятву, или хотя бы не препятствуют этому.

К сожалению, в реальности все обстоит с точностью до наоборот. Любой медицинский работник, столкнувшийся вне своей работы с заболевшим человеком, рискует быть привлеченным к юридической ответственности (в лучшем случае – к гражданско-правовой, в худшем – к уголовной). При этом риски такой ответственности сохраняются в обоих случаях – и если он окажет медицинскую помощь пациенту, и если он решит воздержаться от оказания такой помощи.

Законодательные ограничения оказания медицинской помощи вне медицинских организаций
В случаях, когда человеку внезапно становится плохо в общественном месте, естественной реакцией окружающих является узнать, есть ли среди присутствующих кто-то с медицинским образованием и обратиться к нему за помощью. Тем не менее, ФЗ № 323 (тот самый, который содержит клятву врача) парадоксальным образом в большинстве случаев запрещает медицинским работникам оказывать медицинскую помощь вне медицинских организаций. Объясняется это тем, что часть 1 статьи 32 упомянутого закона («медицинская помощь») императивно утверждает – медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. Таким образом, законодательством не предусмотрено оказание медицинской помощи медицинскими работниками – даже если пациент обращается в больницу или поликлинику, с формально-юридической точки зрения медицинскую помощь пациенту оказывает не лечащий врач, а медицинская организация (юридическое лицо).

Часть 3 статьи 32 ФЗ №323 конкретизирует условия оказания медицинской помощи. В соответствии с ней медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; - таким образом, медицинская помощь на дому с формально-юридической точки зрения не считается медицинской помощью, оказанной вне медицинской организации;
в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Обращаем внимание на то, что перечень случаев, когда медицинская помощь оказывается вне медицинской организации, является исчерпывающим и содержит лишь два варианта: а) по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи; б) в транспортном средстве при медицинской эвакуации.

Согласно пункту 6 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного Приказом Минздрава России от 20.06.2013 № 388н, скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь вне медицинской организации оказывается медицинскими работниками выездных бригад скорой медицинской помощи. То есть, для оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации, медицинский работник должен входить в состав выездной бригады скорой медицинской помощи.

В соответствии с частью 4 статьи 35 ФЗ №323 медицинская эвакуация, представляет собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). Часть 7 этой же статьи уточняет, что медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования. То есть, например, если больного после потери сознания в общественном месте неравнодушные прохожие доставили на попутном транспорте в медицинскую организацию, это не будет считаться медицинской эвакуацией, а случайно оказавшийся на месте врач не имеет права оказывать медицинскую помощь во время такой транспортировки.

Таким образом, согласно закону ФЗ № 323 медицинскую помощь вне медицинской организации могут оказывать исключительно работники бригад скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.

Особенности оказания первой помощи
Особый порядок предусмотрен законодательством в отношении оказания первой помощи. Анализируя особенности оказания первой помощи необходимо отметить, что первая помощь не относится к медицинской. Согласно части 1 статьи 31 ФЗ №323 первая помощь осуществляется до оказания медицинской помощи при состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью. Первая помощь оказывается лицами, обязанными оказывать такую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, а также, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков, – водителями транспортных средств и другими лица, имеющими указанными навыками.

Учитывая то, что перечень лиц, обязанных оказывать первую помощь, не является исчерпывающим и то, что медицинские работники, без сомнения, обладают необходимыми навыками, можно прийти к выводу, что оказание первой помощи является не только их правом, но и обязанностью.

На первый взгляд законодательная норма о возможности оказания первой помощи легализует участие врача в оказании помощи больному до его доставки в медицинскую организацию или до прибытия работников скорой помощи. Однако сегодняшнее законодательство предусматривает оказание первой помощи только в случае определенных состояний больного, перечень которых совсем невелик. Согласно Приложению №1 к приказу Минздравсоцравития РФ от 4 мая 2012 г. № 477н, к таким состояниям относятся отсутствие сознания, остановка дыхания и кровообращения, наружные кровотечения, инородные тела верхних дыхательных путей, травмы различных областей тела, ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения. отморожение и другие эффекты воздействия низких температур, отравления. В случаях наличия у больного иных состояний (пусть даже и угрожающих его жизни), оказание первой помощи не предусмотрено.

На наш взгляд, сегодняшний перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, является неполным и не включает многие состояние, представляющие опасность для жизни. К сожалению, он един для всех категорий работников, имеющих право на оказание первой медицинской помощи, и не содержит никаких исключений для медицинских работников.

Так, например, медицинский работник вне медицинской организации не имеет права оказывать первую помощь больному с тяжелым анафилактическим шоком, если он находится в сознании. А при тяжелой электротравме, если не произошло немедленной остановки дыхания/кровообращения, вся первая помощь должна ограничиться внешними проявлениями электротравмы (а точнее местным охлаждением ожогов, которые при электротравме, как правило, не являются основным симптомом, угрожающим жизни).

Но даже в случаях, подпадающих под критерии состояний, при которых оказывается первая помощь, медицинские работники не имеют права использовать весь имеющийся в их распоряжении арсенал специальных медицинских знаний и умений. Приложение №2 к приказу Минздравсоцравития РФ от 4 мая 2012 г. № 477н содержит Перечень мероприятий по оказанию первой помощи. Использование методов лечения и манипуляций, не входящих в указанный перечень, будет трактоваться как выход за пределы первой помощи.

Так, например, пунктом 6 упомянутого Приложения установлены следующие мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей:

придание устойчивого бокового положения;
запрокидывание головы с подъемом подбородка;
выдвижение нижней челюсти.
Совершенно очевидно, что эти мероприятия пригодны для очистки верхних дыхательных путей от жидкостей (например, при утоплении), но бесполезны в большинстве случаев закупорки верхних дыхательных путей крупными инородными телами. Тем не менее выходом за рамки первой помощи будет считаться не только проведение экстренной коникотомии подручными средствами (которая при проведении имеющим соответствующие знания медицинским работником, хотя и несет некоторый риски, нередко является единственным способом спасти жизнь), но и применение приема Геймлиха (который может с легкостью использоваться людьми, не имеющими медицинского образования).

Таким образом, действующее законодательство о первой помощи не дает возможности медицинскому работнику оказать сколько-нибудь эффективную помощь больному. Любое вмешательство, даже с минимальным использованием медицинских знаний, будет рассматриваться как выход за пределы первой помощи и оказание медицинской помощи, исключительное право на оказание которой вне медицинских организаций имеют только сотрудники скорой помощи.

Юридические последствия оказания медицинской помощи вне медицинских организаций
Итак, проведенный выше анализ законодательства, свидетельствует об отсутствии правовых норм, разрешающих медицинским работникам (либо иным лицам с медицинским образованием) оказывать медицинскую помощь вне медицинской организации. Однако какие последствия могут произойти, если врач все же решится на свой страх и риск оказать помощь больному?

Потенциально может идти речь даже о привлечении такого врача к уголовной ответственности по части 1 статьи 235 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) за осуществление медицинской деятельности лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, при условии, что такая лицензия обязательна, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека. Совершение данного преступления предполагает штраф в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до одного года, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок.

А часть 2 указанной статьи (применяется в случае осуществление медицинской деятельности лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, при условии, что такая лицензия обязательна, если это повлекло смерть человека) предусматривает еще более тяжкое наказание – принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на тот же срок. Однако привлечение к ответственности по части 2 статьи 235 УК РФ требует доказательства причинно-следственной связи между действиями лица, пытавшегося оказать медицинскую помощь и смертью человека. Для наличия подобного состава преступления необходимо, чтобы смерть наступила не от первоначального заболевания, а от попытки оказать медицинскую помощь. Поэтому данный состав преступления (в отличии от части 1 статьи 235 УК РФ) вменяется врачам сравнительно редко и характерен скорее для лиц без медицинского образования, пытающихся заменить собой медицинского работника.

Отметим, что согласно пункту 2 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды. Исходя из данного определения, любое медицинские вмешательство (т.к. инвазивные процедуры сопровождаются нарушением анатомической целостности тканей, а консервативные методы лечения направлены на изменение физиологической функции органов человека) могут в некоторых случаях (если они соответствуют медицинским Критериям определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 № 194н – в частности, если они, как минимум, повлекли кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности ) трактоваться как наносящие вред человеку. Что касается лицензии на медицинскую деятельность – то, как мы же упоминали ранее, такая лицензия имеется у медицинской организации как юридического лица, а не у ее сотрудников, поэтому в нерабочее время ее работник не может самостоятельно выполнять медицинские услуги, в том числе оказывать медицинскую помощь вне медицинской организации. Следует сказать, что в нерабочее время вне медицинской организации оказывать медицинскую помощь не имеют права даже врачи со специальностью «скорая медицинская помощь», поскольку они в этот момент, с юридической стороны, не являются работниками выездной бригады скорой помощи.

Кроме того, существует печально известная статья 238 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности. Необходимо отметить, что понятие «услуги» совсем не подразумевает ее платности – то есть услуга может оказываться и бесплатно. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 ФЗ №323, медицинская помощь – это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Таким образом, оказание медицинской помощи в непредусмотренном законодательстве месте (вне медицинской организации) может трактоваться как оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Не меньшие, а возможно даже и большие риски несет оказание медицинской помощи вне медицинской организации в отношении гражданско-правовой ответственности. К сожалению, нередко встречаются неблагодарные пациенты, которые подают иски о возмещении вреда к врачам, спасшим их жизнь – тем более Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ) не препятствует этому. В частности, 1085 ГК РФ предусматривает возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, статья 1095 ГК РФ предусматривает возмещение вреда жизни или здоровью гражданина причиненного вследствие недостатков услуги (в том числе медицинской), статья 151 ГК РФ предусматривает компенсацию морального вреда (в соответствии с пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается, а установлению подлежит лишь размер компенсации морального вреда).

Таким образом, гипотетически возможна ситуация, когда врач, оказавшись в нерабочее время рядом с человеком у которого развился тяжелейший анафилактическим шок и отек трахеи, проводит экстренную коникотомию, спасает его жизнь, но в дальнейшем получает иск с обвинением в причинении вреда здоровью, выразившегося в исчезновении голоса из-за повреждения возвратного нерва (которое действительно имело место вследствие проведения коникотомии в экстренных условиях вне медицинской организации, в частности отсутствия анестезии и седации больного).

В вопросах привлечения медицинских работников к юридической ответственности за оказание экстренной медицинской помощи вне медицинской организации не в пользу медицинских работников играют и законодательные нормы об информированном добровольном согласии.

Согласно части 1 статьи 20 ФЗ №323 необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Конечно, предусмотрены и исключения. В частности, согласно пункту 1 части 9 статьи 20 ФЗ №323, медицинское согласие без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители.

Таким образом, вне медицинской организации сразу же отпадает возможность:

оказания помощи больным находящимся в критическом состоянии, но в сознании (так как больной способен выразить свою волю, медицинский работник, прежде чем приступать к оказанию медицинской помощи, должен дать ему подписать информированное добровольное согласие – вряд ли это возможно вне медицинской организации, например, если больному стало плохо на улице, в транспорте или другом общественном месте, а врач просто проходил рядом);
оказания помощи ребенку в критическом состоянии, если рядом с ними есть хотя бы один из его родителей (опять же, по закону врач вначале должен взять у родителя письменное информированное добровольное).
Однако, возможно упомянутая норма (пункт 1 части 9 статьи 20 ФЗ №323) все же разрешает оказывать экстренную медицинскую помощь больному, находящемуся вне медицинской организации без сознания, без информированного добровольного согласия? К сожалению, это не так. Пункт 1 части 10 статьи 20 ФЗ №323 предусматривает, что решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина в связи с его неспособностью выразить свою волю принимается консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, - непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации).

Естественно, вне медицинской организации собрать консилиум невозможно. А медицинский работник, отважившийся оказать помощь в таких условиях – не будет являться лечащим врачом (согласно пункту 15 статьи 2 ФЗ №323 лечащий врач –это врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения) или дежурным врачом, и, соответственно, не имеет права проводить медицинское вмешательство.

Таким образом на сегодня создается парадоксальная ситуация, когда врач по счастливой случайности оказавшийся рядом с человеком, нуждающимся в его помощи по жизненноважным показаниям, должен беспокоиться не о спасении человеческой жизни, а о получении информированного добровольного согласия и способах избегания юридической ответственности за свою «доброту».

Крайняя необходимость и обоснованный риск в контексте правовой оценки оказания медицинской помощи вне медицинских организаций
Несмотря на то, что ряд законодательных норм создает предпосылки для рассмотрения действий медицинских работников, оказавших медицинскую помощь вне медицинских организаций как противозаконных, Факультет Медицинского Права считает недопустимым привлечение медицинских работников к юридической ответственности.

В случае если мы говорим об уголовной ответственности, то уже существуют нормы уголовного законодательства, позволяющие исключить квалификацию действий таких медицинских работников в качестве преступления – в частности, часть 1 статьи 39 УК РФ, согласно которой не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Безусловно, критическое состояние человека должно рассматриваться как непосредственно угрожающее его личности и как основание для освобождения медицинского работника от ответственности за любой вред, причиненный во время оказания медицинской помощи такому больному.

Однако, как быть, если пациент все равно погиб, причем причинно-следственная связь показывает, что он смерть произошла вследствие действий медицинского работника? Приведем такой пример. Врач в составе тургруппы оказавшейся в тайге без средств связи и вдалеке от ближайшего человеческого жилья диагностировал у своего травмированного товарища нарастающий напряженный клапанный пневмоторакс. Данная патология без медицинского вмешательства приводит к смерти от дыхательной недостаточности и сдавления средостения в ближайшие часы. Попытавшись провести торакацентез в полевых условиях, врач повредил сосуды в результате чего наступила смерть из-за кровотечения. Хотя без торакоцентеза травмированный все равно был обречен, данная ситуация может быть квалифицирована как превышение крайней необходимости. Согласно части 2 статьи 39 УК РФ превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно несоответствующего характеру и степени угрожавшей опасности, и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный.

Вместе с тем в уголовном кодексе, существует еще одно основание, исключающее преступность деяния – обоснованный риск. Согласно части 1 статьи 41 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам.

Сохранение жизни больного, конечно же является общественно полезной целью. Кроме того, в отличии от крайней необходимости, понятие допустимого риска включает и случаи причинения вреда равного или даже большего чем предотвращенный (поэтому в примере с проведенным в условиях отрыва от цивилизации торакоцентезом можно сослаться на обоснованный риск). Однако в большинстве случаев оказания медицинской помощи вне медицинской организации, затруднительно использовать норму о допустимом риске для освобождения медицинского работника от уголовной ответственности, поскольку она требует того, чтобы лицо, оказывающее медицинскую помощь предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам. Данная норма достаточно неоднозначна и нередко оказание медицинской помощи вне медицинской организации (то есть в ненадлежащих санитарных условиях), без использования специального медицинского оборудования и без получения информированного добровольного согласия пациента как раз и трактуется правоохранительными органами как недостаточные меры для предотвращения вреда больному.

Необходимо отметить и то, что нормы о крайней необходимости и обоснованном риске малоприменимы в городских условиях. Определение крайней необходимости требует, чтобы «опасность не могла быть устранена иными средствами», а обоснованного риска – чтобы «указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями». Во время следственных действий медицинскому работнику могут заявить, что имелся альтернативный способ действий – вызвать бригаду скорой помощи и ждать ее прибытия (при этом явно игнорируется аморальность подобного поступка и его несовместимость с клятвой врача).

К сожалению, достаточно часты и случаи, когда после эффективно оказанной медицинской помощи и выздоровления пациента, правоохранительные органы отказываются признавать факт наличия опасности для жизни пациента в момент оказания медицинской помощи. Действительно, наличия/отсутствие непосредственной опасности для жизни до момента прибытия скорой помощи – вопрос разрешение которого требует филигранного владения как юридическими знаниями, так и знаниями в области судебной медицины. При этом возможно множество субъективных факторов – например, при острой недостаточности мозгового кровообращение известно понятие «золотого часа» - когда промедление в оказании медицинской помощи на час (а ведь иногда именно столько или даже больше времени может занять доставка больного в медицинскую организацию) даже при отсутствии непосредственной угрозы жизни, в дальнейшем ведет к глубокой инвалидизации больного. Другим аспектом неоднозначности затрагиваемого вопроса может быть психологическая составляющая – даже если непосредственной угрозы жизни больного не было, медицинский работник, оказавшийся на месте происшествия случайно, без диагностического оборудования, может ошибиться в диагностике, расценить состояние как ургентное и, исходя из этого, пойти на рискованное медицинское вмешательство вне медицинской организации. Особенно велики риски неправильной оценки состояния больного (и, соответственно) выбора неверной тактики оказания медицинской помощи во время инцидентов на транспорте длительного следования – поездах, речных судах, самолетах, где невозможно до прибытия в ближайший населенный пункт передать пациента сотрудникам скорой медицинской помощи.

Еще более неблагоприятно для медицинских работников обстоят дела в сфере гражданско-правовой ответственности. Гражданское право, в отличие от уголовного, не имеет института «обоснованного риска» и, соответственно, не рассматривает его в качестве причины для освобождения от гражданской ответственности. Что же касается крайней необходимости, то такое понятие присутствует в гражданском праве. Согласно абзацу 1 статьи 1067 ГК РФ вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред. Вместе с тем в случае с медицинским работником, оказавшим помощь вне медицинской организации, в некоторых случаях существует возможность освобождения от обязанности возместить вред потерпевшему. Согласно абзацу 2 статьи 1067 ГК РФ, учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред. Учитывая то, что медицинский работник, причинивший вред больному при попытке оказать ему медицинскую помощь вне медицинской организации действовал не в своих интересах, а в интересах больного, суд может освободить его от обязанности возмещения вреда. Поэтому, например, в случае с коникотомией, вызвавшей потерю голоса, рассмотренном в предыдущем разделе, суд может указать на то, что процедура коникотомиии была проведена не в интересах врача, а в интересах больного и освободить врача от возмещения вреда. С другой стороны, обращаем внимание на то, что полное или частичное освобождение от возмещения вреда за действия в интересах третьего лица – это право, а не обязанность суда. Поэтому суд на законных основаниях может и проигнорировать обстоятельства, побудившие медицинского работника на оказание медицинской помощи вне медицинской организации и заставить его возместить причиненный вред в полном объеме.
Teploed
надзор »
#2 | 10:58 05.05.2018 | Кому: Всем
Риски уголовной ответственности за неоказание помощи больному и/или оставление в опасности
Осознание высоких рисков юридической ответственности медицинских работников в случае оказания ими медицинской помощи вне медицинских организаций может подтолкнуть некоторых из них к мысли о том, что в нерабочее время более безопасной тактикой будет не афишировать свое медицинское образование и не оказывать медицинской помощи. Факультет Медицинского Права решительно предупреждает о недопустимости такого поведения. Устранение от оказания медицинской помощи в нерабочее время, если впоследствии будет установлен факт присутствия медицинского работника на месте происшествия, делает риски юридической ответственности еще выше.

Так, если больной впоследствии получил хотя бы вред здоровью средней тяжести (а согласно Правилам определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденным Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 № 522, это – длительное расстройство здоровья либо значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть, то есть любое более-менее серьезное заболевание), медицинский работник может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 124 УК РФ за неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом. Данное преступление наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.

В случае же причинения тяжкого вреда здоровью или последующей смерти больного используется квалифицированный (более тяжелый) состав преступления, предусмотренный частью 2 статьи 124 УК РФ. Он предусматривает гораздо более существенное наказание – принудительные работы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Конечно, существует точка зрения в соответствии с которой данная статья неприменима к медицинским работникам вне их рабочего времени поскольку (как мы убедительно доказали выше) вне медицинской организации законодательная обязанность оказывать медицинскую помощь имеется исключительно у сотрудников выездных бригад скорой медицинской помощи, при исполнении или их служебных обязанностей. Однако такая «самоуспокоительная» позиция не верна. Следует обратить внимание на то, что Уголовный кодекс РФ в описании состава данного преступления оперирует словосочетанием «в соответствии с законом или со специальным правилом». Таким образом при рассмотрении вопроса о наличии обязанности оказать помощь больному во внимание должны приниматься не только законы, но и некие «специальные правила». В настоящее время ни Конституционным Судом РФ, ни Пленумом Верховного Суда РФ не разъяснено, что именно может считается «специальным правилом». Правоприменительная практика правоохранительных органов и российская научно-правовая доктрина склоняются к тому, что таким «специальным правилом» является клятва врача – а следовательно статья 124 УК РФ распространяется на всех лиц, получивших медицинское образование – включая лиц с высшим медицинским образованием, находящихся на пенсии (см. например, Полный курс уголовного права в 5 томах /под редакцией А.И. Коробеева – Т. 2. Преступления против личности – СПб.: Юридцентр Пресс, 2008 –680 с. – С. 396).

Интересен вопрос с ответственностью медицинских работников, не дающих клятвы врача (для среднего медицинского персонала не существует законодательно закрепленных аналогов «клятв врачей», «клятва медицинской сестры России» хотя и практикуется, тем не менее не имеет официального статуса). В случае уклонения от оказания медицинской помощи больному не исключена квалификация их действий по статье 125 УК РФ, предполагающей уголовную ответственность за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу. «Обязанность иметь заботу о потерпевшем» в данном случае трактуется еще более широко по сравнению со статьей 124 УК РФ. В судебной практике встречаются такие основания для заботы о потерявшем как «характер профессии», «род деятельности» и даже «предшествующее поведение».

Стоит опасаться статьи 125 УК РФ и врачам. Как мы отмечали выше, необходимым условием для квалификации деяния по статье 124 УК РФ (неоказание помощи больному) является наличие вреда здоровью средней тяжести или более тяжкого. Однако квалификация по статье 125 УК РФ возможна в случае вреда легкой степени тяжести, и даже при полном отсутствии вреда. Например, если больной все же был доставлен в медицинское заведение и вылечен, это все равно будет рассматриваться как оставление в опасности – считается, что преступное бездействие субъекта окончено уже в момент оставления в опасности, а для объективной стороны состава преступления достаточно факта наличия угрозы жизни и здоровью. Таким образом, врач, не оказавший помощь больному вне медицинской организации (даже если больной не понес вреда/понес легкий вред – например вскоре приехала скорая помощь и оказала всю необходимую медицинскую помощь), все равно может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 125 УК РФ – оставление в опасности.

Судебная практика по статье 125 УК РФ более обширна чем по 124 УК РФ. Отметим, что выше мы упоминали возможность добросовестного заблуждения врача по поводу тяжести заболевания больного (например, после беглого осмотра оставил поскользнувшегося и упавшего прохожего, посоветовав ему обратиться в ближайший травмпункт, посчитав «светлый промежуток» после тяжелой черепно-мозговой травмы легким сотрясением мозга, не требующим немедленной медицинской помощи). На данный момент сформировалась устойчивая судебная практика, в соответствии с которой, если лицо добросовестно заблуждается о наличии опасности для жизни или здоровья потерпевшего, ответственность по ст. 125 УК РФ исключается. Примером может служить Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 3 апреля 2002 года по делу № 74-Д02-3. Вместе с тем, обращаем внимание на то, что согласно части 2 статьи 3 УК РФ применение уголовного закона по аналогии не допускается, поэтому при рассмотрении дел по статье 124 УК РФ суд может и не освободить добросовестно заблуждавшегося врача от уголовной ответственности.

Пути усовершенствования законодательства об оказании медицинской помощи вне медицинских организаций
Рассмотрев действующие особенности законодательного регулирования оказания медицинской помощи вне медицинских организаций, мы вынуждены констатировать тот факт, что медицинский работник, случайно оказавшийся в нерабочее время в общественном месте рядом с больным, получает, выражаясь шахматной терминологией, «вилку»:

если он окажет больному помощь – он нарушит ст. 20 и ст. 32 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и может быть привлечен к уголовной ответственности по статьям 235 или 238 УК РФ (соответственно – незаконное осуществление медицинской деятельности и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) и гражданской ответственности за действия, причинившие вред здоровью (жизни) больного.
если он не окажет больному помощь – он нарушит ст. 71 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и может быть привлечен к уголовной ответственности по статьям 124 или 125 УК РФ (соответственно – неоказание помощи больному и оставление в опасности) и гражданской ответственности за бездействие, причинившее вред здоровью (жизни) больного.
В случае сохранения действующих нормативно-правовых актов неизменными невозможно ликвидировать риски привлечения к юридической ответственности медицинских работников, виновных лишь тем, что случайно, в нерабочее время, оказались рядом с внезапно заболевшим/травмированным (к сожалению, к данной ситуации целиком подходит выражение «они просто оказались не в то время не в том месте»).

Сознавая то, что критика законодательства должна быть конструктивной, Факультет Медицинского Права полагает, что ряд изменений мог бы значительно улучшить положение медицинских работников. В частности, следует обратить внимание на то, что Россия не является единственной страной, столкнувшееся с подобной проблемой. В большинстве штатов США действуют так называемые «Законы доброго самаритянина» («Good Samaritan laws», презюмирующих добросовестность и невиновность медицинского работника, оказывающего медицинскую помощь вне медицинской организации. Так, например, в штате Техас, согласно параграфу 74.001 главы 74 Кодекса о гражданском производстве и судебной защите (Civil Practice and Remedies Code), добросовестное оказание бесплатной экстренной медицинской помощи ведет к освобождению от гражданской (не говоря уже об уголовной) ответственности за любой причиненный в ходе такой экстренной медицинской помощи вред (за исключением случаев, когда вред причинен из-за злого умысла либо преступной небрежности). Параграф 74.002 уточняет что эти нормы об освобождении от ответственности распространяются и на лиц, не имеющих разрешения на медицинскую деятельность (дословно – «persons not licensed in the healing arts»).

Следует отметить, что данные нормы освобождают от ответственности за вред, нанесенный не в рамках любой медицинской помощи, а лишь в ходе оказания экстренной помощи (используется термин «emergency»). Таким образом создается баланс между освобождение от ответственности в случаях экстренной медицинской помощи и ответственностью за незаконную медицинскую практику в случаях осуществления без соответствующих разрешений обычных медицинских вмешательств, не связанных со спасением жизни больного. Особое внимание стоит обратить на то, что законодательство США освобождает от ответственности в случае добросовестного оказания экстренной помощи (а не только первой помощи).

В этом отношении интересен «Акт доброго самаритянина» штата Вашингтон. Параграф 4.24.3000 практически дословно повторяет стандартные нормы об освобождении любого физического лица от ответственности за любой причиненный в ходе экстренной медицинской помощи вред за исключением случаев злого умысла либо преступной небрежности. Однако гораздо больший интерес представляют нормы параграфа 4.24.310, уточняющего определение экстренной помощи («emergency»). Согласно нему, «экстренная помощь» означает уход, оказание первой помощи, лечение или помощь пострадавшему, нуждающемуся в немедленной медицинской помощи, включая предоставление или организацию дальнейшего лечения или ухода за пострадавшим. Таким образом, понятие экстренной помощи гораздо шире понятия первой помощи и включает в себя как домедицинскую, так и собственно медицинскую помощь.

Аналогичные правовые нормы существуют и в законодательстве ряда стран Западной Европы. Например, согласно параграфу 323с Уголовного кодекса Германии, от уголовной ответственности за оказание первой помощи лицо освобождается даже в том случае, если его попытка не увенчалась успехом, а он своей помощью ухудшил состояние больного (за исключением намеренного нанесения вреда).

Факультет Медицинского Права не видит никаких препятствий для внедрения подобных правовых норм в российское законодательство (конечно же с учетом необходимой их адаптации к остальной системе законодательного регулирования в сфере здравоохранения, в частности обеспечения соответствия отечественной законодательной терминологии).

Кроме того, возможно и принятие иных мер, призванных уменьшить риски несправедливого привлечения медицинских работников к ответственности за оказание медицинской помощи вне медицинских организаций.

Так, можно пойти по пути более подробной законодательной регламентации «первой помощи». На сегодня Перечень допустимых мероприятий, входящих в понятие «первой помощи» един для всех категорий лиц, имеющих право на оказание первой помощи. Однако совершенно логично предположить, что лица с медицинским образованием имеют большие возможности оказания первой помощи, чем, скажем, водители транспортных средств. Поэтому нам представляется целесообразным внедрение двух перечней мероприятий, входящих в состав первой помощи: один – базовый, для лиц без медицинского образования, имеющих навыки в области оказания первой помощи (для различных спасателей, сотрудников Государственной противопожарной службы и т.д.), и второй – расширенный, предназначенный для лиц, имеющих медицинское образование и предполагающим более сложные медицинские манипуляции включая проведение внутривенных и внутримышечных инъекций, промывание желудка, прекардиальный удар, дефибрилляцию при наличии дефиббрилятора, тампонаду раны, торакоцентез, прием родов и многие другие медицинские вмешательства экстренного характера (чтобы отличать от первого перечня, его можно озаглавить перечень «перечень первой медицинской помощи»).

Также требует изменений и Перечень состояний при которых оказывается первая медицинская помощь. По нашему мнению, исчерпывающий характер подобного Перечня является недопустимым. Разумным будет его дополнение новым пунктом следующего содержания «Иные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, в случае, когда до момента прибытия выездных бригад скорой медицинской помощи (оказания экстренной медицинской помощи) существует непосредственная угроза жизни больного». Преимуществами данного способа внесения изменений в законодательство является то, что оба Перечня утверждены приказами Минздрава России, а, следовательно, данные изменения также возможны силами Минздрава без привлечения Правительства РФ и Федерального собрания РФ (тем не менее, в случае выделения отдельной категории первой медицинской помощи (отличной от обычной первой помощи) будут необходимы терминологические изменения в ФЗ №323).

Однако для полного устранения рисков привлечения медицинских работников в юридической ответственности за оказание помощи вне медицинской организации возможен альтернативный вариант, предполагающий изменения в Федеральное законодательство. Как минимум необходимо откорректировать определение медицинской деятельности и медицинских услуг, исключив из них оказание медицинской помощи в случае угрозы гибели больного до прибытия выездной бригады скорой медицинской помощи. Данное изменение обеспечит иммунитет медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь больным в критическом состоянии вне медицинских организаций, от статей 235 и 238 УК РФ. Также требуются изменения в статью 32 ФЗ 323, допускающие оказание медицинской помощи вне медицинской организации лицами с медицинским образованием. При этом после всестороннего обсуждения с медицинским сообществом следует конкретизировать идет ли речь о любых лицах с медицинским образованием или исключительно о медицинских работниках, на момент работающих по специальности (этот вопрос является вполне актуальным – может и должен ли оказывать медицинскую помощь вне медицинской организации медработник-пенсионер, весьма преклонного возраста или лицо, закончившее медицинский ВУЗ 30 лет назад и не проработавшее ни одного дня в медицинской сфере – например, получив второе образование и проработав все эти годы по этому направлению).

Также требуются изменения в нормы об информированном добровольном согласии. По нашему мнению, часть 10 статьи 20 ФЗ №323 необходимо дополнить нормой согласно которой решение о проведении медицинского вмешательства без получения информированного добровольного согласия пациента по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю может приниматься не только консилиумом или лечащим врачом, но и любым лицом с высшим медицинским образованием, готовым оказать медицинскую помощь такому больному. Отметим, что кроме усовершенствования правовых условий оказания медицинской помощи вне медицинской организации данное изменение способно значительно упростить работу фельдшерских бригад скорой помощи. Данные бригады в силу специфики своей специализации легко могут столкнуться с бессознательным пациентом, находящемся в критическом состоянии и неспособным дать информированное добровольное согласие. Тем не менее, с точки формальной точки зрения ФЗ №323 эти бригады не имеют права оказывать такому больному медицинской помощи. Ведь на согласно части 10 статьи 20 ФЗ №323 решение о медицинском вмешательстве без информированного добровольного согласия в связи с критическим состоянием для устранения угрозы жизни может приниматься консилиумом врачей, лечащим врачом или дежурным врачом, но никак не фельдшером. Конечно, на практике, несмотря на все законодательные коллизии сегодня фельдшерские бригады все равно оказывают помощь таким пациентам и спасают жизни. Однако учитывая усиление внимания правоохранительных органов к медицинским работникам, мы не можем гарантировать, что это не будет поставлено последним в вину.

Немного более скептично Факультет Медицинского Права относится к возможности изменения норм общей части УК РФ, определяющих крайнюю необходимость и обоснованный риск. Несмотря на то, что на сегодня эти институты крайне слабо защищают медицинских работников, решившихся оказать медицинскую помощь вне медицинской организации, эти институты являются одними из важнейших во всем уголовном праве, распространяются на все составы преступлений и их поспешное изменение может привести к непредвиденным последствиям (например, расширение критериев обоснованного риска может привести к тому, что под предлогом обоснованного риска от ответственности смогут уходить виновные в экономических преступлениях). Поэтому более целесообразным представляется дополнения статей специальной части УК РФ, в частности 235 и 238, новыми нормами, исключающими уголовную ответственность при добросовестном оказании (без грубой небрежности) бесплатной медицинской помощи человеку, находящемуся в критическом состоянии.

Говоря об предполагаемых изменениях, которые требует УК РФ, невозможно не упомянуть статьи 124 и 125 УК РФ. Во-первых, статья 125 УК РФ требует дополнения примечанием, которое бы конкретизировало, что именно понимается под термином «специальное правило» (так как именно по наличию/обязанности оказывать медицинскую помощь в соответствии со «специальным правилом» определяется субъект преступления) и является ли таким правилом «клятва врача». Во-вторых, если проводить сравнительный анализ уголовную ответственность по статье 124 УК РФ с ответственностью за другие составы преступлений – то можно убедиться, что это один из немногих случаев, когда в Уголовном кодексе предполагается ответственность за неумышленный вред средней тяжести. «По умолчанию» уголовному наказанию подлежит лишь умышленный вред средний тяжести. Аналогичные составы преступлений, предполагающие нанесение неумышленного среднего вреда вследствие нарушения обязанностей и правил, также как правило, не предусматривают уголовной ответственности. Поэтому весьма сомнительно, что неумышленный вред средней тяжести из-за неоказания помощи больному является более «социально опасным», чем неумышленный вред средней тяжести вследствие, например, нарушения правил технической безопасности. Учитывая рассмотренное, считаем целесообразным исключить из УК РФ ответственность за неоказание помощи больному, повлекшее вред средней степени тяжести.

Наконец, необходимо определить, как «забота о потерпевшем» (фигурирует в составе 125 УК РФ) соотносится с вопросом немедленного медицинского вмешательства – достаточным ли проявлением заботы будет являться вызов скорой медицинской помощи или медицинский работник (а в случае широко толкования – лицо с медицинским образованием) обязан оказывать медицинскую помощь больному немедленно. По мнению Факультета Медицинского Права, данный вопрос нуждается в разъяснении – если не в виде примечания к данной статье УК РФ, то хотя бы в виде разъяснения Конституционного суда РФ или Пленума Верховного суда РФ (в оптимальном виде – с изложением правовых оснований, подразумевающих обязанность «иметь заботу» и краткой характеристики возможных действий, квалифицируемых как помощь в том случае, если опасное для жизни и здоровья состояние обусловлено болезнью или иным медицинским фактором).

Выводы
Таким образом, проведение анализа основных правовых проблем, возникающих при оказании медицинской помощи вне медицинской организации позволяет прийти к следующим выводам:

Действующее законодательство предусматривает оказание медицинской помощи вне медицинской организации исключительно сотрудниками выездных бригад скорой медицинской помощи – по месту вызова бригады скорой и во время медицинской эвакуации. Оказание медицинской помощи при вызове врача на дом не считается медицинской помощью вне медицинской организации, а расценивается как разновидность амбулаторной помощи.
В случае наличия у больного сознания (в том числе при его критическом состоянии) – медицинская помощь больному вне медицинской организации возможна только после подписания им информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. В случае если больной несовершеннолетний, необходимо согласие хотя бы одного из его родителей (законных представителей)
В случае бессознательного или сумеречного состояния больного, несмотря на угрозу его жизни – вне медицинской организации оказывать ему медицинскую помощь имеют право только врачи выездных бригад скорой медицинской помощи. Остальные врачи и фельдшеры скорой помощи не имеют права в таких случаях проводить медицинские вмешательства без информированного добровольного согласия, взять которое при таких обстоятельствах невозможно. Аналогична ситуация с несовершеннолетним, рядом с которым нет родителей (вне зависимости, находится ли несовершеннолетний в сознании). Основная причина такого запрета – отсутствие у упомянутых медицинских работников статуса лечащего/дежурного врача, необходимого для проведения экстренных медицинских вмешательств без согласия пациента.
Медицинские работники имеют право оказывать вне медицинских организаций первую помощь.
Перечень состояний при которых оказывается первая помощь достаточно узок и нуждается в расширении.
Первая помощь рассматривается как доврачебная. Перечень мероприятий допустимых при оказании первой помощи включает простейшие манипуляции одинаковые как для медицинских работников, так и для лиц без медицинского образования и нуждается в значительной переработке и расширении.
В случае оказании медицинской помощи больному вне медицинской организации, медицинский работник может быть привлечен к уголовной ответственности по статьям 235 или 238 УК РФ (соответственно – незаконное осуществление медицинской деятельности и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) и гражданско-правовой ответственности за действия, причинившие вред здоровью (жизни) больного.
Тем не менее медицинский работник, который устранился от оказания медицинской помощи вне медицинской организации может быть привлечен к уголовной ответственности по статьям 124 или 125 УК РФ (соответственно – неоказание помощи больному и оставление в опасности) и гражданской ответственности за бездействие, причинившее вред здоровью (жизни) больного. Таким образом, медицинский работник, столкнувшийся с внезапной болезнью человека вне медицинской организации всегда рискует быть привлеченным к уголовной и гражданской ответственности – и в случае если он оказал медицинскую помощь, и в случае если он ее не оказал.
Угроза привлечения к уголовной ответственности за оказание/неоказание медицинской помощи, (до официальных толкований законодательства по этому вопросу) распространяется не только на действующих медицинских работников, но и на всех лиц с медицинским образованием (включая медицинских работников, вышедших на пенсию).
Теоретически от уголовной ответственности медицинского работника защищают институты крайней необходимости и обоснованного риска (статьи 39 и 41 УК РФ). Однако на практике данные нормы крайне сложно применить к случаям оказания медицинской помощи вне медицинских организаций (из-за возможных проблем с доказыванием наличия обстоятельств крайней необходимости или обоснованного риска).
Угроза гражданско-правовой ответственности еще существеннее чем угроза уголовной ответственности. Обоснованный риск не является основаниями для освобождения от обязанности возместить нанесенный вред. Аналогична ситуация с крайней необходимостью, за исключением того, что судья в некоторых случаях может (но не обязан!) принять во внимание особые обстоятельств нанесения вреда и освободить от возмещения вреда или уменьшить размер возмещаемого вреда.
Разрешение правовых проблем, связанных с оказанием медицинской помощи вне медицинских организаций, возможно лишь путем законодательных изменений. Оптимальным способом будет являться внедрение в российскую систему законодательства аналогов зарубежных «Законов доброго самаритянина» («Good Samaritan laws») с некоторой их адаптацией к отечественным условиям.
Альтернативным вариантом является внесение следующих изменений в действующие законодательные акты (некоторые изменения альтернативные):
в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» – расширив возможности оказания медицинской помощи вне медицинской организации и круг лиц, принимающих решение о медицинских вмешательства в отношении больного не способного выразить свою волю;
в Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь и Перечень мероприятий по оказанию первой помощи, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н – расширив данные перечни и утвердив особые новые Перечни, регулирующие особенности первой помощи, оказываемой медицинскими работниками;
в статью 124 УК РФ, исключив уголовную ответственность в случае нанесения вреда здоровью средней степени тяжести;
в статьи 124, 125 УК РФ, уточнив состав преступлений в части субъектов на которые они распространяются (в частности относительно толкования «специального правила, обязывающего оказывать помощь больному» и «обязанности иметь заботу о пострадавшем»);
в статьи 235, 238 УК РФ исключив уголовную ответственность в случае добросовестного оказания (без грубой небрежности) бесплатной медицинской помощи человеку, находящемуся в критическом состоянии.
#3 | 11:32 05.05.2018 | Кому: Всем
— У китайских даосов, — сказал он, — была близкая мысль, я ее своими словами перескажу. Борясь за сердца и умы, работники дискурса постоянно требуют от человека отвечать «да» или «нет». Все мышление человека должно, как электрический ток, протекать между этими двумя полюсами. Но в реальности возможных ответов всегда три — «да», «нет» и «пошел ты нахуй». Когда это начинает понимать слишком много людей, это и означает, что в черепах появился люфт. В нашей культуре он достиг критических значений. (с)
#4 | 12:24 05.05.2018 | Кому: tuco
Пелевин?
#5 | 12:26 05.05.2018 | Кому: Всем
Ах, это замечательное насквозь дырявое россиянское законодательство! Но госдуре гораздо интереснее заглядывать россиянам в трусы и бороться с биткоином, чем наводить порядок в базе.
#6 | 12:30 05.05.2018 | Кому: Всем
А как же оказание первой помощи обывателями? Вот подавился человек, ждать скорую? Или остановка сердца, когда каждая секунда на вес золота?
#7 | 12:30 05.05.2018 | Кому: Zzlo
> Ах, это замечательное насквозь дырявое россиянское законодательство

А что на эту тему говорит цельнометаллическое законодательство США и Евросоюза?
#8 | 12:56 05.05.2018 | Кому: Zzlo
> Пелевин?

ну а кто б, если не он?
#9 | 14:18 05.05.2018 | Кому: максимум 20 символов
В США действует закон «доброго самаритянина».
Malganus
надзор »
#10 | 14:21 05.05.2018 | Кому: максимум 20 символов
> А что на эту тему говорит цельнометаллическое законодательство США и Евросоюза?

Что неплохо бы ознакомиться с текстом заметки перед комментированием.
#11 | 14:28 05.05.2018 | Кому: eric.romanoff
1. Обыватель не окажет адекватной помощи.
2. Вся та же ответственность, если накосячит... например сломает ребра с пневмотораксом.
#12 | 14:45 05.05.2018 | Кому: Всем
Законодатели не обязаны ничего знать и понимать, они обязаны защищать интересы избирателя голосуя сердцемпальцем.
#13 | 15:23 05.05.2018 | Кому: superfly
Если его не обучить, то да
#14 | 15:33 05.05.2018 | Кому: eric.romanoff
Многие российские врачи, особенно моего поколения 90х тоже не смогут адекватно оказать экстренную помощь, если только это не их специализация)
#15 | 16:03 05.05.2018 | Кому: superfly
Ну у каждого столба медика не поставишь? :) помню одну из первых лекций , когда к нам приходил врач СП и обратила фразу, что на западе процент спасённых в НС гораздо выше чем у нас, хотя парадокс у них в бригадах и врачей нет. Чем это достигается? Тем , что до приезда медиков первую помощь оказывают именно обыватели. Там же никто не заставлят их скальпелем орудовать, так, элементарные действия, но критичные по времени, такие как массаж сердца, остановка кровотечения, да просто уложить или усадить пострадавшего в правильную позицию
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.