"Энергомаш" испытал детонационный ракетный двигатель

defendingrussia.ruВот тут еще интервью с главным конструктором "Энергомаш" Петром Левочкиным о том как это работает и что дает. Очень грубо: топливо и окислитель сжимаются и нагреваются ударной взрывной волной - получается гиперзвуковой ракетный двигатель в атмосфере, причем эффективнее чем scram jet даже по термодиунамике, и при этом ему не нужно отдельного дозвукового разгонного двигателя.
Новости, Технологии | tonyware 09:25 10.02.2018
9 комментариев | 143 за, 0 против |
#1 | 09:25 10.02.2018 | Кому: Всем
Собственно что это такое:

Детонация - это взрыв. Можно ли ее сделать управляемой? Можно ли на базе таких двигателей создать гиперзвуковое оружие? Какие ракетные двигатели будут выводить необитаемые и пилотируемые аппараты в ближний космос? Об этом наш разговор с заместителем гендиректора - главным конструктором "НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко" Петром Левочкиным.

Петр Сергеевич, какие возможности открывают новые двигатели?

Петр Левочкин: Если говорить о ближайшей перспективе, то сегодня мы работаем над двигателями для таких ракет, как "Ангара А5В" и "Союз-5", а также другими, которые находятся на предпроектной стадии и неизвестны широкой публике. Вообще наши двигатели предназначены для отрыва ракеты от поверхности небесного тела. И она может быть любой - земной, лунной, марсианской. Так что, если будут реализовываться лунная или марсианская программы, мы обязательно примем в них участие.

Какова эффективность современных ракетных двигателей и есть ли пути их совершенствования?

Петр Левочкин:
Если говорить об энергетических и термодинамических параметрах двигателей, то можно сказать, что наши, как, впрочем, и лучшие зарубежные химические ракетные двигатели на сегодняшний день достигли определенного совершенства. Например, полнота сгорания топлива достигает 98,5 процента. То есть практически вся химическая энергия топлива в двигателе преобразуется в тепловую энергию истекающей струи газа из сопла.

Совершенствовать двигатели можно по разным направлениям. Это и применение более энергоемких компонентов топлива, введение новых схемных решений, увеличение давления в камере сгорания. Другим направлением является применение новых, в том числе аддитивных, технологий с целью снижения трудоемкости и, как следствие, снижение стоимости ракетного двигателя. Все это ведет к снижению стоимости выводимой полезной нагрузки.

Однако при более детальном рассмотрении становится ясно, что повышение энергетических характеристик двигателей традиционным способом малоэффективно.
Использование управляемого взрыва топлива может дать ракете скорость в восемь раз выше скорости звука

Почему?

Петр Левочкин:
Увеличение давления и расхода топлива в камере сгорания, естественно, увеличит тягу двигателя. Но это потребует увеличение толщины стенок камеры и насосов. В результате сложность конструкции и ее масса возрастают, энергетический выигрыш оказывается не таким уж и большим. Овчинка выделки стоить не будет.

То есть ракетные двигатели исчерпали ресурс своего развития?

Петр Левочкин: Не совсем так. Выражаясь техническим языком, их можно совершенствовать через повышение эффективности внутридвигательных процессов. Существуют циклы термодинамического преобразования химической энергии в энергию истекающей струи, которые гораздо эффективнее классического горения ракетного топлива. Это цикл детонационного горения и близкий к нему цикл Хамфри.

Сам эффект топливной детонации открыл наш соотечественник - впоследствии академик Яков Борисович Зельдович еще в 1940 году. Реализация этого эффекта на практике сулила очень большие перспективы в ракетостроении. Неудивительно, что немцы в те же годы активно исследовали детонационный процесс горения. Но дальше не совсем удачных экспериментов дело у них не продвинулось.

Теоретические расчеты показали, что детонационное горение на 25 процентов эффективней, чем изобарический цикл, соответстветствующий сгоранию топлива при постоянном давлении, который реализован в камерах современных жидкостно-рактивных двигателей.

А чем обеспечиваются преимущества детонационного горения по сравнению с классическим?

Петр Левочкин: Классический процесс горения - дозвуковой. Детонационный - сверхзвуковой. Быстрота протекания реакции в малом объеме приводит к огромному тепловыделению - оно в несколько тысяч раз выше, чем при дозвуковом горении, реализованному в классических ракетных двигателях при одной и той же массе горящего топлива. А для нас, двигателистов, это означает, что при значительно меньших габаритах детонационного двигателя и при малой массе топлива можно получить ту же тягу, что и в огромных современных жидкостных ракетных двигателях.

Не секрет, что двигатели с детонационным горением топлива разрабатывают и за рубежом. Каковы наши позиции? Уступаем, идем на их уровне или лидируем?

Петр Левочкин: Не уступаем - это точно. Но и сказать, что лидируем, не могу. Тема достаточно закрыта. Один из главных технологических секретов состоит в том, как добиться того, чтобы горючее и окислитель ракетного двигателя не горели, а взрывались, при этом не разрушая камеру сгорания. То есть фактически сделать настоящий взрыв контролируемым и управляемым. Для справки: детонационным называют горение топлива во фронте сверхзвуковой ударной волны. Различают импульсную детонацию, когда ударная волна движется вдоль оси камеры и одна сменяет другую, а также непрерывную (спиновую) детонацию, когда ударные волны в камере движутся по кругу.

Насколько известно, с участием ваших специалистов проведены экспериментальные исследования детонационного горения. Какие результаты были получены?

Петр Левочкин: Были выполнены работы по созданию модельной камеры жидкостного детонационного ракетного двигателя. Над проектом под патронажем Фонда перспективных исследований работала большая кооперация ведущих научных центров России. В их числе Институт гидродинамики им. М.А. Лаврентьева, МАИ, "Центр Келдыша", Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Механико-математический факультет МГУ. В качестве горючего мы предложили использовать керосин, а окислителя - газообразный кислород. В процессе теоретических и экспериментальных исследований была подтверждена возможность создания детонационного ракетного двигателя на таких компонентах. На основе полученных данных мы разработали, изготовили и успешно испытали детонационную модельную камеру с тягой в 2 тонны и давлением в камере сгорания около 40 атм.

Данная задача решалась впервые не только в России, но и мире. Поэтому, конечно, проблемы были. Во-первых, связанные с обеспечением устойчивой детонации кислорода с керосином, во-вторых, с обеспечением надежного охлаждения огневой стенки камеры без завесного охлаждения и массой других проблем, суть которых понятна лишь специалистам.

Можно ли использовать детонационный двигатель в гиперзвуковых ракетах?

Петр Левочкин: И можно, и нужно. Хотя бы потому, что горение топлива в нем сверхзвуковое. А в тех двигателях, на которых сейчас пытаются создать управляемые гиперзвуковые летательные аппараты, горение дозвуковое. И это создает массу проблем. Ведь если горение в двигателе дозвуковое, а двигатель летит, допустим, со скоростью пять махов (один мах равен скорости звука), надо встречный поток воздуха затормозить до звукового режима. Соответственно, вся энергия этого торможения переходит в тепло, которое ведет к дополнительному перегреву конструкции.

А в детонационном двигателе процесс горения идет при скорости как минимум в два с половиной раза выше звуковой. И, соответственно, на эту величину мы можем увеличить скорость летательного аппарата. То есть уже речь идет не о пяти, а о восьми махах. Это реально достижимая на сегодняшний день скорость летательных аппаратов с гиперзвуковыми двигателями, в которых будет использоваться принцип детонационного горения.

Что будет дальше?

Петр Левочкин: Это сложный вопрос. Мы только приоткрыли дверь в область детонационного горения. Еще очень много неизученного осталось за скобками нашего исследования. Сегодня совместно с РКК "Энергия" мы пытаемся определить, как может в перспективе выглядеть двигатель в целом с детонационной камерой применительно к разгонным блокам.

На каких двигателях человек полетит к дальним планетам?

Петр Левочкин: По-моему мнению, еще долго мы будем летать на традиционных ЖРД занимаясь их совершенствованием. Хотя безусловно развиваются и другие типы ракетных двигателей, например, электроракетные (они значительно эффективнее ЖРД - удельный импульс у них в 10 раз выше). Увы, сегодняшние двигатели и средства выведения не позволяют говорить о реальности массовых межпланетных, а уж тем более межгалактических перелетов. Здесь пока все на уровне фантастики: фотонные двигатели, телепортация, левитация, гравитационные волны. Хотя, с другой стороны, всего сто с небольшим лет назад сочинения Жюля Верна воспринимались как чистая фантастика. Возможно, революционного прорыва в той сфере, где мы работаем, ждать осталось совсем недолго. В том числе и в области практического создания ракет, использующих энергию взрыва.

------

Ну и эта - я не специально, я просто люблю читать про космонавтику, ну и опять наткнулся на новость про ракетные двигатели ...
[censored]
#2 | 09:29 10.02.2018 | Кому: Всем
[включает ТВЧ режим]

Но Маск - то, мошенник, так?

[выключает ТВЧ]
#3 | 09:59 10.02.2018 | Кому: Всем
Вах какая фемина, а вы про двигатели!!!
#4 | 10:16 10.02.2018 | Кому: Котовод
> Вах какая фемина, а вы про двигатели!!!

Я тут с утра сходил в МФЦ на предмет оформления документов для свалить из этой страны.
И узрел там девушек и женщин, вежливых, красивых и привлекательных.
Решивших мои вопросы за 15 минут.

Мне, как совестливому интеллигенту, щаранисту и борцу с режимом должно было отстоять часы на улице при морозе. Но они со мной этого не сделали!
Буду жаловаться в ОСПЧ.
#5 | 10:22 10.02.2018 | Кому: Всем
> А у нас Похеровы пополам с Фоменками, которые могут или тупо проебать деньги или умно, но тоже проебать + в наличии остряк про батуты.

Многолетний отбор. И науку двигают не одиночки, науку двигают коллективы, но это табу, максимум что можно показать группу товарищей рыл в 10, а то этак народ объединится и до чего нибудь нехорошего додумается.
Hamsterling
интеллектуал »
#6 | 10:24 10.02.2018 | Кому: Всем
> А у нас Похеровы пополам с Фоменками

Чес гря, заебал уже этот плачь. Тебе уже десятки раз обьяснили, что, как и почему различается у Маска и Прохорова, но ты, как истинный демагог, продолжаешь игнорить неудобную тебе инфу и долдонишь всё о том же.

Смени уже пластинку.
Aleks3
надзор »
#7 | 10:36 10.02.2018 | Кому: tonyware
Разработали и испытали. Да. Впереди планеты всей. Оно с одной стороны конечно хорошо.
Только с другой стороны оно вообще никак и никому не нужно. Ангара в жопе. Предполагаемая Ангара А5В, на которую возможно будут ставить эти движки вообще ненаучная фантастика, которую ещё небось и на ватмане не нарисовали - даже в виде эскиза. Союз - 5 такая же ненаучная фантастика и срок начала лётных испытаний - 2025 год по видимому нарисовали чисто от фонаря.
На всё это нужны деньги и люди, но учитывая, что нужно новую трубу в Турцию прокладывать и придётся прокладывать за свои - то все эти ракеты и люди (привет Четроку) идут нахуй.

Если что, мы ещё впереди планеты всей в исследовании плазмы и термоядерных реакторов на основе открытых магнитных ловушек. Но денег на всё это выделяется минимум, и первыми действующий термоядерный реактор представим не мы, а америкосы, которые на основе наших исследований занимаются тем же.
Hamsterling
интеллектуал »
#8 | 10:40 10.02.2018 | Кому: tonyware
> я просто люблю читать про космонавтику

Встречал как-то про упоминания такого принципа у амеров на некоторых новых самолётах и даже кораблях (хотя совершенно не понял, как подобное можно на кораблях). Но плотно данной темой не интересуюсь, может быть ты что-то больше знаешь?
#9 | 10:57 10.02.2018 | Кому: Hamsterling
> Встречал как-то про упоминания такого принципа у амеров на некоторых новых самолётах и даже кораблях (хотя совершенно не понял, как подобное можно на кораблях). Но плотно данной темой не интересуюсь, может быть ты что-то больше знаешь?

Есть два вида детонационных двигателей: пульсовые и спиновые.
Пульсовые - это когда много мелких детонаций (микро-взрывов)
Спиновые - это когда детонация происходит постоянно, взрывная волна "бегает по кругу" (её естественно поддерживают и направляют разными способами, лазером или электрозажиганием)

Насколько я понял то что испытал "Энергомаш" - спиновый детонационный двигатель.

У американцев есть официальные открытые наработки по пульсовым детонационным двигателям (так и называется[censored] ), и было несколько испытаний, но официально ничего работающего.
А среди конспирологов кроме того ходят слухи о[censored] который якобы работающий гиперзвуковой самолет - и у него якобы то ли пульсовый детонационный двигатель, то ли[censored] (похожая штука, но накачка окислителя производится турбиной, а дальше тоже микровзрывы).
Существует ли "Аврора" в реальности - я как простой смертный понятия не имею.
Официально у DARPA был проект[censored] (не путать с уважаемым Илоном Петриковичем Бендер-беем, это другой "Falcon") - на нем такая штука испытывалась.

Ну и теоретически, если подавать в камеру топливо и окислитель, то такой двигатель может работать в любой среде, т.е. и в воде тоже, типа как торпеды "Шквал" - хотя я никогда о таком не слышал.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.