"Вспоминая о средневековой Италии, учтём, что и литературные Ромео с Джульеттой, и исторические Борджиа с Медичи, и гении итальянского Возрождения – все знали и любили нашу чёрную икру...
Дело в том, что этот деликатес в Италии знали и любили со времён античности, когда в Средиземноморье еще не исчезли осетровые породы рыб. Позднее, в средние века генуэзские колонии итальянцев в Крыму покупали и отправляли на родину чёрную икру, привозимую татарскими купцами с нижнего течения Волги. После турецких завоеваний Константинополя и Крыма связи итальянских коммерсантов с Каспийским регионом прервались, но привычка венецианской, миланской и флорентийской аристократии к чёрной икре осталась.
Когда в середине XVI века царь Иван Грозный взял Казань, а потом и Астрахань, именно Россия оказалась единственным собственником этого чёрного деликатеса. Московский царь тут же ввёл государственную монополию на продажу волжской икры за границу.
26 декабря 1582 года в Ливорно возвратился корабль с библейским именем «Соломон». Слишком необычным было его плавание, поэтому записи о нём в портовых книгах сохранились до наших дней.
Итальянский парусный «Соломон» приплыл на родину «из Московии», от берегов холодного Белого моря, где царь Иван Грозный основал новый порт Архангельск. Не менее любопытным был и груз этого корабля – капитан Роберто Россело привёз для купцов Этторе Буонакорси, Аугусто Джустиниано и Дамьяно Дотти несколько десятков тонн чёрной икры!
Любопытно, что при этом страны Западной Европы чёрную икру тогда не знали, и только Италия, совсем далёкая от России, активно покупала и потребляла этот волжский деликатес. В конце XVI века Джайлс Флетчер, посланник английской королевы к сыну Ивана Грозного, в своей книге «О государстве русском» пишет так: «Купцы французские и нидерландские, отчасти и английские отправляют много икры в Италию».
В то время у России не было собственных портов на Чёрном море и Балтике, поэтому икру везли речными путями через всю страну от Астрахани до Архангельска. И уже оттуда кораблями вокруг всей Европы доставляли в Италию. Сохранилась даже переписка великого герцога Тосканского и Флорентийского Фердинанда I из дома Медичи с царём Борисом Годуновым о закупках итальянскими купцами caviale nero, чёрной икры.
Спустя полвека, великий герцог тосканский Фердинанд II прямо просил царя Алексея Михайловича предоставить итальянским купцам монопольное право покупать этот волжский деликатес. Архивы Москвы сохранили перевод письма тосканского герцога с итальянского на старорусский язык: «Сим писанием приступаем за верных наших подданных города Ливорна, кои сотворить восхотели икряной промысел, чтоб кроме их никто б иной в то дело не вметался…»
Но Россия в то время много воевала с католической Польшей, потому не решилась довериться итальянским купцам-католикам, предпочтя им протестантов-голландцев. В русских дипломатических документах того времени голландские суда, регулярно отправлявшиеся из Архангельска в Италию, так прямо и назывались – «икряные корабли». Четыре века назад «икряные корабли» ежегодно увозили из России в итальянские порты почти 20 тысяч пудов, то есть 300 тонн, чёрной икры. Это морское путешествие вокруг всей Европы было сложным, но очень выгодным коммерческим мероприятием. Сохранившиеся до наших дней таможенные документы свидетельствуют, что в Ливорно русская чёрная икра продавалась оптом в пять раз дороже, чем стоила в Архангельске, а в Венеции – в шесть раз."
> ЕМНИП, в то время Персия не добывала черную икру.
Откуда дровишки? Не, там может религиозные какие запреты, но как показывает практика, все реоигиозные запреты успешно преодолеваются, когда запахнет барышом.
Действительно, долгое время черная икра считалась чисто русским брендом, несмотря на то, что южная часть Каспия принадлежала Персии. Все дело в том, что Персия всегда была исламским государством. А в исламе существовал запрет на употребление в пищу рыбы без чешуи, а также ее икры.
У меня в памяти стоит картина, увиденная в последний год нахождения у власти шаха Мохаммада-Резы Пехлеви на большом тегеранском базаре. В рыбном ряду на крючьях, укрепленных на балках под потолком, висели гигантские двух- и трехметровые замороженные туши белуг. Их распиливали бензопилой, так как толщина рыб достигала 40-50 см. Стоило это великолепие весьма дешево, так как местные избегали употреблять осетровых в пищу по религиозным соображениям. И их покупали в основном тегеранская беднота и европейцы, работающие в Иране.
Один килограмм деликатесного мяса стоил тогда всего 5 туманов — дешевле пачки импортных сигарет. Весьма недорого стоила в то время и черная икра. Ее можно было купить во множестве магазинчиков на торговой улице Надери. Так, рядом с лавкой бакалейщика, расположенной поблизости от входа в посольство СССР, неизменно стоял бочонок черной икры и висела большая ложка, которой можно было набрать в пластиковый стаканчик любимый нами продукт.
После Исламской революции 1979 года богословы признали осетров чистой и годной пищей для всех правоверных мусульман. Получила индульгенцию и икра. В результате осетрина и осетровые, а также все с ними связанное, стали входить в обычный рацион иранцев, наравне с лобстерами, креветками, кальмарами и другими морепродуктами, что сказалось на росте их потребления внутри страны.
В соответствии с еврейским законом кошерная рыба — та, у которой есть чешуя и плавники (Ваикра 11:9—12). Талмуд (Авода Зара 39—40) обсуждает также другие характерные признаки кошерности рыб, которые могут быть использованы при определении статуса того или иного вида.
Талмуд (Хулин 66 б) сообщает, что у всех рыб, имеющих чешую, есть также и плавники, поэтому на практике часто кошерность рыбы устанавливается по наличию чешуи. Галаха определяет: только та чешуя, которую можно снять рукой или ножом, не повредив кожу рыбы, может служить признаком кошерности (Рамо, Йорэ Дэа 83а). Осетр, хотя у него имеются примитивные костные пластины по бокам, не считается кошерным, поскольку его чешуя не может быть удалена без повреждения кожи.
С уважением, Яков Шуб
Якоб Шуб - это автор или твое имя, литературный псевдоним? А название самой книги?
"рыба без чешуи" - так сказал Пророк Мухаммед, [да восславься имя его!!!] в пятой суре, стих 96, когда его спросили можно ли мусульманам есть то, что они добывают из моря. А [иранские] богословы пояснили, что это крабы, медузы, а вот дельфины и киты не считаются "рыбой без чешуи" и есть их можно.
ну и добавлю: ни икра (ка - виар, это персидское слово) ни осетрина в Азии деликатесом не считались - выше у тебя написано, что её жрала беднота, знать брезговала, русским послам бесплатно отдавали.
В 60х в Ангрене в магазинах была - мало кто брал. Хотя узбеки рыбу лопали только так - на всех базарах жареная рыба нарасхват шла. С моей детской тогда точки зрения - "фу, бяка". До сих пор не понимаю людей, которые тащатся от неё. [но ем, даже ложками могу]. В Европе икра тоже не везде деликатес, хотя её последнее время активно рекламируют.
кавьяр
кавья́р "икра паюсная или зернистая", южн., каварья́р, курск. (Даль), укр. кав᾽я́р. Заимств., как и польск. kawior, через нем. Kawiar. Источником является тур. χаvjаr (Радлов 2, 1696), ср.-греч. χαβιάριν (уже у Продрома). Объяснение из нов.-греч. αὑγό "яйцо" или αὑγάριον ошибочно, как и от названия города Кафы в Крыму, вопреки Брюкнеру (223).
Не читал, не знаю. Однако, судя по оглавлению, мне кажется, что в книге рассматривают вопросы древних времен с точки зрения современных реалий, что, ИМХО, в корне неправильно.
Так-то я сторонник гаррисоновского "Специалиста по этике", верней его взглядов, описанных в книге.
Дело в том, что этот деликатес в Италии знали и любили со времён античности, когда в Средиземноморье еще не исчезли осетровые породы рыб. Позднее, в средние века генуэзские колонии итальянцев в Крыму покупали и отправляли на родину чёрную икру, привозимую татарскими купцами с нижнего течения Волги. После турецких завоеваний Константинополя и Крыма связи итальянских коммерсантов с Каспийским регионом прервались, но привычка венецианской, миланской и флорентийской аристократии к чёрной икре осталась.
Когда в середине XVI века царь Иван Грозный взял Казань, а потом и Астрахань, именно Россия оказалась единственным собственником этого чёрного деликатеса. Московский царь тут же ввёл государственную монополию на продажу волжской икры за границу.
26 декабря 1582 года в Ливорно возвратился корабль с библейским именем «Соломон». Слишком необычным было его плавание, поэтому записи о нём в портовых книгах сохранились до наших дней.
Итальянский парусный «Соломон» приплыл на родину «из Московии», от берегов холодного Белого моря, где царь Иван Грозный основал новый порт Архангельск. Не менее любопытным был и груз этого корабля – капитан Роберто Россело привёз для купцов Этторе Буонакорси, Аугусто Джустиниано и Дамьяно Дотти несколько десятков тонн чёрной икры!
Любопытно, что при этом страны Западной Европы чёрную икру тогда не знали, и только Италия, совсем далёкая от России, активно покупала и потребляла этот волжский деликатес. В конце XVI века Джайлс Флетчер, посланник английской королевы к сыну Ивана Грозного, в своей книге «О государстве русском» пишет так: «Купцы французские и нидерландские, отчасти и английские отправляют много икры в Италию».
В то время у России не было собственных портов на Чёрном море и Балтике, поэтому икру везли речными путями через всю страну от Астрахани до Архангельска. И уже оттуда кораблями вокруг всей Европы доставляли в Италию. Сохранилась даже переписка великого герцога Тосканского и Флорентийского Фердинанда I из дома Медичи с царём Борисом Годуновым о закупках итальянскими купцами caviale nero, чёрной икры.
Спустя полвека, великий герцог тосканский Фердинанд II прямо просил царя Алексея Михайловича предоставить итальянским купцам монопольное право покупать этот волжский деликатес. Архивы Москвы сохранили перевод письма тосканского герцога с итальянского на старорусский язык: «Сим писанием приступаем за верных наших подданных города Ливорна, кои сотворить восхотели икряной промысел, чтоб кроме их никто б иной в то дело не вметался…»
Но Россия в то время много воевала с католической Польшей, потому не решилась довериться итальянским купцам-католикам, предпочтя им протестантов-голландцев. В русских дипломатических документах того времени голландские суда, регулярно отправлявшиеся из Архангельска в Италию, так прямо и назывались – «икряные корабли». Четыре века назад «икряные корабли» ежегодно увозили из России в итальянские порты почти 20 тысяч пудов, то есть 300 тонн, чёрной икры. Это морское путешествие вокруг всей Европы было сложным, но очень выгодным коммерческим мероприятием. Сохранившиеся до наших дней таможенные документы свидетельствуют, что в Ливорно русская чёрная икра продавалась оптом в пять раз дороже, чем стоила в Архангельске, а в Венеции – в шесть раз."
Алексей Волынец, историк.