— Перед тем как ехать туда, он пришел ко мне. Он сказал, что записался в ополчение, и спросил, кому передать дела. Он работал тут, у меня. Я был так поражен, что даже накричал на него. Я не понимал, зачем кандидату медицины, талантливому ученому нужно было брать винтовку. Но он сказал — я помню это слово в слово, — он сказал мне: "Папа, бывает время, когда кандидат медицины должен брать винтовку". Он так сказал и опять спросил: "Кому сдавать дела?" Мне стоило только поднять телефонную трубку — и ничего, ничего бы не случилось, понимаете — ничего! Ведь он же заведовал у меня отделением, он работал в военном госпитале... Ведь так? Да, и я думал всю ночь, как быть. Вы понимаете, мне было известно, что еще у одного человека — вы знаете, о ком я говорю, — был сын, офицер, и его убили в первые дни войны! И вы знаете, что сделал этот отец? Он послал на фронт второго сына, послал летчиком-истребителем — на самую опасную воинскую специальность... Я думал тогда об этом человеке, мне стало стыдно своих мыслей, и я не позвонил по телефону...
Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке. — М.: Молодая гвардия, 1968
Я понимаю есть моменты когда и кандидат медицины должен взять винтовку, но больше пользы он бы принёс где-нибудь в госпитале быстрее и качественнее ставя на ноги рядового обученного.
Тем более на передке не чего делать талантливым учёным, от того что он сгинет в первом же бою, пусть даже уничтожив с десяток единиц живой силы противника, никакой пользы Родине не будет. Дело талантливых учёных сидеть в глубоком тылу и делать там всякие свои учёные штуки, дабы от них скорее приблизилась победа.
Это прагматизм, он не всегда срабатывает. Жизнь у человека одна, и если мужчина, решил кого-то (страну , ребенка , бабу , слабого друга) ,защитить, то честь ему и хвала. Здесь торг не уместен. (невзирая на то, что данная фраза сейчас опошлена)
Когда я занимался большой наукой в команде одного замечательного ученого, мы обратили внимание, что по нашей теме толковые публикации исчезли сначала в 1914 году, потом появились в начале 30-х и опять исчезли в 40-м -41-м., уже до конца 50-х. А на их место пришли творения откровенных бестолочей, которых, видимо, очень трудно было вытеснить из оккупированных ими журналов. И до сих пор, когда я иногда смотрю работы начала века и тридцатых годов, мне все время кажется, что таких ученых, с такой глубиной и ясностью мышления уже никогда не будет. А главное, молодежь стало некому учить.
Так что для некоторых уход на фронт это не совсем правильный поступок. Хотя человек сам определить это не может - должна быть внешняя сила. И она была в Великую Отечественную, бронь иногда давали принудительно.
Толку-то от медика с винтовкой!
Когда началась заваруха на Донбассе, я одного знакомого курсанта-летуна отговорил туда ехать.
Сейчас он уже выпустился и успешно летает, штурманит.
А прострелили бы ему колено пулей/оторвало бы ногу миной - кому от того было бы лучше???
> Я понимаю есть моменты когда и кандидат медицины должен взять винтовку
Слушай, ну а когда? Когда по-твоему этот момент станет оправдан?
Чуть для спора, но больше из интереса спрашиваю, потому как сам смутно представляю, как этот момент рассчитать.
Явно понимаю, что брать винтовку для обороны своей лаборатории - это уже пиздец, как поздно.
> Тем более на передке не чего делать талантливым учёным,
Справедливости ради, талант в тексте не сильно прослеживается.
А дело, я думаю, нашлось бы - в медсанбате том же, например.
И место искомое, и работа знакомая. А качество работы наверняка повыше, чем в среднем по фронту окажется. Хотя, если так окажется, быстро в госпиталь заберут приказом.
Электрохимия. Но я в качестве математика в команде был. Нестационарные дифуравнения массопереноса и т.п. Работали до "воцарения" Горбачева, после чего "фундаменталку" в той конторе прикрыли. Ну, я обратно в "оборонку" и ушел.
Насчет прогресса: сейчас эти уравнения" лабают" численно. Маткад, все дела. Но вот то, что делали до эпохи ЭВМ, вряд ли кто из нынешних просто повторить сможет. Более того, периодически вижусь с нашим тогдашним руководителем, он сейчас ооочень крупную и важную тему ведет. Так вот, от его рассказов волосы дыбом встают. Целые академические коллективы просто повторяют, криво и косо, работы сороковых годов. Видимо, в надежде на тотальныю безграмотность.
Подробнее не могу, к сожалению.
Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке. — М.: Молодая гвардия, 1968