А.П. Чехов "Спать хочется"

ilibrary.ru — Минутка классики на Вотт. Коротенький рассказ-зарисовка из жизни России Которую Мы Потеряли. Помню, в детстве, случайно на него наткнулся в сборнике Чехова, по контрасту с прочими рассказами смешными и нелепыми этот произвёл впечатление удара дубины по башке. В первом.
Новости, Культура | baraka16 18:44 16.09.2017
23 комментария | 170 за, 0 против |
#1 | 18:44 16.09.2017 | Кому: Всем
СПАТЬ ХОЧЕТСЯ

Ночь. Нянька Варька, девочка лет тринадцати, качает колыбель, в которой лежит ребенок, и чуть слышно мурлычет:

Баю-баюшки-баю,
А я песенку спою...


Перед образом горит зеленая лампадка; через всю комнату от угла до угла тянется веревка, на которой висят пеленки и большие черные панталоны. От лампадки ложится на потолок большое зеленое пятно, а пеленки и панталоны бросают длинные тени на печку, колыбель, на Варьку... Когда лампадка начинает мигать, пятно и тени оживают и приходят в движение, как от ветра. Душно. Пахнет щами и сапожным товаром.
Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но всё еще кричит и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка.
— Баю-баюшки-баю, — мурлычет она, — тебе кашки наварю...
В печке кричит сверчок. В соседней комнате, за дверью, похрапывают хозяин и подмастерье Афанасий... Колыбель жалобно скрипит, сама Варька мурлычет — и всё это сливается в ночную, убаюкивающую музыку, которую так сладко слушать, когда ложишься в постель. Теперь же эта музыка только раздражает и гнетет, потому что она вгоняет в дремоту, а спать нельзя; если Варька, не дай бог, уснет, то хозяева прибьют ее.
Лампадка мигает. Зеленое пятно и тени приходят в движение, лезут в полуоткрытые, неподвижные глаза Варьки и в ее наполовину уснувшем мозгу складываются в туманные грезы. Она видит темные облака, которые гоняются друг за другом по вебу и кричат, как ребенок. Но вот подул ветер, пропали облака, и Варька видит широкое шоссе, покрытое жидкою грязью; по шоссе тянутся обозы, плетутся люди с котомками на спинах, носятся взад и вперед какие-то тени; по обе стороны сквозь холодный, суровый туман видны леса. Вдруг люди с котомками и тени надают на землю в жидкую грязь. — «Зачем это?» — спрашивает Варька. — «Спать, спать!» — отвечают ей. И они засыпают крепко, спят сладко, а на телеграфных проволоках сидят вороны и сороки, кричат, как ребенок, и стараются разбудить их.
— Баю-баюшки-баю, а я песенку спою... — мурлычет Варька и уже видит себя в темной, душной избе.
На полу ворочается ее покойный отец Ефим Степанов. Она не видит его, но слышит, как он катается от боли по полу и стонет. У него, как он говорит, «разыгралась грыжа». Боль так сильна, что он не может выговорить ни одного слова и только втягивает в себя воздух и отбивает зубами барабанную дробь:
— Бу-бу-бу-бу...
Мать Пелагея побежала в усадьбу к господам сказать, что Ефим помирает. Она давно уже ушла и пора бы ей вернуться. Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «бу-бу-бу». Но вот слышно, кто-то подъехал к избе. Это господа прислали молодого доктора, который приехал к ним из города в гости. Доктор входит в избу; его не видно в потемках, но слышно, как он кашляет и щелкает дверью.
— Засветите огонь, — говорит он.
— Бу-бу-бу... — отвечает Ефим.
Пелагея бросается к печке и начинает искать черепок со спичками. Проходит минута в молчании. Доктор, порывшись в карманах, зажигает свою спичку.
— Сейчас, батюшка, сейчас, — говорит Пелагея, бросается вон из избы и немного погодя возвращается с огарком.
Щеки у Ефима розовые, глаза блестят и взгляд как-то особенно остр, точно Ефим видит насквозь и избу и доктора.
— Ну, что? Что ты это вздумал? — говорит доктор, нагибаясь к нему. — Эге! Давно ли это у тебя?
— Чего-с? Помирать, ваше благородие, пришло время... Не быть мне в живых...
— Полно вздор говорить... Вылечим!
— Это как вам угодно, ваше благородие, благодарим покорно, а только мы понимаем... Коли смерть пришла, что уж тут.
Доктор с четверть часа возится с Ефимом; потом поднимается и говорит:
— Я ничего не могу поделать... Тебе нужно в больницу ехать, там тебе операцию сделают. Сейчас же поезжай... Непременно поезжай! Немножко поздно, в больнице все уже спят, но это ничего, я тебе записочку дам. Слышишь?
— Батюшка, да на чем же он поедет? — говорит Пелагея. — У нас нет лошади.
— Ничего, я попрошу господ, они дадут лошадь.
Доктор уходит, свеча тухнет, и опять слышится «бу-бу-бу»... Спустя полчаса к избе кто-то подъезжает. Это господа прислали тележку, чтобы ехать в больницу. Ефим собирается и едет...
Но вот наступает хорошее, ясное утро. Пелагеи нет дома: она пошла в больницу узнать, что делается с Ефимом. Где-то плачет ребенок, и Варька слышит, как кто-то ее голосом поет:
— Баю-баюшки-баю, а я песенку спою...
Возвращается Пелагея; она крестится и шепчет:
— Ночью вправили ему, а к утру богу душу отдал... Царство небесное, вечный покой... Сказывают, поздно захватили... Надо бы раньше...
Варька идет в лес и плачет там, но вдруг кто-то бьет ее по затылку с такой силой, что она стукается лбом о березу. Она поднимает глаза и видит перед собой хозяина-сапожника.
— Ты что же это, паршивая? — говорит он. — Дитё плачет, а ты спишь?
Он больно треплет ее за ухо, а она встряхивает головой, качает колыбель и мурлычет свою песню Зеленое пятно и тени от панталон и пеленок колеблются, мигают ей и скоро опять овладевают ее мозгом. Опять она видит шоссе, покрытое жидкою грязью. Люди с котомками на спинах и тени разлеглись и крепко спят. Глядя на них, Варьке страстно хочется спать; она легла бы с наслаждением, но мать Пелагея идет рядом и торопит ее. Обе они спешат в город наниматься.
— Подайте милостынки Христа ради! — просит мать у встречных. — Явите божескую милость, господа милосердные!
— Подай сюда ребенка! — отвечает ей чей-то знакомый голос. — Подай сюда ребенка! — повторяет тот же голос, но уже сердито и резко. — Слышишь, подлая?
Варька вскакивает и, оглядевшись, понимает, в чем дело: нет ни шоссе, ни Пелагеи, ни встречных, а стоит посреди комнатки одна только хозяйка, которая пришла покормить своего ребенка. Пока толстая, плечистая хозяйка кормит и унимает ребенка, Варька стоит, глядит на нее и ждет, когда она кончит. А за окнами уже синеет воздух, тени и зеленое пятно на потолке заметно бледнеют. Скоро утро.
— Возьми! — говорит хозяйка, застегивая на груди сорочку. — Плачет. Должно, сглазили.
Варька берет ребенка, кладет его в колыбель и опять начинает качать. Зеленое пятно и тени мало-помалу исчезают и уж некому лезть в ее голову и туманить мозг. А спать хочется по-прежнему, ужасно хочется! Варька кладет голову на край колыбели и качается всем туловищем, чтобы пересилить сон, но глаза все-таки слипаются и голова тяжела.
— Варька, затопи печку! — раздается за дверью голос хозяина.
Значит, уже пора вставать и приниматься за работу. Варька оставляет колыбель и бежит в сарай за дровами. Она рада. Когда бегаешь и ходишь, спать уже не так хочется, как в сидячем положении. Она приносит дрова, топит печь и чувствует, как расправляется ее одеревеневшее лицо и как проясняются мысли.
— Варька, поставь самовар! — кричит хозяйка.
Варька колет лучину, но едва успевает зажечь их и сунуть в самовар, как слышится новый приказ:
— Варька, почисть хозяину калоши!
Она садится на пол, чистит калоши и думает, что хорошо бы сунуть голову в большую, глубокую калошу и подремать в ней немножко... И вдруг калоша растет, пухнет, наполняет собою всю комнату, Варька роняет щетку, но тотчас же встряхивает головой, пучит глаза и старается глядеть так, чтобы предметы не росли и не двигались в ее глазах.
— Варька, помой снаружи лестницу, а то от заказчиков совестно!
Варька моет лестницу, убирает комнаты, потом топит другую печь и бежит в лавочку. Работы много, нет ни одной минуты свободной.
Но ничто так не тяжело, как стоять на одном месте перед кухонным столом и чистить картошку. Голову тянет к столу, картошка рябит в глазах, нож валится из рук, а возле ходит толстая, сердитая хозяйка с засученными рукавами и говорит так громко, что звенит в ушах. Мучительно также прислуживать за обедом, стирать, шить. Бывают минуты, когда хочется, ни на что не глядя, повалиться на пол и спать.
День проходит. Глядя, как темнеют окна, Варька сжимает себе деревенеющие виски и улыбается, сама не зная чего ради. Вечерняя мгла ласкает ее слипающиеся глаза и обещает ей скорый, крепкий сон. Вечером к хозяевам приходят гости.
— Варька, ставь самовар! — кричит хозяйка.
Самовар у хозяев маленький, и прежде чем гости напиваются чаю, приходится подогревать его раз пять. После чаю Варька стоит целый час на одном месте, глядит на гостей и ждет приказаний.
— Варька, сбегай купи три бутылки пива!
Она срывается с места и старается бежать быстрее, чтобы прогнать сон.
— Варька, сбегай за водкой! Варька, где штопор? Варька, почисть селедку!
Но вот наконец гости ушли; огни тушатся, хозяева ложатся спать.
— Варька, покачай ребенка! — раздается последний приказ.
В печке кричит сверчок; зеленое пятно на потолке и тени от панталон и пеленок опять лезут в полуоткрытые глаза Варьки, мигают и туманят ей голову.
— Баю-баюшки-баю, — мурлычет она, — а я песенку спою...
А ребенок кричит и изнемогает от крика. Варька видит опять грязное шоссе, людей с котомками, Пелагею, отца Ефима. Она всё понимает, всех узнает, по сквозь полусон она не может только никак понять той силы, которая сковывает ее по рукам и по ногам, давит ее и мешает ей жить. Она оглядывается, ищет эту силу, чтобы избавиться от нее, но не находит. Наконец, измучившись, она напрягает все свои силы и зрение, глядит вверх на мигающее зеленое пятно и, прислушавшись к крику, находит врага, мешающего ей жить.
Этот враг — ребенок.
Она смеется. Ей удивительно: как это раньше она не могла понять такого пустяка? Зеленое пятно, тени и сверчок тоже, кажется, смеются и удивляются.
Ложное представление овладевает Варькой. Она встает с табурета и, широко улыбаясь, не мигая глазами, прохаживается по комнате. Ей приятно и щекотно от мысли, что она сейчас избавится от ребенка, сковывающего ее по рукам и ногам... Убить ребенка, а потом спать, спать, спать...
Смеясь, подмигивая и грозя зеленому пятну пальцами, Варька подкрадывается к колыбели и наклоняется к ребенку. Задушив его, она быстро ложится на пол, смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая...
#2 | 18:46 16.09.2017 | Кому: Всем
После этого рассказа я внимательно перечитал "Ваньку".
#3 | 18:54 16.09.2017 | Кому: Всем
А я еще "Тоску" люблю...
#4 | 19:03 16.09.2017 | Кому: Всем
Большевики, подонки, такой России нас лишили. Клятый Ленин, клятый Сталин,клятый Дзержинский и Свердлов.
#5 | 19:20 16.09.2017 | Кому: Всем
Ещё на тему "как же нам славно жилось в РКМП" хорошо читать раннего Горького.
Там порой такой треш встречается, что только пот успевай утирать.
#6 | 19:23 16.09.2017 | Кому: Всем
> по контрасту с прочими рассказами смешными и нелепыми этот произвёл впечатление удара дубины по башке

Я от "Скрипки Ротшильда" всегда плачу. Серьезно. Там такой трагизм простыми словами описан, что охреневаешь.
ЗЫ. Чехова всегда любил читать, в отличие от многих его современников.
#7 | 19:53 16.09.2017 | Кому: baraka16
> Ещё на тему "как же нам славно жилось в РКМП" хорошо читать раннего Горького.

"В людях" и "Мои университеты", считаю, отличнейшие.
#8 | 20:35 16.09.2017 | Кому: Беспечный Лесовод
Вот-вот.
Ещё навскидку "Трое", "Бывшие люди", "Сторож", "Хозяин".
Мозги от балов, красавиц и юнкеров с румяными гимназистками прочищает на раз.
#9 | 20:44 16.09.2017 | Кому: Ябадабадун
Просто разрешили аборты в 1920-м. После запрещения абортов в 1936-м заметен рост абсолютного числа как убийств младенцев, так и неестественных смертей в возрасте до года вообще. В 1935 году в городах было учтено 194 убийств младенцев, в 1936-м — 307, а в 1937-м — уже 367. В 1940 году от неестественных причин, включая также травмы и насильственные смерти неустановленного характера, погибли 1,4 тыс. детей в возрасте до 1 года. Смертность от искусственного аборта и его последствий возросла сразу же: если в 1935 году в городах России (по сельской местности такая статистика не велась) был зафиксирован 451 случай смерти от этой причины, то в 1936-м — уже 910 случаев. Смертность от абортов росла неуклонно до 1940 года, достигнув в городах более 2 тыс. случаев. Всего в 1940 году материнская смертность среди городского населения составила почти 4 тыс. случаев, или 329 на 100 тыс. родившихся. В 1935 году смерти от аборта составляли 26% случаев материнской смерти, а в 1940 году — уже 51%. В начале 1950-х гг. эта доля превысила 70%.
#10 | 01:19 17.09.2017 | Кому: Всем
Как-то сын брал в библиотеке томик Чехова, ну и я почитал. От некоторых рассказов хотелось повеситься или накрайняк напиться от тоски и безисходности.
#11 | 02:50 17.09.2017 | Кому: Skaalex
> без[ы]сходности

А безисходность — это из сказки про евреев-рабов в Египте.
#12 | 06:48 17.09.2017 | Кому: Пальтоконь
> А безисходность — это из сказки про евреев-рабов в Египте.

А иноходность - это вообще не про человеков.
#13 | 08:10 17.09.2017 | Кому: Пальтоконь
> А безисходность — это из сказки про евреев-рабов в Египте.

Ты, это... поосторожнее! В палладинской орфографии с приставкой бес- строго!!!
#14 | 08:13 17.09.2017 | Кому: Владимирыч
> Ты, это... поосторожнее! В палладинской орфографии с приставкой бес- строго!!!

Осторожнее, а то аметисты сожгут? От верующих же ни угроз, ни поджогов, согласно заявлению официального нипричёмия РПЦ.

Да и паладинов нет больше, теперь хригиловцы.
#15 | 07:30 18.09.2017 | Кому: Mirana
> Просто разрешили аборты в 1920-м. После запрещения абортов в 1936-м заметен рост абсолютного числа как убийств младенцев, так и неестественных смертей в возрасте до года вообще. В 1935 году в городах было учтено 194 убийств младенцев, в 1936-м — 307, а в 1937-м — уже 367. В 1940 году от неестественных причин, включая также травмы и насильственные смерти неустановленного характера, погибли 1,4 тыс. детей в возрасте до 1 года.

А до двадцатого года статистика велась?
Интересно бы глянуть. Интересно, каково число убийств младенцев сегодня. И статистика смерти "от неестественных причин", кстати, "неестественные причины" - не всегда убийства - несчастные случаи, например, спорим, они нередки, когда быт плохо устроен, а в доме - младенец? А после сорокового года идет сорок первый, как там, кстати, с младенческой смертностью, ах да, тут уже не привязать к запретам абортов и ужасным большевикам.
Цифры ужаснут, кстати, Гитлер планировал разрешить аборты на оккупированных территориях. Упала бы младенческая смертность?

И причем тут зарисовка о несчастном ребенке, доведенном до безумия и запрет абортов? Кто там был должен аборт сделать и кого бы это спасло?
#16 | 10:54 18.09.2017 | Кому: Mirana
> Просто разрешили аборты в 1920-м. После запрещения абортов в 1936-м заметен рост абсолютного числа как убийств младенцев, так и неестественных смертей в возрасте до года вообще. В 1935 году в городах было учтено 194 убийств младенцев, в 1936-м — 307, а в 1937-м — уже 367. В 1940 году от неестественных причин, включая также травмы и насильственные смерти неустановленного характера, погибли 1,4 тыс. детей в возрасте до 1 года. Смертность от искусственного аборта и его последствий возросла сразу же: если в 1935 году в городах России (по сельской местности такая статистика не велась) был зафиксирован 451 случай смерти от этой причины, то в 1936-м — уже 910 случаев. Смертность от абортов росла неуклонно до 1940 года, достигнув в городах более 2 тыс. случаев. Всего в 1940 году материнская смертность среди городского населения составила почти 4 тыс. случаев, или 329 на 100 тыс. родившихся. В 1935 году смерти от аборта составляли 26% случаев материнской смерти, а в 1940 году — уже 51%. В начале 1950-х гг. эта доля превысила 70%.

То ли дело в богоспасаемой православной РИ!

История арестантки Масловой была очень обыкновенная история. Маслова была дочь незамужней дворовой женщины, жившей при своей матери-скотнице в деревне у двух сестер-барышень помещиц. Незамужняя женщина эта рожала каждый год, и, как это обыкновенно делается по деревням, ребенка крестили, и потом мать не кормила нежеланно появившегося ненужного и мешавшего работе ребенка, и он скоро умирал от голода.
Так умерло пять детей. Всех их крестили, потом не кормили, и они умирали.


Толстой Лев Николаевич, Воскресение, 1899 г.

Ну так не от абортов же, правильно? Главное - крещеные!
#17 | 17:57 18.09.2017 | Кому: Kos
Я имела в виду, что рассказ не привязан ко времени, как любое талантливое произведение. Убийство матерями младенцев в СССР не менее ужасно, чем в Российской империи. Аборты в СССР тоже запрещали, результатом чего было убийство рождённых детей.
#18 | 20:29 18.09.2017 | Кому: Mirana
> Я имела в виду, что рассказ не привязан ко времени, как любое талантливое произведение.

В СССР дети работали, как описано в рассказе?

> Убийство матерями младенцев в СССР не менее ужасно, чем в Российской империи. Аборты в СССР тоже запрещали, результатом чего было убийство рождённых детей.


В рассказе про убийство детей матерями и про аборты?
#19 | 21:05 18.09.2017 | Кому: hulagu
> В СССР дети работали, как описано в рассказе?

Очень много работали дети, в деревне иначе не выживешь.

> В рассказе про убийство детей матерями и про аборты?


В рассказе про тяжёлые условия жизни, которые усугубляет ребёнок. И вместо того, чтобы посочувствовать ситуации, здесь началась борьба с царизмом. Хотя ситуация совершенно вневременная. И в Российской империи масса таких случаев, и в СССР.
Два страдающих живых существа, что случается при любой идеологии, при любых правителях - вот, что главное в художественном произведение, эмпатия, а не примитивный вывод - царизм плохой. По такой логике и комунизм плохой, в 1984-м в РСФСР с огромным отрывом лидидировал по числу самоубиств на 100 тыс. населения. Царизм рухнул, значит, не справился с вызовами времени, но страдания от этого не исчезли. И если в СССР такие произведения от массового читателя отсекала цензура, то не значит, что не было непереносимой боли и ужаса. Классику читают не для того, чтобы историю учить, там описывается наша сегодняшняя жизнь.
#20 | 03:28 19.09.2017 | Кому: Mirana
> Очень много работали дети, в деревне иначе не выживешь.

В рассказе про девочку, нанятую служкой в городе. В Союзе, когда забороли разруху и провели коллективизацию в деревне стало гораздо проще жить.

> В рассказе про тяжёлые условия жизни, которые усугубляет ребёнок. И вместо того, чтобы посочувствовать ситуации, здесь началась борьба с царизмом


Борьба с царизмом началась при царизме в виде двух революций. Третья революция уничтожила эксплуататоров.

> Хотя ситуация совершенно вневременная. И в Российской империи масса таких случаев, и в СССР.


Ты хотя бы поинтересуйся, как был устроен патронаж над детьми там и там.

> Два страдающих живых существа, что случается при любой идеологии, при любых правителях - вот, что главное в художественном произведение, эмпатия, а не примитивный вывод - царизм плохой.


Зачем ты на эмоции давишь?
Вывод, кстати, самый верный.

> По такой логике и комунизм плохой, в 1984-м в РСФСР с огромным отрывом лидидировал по числу самоубиств на 100 тыс. населения.


Среди кого лидировал? Ссылку.

> если в СССР такие произведения от массового читателя отсекала цензура


Чехова не печатали в СССР? Вот новость!
#21 | 14:21 19.09.2017 | Кому: hulagu
> Среди кого лидировал? Ссылку.

Среди всех стран мира[censored]
Сейчас показатель в 2.5 раза ниже. Делаем примитивный вывод, что нужна была перестройка и всё последующее.

> В рассказе про девочку, нанятую служкой в городе. В Союзе, когда забороли разруху и провели коллективизацию в деревне стало гораздо проще жить.

>
Во всём мире стало гораздо проще жить, технический прогресс никто не отменял. Но случаев детоубийства и в СССР было предостаточно, и связано это было с тяжёлыми условиями жизни. В городе детей убивали даже чаще, пока снова не разрешили аборты. И на психоэмоциональном уровне ситуация ничем не отличается от убийства ребёнка хоть в РИ, хоть в РФ.

> Чехова не печатали в СССР? Вот новость!

Где советские писатели, писавшие об ужасах быта в СССР? О полной безысходности, толкавшей на детоубийство, на самоубийство, на то, чтобы становиться серийными маньяками, которых в СССР было практически столько, сколько в США.
#22 | 15:03 19.09.2017 | Кому: Всем
> В Союзе, когда забороли разруху и провели коллективизацию в деревне стало гораздо проще жить.

Замените хозяйку на мачеху. И рассказ будет прямо про СССР. Пока была высокая рождаемость, детям для выживания надо было очень много работать. И даже в 60-70-е по рассказам родственников у них в деревне детства не было.
#23 | 19:50 19.09.2017 | Кому: Mirana
> Делаем примитивный вывод, что нужна была перестройка и всё последующее.

Вывод за тебя сделали в той статье. Вывод ложный, т.к. основан на ложном тезисе. Отсюда я делаю вывод, что в статье сова на глобусе.

> Во всём мире стало гораздо проще жить, технический прогресс никто не отменял.


Расскажи про технический прогресс жителям центральной Африки, средней и юго-восточной Азии, там, где колонии были у "всего мира".

> Но случаев детоубийства и в СССР было предостаточно, и связано это было с тяжёлыми условиями жизни


При чем тут "но"? В СССР стало жить проще, как во всём мире или всё-таки "связано это было с тяжёлыми условиями жизни"?

> В городе детей убивали даже чаще,


Чаще чем где и когда? Статистика есть?

> О полной безысходности, толкавшей на детоубийство, на самоубийство, на то, чтобы становиться серийными маньяками, которых в СССР было практически столько, сколько в США.


Но если у нас было как в США, зачем нужна была перестройка и всё последующее из твоего примитивного вывода?
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.