Правила отработки барщины русским крепостным

historian30h.livejournal.com — Рабочий день крепостного был такой: летом (с 16 апреля по 16 октября) - 12 часов в сутки, весной (с 16 марта по 16 апреля) и осенью (с 16 октября по 1 декабря) - 9 часов в сутки. Зимой (с 1 декабря по 16 марта) - 8 часов в сутки. Выходной- воскресенье. Отпусков нет. Компенсаций нет..
Новости, Общество | boston8 05:47 25.10.2016
135 комментариев | 152 за, 2 против |
#51 | 07:05 25.10.2016 | Кому: ptica
> Какой работой зимой-то по восемь часов работать?

На заработки вгорода люди частенько отправлялись, извозом занимались, сено в лугов возили, рыбачили. Остальное уже перечислили.
#52 | 07:07 25.10.2016 | Кому: Зри в корень
> было нечего делать и развивались разного рода народные промыслы от вырезания деревянных ложек до выплавки сыродутного железа.

Ну, это, конечно, не работа, так, баловство одно.
#53 | 07:09 25.10.2016 | Кому: boston8
> Три дня в неделю работать не на себя, да еще и платить оброк - тоже довольно мало приятного.

Тогда все было не просто, вся жизнь всех сословий. После Петра Перового дворянин уходил в армию в 16 лет, а возвращался в деревеньку, если возвращался, в 50.... или без ноги.

Но три дня в неделю это не то, что написано в статье: " летом (с 16 апреля по 16 октября) - 12 часов в сутки, весной (с 16 марта по 16 апреля) и осенью (с 16 октября по 1 декабря) - 9 часов в сутки. Зимой (с 1 декабря по 16 марта) - 8 часов в сутки. Выходной- воскресенье. Отпусков нет. Компенсаций нет"
Разницы не видно?
#54 | 07:10 25.10.2016 | Кому: Багинет
> Вроде ничего я не забыл?

Классика жанра:

Как поп работницу нанимал
Степан Григорьевич Писахов

Тебе, девка, житье у меня будет лёгкое, - не столько работать, сколько отдыхать будешь!

Утром станешь, ну, как подобат, - до свету. Избу вымоешь, двор уберешь, коров подоишь, на поскотину выпустишь, в хлеву приберешься и - спи-отдыхай!

Завтрак состряпаешь, самовар согреешь, нас с матушкой завтраком накормишь - спи-отдыхай!

В поле поработашь, али в огороде пополешь, коли зимой - за дровами али за сеном съездишь и - спи-отдыхай!

Обед сваришь, пирогов напечешь: мы с матушкой обедать сядем, а ты - спи-отдыхай!

После обеда посуду вымоешь, избу приберешь и - спи-отдыхай!

Коли время подходяче - в лес по ягоду, по грибы сходишь, али матушка в город спосылат, дак сбегашь. До городу - рукой подать, и восьми верст не будет, а потом - спи-отдыхай!

Из городу прибежишь, самовар поставишь. Мы с матушкой чай станем пить, а ты - спи-отдыхай!

Вечером коров встретишь, подоишь, попоишь, корм задашь и - спи-отдыхай!

Ужену сваришь, мы с матушкой съедим, а ты - спи-отдыхай!

Воды наносишь, дров наколешь - это к завтрему, и - спи-отдыхай!

Постели наладишь, нас с матушкой спать повалишь. А ты, девка, день-деньской проспишь-проотдыхаешь - во что ночь-то будешь спать?

Ночью попрядёшь, поткешь, повышивашь, пошьешь и опять - спи-отдыхай!

Ну, под утро белье постирать, которо надо - поштопашь да зашьешь и - спи-отдыхай!

Да ведь, девка, не даром. Деньги платить буду. Кажной год по рублю! Сама подумай. Сто годов - сто рублев. Богатейкой станешь!
#55 | 07:11 25.10.2016 | Кому: зверюга
Ты уже третий такой знаток!!!
#56 | 07:12 25.10.2016 | Кому: altskeptik
По каким документам? По каким законам? Вываливай. будем разбираться.

>>Ничего подобного в России быть не могло от слова совсем


Откуда инфа?
#57 | 07:12 25.10.2016 | Кому: Макар
Значит, я первый буду )

Правда, по бабкиной линии был один родственник, держал чайную, но попал под раскулачивание и стал как все.
#58 | 07:12 25.10.2016 | Кому: Skaalex
Атпередил!
#59 | 07:12 25.10.2016 | Кому: altskeptik
> После Петра Перового дворянин уходил в армию в 16 лет, а возвращался в деревеньку, если возвращался, в 50.... или без ноги.

А после Петра третьего?
#60 | 07:17 25.10.2016 | Кому: altskeptik
> Большинство российских "помещиков" не имело деревень крепостных, дворяне-однодворцы.

Однодво́рцы в Российской империи — сословие, социальный слой, возникший при расширении южных границ Русского государства и состоявший из военизированных землевладельцев, живших на окраинах государства и нёсших охрану пограничья.

24 ноября 1866 года был издан закон «О поземельном устройстве государственных крестьян», в соответствии с которым сословие однодворцев было упразднено.


В википедию лень заглянуть?
#61 | 07:17 25.10.2016 | Кому: altskeptik
Да, бедные дворяне..
Я не историк, канеш, но краем пролетарского уха слышал, что после Петра I обязательную военную службу дворянам отменили, а привилегий прибавили.
Буржуйская вики пишет, что
18 февраля 1762 года Пётр III подписал «Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству», освободивший его от обязательной службы; в течение 10 лет из армии в отставку выходят до 10 тысяч дворян;
Екатерина II, проводя Губернскую реформу 1775 года, фактически передаёт власть на местах в руки выборных представителей дворян, и вводит должность уездного предводителя дворянства;
Жалованная грамота дворянству 21 апреля 1785 года окончательно освободила дворян от обязательной службы, оформив организацию дворянского самоуправления на местах. Дворяне превратились в привилегированное сословие, отныне не обязанное государству службой и не платящее налогов, однако имеющее много прав (исключительное право владеть землёй и крестьянами, право заниматься промышленностью и торговлей, свобода от телесных наказаний, право на собственное сословное самоуправлен
#62 | 07:18 25.10.2016 | Кому: вован сидорович
> А после Петра третьего?

А после Петра III ничего не изменилось... Я так понимаю Вы перепутали его с Павлом Первым, это он даровал вольности дворянству
#63 | 07:18 25.10.2016 | Кому: boston8
Вы далеко не историк... Перт Первый дворян в армию погнал массово
#64 | 07:19 25.10.2016 | Кому: altskeptik
> Вы далеко не историк...

И что из этого следует?
#65 | 07:20 25.10.2016 | Кому: altskeptik
> А после Петра III ничего не изменилось... Я так понимаю Вы перепутали его с Павлом Первым, это он даровал вольности дворянству

> Вы далеко не историк...


[задумывается]
#66 | 07:20 25.10.2016 | Кому: altskeptik
> Я так понимаю Вы перепутали его с Павлом Первым, это он даровал вольности дворянству

Да Вы чо!
[censored]

[censored]

Ысторика и булкохрустца видно сразу.
#67 | 07:21 25.10.2016 | Кому: boston8
> И что из этого следует?

Прочтите Указы Пктра Первого и о его реформах, а уж потом будете писать что при нем " обязательную военную службу дворянам отменили"
И годы царствования
#68 | 07:23 25.10.2016 | Кому: altskeptik
> Вы далеко не историк... Перт Первый дворян в армию погнал массово

Как это противоречит написанному мной "после Петра I обязательную военную службу дворянам отменили"?
#69 | 07:24 25.10.2016 | Кому: boston8
> Три дня в неделю работать не на себя, да еще и платить оброк - тоже довольно мало приятного.

Причём, заметь, этот закон был принят только за 64 года до отмены крепостного права.
#70 | 07:24 25.10.2016 | Кому: altskeptik
> Прочтите Указы Пктра Первого и о его реформах, а уж потом будете писать что при нем " обязательную военную службу дворянам отменили"
> И годы царствования

Вы как то выборочно цитируете))
#71 | 07:26 25.10.2016 | Кому: altskeptik
> Более того,в той же Польше, помещики отдавали свои деревни с крепостными за долги евреям-ростовщикам с правом "вершить суд и казнить" крепостных.

от усмотрения землевладельца зависело переводить крестьян своих во двор или дворовых людей на пашню и изменять по своему усмотрению их повинности, и, наконец, он имел право не только употреблять своих крепостных людей для личных своих услуг и работ, но и отдавать посторонним лицам в услужение, но не в работу на горные заводы.

Пиздёж наблюдаю я в твоих словах.
#72 | 07:29 25.10.2016 | Кому: зверюга
> было нечего делать и развивались разного рода народные промыслы от вырезания деревянных ложек до выплавки сыродутного железа.

>Ну, это, конечно, не работа, так, баловство одно.


Это лишняя копейка в дом, а основнойтруд в поле.
#73 | 07:30 25.10.2016 | Кому: зверюга
> Причём, заметь, этот закон был принят только за 64 года до отмены крепостного права.

Да это мелочь. Зато на кол не сажали!!!
#74 | 07:31 25.10.2016 | Кому: Багинет
Ага, я потом заметил.
#75 | 07:33 25.10.2016 | Кому: Зри в корень
> Это лишняя копейка в дом, а основнойтруд в поле.

Логично. Тут вопрос стоял про нихуяниделание зимой. Это не так, как мы видим.
#76 | 07:33 25.10.2016 | Кому: boston8
> Да это мелочь. Зато на кол не сажали!!!

Согласен!
#77 | 07:34 25.10.2016 | Кому: вован сидорович
>
> Да Вы чо!
>[censored]
>
>[censored]
>
> Ысторика и булкохрустца видно сразу.
Уважаемый, уху ел и так прост?
Ты следи за текстом-то....
После Петра III была Екатерина Великая и сколько там нацарствовал по времени Петр III?
Вольности дворянству "даровали" все императоры и императрицы, потом отменяли.
В 1785 году Екатерина II даровала дворянам Жалованную грамоту. Благородное дворянство получило свободу от обязательной службы, право служить, уходить в отставку, освобождение от уплаты податей и несения повинностей. Устанавливалась личная неприкосновенность, запрещались телесные наказания дворян. Вводились дворянские собрания, органы самоуправления, через которые можно было представлять свои жалобы и нужды вплоть до императора. Только государь мог лишить дворян их звания.

Павел Первый все это отменил, но установил регламент перехода с военной службы на гражданскую Были также серьезно ограничены привилегии для неслужащих дворян. Павел обязал молодых дворян избирать себе службу.
#78 | 07:34 25.10.2016 | Кому: зверюга
> Ну, это, конечно, не работа, так, баловство одно.

Это ещё про такой народный промысел, как "Хождение в кусочки" не вспоминали.
#79 | 07:36 25.10.2016 | Кому: boston8
> Как это противоречит написанному мной "после Петра I обязательную военную службу дворянам отменили"?

Ну тогда и в космос полетели после Петра Первого. Разве нет?
#80 | 07:38 25.10.2016 | Кому: zampolit
> Хождение в кусочки

Это что такое? Попрошайничество?
#81 | 07:43 25.10.2016 | Кому: altskeptik
>Ну тогда и в космос полетели после Петра Первого. Разве нет?

Причем здесь космос? Речь о дворянстве. Речь о том, что вы неверно прочли мой текст и неверно его процитировали.

"Прочтите Указы Пктра Первого и о его реформах, а уж потом будете писать что при нем " обязательную военную службу дворянам отменили"
И годы царствования"

При том, что даже при лихих петровских дворянах армию также рекрутировали из несчастных крестьян, которые также служили практически всю жизнь. Но дворянских привилегий не получали.
#82 | 07:43 25.10.2016 | Кому: зверюга
> Это что такое? Попрошайничество?

Ага. Энгельенгардт писал про это.
[censored]
#83 | 07:45 25.10.2016 | Кому: зверюга
> > Более того,в той же Польше, помещики отдавали свои деревни с крепостными за долги евреям-ростовщикам с правом "вершить суд и казнить" крепостных.
>
> от усмотрения землевладельца зависело переводить крестьян своих во двор или дворовых людей на пашню и изменять по своему усмотрению их повинности, и, наконец, он имел право не только употреблять своих крепостных людей для личных своих услуг и работ, но и отдавать посторонним лицам в услужение, но не в работу на горные заводы.
>
> Пиздёж наблюдаю я в твоих словах.

Э... пиздеж говоришь?
Ну так дай ссылку на право российского помещика казнить и вершить лично суд на своим крепостным?
В цивилизованной Европе было так
"Ничто не принадлежит вам, душа принадлежит Богу, а ваши тела, имущество и всё что вы имеете, является моим" -
— Из помещичьего устава, определяющего повинности крестьян, Шлезвиг-Гольштейн, 1740 год
uBAH
интеллектуал »
#84 | 07:50 25.10.2016 | Кому: altskeptik
> После Петра III была Екатерина Великая и сколько там нацарствовал по времени Петр III?
> Вольности дворянству "даровали" все императоры и императрицы, потом отменяли.

Можно узнать, в каком году Екатерина II отменила вольности, дарованные дворянству Петром III?
#85 | 07:54 25.10.2016 | Кому: altskeptik
> Ну так дай ссылку на право российского помещика казнить и вершить лично суд на своим крепостным?

Указ Павла I, «о трехдневной барщине », как часто называют этот указ, носил рекомендательный характер и никогда почти не исполнялся. Барщина в 6 и даже 7 дней в неделю была обыкновенной. Распространение получила и так называемая «месячина». Она состояла в том, что помещик отнимал у крестьян их наделы и личное хозяйство и превращал их в настоящих сельскохозяйственных рабов, которые работали на него постоянно и получали только скудный паёк из господских запасов. Крестьяне-«месячники» были самыми бесправными людьми и ничем совершенно не отличались уже от невольников на плантациях Нового Света.

Очередным этапом в утверждении бесправия крепостных крестьян стал «Свод законов о состоянии людей в государстве», изданный в 1833 году. Там декларировалось господское право наказывать своих дворовых людей и крестьян, распоряжаться их личной жизнью, в том числе право дозволять или запрещать браки. Помещик объявлялся собственником всего крестьянского имущества.


Телесные наказания крепостных получили чрезвычайно широкое распространение. Нередко такие наказания заканчивались смертью жертв, но помещики почти никогда не несли никакой ответственности за убийства и увечья своих слуг. Одной из самых суровых мер правительства по отношению к жестоким господам было взятие имения «под опеку». Это значило, что усадьба переходила под непосредственное управление государственного чиновника, но помещик-садист исправно получал доходы от имения. Причем по прошествии времени, как правило очень скоро, опека «высочайшим повелением» отменялась, и господин получал возможность вновь совершать насилия над своими «подданными».
#86 | 08:06 25.10.2016 | Кому: uBAH
Где про то, что помещик вершит суд и имеет право казнить крепостных, как в Европе?
#87 | 08:06 25.10.2016 | Кому: Всем
> Ну так дай ссылку на право российского помещика казнить и вершить лично суд на своим крепостным?

[censored]

Хронология.
[censored]
#88 | 08:18 25.10.2016 | Кому: uBAH
«Жалованной грамоте дворянству 1785». Отредактирована Жалованная грамата Петра 3
По требованию правительства обязаны были служить в вооружённых силах во время войн, для чего возвращаться в Россию приходилось под угрозой конфискации землевладений
Павел Первый 1797 отменяет Жалованную грамоту Екатерины, предоставляет право выбора службы дворянам, вводит телесные наказания и для дворян за провинности и преступления.
И, если не ошибаюсь, в дальнейшем в Российской Империи служба дворян проходила по павловским указам
#89 | 08:52 25.10.2016 | Кому: zampolit
> Хождение в кусочки

У нас в деревнях (пизжу, ко мне даже в Нарьяне приходили в прошлом году - специально для таких случаев конфеты закупаю) до сих пор на колядки детишки бегают по дворам и с частушками и прибаутками выпрашивают подаяние. Сам даже участвовал.

Славьте-пославтье, шанежку подайте, баночку варенья, вам не в разоренье.

Как-то так.

Подозреваю, что обычай сей не от хорошей жизни зародился.
#90 | 09:17 25.10.2016 | Кому: Макар
> ни разу
> никогда
> ни от кого
> не слышал что его деды/прадеды были нищие, живущие впроголодь крестьяне

У меня по материнской линии бабка-пробабка были обычными крестьянами. Не сказать что голытьба, но и точно не зажиточные крестьяне. Когда в поволжье неурожаи были в 20-30 годах так голодали совсем конкретно. Т.е. жрать было совсем нечего. Бабка моя в ту пору сама еще ребенком была, ходила по соседям и за еду работала (ну у тех у кого была эта самая еда) - нянькой к детям малым, прачкой, да вообще за любую работу бралась. Да и по отцовской линии я чего-то тоже не припомню чтоб были зажиточные.
Ну вот как-то так. Можешь занести меня первым в списке.
#91 | 09:19 25.10.2016 | Кому: PLS
> Значит, я первый буду )

Ну чтож ты будешь делать! Опоздал!
uBAH
интеллектуал »
#92 | 09:19 25.10.2016 | Кому: altskeptik
> Где про то, что помещик вершит суд и имеет право казнить крепостных, как в Европе?

Разве я про это где-то писал?
#93 | 09:20 25.10.2016 | Кому: вован сидорович
Ссылка, порядок ссылки регламентировался Закон Империи. В Европе правом суда и казни обладал лично феодал-помещик
Чем отличалось крепостное право в России от в Европе? Не имел права помещик в России судить и казнить крестьян. Телесные наказания были и жизнь была тяжелая. Но крепостное право в России было имело мягкие формы в сравнении с цивилизованной Европой


из «Истории кабаков в России» И.Прыжова, а им – из подлинных документов.
князь Александр Пронский и жена его милости княжна Федора Сангушковна выдали арендное условие благородному пану Бурлацкому и славному пану Абрамку Шмойловичу, жиду Турийскому, по которому они получили в аренду город и замок Локачи (в повете Владимирском) на три года за 12 000 злотых со всеми доходами, со всеми людьми тяглыми и нетяглыми, со всеми жидами и получаемыми от них доходами, с корчмами и с продажею всяких напитков, с правом судить крестьян и наказывать виновных и непокорных по мере вины даже смертью»

«Григорий Сангушко Кошерский с женою отдают все свои имения, ничего себе не оставляя, славному пану Абраму Шмойловичу и жене его Рыкле Юдинне и его потомкам, со всеми доходами, с корчмами, шинками и продажею всяких напитков, с данью медовою, деревом бортным и с правом наказывать непокорных денежною пенею и горлом карать».


Были крепостные и врачами, и юристами, и художниками, и музыкантами. У графа Шувалова был крепостной-миллионщик, имевший десятки своих судов на Балтике. Платил Шувалову оброк такой же, как и все его крепостные, и не думал выкупаться «на волю», пока его сын не влюбился в дочь прибалтийского барона. Согласитесь, что столь безумная идея – выдать дочь за крепостного – не прельщала барона – ведь сам он мог своего крепостного даже повесить. Шувалов покочевряжился – жаль было терять объект для хвастовства перед другими дворянами, – но судовладельцу вольную дал.
Путешествие из демократии в дерьмократию и дорога обратно - Юрий Мухин [ссылка удалена]
uBAH
интеллектуал »
#94 | 09:21 25.10.2016 | Кому: altskeptik
1) Даже во время Отечественной войны далеко не все дворяне пошли на службу, например.
2) Опять же: вне войны дворяне не были обязаны служить.
#95 | 09:25 25.10.2016 | Кому: uBAH
> Разве я про это где-то писал?

Ну так и я не писал, что крепостным жилось хорошо и весело, я сравнивал крепостное право в России и Европе. Там было все жестче. Но "свободные личности" они, а не русские.
#96 | 09:35 25.10.2016 | Кому: Всем
> Но крепостное право в России было имело мягкие формы в сравнении с цивилизованной Европой

Только драли с крестьян три шкуры, что при крепостничестве, что после его отмены, в т.ч. и посредством выкупных платежей[censored]
Таблица, составленная Д. И. Шаховским, дает наглядную картину всей суммы главных платежей бывших помещичьих крестьян за поступившую в их надел землю. Но это только цифры, выражающие первоначальный долг, в который еще не входят %. Всего было уплачено одними только помещичьими крестьянами своим бывшим владельцам (и это не считая оброка) 1.541.204.000 руб., — более полутора миллиарда. Кроме того, было еще внесено ими же за это время 24.156.000 руб. досрочного погашения. Таким образом, за землю, которая оценена в 897 миллионов крестьяне уплатили более 1.574.000.000 руб., т. е. почти вдвое. Часть этой суммы перешла к владельцам земли, помещикам, другая часть в государственную казну. Общая же сумма и выкупных и оброка вместе, за все время выкупа, составила более двух миллиардов рублей, крестьянством действительно и выплаченных из своего более чем скудного хозяйства. Хотя в законе и не было сказано, что крестьяне должны выкупать не только надельные земли, но и свои, дотоле крепостные души, — этой огромной суммой, заработанной трудом рук своих, они оплатили, как единогласно признает целый ряд исследователей, и выкуп земель, и выкуп душ.
А так милейшие люди, булкой хрустели, Шульберта слушали, а потом быдло неблагодарное их на вилы подняло, низачто.
#97 | 09:38 25.10.2016 | Кому: zampolit
>[censored]

Камрад, это-же ваще кладезь! Читаю и охуеваю:

В нашей губернии, и в урожайные годы, у редкого крестьянина хватает своего хлеба до нови; почти каждому приходится прикупать хлеб, а кому купить не на что, то посылают детей, стариков, старух в «кусочки» побираться по миру. В нынешнем же году у нас полнейший неурожай на все: рожь уродилась плохо и переполнена была метлой, костерем, сивцом; яровое совсем пропало, так что большею частью только семена вернули; корму – вследствие неурожая яровой соломы и плохого урожая трав от бездождия – мало, а это самое трудное для крестьян, потому что при недостатке хлеба самому в миру можно еще прокормиться кое-как кусочками, а лошадь в мир побираться не пошлешь. Плохо, – так плохо, что хуже быть не 31 может. Дети еще до Кузьмы-Демьяна (1 ноября) пошли в кусочки. Холодный Егорий (26 ноября) в нынешнем году был голодный – два Егорья в году: холодный (26 ноября) и голодный (23 апреля). Крестьяне далеко до зимнего Николы приели хлеб и начали покупать; первый куль хлеба крестьянину я продал в октябре, а мужик, ведь, известно, покупает хлеб только тогда, когда замесили последний пуд домашней муки. В конце декабря ежедневно пар до тридцати проходило побирающихся кусочками: идут и едут, дети, бабы, старики, даже здоровые ребята и молодухи. Голод не свой брат: как не поеси, так и святых продаси. Совестно молодому парню или девке, а делать нечего, – надевает суму и идет в мир побираться. В нынешнем году пошли в кусочки не только дети, бабы, старики, старухи, молодые парни и девки, но и многие хозяева. Есть нечего дома, – понимаете ли вы это? Сегодня съели последнюю ковригу, от которой вчера подавали кусочки побирающимся, съели и пошли в мир.

Ещё зима не началась, а люди уже голодали! И это центральной полосе России, судя по упоминанию Днепра и говору. В конце 19 века. Караул.
Crypt
Ебанько »
#98 | 10:04 25.10.2016 | Кому: зверюга
> Ещё зима не началась, а люди уже голодали! И это центральной полосе России, судя по упоминанию Днепра и говору. В конце 19 века. Караул.

А голод был только при Сталине!!!
#99 | 11:37 25.10.2016 | Кому: altskeptik
> Но "свободные личности" они, а не русские.

Но на самом деле, свободными личностями были русские, а не они. Я правильно понимаю твою мысль?
#100 | 11:51 25.10.2016 | Кому: Crypt
> А голод был только при Сталине!!!

Несомненно!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.