37-й или 47-й? 47-й в серию не пошёл, если не ошибаюсь, потому как не решили как массово справляться с проблемами крыла обратной стреловидности. Могу ошибаться.
Материалы-то есть, просто ограничения у них свои, и пока мы их обойти не можем. Вот как научимся композиты восстанавливать, а не только сразу целиком изготавливать всю деталь, так и пойдут они массово в войска. А пока только гражданское применение.
Как научимся композиты делать с малоцикловой усталостью, на порядок превосходящей нынешнюю - так и начнется вообще другая жизнь :)
Не только в авиации. У меня просто дух захватывает от того, какие возможности сразу откроются.
> Прикинь если для прочных композитов будет работать - после полета с лампой обошел, самолет как новый)
Думаю, не за горами. Пока не для композитов всяких, а для металлов - разрабатываются методы быстрого и мобильного нагрева индукционными токами для ликвидации пока обнаруженных трещин, а в перспективе - для просто возможных трещин.
Не знаю, куда это все продвинется, но очень интересно. Это я на конференции Сименс PLM в 2013 году наслушался, рассказывал - сотрудник НИАТ.
Задума такая - вдоль конструкции движется тележка с ультразвуковым и -или рентгеновским контролем по поводу трещин, как только обнаружено - идет индукционная заварка, причем именно по кромкам трещин. Фактически контактная сварка именно по трещине.
Я мало что понял, как это делается, но было очень интересно.
Камрад, я всего лишь согласился с тем, что экспериментальный и неремонтопригодный. Свои соображения почему в серию не пошёл - я озвучил каментом выше. Что не решили вопросы с проблемами крыла. Камент номер пять.
А вот тут тоже не все просто. Вохможно, обратностреловидный - гораздо ремонтопригоднее, чем Су-27.
Потому как там крупнопанельная идеология. Там не предполагается латание самолета, там предполагается замена сразу здоровенных панелей крыла и фюзеляжа.
Кстати, еще в 50-е пытались к этой технологии (на базе традиционых металлических конструкций) придти в КБ Мясищева и Бартини (у него КБ небыло, но он тоже в этом направлении думал).
Но уровень техники не позволил.
Нельзя было достигнуть такого уровня взаимозаменяемости.
А сейчас, видать, решили, что на базе композитов - такую взаимозаменяемость получить принципиально возможно.
> А вот тут тоже не все просто. Вохможно, обратностреловидный - гораздо ремонтопригоднее, чем Су-27.
> Потому как там крупнопанельная идеология. Там не предполагается латание самолета, там предполагается замена сразу здоровенных панелей крыла и фюзеляжа.
> Кстати, еще в 50-е пытались к этой технологии (на базе традиционых металлических конструкций) придти в КБ Мясищева и Бартини.
> Но уровень техники не позволил.
Как по мне кажется, то залатать дырку несколько проще и назавтрева отправить снова в бой, чем заменять, к примеру, всю консоль крыла. Строго ИМХО.
> А сейчас, видать, решили, что на базе композитов - такую взаимозаменяемость получить принципиально возможно.
С другой сороны, вона у Ф-35 ажно специальную даже фрезу придумали, чтобы углепластиковые волокна не лохматить при обработке. Нешто наши так не смогут?
> Как по мне кажется, то залатать дырку несколько проще и назавтрева отправить снова в бой, чем заменять, к примеру, всю консоль крыла.
Не всю консоль. А, скажем, квадратный метр или два или 10 м2 обшивки. Свинтить его по соседним нервюрам и привинтить туда новый.
Обшивка-то давно уже несет 90% нагрузок в полете. А местами и 100%
И это давно назрело, если в ВОВ и в Корее обшивка только обеспечивала обтекаемость, то уже на МиГ-21 и далее - обшивка стала главным несущим элементом. А в бомберах типа Мясищевского М-4 - обшивка стала единственным несущим элементом крыла.
> Нешто наши так не смогут?
Как мне рассказывали - наши вообще не обрабатывают углепластик. Делают так, чтоб он не требовал обработки.
> Не всю консоль. А, скажем, квадратный метр или два или 10 м2 обшивки. Свинтить его по соседним нервюрам и привинтить туда новый.
А как одну панель стыканут с другой? Саморезами, или просто приклеют?
> Как мне рассказывали - наши вообще не обрабатывают углепластик. Делают так, чтоб он не требовал обработки
А дырку технологическое отверстие просверлить какое если?
> Как мне рассказывали
На эту тему вроде даже цельная статья есть в "Попмехе" как наши делают углепластиковые детали для самолётов. Щас поищу.
P.S. Камрад, я тоже не с целью спорить - самому интересно.
> А как одну панель стыканут с другой? Саморезами, или просто приклеют?
Да это не важно.
И, кстати не с другой такой же панелью стыкуют, а две соседние панели независимо друг от друга стыкуют на некоем соединяющем элементе конструкции.
> А дырку технологическое отверстие просверлить какое если?
А надо проектировать так, чтоб не надо было сверлить.
Композиты - это вообще другая идеология проектирования. В них заформовывают все крепежные элементы.
Это очень круто.
Если амерам понадобилась фреза для композитов - то там пора кого-то гнать в три шеи. Кто-то не умеет проектировать из композитов.
> И, кстати не с другой такой же панелью стыкуют, а две соседние панели независимо друг от друга стыкуют на некоем соединяющем элементе конструкции.
Как? Чем? Ты погляди на евойное крыло - там жеж ни единой заклёпки нету.
> А надо проектировать так, чтоб не надо было сверлить.
> Композиты - это вообще другая идеология проектирования. В них заформовывают все крепежные элементы.
> Это очень круто.
Да. Но вот спец-сверло им зачем-то понадобилось. Зачем - да хуй его знает!
> Если амерам понадобилась фреза для композитов - то там пора кого-то гнать в три шеи. Кто-то не умеет проектировать из композитов.
> Как? Чем? Ты погляди на евойное крыло - там жеж ни единой заклёпки нету.
И не увидишь :)
Там, камрад, хитрО все!
Не на С-37, а даже на гораздо более ранних аппаратах, причем эта техника стыков отработана не на композитах, а на металлических сотовых конструкциях еще в 60-е.
> Зачем - да хуй его знает!
Сильно подозреваю, что просто ниасилили в углепластик. Там такое регулярно.
Я в музее рассказывал как там ниасилии в виброгорение в форсажной камере, ниасилили в согласование оборотов двухроторного двигателя, в жесткость корпуса без промежуточных опор валов двигателя и так далее.
Грубейшие ляпы - регулярно.
> И не увидишь :)
> Там, камрад, хитрО все!
>
> Не на С-37, а даже на гораздо более ранних аппаратах, причем эта техника стыков отработана не на композитах, а на металлических сотовых конструкциях еще в 60-е.
Камрад, ну вот смотри, крыло от польской "балалайки".
[censored]
И отчётливо видны ряды заклёпок. А тут как - я нихера не понимаю. Ну только если единой деталью делать. Через энто и непонимание идёт.
> Сильно подозреваю, что просто ниасилили в углепластик. Там такое регулярно.
> Я в музее рассказывал как там ниасилии в виброгорение в форсажной камере, ниасилили в согласование оборотов двухроторного двигателя, в жесткость корпуса без промежуточных опор валов двигателя и так далее.
> Грубейшие ляпы - регулярно.
Или попил народно-бюджетных денег. )))
P.S. Про музей помню, да. Ты рассказывал - это факт, а не реклама. ))) Фотоотчёт-то, кстати, был? ))
> Камрад, ну вот смотри, крыло от польской "балалайки".
Не показывает.
А нет, уже показывает.
> А тут как - я нихера не понимаю.
Визуально - просто швы. Я, если не забуду, отфоткаю страничку из учебника по конструированию таких панелей (сотовых металлических).
> Фотоотчёт-то, кстати, был? ))
Я даже лучше сделаю.
Я тебе научно-популярную книжку отличного английского материаловеда и конструктора пришлю.
Там как раз есть про то, как правильно заформовать в композит металлические стыковые узлы и какие при этом могут вылезти ошибки.
Да энто я сдуру на "радикал" ссыль дал. Вовремя поправился.
> Визуально - просто швы. Я, если не забуду, отфоткаю страничку из учебника по конструированию таких панелей (сотовых металлических).
Ты лучшее сразу отдельным тредом сделай. Чтобы не искать потом по каментам.
> Вроде нет еще.
> Я даже лучше сделаю.
> Я тебе научно-популярную книжку отличного английского материаловеда и конструктора пришлю.
> Там как раз есть про то, как правильно заформовать в композит металлические стыковые узлы и какие при этом могут вылезти ошибки.
Это ваще офигенно будет! Мыло своё дать или как лучшее сделать?