испытания, у конструкций с большими вращающимися массами вибрация головная боль., инженеры ищют пути забороть и минимизировать, для этого проводят испытания
ну кроме камер, там стоят акселерометры и тензоры. потом всё это хозяйство разьирают по миллисикундам совмещают во времени и смотрят.
типа виброскорость писят, удлинение трыдцоть, а каеого хвост в другую стороны пошёл, нада думать!
Называется наземный резонанс. Болезнь вертолетов с количеством лопастей несущего винта больше 2-х, может возникнуть неожиданно, исправляется резким отрывом от земли. примерно так :[censored] у 2-х лолпастных другая фишка-must bumping.
ну, насколько понял, вобчем-то на данном видео производится тестирование подвески вертомаха и проверяются нагрузки, которые способна выдержать она и несущие части винтов при определённых скоростях вращения
типа проверяют, сможет ли вертолёт взлететь и не рассыпаться при определённой скорости вращения винтов - это в свою очередь влияет на максимальную массу, котору можно будет загрузить в вертолёт
Земной резонанс вертолёта
самовозбуждающиеся связанные колебания лопастей винта вертолёта в плоскости его вращения и фюзеляжа или другой поддерживающей винт, конструкции, вызывающие перемещения втулки винта в плоскости его вращения. Колебания лопастей происходят из-за наличия вертикальных шарниров или собственно упругости (при бесшарнирном креплении), перемещения втулки в результате колебаний фюзеляжа вертолёта на шасси или упругих деформаций конструкции. Термин «З. р.» возник в связи с тем, что разрушения вертолётов и автожиров наиболее часто возникали на земле при колебаниях на шасси.
При работе на месте для одновинтового вертолёта возможны 2 зоны неустойчивости, соответствующие двум частотам собственно поперечных колебаний фюзеляжа на шасси:
p1 ≈ 0,3(ω) и p2 ≈ (ω),
где (ω) — максимальная частота вращения винта. Устранение «З. р.» в первом случае достигается одновременным увеличением демпфирования лопастей винта и шасси. Во втором случае, когда амортизаторы шасси не работают, увеличением демпфирования только в вертикальных шарнирах зона неустойчивости не устраняется. Достаточный запас от (ω) до нижней границы зоны неустойчивости обеспечивается за счёт подбора частот собственно колебаний фюзеляжа и лопастей.
На режимах движения вертолёта по земле (руление, разбег, пробег) появление «З. р.» возможно из-за снижения частот собственно колебаний в результате изменения динамической реакции катящегося пневматика. «З. р.» может возникнуть также при колебаниях вертолёта с отрывом пневматиков от земли. Появление «З. р.» возможно и в полёте, если частоты собственно колебаний конструкции меньше (ω). При этом перемещения втулки в плоскости вращения вызываются упругими колебаниями фюзеляжа (при продольной схеме вертолёта), вала верхнего винта (при соосной схеме), крыла или фермы (при поперечной схеме), хвостовой балки (при одновинтовой схеме с рулевым винтом, имеющим шарниры, аналогичные вертикальным шарнирам несущего винта).
При расчётном определении границ зон неустойчивости движение лопастей может быть описано системой однородных линейных дифференциальных уравнений 2-го порядка с периодичным коэффициентом. При числе лопастей винта n(≥)3 они сводятся к уравнениям с постоянным коэффициентом Для n = 2 характерно наличие дополнительных зон неустойчивости. Исследование «З. р.» для них затруднено, так как переход к уравнениям с постоянными коэффициентами неизвестен.
Для подтверждения отсутствия «З. р.» проводят специальные испытания вертолёта, при которых обследуют все критические режимы его работы.
Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.
> Болезнь вертолетов с количеством лопастей несущего винта больше 2-х, может возникнуть неожиданно, исправляется резким отрывом от земли. у 2-х лолпастных другая фишка-must bumping.
я так понимаю, что они прибили его гвоздями к полу и начали проверять, при каких оборотах возникает резонанс
соответственно, через это не сложно вычислить подъёмную силу, возникающую при оборотах ещё до резонанса
соответственно, можно прикидывать нагрузку, с которой вертолёт гарантированно взлетит и не поймает резонанс до взлёта
> Да, но как именно резонанс распидорашивает самолет
У каждого предмета, в зависимости от жесткости, размера, формы и ещечегототам есть одна или несколько "собственных" частот с которыми те колеблются при единичном воздействии (при ударе например). Линейкой по парте тренькал, знаешь. Резонанс это когда воздействие не единичное а периодическое, совпадающее с той самой частотой, тогда амплитуда колебаний адски возрастает вплоть до того, что предмет распидорашивает. Как-то так я себе это представляю.
> испытания, у конструкций с большими вращающимися массами вибрация головная боль., инженеры ищют пути забороть и минимизировать, для этого проводят испытания
мемуары А. Яковлева(конструктора)
"Главные трудности начались на ресурсной машине. С первых же часов работы двигателей и винтов машину стало трясти. То трясет на одних оборотах, то на других, и нет с тряской никакого сладу. Устранишь ее в одном месте — она вдруг появляется в другом, и так без конца, по присловью: нос вытащишь — хвост увязнет, хвост вытащишь — нос увязнет. ."
"Тут нужно учесть одно из отличий вертолета от самолета. У самолета движущиеся и вращающиеся детали работают только в двигателе и все возникающие вибрации поглощаются специальными амортизирующими устройствами. А на вертолете источником тряски может быть все. Трясется один двигатель — трясется другой, трясется редуктор — трясется синхронная соединительная передача между роторами... Понадобилось очень много времени, чтобы доискаться до первоисточника вибрации.
Несколько месяцев, потраченных нами на борьбу с тряской вертолета, довели нас до состояния какого-то отупения, безысходности и даже безнадежности; мы начали терять веру в то, что когда-нибудь удастся устранить тряску, ибо она неожиданно возникала в разных местах. Дошло до того, что, встречаясь утром, мы вместо приветствия кричали друг другу: