Миф про отсутствие бань в Средние века

glav.su — В отчете парижского прево (эпоха Филиппа IV Красивого, начало 1300 годов) упоминаются 29 общественных бань в Париже, облагаемых городским налогом. По состоянию на 1340 год известно, что в Нюрнберге было 9 бань, в Эрфурте - 10, Вене - 29, Бреслау/Вроцлаве - 12. Рейнмар фон Беляу из "Башни Шутов" Сапковского вполне мог посещать одну из них. Богатые предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы. По ссылке - много любопытных картинок.
Новости, Общество | Orient 16:57 16.01.2016
55 комментариев | 85 за, 3 против |
von_herrman
надзор »
#1 | 17:04 16.01.2016 | Кому: Всем
Дорогая, потри спинку!

[censored]
#2 | 17:05 16.01.2016 | Кому: Всем
Вот у чехов целый мотив на эту тему

[censored]
[censored]
[censored]
Aleks3
надзор »
#3 | 17:08 16.01.2016 | Кому: Всем
А как же "Папа куда ты меня отдал, тут все воняют!!!"?
А как же обосраный и обоссаный Версаль?
А как же "Вы не видели ещё мои ноги!"?
А как же дочь короля Испании зажраная до смерти вшами?
#4 | 17:08 16.01.2016 | Кому: Всем
Мне вывод понравился:

"Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.
Исчезновению банного дела в постренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия. "Малый ледниковый период" длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива - заменить его смогли только в Новое Время каменным углем."
von_herrman
надзор »
#5 | 17:09 16.01.2016 | Кому: Aleks3
> А как же обосраный и обоссаный Версаль?


Это чуть позже.
#6 | 17:10 16.01.2016 | Кому: Aleks3
Исчезновению банного дела в постренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия. "Малый ледниковый период" длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива - заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.

Обратите внимание на резкий рост цен на дрова после 1550 года

[censored]

Кстати рост цен на дрова был и на Руси, и в Центральном нечерноземье бани были доступны далеко не всем.
von_herrman
надзор »
#7 | 17:11 16.01.2016 | Кому: Orient
> "Малый ледниковый период" длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов

Не только.
В 14 веке изобрели доменную печь, которая тут же моментально распространилась.
Выплавка стали и чугуна выросла просто колоссально, по сравнению с 13 веком, леса тупо пережигали на уголь для металлургии.
Aleks3
надзор »
#8 | 17:11 16.01.2016 | Кому: von_herrman
> Это чуть позже.

Ну тнб с ним. А было такое, что после прихода христианства все бани, которые остались как после арабов, так и после греков позакрывали нафиг?
von_herrman
надзор »
#9 | 17:12 16.01.2016 | Кому: Aleks3
> А было такое, что после прихода христианства все бани, которые остались как после арабов

После римлян

> позакрывали нафиг?


Нет, использовали, где они были, до полного из выхода из строя. Слишком сложное сооружение для 5-6 века :)
Aleks3
надзор »
#10 | 17:13 16.01.2016 | Кому: Aleximum
т.е. по всякому было в средневековье с банями, но в основном хреново?
#11 | 17:14 16.01.2016 | Кому: von_herrman
> Не только.
> В 14 веке изобрели доменную печь, которая тут же моментально распространилась.
> Выплавка стали и чугуна выросла просто колоссально, по сравнению с 13 веком, леса тупо пережигали на уголь для металлургии.

На корабли тоже. Снарядить один галеон = срубить небольшой лесок. Опустынивание центральных районов Испании в аккурат совпадает с началом освоения новых колоний.
von_herrman
надзор »
#12 | 17:14 16.01.2016 | Кому: Aleks3
Бани - городская тема.
На деревне мылись в речках (источников - опять же масса).
von_herrman
надзор »
#13 | 17:14 16.01.2016 | Кому: Aleximum
> На корабли тоже.

В обязательном порядке.
#14 | 17:15 16.01.2016 | Кому: Aleks3
> т.е. по всякому было в средневековье с банями, но в основном хреново?

Не то что хреново. Но каждый день в горячей воде не по кайфуешь.
#15 | 17:15 16.01.2016 | Кому: Всем
Судя по картинкам, бани для богатых совмещали функции с борделями.
Aleks3
надзор »
#16 | 17:16 16.01.2016 | Кому: von_herrman
> Нет, использовали, где они были, до полного из выхода из строя. Слишком сложное сооружение для 5-6 века :)

Так, слушай. Я читал интересную книжку под названием "Христианство и спорынья" Довольно занятная, если превозмочь вступление про серотонин. Так там автор упоминал на запрет бань духовенством по причине их развратности и пошлости. Меня наебали?
von_herrman
надзор »
#17 | 17:16 16.01.2016 | Кому: Dark Soul
> Судя по картинкам, бани для богатых совмещали функции с борделями.

Деятели церкви регулярно клеймили бани за разврат. И требовали закрыть. Не потому, что мыться не хотели давать, а вот за это.
Aleks3
надзор »
#18 | 17:17 16.01.2016 | Кому: von_herrman
> На деревне мылись в речках (источников - опять же масса).

"- А зимой?
- Да чё там той зимы!?"
von_herrman
надзор »
#19 | 17:19 16.01.2016 | Кому: Aleks3
> Так там автор упоминал на запрет бань духовенством по причине их развратности и пошлости. Меня наебали?

Про запрет - наебали. Не было запрета.
Про постоянные безуспешные попытки запрета (за редким исключением) - так и было.
Опять же во время чумы14 века действительно умные люди из числа кардиналов (были такие) с кафедр проповедовали мыль о том, что больше трех не собираться. Ну и баням доставалось.
#20 | 17:19 16.01.2016 | Кому: Aleks3
> "- А зимой?
> - Да чё там той зимы!?"

А зимой - в печи (если на Руси), или в бадье. У японцев например с давних времен сохранилась традиция всей семьей в одной большой бочке с горячей водой сидеть
von_herrman
надзор »
#21 | 17:20 16.01.2016 | Кому: Aleks3
> "- А зимой?

Дома, в бочке. Как на картинке в первом комменте.
Aleks3
надзор »
#22 | 17:20 16.01.2016 | Кому: von_herrman
> Не потому, что мыться не хотели давать, а вот за это.

Как то странно. Нет бы запретить просто разврат, они решили запретить бани.
А я слышал, что существовали такие монастыри, в который запрещалось не только мыться, но и жопу подтирать.
Дескать нефиг быть чистому - это богу не нравиться, нужно плоть усиленно умерщвлять. Брешут поди?
Aleks3
надзор »
#23 | 17:22 16.01.2016 | Кому: von_herrman
> Дома, в бочке. Как на картинке в первом комменте.

Гм. А денег на дрова у всех хватало? Всё же лес принадлежит феодалу.
Aleks3
надзор »
#24 | 17:22 16.01.2016 | Кому: Aleximum
> А зимой - в печи (если на Руси), или в бадье. У японцев например с давних времен сохранилась традиция всей семьей в одной большой бочке с горячей водой сидеть

Мы балакаем про средневековую Европу.
von_herrman
надзор »
#25 | 17:24 16.01.2016 | Кому: Aleks3
> Как то странно. Нет бы запретить просто разврат, они решили запретить бани.

Вот у нас государство могло бы бороться с фашистской идеологией, а запретило свастику.

> А я слышал, что существовали такие монастыри, в который запрещалось не только мыться, но и жопу подтирать.


Я знаком с двумя уставами - францисканским и цистерианским. Ниче такого нет, хотя францисканцы - официально нищенствующий орден.
#26 | 17:25 16.01.2016 | Кому: Aleks3
> Гм. А денег на дрова у всех хватало? Всё же лес принадлежит феодалу.

Из статьи и графиков следует, что денег на дрова стало резко перестать хватать когда феодализм собственно заканчивался, и начиналось Новое время.
von_herrman
надзор »
#27 | 17:25 16.01.2016 | Кому: Aleks3
> Гм. А денег на дрова у всех хватало? Всё же лес принадлежит феодалу.

Зришь в корень :)
Рубить дрова в лесу господина было категорически нельзя. Могли и прирезать за такое.
А вот принцип "что с возу упало - то пропало" - работал. Собирали хворост, валежник.
von_herrman
надзор »
#28 | 17:26 16.01.2016 | Кому: Aleximum
> Из статьи и графиков следует, что денег на дрова стало резко перестать хватать когда феодализм собственно заканчивался, и начиналось Новое время.

Тогда как раз и леса начали заканчиваться :)
Aleks3
надзор »
#29 | 17:28 16.01.2016 | Кому: von_herrman
> Я знаком с двумя уставами - францисканским и цистерианским. Ниче такого нет, хотя францисканцы - официально нищенствующий орден.

Ну это всего два устава, а емнип орденов было считай столько же сколько монастырей, и у каждого свой устав.
Aleks3
надзор »
#30 | 17:32 16.01.2016 | Кому: von_herrman
> Собирали хворост, валежник.

Ну это понятно. Ну имхо при желании покупаться можно, если оно есть конечно. Хотя оно имхо возникало редко. Дров мало, лишь бы хата не промёрзла насквозь. Эдак покупаешься, просквозит и сразу в гроб - медицина была просто пиздец.

Кстати из той же книжки "Христианство и спорынья" узнал, что французский луковый суп это ни что иное, как кружка сырой воды с покрошенной в неё луковицей. Кипятить что-либо для простолюдинов было непозволительной роскошью - дров мало.
Aleks3
надзор »
#31 | 17:34 16.01.2016 | Кому: Aleximum
> Из статьи и графиков следует, что денег на дрова стало резко перестать хватать когда феодализм собственно заканчивался, и начиналось Новое время.

Из графиков следует, лишь то, что цена начала резко подниматься к началу Нового времени. О платёжеспособности населения там нет никаких данных. Может и дешёвые дрова купить могли не только лишь все. Если есть данные в статье - скопируй сюда плиз, я читал по диагонали.
von_herrman
надзор »
#32 | 17:35 16.01.2016 | Кому: Aleks3
> Ну это всего два устава, а емнип орденов было считай столько же сколько монастырей,

Нет.
Орденов было всего несколько. А монастырей - десятки тысяч.
И папские легаты (особенно после клюнийской реформы) следили за монастырями.
Ну а до клюнийсой реформы в монастырях царил разврат, обжорство и стяжательство. Какое уж там умервщление плоти и неподтирание жопы :)
Aleks3
надзор »
#33 | 17:36 16.01.2016 | Кому: von_herrman
> Нет.

Блин, ну как же так. А у меня уже эта инфа в биосе прописана.
Щас поищу по тырнетам, а ты подтвердишь или опровергнешь подлинность.
von_herrman
надзор »
#34 | 17:36 16.01.2016 | Кому: Aleks3
> Хотя оно имхо возникало редко.

Мыться два раза в день - такого даже в конце 80-х не практиковали :)
Aleks3
надзор »
#35 | 17:39 16.01.2016 | Кому: Всем
Ладно камрады, потом поговорим, я щас побегу на "Омерзительную восьмёрку"
#36 | 17:39 16.01.2016 | Кому: Aleks3
Ну вот как бы у Шекспира есть "Мера за меру"(переводы Зенкевича и Сороки), где говорится о бане, причём как раз с намёками на разврат. Это как бы намекает, что в 16-м веке бани всё ещё были.
В монастырях как раз и канализация, и водопровод достаточно часто были, да и из-за скученности риск эпидемий повыше, чем обычно - так что скорее всего о гигиене думали, ибо нефиг ценных кадров и имущество терять..
#37 | 17:43 16.01.2016 | Кому: Aleks3
>
> Из графиков следует, лишь то, что цена начала резко подниматься к началу Нового времени. О платёжеспособности населения там нет никаких данных. Может и дешёвые дрова купить могли не только лишь все. Если есть данные в статье - скопируй сюда плиз, я читал по диагонали.

В Новое время средний человек жил беднее чем его предок в Средние века. Собственно обнищание, потеря многими земли привела к участию в колонизации новых территорий.

В истории европейской цивилизации Позднее Средневековье является особым периодом. Оно знаменует собой начало перехода от феодализма Средних веков к буржуазному обществу Нового времени. Революционные преобразования происходят в различных сферах: экономике, политике, социальных отношениях, культуре и идеологии. В это время формируется капиталистический уклад в рамках все еще господствующего, но уже разлагающегося феодального хозяйства, зарождаются новые классы - буржуазия и пролетариат. Исходным пунктом, предшествующим капиталистическому производству, является первоначальное накопление капитала, и потому решающим фактором экономической истории стало обезземеливание крестьян, повсеместное распространение бродяжничества. Старые и новые земельные собственники, согнав с земли крестьян-держателей, сдают участки в аренду. Формируется фермерское хозяйство, как, например, в Англии и Голландии1.
Козьякова М.И.
История. Культура. Повседневность.
Западная Европа: от античности до 20 века. -
М.: Издательство "Весь Мир", 2002. - 360 с.
#38 | 17:53 16.01.2016 | Кому: Dark Soul
> Судя по картинкам, бани для богатых совмещали функции с борделями.

кхм.. а что-то изменилось?
#39 | 17:58 16.01.2016 | Кому: Aleks3
Ну, в 15 веке дрова шли по шиллингу за 40 вязанок, в шиллинге - 12 пенсов, сельхозрабочий получал 4 пенса в день, каменщик - 7 пенсов, ленлорд - 16, но из них 8 надо отдать рабочим.
Тут подробнее
[censored]
von_herrman
надзор »
#40 | 18:40 16.01.2016 | Кому: kotyara78
> Ну, в 15 веке дрова шли по шиллингу за 40 вязанок

Дополню, для сравнения - профессиональный воин с хорошим боевым опытом по кондотте получал около 60-100 шиллингов в месяц.
#41 | 18:47 16.01.2016 | Кому: von_herrman
> Дополню, для сравнения - профессиональный воин с хорошим боевым опытом по кондотте получал около 60-100 шиллингов в месяц.

Так это профессиональный воин, они во все времена недешево ценились, да и сейчас хороший солдат немало может получать.
von_herrman
надзор »
#42 | 18:48 16.01.2016 | Кому: viva4ever
Я чисто для сравнения.
#43 | 19:26 16.01.2016 | Кому: von_herrman
12-20 крон? Чёто много. Вроде 5-6 было нормой в 16-м веке.
von_herrman
надзор »
#44 | 19:30 16.01.2016 | Кому: kotyara78
> 12-20 крон? Чёто много. Вроде 5-6 было нормой в 16-м веке.

Я про кроны не в курсе, но вот 4-6 фунтов - вот оно самое.
#45 | 19:44 16.01.2016 | Кому: Всем
Так я так и не понял, мылись там или нет?! Судя по картинкам, это какие-то публичные дома, а не бани.
von_herrman
надзор »
#46 | 19:49 16.01.2016 | Кому: Kurt Cobain
> Так я так и не понял, мылись там или нет?!

Мылись.
#47 | 19:50 16.01.2016 | Кому: von_herrman
>Я про кроны не в курсе, но вот 4-6 фунтов - вот оно самое.

12 пенсов -шиллинг, 5 шиллингов - крона, 20 шиллингов - фунт (дословно - как раз фунт пенсов, 240 штук) - но это если верить курсу по ссылке выше.
von_herrman
надзор »
#48 | 19:53 16.01.2016 | Кому: kotyara78
Э... А мы про одинаковых военных говорим? Я вот - про конного, полностью одоспешенного жандарма в 15 веке.
#49 | 20:17 16.01.2016 | Кому: von_herrman
Я про пехотинца, конечно. Тогда вопрос полностью снимается:)
Aleks3
надзор »
#50 | 21:16 16.01.2016 | Кому: kotyara78
Тут вопрос - сколько эта вязанка весила или какой объём занимала.
Заработок крестьянина - всего 10 шиллингов, не так уж и много в целом - он же тоже налоги платил, да ещё и духовенству надо отстегнуть. И пожрать надо.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.