«Сатурн-5»: как можно утерять технологию ракеты

geektimes.ru — В СМИ всё чаще говорят о «лунном заговоре». Утверждается, что полёт и высадка на Луну в рамках космической программы «Аполлон» были сфабрикованы. Часто говорят, что ракета «Сатурн-5» была слишком хороша для того, чтобы быть реальной. Если она существовала, зачем нужно было начинать программу шаттлов, которые оказались дороже? Если она существовала, зачем сейчас вести с нуля разработку сверхтяжёлой ракеты SLS с похожими характеристиками? Как вообще можно утерять технологию производства?
Новости, Общество | Ворчун 09:33 06.01.2016
95 комментариев | 89 за, 1 против |
#1 | 09:36 06.01.2016 | Кому: Всем
Как, как? Дай дуракам хрен стеклянный. (шутка) А ежели сурьёзно, то врядли в ближайшие лет 50 нам это расскажут. Если конечно вектор развития капитализма не изменится.
#2 | 09:39 06.01.2016 | Кому: Всем
пусть не врут, вон тефлон и липучки для одежды тоже есть. подумаешь уникальную ракету потеряли, зато липучки не потеряли
#3 | 09:44 06.01.2016 | Кому: Всем
Ну вообще-то спокойно могу поверить в потерянную технологию. Сам на производстве работаю.
#4 | 09:45 06.01.2016 | Кому: Всем
А кто тогда "Скайлэб" выводил на орбиту? Тоже не хилая такая конструкция - 80 т.
#5 | 09:47 06.01.2016 | Кому: Всем
"Вернер, прости, мы все проебали!"
#6 | 09:47 06.01.2016 | Кому: Всем
Ну, начнем чтоли?

Не были они на луне!!!
#7 | 09:48 06.01.2016 | Кому: Всем
>Пусть и неофициально, но в НАСА о Луне начали задумываться в 1960 году, ещё до речи Кеннеди.

Говорят, фон Браун о Луне задумывался, когда ФАУ-1 клепал.
#8 | 09:51 06.01.2016 | Кому: Всем
Тема не раскрыта.
То есть тупые совки, которые прошли демократизацию и развал, смогли произвести РД-180 и улучшить его, а прогрессивные американцы хранили документацию в личных блокнотиках, которые сейчас пылятся в подвалах?
Вы серьёзно?
#9 | 09:57 06.01.2016 | Кому: Шу
> Вы серьёзно?

На самом деле. В ракетном деле если в конструкции меняется болт, то нужно всё заново испытывать. Если поменять блок - то это уже фактически новая ракета. Изделия очень сложные и штучные.
#10 | 10:01 06.01.2016 | Кому: Всем
У нас, технология Ту-160 по сути потеряна.
#11 | 10:05 06.01.2016 | Кому: Заключенный перат
> На самом деле. В ракетном деле если в конструкции меняется болт, то нужно всё заново испытывать. Если поменять блок - то это уже фактически новая ракета. Изделия очень сложные и штучные.

Там говорят про то, что у них фактически документации нормальной не было. И всё зависело от записей каких-то сумасшедших учёных. Ну бредятина же полная. И граждане занимались 3д сканированием двигателя (!!!), видимо за неимением документации как раз.
#12 | 10:05 06.01.2016 | Кому: Шу
> Тема не раскрыта.
> То есть тупые совки, которые прошли демократизацию и развал, смогли произвести РД-180 и улучшить его, а прогрессивные американцы хранили документацию в личных блокнотиках, которые сейчас пылятся в подвалах?
> Вы серьёзно?

Всё давно раскрыто: они(США) за бусы, и зеркальца, у нас, золото(рд-180) покупают.
#13 | 10:06 06.01.2016 | Кому: Шу
> Тема не раскрыта.
> То есть тупые совки, которые прошли демократизацию и развал, смогли произвести РД-180 и улучшить его, а прогрессивные американцы хранили документацию в личных блокнотиках, которые сейчас пылятся в подвалах?
> Вы серьёзно?

ага как и Буран или Энергию мы востановили, или Ту-160
#14 | 10:10 06.01.2016 | Кому: nikopol
> ага как и Буран или Энергию мы востановили, или Ту-160

Не нужно выдумывать задачи, которых нет.
Ту-160 модернизируется и служит до принятия на вооружение нового комплекса.
И для справки:
технологии, разработанные для «Энергии», используются и в настоящее время: двигатель боковых блоков «Энергии» РД-170, самый мощный (по состоянию на 2005 год) жидкостный двигатель в истории космонавтики, используется (под обозначением РД-171) на первой ступени ракеты-носителя «Зенит» (в том числе в проекте «Морской старт»), а двигатель РД-180, спроектированный на основе РД-171 — в американской ракете Атлас-5.
#15 | 10:11 06.01.2016 | Кому: nikopol
В конце 60-х в саш случилась perestroyka? Видимо я что-то пропустил.
#16 | 10:11 06.01.2016 | Кому: ringman
> У нас, технология Ту-160 по сути потеряна.

возможно, но при этом реальные полеты, реального Ту видны и не побоюсь этого слова, весьма ощутимы некоторыми.

Но я не про это, прошу заметить, что и оригинальные видеозаписи тоже потеряны НАСА, насколько я понимаю
НАСА существовала и тогда, существует и поныне, да и про лунный грунт какие то мутные слухи ходят.

И самое странное то что США не ХВАСТАЮТСЯ, как это у них принято хвастаться, рекламировать
практически любое свое достижение. Где все эти лунные астронавты-первопроходцы?
Скромно, в безвестности живут, скромно в безвестности умирают. Странно.

Лунные полеты на Луну американцев, как обрезало. Ни одной миссии...на Венеру, на Марс, на край Солнечной системы-пожалуйста, а на Луну ни-ни. Странно.


Ну, допустим, что 70-е были оч.тяжелы для США:энергетический кризис, поражение во Вьетнаме,фактический крах фин.системы(Бреттон-Вуд и проч.),допустим!
Но! в 80,но в 90! Якобы победа в холодной войне...для продления апофеоза торжества США запустить спутник к Луне, для засвидетельствования,
для подчеркивания Величия США, заснять следы лунных миссий, это ж так логично и мощнейщий пиар ход на весь Мир!
Это ж так логично и деньги относительно небольшие.
Даже разговоров на такого рода намерения не было! Странно, не похоже на американцев!
С их то исторической памятью! Странно все это.
А свою победу над нашей хоккейной сборной(СССР) в Лейк-Плесиде до сих пор помнят и ролики крутят.
#17 | 10:12 06.01.2016 | Кому: Шу
> Там говорят про то, что у них фактически документации нормальной не было.

Это обычная практика для пиндосов капитализма. Лично участвовал в постройке буровой без внятной документации.
#18 | 10:12 06.01.2016 | Кому: Акелла
> В конце 60-х в саш случилась perestroyka? Видимо я что-то пропустил.

(специально для тебя пример без перестройки!!!) за сколько времени в 80 года можно было восстановить производства паровозов 30 годов? Сколько новых предприятий нужно создать заново под них? Сколько времени понадобиться чтобы станции оборудовать доп оборудованием для паровозов (водо наливочные объекты, хранилища угля) (и это паровоз, не самое высокотехнологичное производство) Не будет ли выброшена в мусорку документация для техники под которой нет задач в современном мире (устаревшей)?

И главный вопрос - не проще ли будет сделать сейчас новый "паровоз" на новых принципах 21 века (опираясь на предыдущие достижения) - ответ, проще и быстрее, поэтому и у нас будут делать сверх тяжелую Ангару, а не восстанавливать Энергию (экспертам ведь видно, что Энергии у СССР тоже не было, ведь всем известно что если бы у нас была Энергия такая убер ракета, то зачем сейчас делать что-то новое - восстановили бы и летали на Марс спокойно по 100 тон груза)
#19 | 10:20 06.01.2016 | Кому: Шу
> То есть тупые совки, которые прошли демократизацию и развал, смогли произвести РД-180 и улучшить его, а прогрессивные американцы хранили документацию в личных блокнотиках, которые сейчас пылятся в подвалах?

Конкуренция лучше тоталитаризма!!!
#20 | 10:21 06.01.2016 | Кому: nikopol
> за сколько времени в 80 года можно было восстановить производства паровозов 30 годов? Сколько новых предприятий нужно создать заново под них?

Вместо паровозов у нас электровозы и тепловозы, успешно их заменившие. ЧЕМ можно заменить чудо-ракету Сатурн-5? Нет аналогов. Зачем же тогда выкидывать документацию?

Напомню, у Сатурна-5 13!!! запусков (и все успешные). То есть, документация ОБЯЗАНА была существовать. Тем более, что никто не ожидал столь нелогичного сворачивания производства крайне успешной ракеты-носителя.
#21 | 10:23 06.01.2016 | Кому: Zzlo
> Вместо паровозов у нас электровозы и тепловозы, успешно их заменившие. ЧЕМ можно заменить чудо-ракету Сатурн-5? Нет аналогов. Зачем же тогда выкидывать документацию?

нет задач под нее, в 60 были - полет на Луну, сейчас таких задач нет, зачем ее строить? Ракеты строят под задачи, а не потому что она может супер груз доставлять на орбиту, она то может, только грузов таких нет допустим или кораблей, дешевле на легкой ракете доставить пару спутников чем на сверхтяжелой. Паровозы (как и сатурн-5) - тоже ушли, т.к. для них задач тоже не нашлось, мало груза первозят в современной мире.
#22 | 10:24 06.01.2016 | Кому: nikopol
> зачем ее строить?

Дело даже не в строить, где этот fucking manual??

> сейчас таких задач нет


Это же не значит, что они вовсе не появятся? Могли бы в библиотеку конгресса сдать, если самим не охота макулатуру хранить...
#23 | 10:26 06.01.2016 | Кому: Zzlo
> Дело даже не в строить, где этот fucking manual??

там же где и для Энергии-Буран. Лежат по разным КБ, некоторых их вообще нет (в США разорились)

> Это же не значит, что они вовсе не появятся? Могли бы в библиотеку конгресса сдать, если самим не охота макулатуру хранить...


ну и будет храниться, как чертежи паровоза - смысл в этом хранения, их восстанавливать по этим чертежам никто не будет - не выгодно, проще новую ракету сделать. Потому что чертежи одно, а технология литья допустим изменились, или электроники - и что ты будешь по чертежам 60 годов востанавливать технологию литья форсунки двигателя 60 г, (новое литье нельзя, а то может в этом литье был какой секрет что при определенных условиях и топливе давал те или иные показатели)?

Еще раз, никто в современном мире не делает вначале ракету, а потому придумывает задачи под нее. Либо делаются ракеты под существующие задачи - доставка спутников, либо вначале создается задача - полет на Марс, определяется х-ки то что нужно, и под этот полет создается ракета, а никак не наоборот. Создадим сверх-тяжелую ракету - а уж потом мы ее где-нибудь применим, скорее всего нигде не применяться она и загнется на 2-3 полета.
Ringo
шутил про красные линии »
#24 | 10:26 06.01.2016 | Кому: dunkan-2002
> Ну вообще-то спокойно могу поверить в потерянную технологию. Сам на производстве работаю.

Не технология, конечно, но сам читал, как в компании Victor (производившей грампластинки) просто выбросили в реку все оригиналы-носители музыкальных записей 1910х-1930х годов.
Hamsterling
интеллектуал »
#25 | 10:32 06.01.2016 | Кому: Zzlo
> Дело даже не в строить, где этот fucking manual??

Дело ведь не только в мануале. Такой суперсложный агрегат как ракета (такая ракета) никогда и никак не может быть полностью задокументирован. Можно максимально к этому приблизится (если поставить цель), но полностью - всё равно не получить. Кроме того, за ненадобностью даже суперподоробные мануалы имеют свойство теряться. Почитай про такое понятие как промышленная археология.
#26 | 10:36 06.01.2016 | Кому: Всем
и еще говорят, что в проете "Апполон" было задействовано несколько десятков тысяч, если не сотен тысяч спецов и
утаить обман не получится при таких масштабах. Ок.
Но в такого рода производствах вовсе не обязательно всех посвящать над чем они, эти то ли десятки, то ли сотни тысяч
работают, скорее наоборот об истинной, конечной цели знают считанные лица.
Вот проект "Зведных войн" Рейгана был вполне серьезно воспринят и СССР да и всем миром, потом
все это оказалось лютым фейком, дескать не было ТОГДА, в 80-х таких техн.возможностей.
Но все ведь поверили? Даже те десятки и сотни тысяч спецов, которые были якобы в теме.

Почему б такой финт не выкинуть и с лунной программой?
pyth2000
не фашист »
#27 | 10:41 06.01.2016 | Кому: zavhoz
> Не были они на луне!!!

Все шесть раз!!!
pyth2000
не фашист »
#28 | 10:44 06.01.2016 | Кому: Заключенный перат
> Лично участвовал в постройке буровой без внятной документации.

При постройке одного из аэропортов, по разным причинам, было сменено 4 (четыре, блядь!!!) фирмы-субподрядчика по выполнению работ по СКС. Проектная документация потерялась уже при смене второго на третьего субчика. Четвертый был, конечно, огонь и всё такое, но достраивал без документации, кабельные журналы делал по факту и на коленке, а как там трассы идут - сейчас, наверное, уже никто не знает.
#29 | 10:45 06.01.2016 | Кому: Ringo
> Не технология, конечно, но сам читал, как в компании Victor (производившей грампластинки) просто выбросили в реку все оригиналы-носители музыкальных записей 1910х-1930х годов.

практически весь фонд записей советского ЦТ за 70-80-е годы был утрачен из-за того, что банально не хватало кассет для записей новых программ
#30 | 10:50 06.01.2016 | Кому: Постижор
> и еще говорят, что в проете "Апполон" было задействовано несколько десятков тысяч, если не сотен тысяч спецов и утаить обман не получится при таких масштабах. Ок.

несколько миллионов вообще-то, большая часть из которых - работники частных компаний
#31 | 10:55 06.01.2016 | Кому: Всем
> Как вообще можно утерять технологию производства?

А как ВСЮ документацию Н-1 уничтожили по приказу Глушко?
#32 | 10:56 06.01.2016 | Кому: nikopol
> Создадим сверх-тяжелую ракету - а уж потом мы ее где-нибудь применим

Так УЖЕ было создано. И даже вроде бы летало. Ну и не стоит преуменьшать мощь подхода [давайте айфон создадим, вдруг кому-нибудь понадобится?]. Имея уже готовое и очень даже неплохое, судя по заявленным результатам, изделие, можно было бы и задачу какую-нибудь под нее придумать. Орбитальную обитаемую станцию, там (и пусть русские утерлись бы со своим "Миром"), собачек на Марс запустить, запустить Вояджер с бОльшим запасом энергии на борту... Сатурн был слишком хорош, чтобы его выкинуть на помойку, если верить тому, что про него написано.

ЗЫЖ Полностью согласен с тем, что СЕЙЧАС его уже не возродить. Экономически и технологически бессмысленно, поезд ушел слишком далеко. Тем не менее, хочу напомнить, что вакуумные электронные лампы очень даже производятся, по технологиям полувековой и более давности.
#33 | 10:58 06.01.2016 | Кому: Choristoceras
> > Как вообще можно утерять технологию производства?
>
> А как ВСЮ документацию Н-1 уничтожили по приказу Глушко?

Справедливости ради, у Н-1 было 4 запуска, все - неудачные. У Сатурна-5 было 13 запусков, ни одного аварийного.
#34 | 11:05 06.01.2016 | Кому: Zzlo
> Имея уже готовое и очень даже неплохое, судя по заявленным результатам, изделие, можно было бы и задачу какую-нибудь под нее придумать.

Давай замутим, но заплатишь за это ты!!!
Атласы завернули, кмк, из-за дороговизны. И космическая дружба между СССР и США была основана на взаимной выгоде и сумасшедшей экономии.
#35 | 11:14 06.01.2016 | Кому: ringman
> У нас[] технология Ту-160 по сути потеряна.

Да мы даже запятые разучились ставить!
#36 | 11:38 06.01.2016 | Кому: Пальтоконь
> Да мы даже запятые разучились ставить!

До чего страну довели! При Сталине такой херни не было!!!
#37 | 11:55 06.01.2016 | Кому: Мюллер
> До чего страну довели! При Сталине такой херни не было!!!

Вот-вот, тогда всю безграмотность взяли - и ликвидировали!!! >8-{E~~~
#38 | 12:04 06.01.2016 | Кому: Zzlo
> Справедливости ради, у Н-1 было 4 запуска, все - неудачные. У Сатурна-5 было 13 запусков, ни одного аварийного.

Это понятно, но нафига документацию жечь? Не станки, не стенды, не стартовый стол, а именно бумагу, которая кушать не просит.
#39 | 12:16 06.01.2016 | Кому: Zzlo
не смеши, беспилотные были неудачными, как вдруг пилотируемые все удачные?
#40 | 12:21 06.01.2016 | Кому: Choristoceras
> Это понятно, но нафига документацию жечь? Не станки, не стенды, не стартовый стол, а именно бумагу, которая кушать не просит.

Зато бумага требует очень много места для хранения. И чем сложнее агрегат, тем больше на него проектной документации, вплоть до целых ангаров.
#41 | 12:27 06.01.2016 | Кому: Пальтоконь
>> У нас[] технология Ту-160[,] по сути[,] потеряна.

>Да мы даже запятые разучились ставить!
#42 | 12:30 06.01.2016 | Кому: dse
> Зато бумага требует очень много места для хранения. И чем сложнее агрегат, тем больше на него проектной документации, вплоть до целых ангаров.

Да нет, там чистая политика была, чтобы протолкнуть "Буран", ну и бывшие войнушки Глушко с Королёвым. Всё остальное вторично.
#43 | 13:13 06.01.2016 | Кому: nikopol
Просто прелестная аналогия. Расскажи, насколько сильно отличается двигатель Ф1 от РД 180. Это первое. И второе: в америке была перестройка в конце 60-х и последовавший за ней всеобщий развал "народного хозяйства" или нет?
#44 | 13:26 06.01.2016 | Кому: gurgutan
Дауш... Конь где-то пальто забыл :)
#45 | 13:31 06.01.2016 | Кому: Акелла
> Просто прелестная аналогия. Расскажи, насколько сильно отличается двигатель Ф1 от РД 180. Это первое. И второе: в америке была перестройка в конце 60-х и последовавший за ней всеобщий развал "народного хозяйства" или нет?

пример без перестройки же, про паровозы, ответь на вопросы про паровоз пожалуйста? Еще раз ты хочешь чтобы в США восстановили технологию 60 годов производства двигателя, представляешь это не сделают никогда, поэтому что оно не нужно никому. Т.к. технология создания двигателя ракетного 60 и 21 века разительно отличаются, и переносить технологические цепочки 60 г в современный мир бред

поэтому говорить чего не могут создать такой убер двигатель как в 60 - ответ один, потому что он в современном мире никому не нужен - задач для этого двигателя нет. А если задача появиться то представляешь создадут новый двигатель, а не будут восстанавливать технологии 60 годов и даже 80 годов не будут
#46 | 13:32 06.01.2016 | Кому: Акелла
> Расскажи, насколько сильно отличается двигатель Ф1 от РД 180.

в два раза больше, в полтора - тяжелее
#47 | 13:48 06.01.2016 | Кому: gurgutan
Ага. Я только потом заметил, когда время правки камента прошло.
Zergey
надзор »
#48 | 14:17 06.01.2016 | Кому: Всем
Интересно
#49 | 14:52 06.01.2016 | Кому: nikopol
> пример без перестройки же, про паровозы, ответь на вопросы про паровоз пожалуйста? Еще раз ты хочешь чтобы в США восстановили технологию 60 годов производства двигателя, представляешь это не сделают никогда, поэтому что оно не нужно никому. Т.к. технология создания двигателя ракетного 60 и 21 века разительно отличаются, и переносить технологические цепочки 60 г в современный мир бред
>
> поэтому говорить чего не могут создать такой убер двигатель как в 60 - ответ один, потому что он в современном мире никому не нужен - задач для этого двигателя нет. А если задача появиться то представляешь создадут новый двигатель, а не будут восстанавливать технологии 60 годов и даже 80 годов не будут

Цитирую полностью, настолько шедеврально написано! Решпект.

Судя по этому ээээ замечанию, следует:

1. раз достигнутое, революционное изобретение, прорыв,... больше никому не нужен;
2. прорыв в достижении не задает больше новый уровень, новый тон;
3. научные школы, а трудились не фирмы, а именно научные школы добившиеся прорыва,
то их достижения с РЕАЛИЗОВАННЫМИ, с ВОПЛОЩЕННЫМИ, С МАТЕРИАЛИЗОВАННЫМИ Идеями их, научных школ, идей
больше никому не нужны-на свалку!;
4 Денег затраченных на этот Прорыв больше никто в Америке не считает!
Незачем!

Вы это серьезно, Вы это про Америку, камрад??

Осталась одна "липучка" от эпохального проекта, да?

Только странно, что достижения в атомной бомбе превзошедшие достижения СССР
да и всего Мира в военных технологиях старательно развиваются, культивируются.
Эволюционируют, однем словом...вот недавно А-бомбу 60-х годов модернизировали.

А ракетные, прорывные технологии не хотят.
Ах! это так похоже на англо-саксов, они такие взбалмошные-никакого постоянства!
#50 | 15:02 06.01.2016 | Кому: Choristoceras
> Да нет, там чистая политика была, чтобы протолкнуть "Буран", ну и бывшие войнушки Глушко с Королёвым.

Кстати да, тоже такое слышал. Ещё слышал мнение, что Глушко так и не удалось победить закручивание H-1 в полёте вокруг оси симметрии, вызванное неизученными на тот момент газодинамическими эффектами, а потом и американцы подтянулись. Возможно, уничтожение документации могло быть вызвано ещё и желанием скрыть этот факт.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.