Авиастроители предложили отказаться от вторых пилотов

interfax.ru — ......
Новости, Технологии | борец с идеями 12:28 28.12.2015
67 комментариев | 42 за, 0 против |
#1 | 12:28 28.12.2015 | Кому: Всем
[censored]
#2 | 12:34 28.12.2015 | Кому: Всем
Здорово - вперёд к показателям автомобильных аварий.
#3 | 12:36 28.12.2015 | Кому: Всем
Предлагаю вообще отказаться от пилотов. Да че там, и от авиастроителей тоже.
#4 | 12:40 28.12.2015 | Кому: Всем
Начинки для гробов боятся даже ещё не созданных роботов!!! :-)
[censored]
#5 | 12:43 28.12.2015 | Кому: Сов спикуль
> Здорово - вперёд к показателям автомобильных аварий.

Очевидно, что аварийность беспилотных пассажирских авиалайнеров (которые пока не появились) надо будет сравнивать не с нынешней аварийностью автомобилей, а с аварийностью авто, управляемых компьютером (которые уже появились, но пока ещё не разрешены к использованию на дорогах).
#6 | 12:46 28.12.2015 | Кому: Всем
Ожидаемо. Полностью отражает современный тренд - уменьшение времени подготовки к полетам, различные ухищрения для сокращения пауз между сменами у пилотов и т.п.
#7 | 12:48 28.12.2015 | Кому: Всем
Флайт-менеджеры всё ближе.
CEBEP
своевременно подпущенный »
#8 | 12:55 28.12.2015 | Кому: Всем
Электрички уже давно наблюдаю без помощника машиниста, всё сам один управляет.
#9 | 13:04 28.12.2015 | Кому: Всем
Зачем нужен пилот, если есть диспетчеры и автоматика?
#10 | 13:17 28.12.2015 | Кому: Всем
Да нормально, в случае чего, стюардесса или пассажир какой-нибудь посадит по инструкции с земли. Кино что ли не смотрели?
von_herrman
надзор »
#11 | 13:28 28.12.2015 | Кому: kudilos
> Зачем нужен пилот, если есть диспетчеры и автоматика?

А есть такая автоматика, которая с помощью диспетчера пасс. авиалайнер сможет мягонько на Неву между мостами приводнить в случае чего?
Retigr
дебил »
#12 | 13:31 28.12.2015 | Кому: Всем
К этому шло и считаю это правильным решением.
#13 | 13:33 28.12.2015 | Кому: von_herrman
> А есть такая автоматика, которая с помощью диспетчера пасс. авиалайнер сможет мягонько на Неву между мостами приводнить в случае чего?

Именно такой автоматикой и заменяют пилотов. Аварии авиакомпаниям приносят несравнимо большие убытки, чем затраты на развитие автоматики.
von_herrman
надзор »
#14 | 13:34 28.12.2015 | Кому: kudilos
> Именно такой автоматикой и заменяют пилотов.

Круто. А где можно почитать про летные испытания такой автоматики? Раз уже она есть?
#15 | 13:35 28.12.2015 | Кому: von_herrman
> Раз уже она есть?

В статье написано, что её разрабатывают, а не разработали.
von_herrman
надзор »
#16 | 13:37 28.12.2015 | Кому: kudilos
> В статье написано, что её разрабатывают, а не разработали.

А ты написал, что заменяют. Уже.
#17 | 13:40 28.12.2015 | Кому: von_herrman
> А ты написал, что заменяют. Уже.

Это принципиально: сейчас заменят или через 5 лет?
von_herrman
надзор »
#18 | 13:41 28.12.2015 | Кому: kudilos
> Это принципиально: сейчас заменят или через 5 лет?

С учетом того, что не заменят на через 5 ни через 25 - нет, непринципиально :)
#19 | 13:45 28.12.2015 | Кому: von_herrman
> С учетом того, что не заменят на через 5 ни через 25 - нет, непринципиально :)

А ничего, что космический корабль "Буран" совершил беспилотный полёт в космос 27 лет назад?
#20 | 13:48 28.12.2015 | Кому: von_herrman
> Круто. А где можно почитать про летные испытания такой автоматики? Раз уже она есть?

Можно даже посмотреть. Неплохая документалистика. КС.

[censored]
#21 | 14:12 28.12.2015 | Кому: Всем
Кому интересно - отработка системы ILS, посадка в кромешный туман на полном автомате.

[censored]
#22 | 15:00 28.12.2015 | Кому: kudilos
> А ничего, что космический корабль "Буран" совершил беспилотный полёт в космос 27 лет назад?

Он летал в космос с тремя сотнями пассажиров в грузовом отсеке?
#23 | 15:08 28.12.2015 | Кому: kudilos
> А ничего, что космический корабль "Буран" совершил беспилотный полёт в космос 27 лет назад?

Совершил. Без риска для жизни людей на борту только по причине отсутствия собственно людей. И при этом - лётчики-испытатели и космонавты (которым предстояло по планам летать на этом самом "Буране") требовали реализации ручного управления.

> ...система управления корабля «Буран» должна была выполнять автоматически все действия вплоть до остановки корабля после посадки. Участие лётчика в управлении не предусматривалось. (Позже, по нашему настоянию предусмотрели всё-таки резервный ручной режим управления на атмосферном участке полёта при возврате корабля.)

(ц) - Степан Анастасович Микоян.
von_herrman
надзор »
#24 | 15:13 28.12.2015 | Кому: kudilos
> А ничего, что космический корабль "Буран" совершил беспилотный полёт в космос 27 лет назад?

Я в курсе.
Штатно взлететь, пролететь и сесть на автопилоте щас любой современный авиалайнер может.
#25 | 15:19 28.12.2015 | Кому: Piggyspark
> Кому интересно - отработка системы ILS, посадка в кромешный туман на полном автомате.

А так автоматика умеет?
[censored]
А так?
[censored]
Вот когда автоматика научится сажать самолет в любой аварийной ситуации - на одном двигателе, с не вышедшим шасси, "на брюхо", на воду и т.д. тогда и можно будет заменять ею пилотов.
#26 | 15:40 28.12.2015 | Кому: barbudos
> Он летал в космос с тремя сотнями пассажиров в грузовом отсеке?

А разницы?
von_herrman
надзор »
#27 | 15:56 28.12.2015 | Кому: pavelat
> > Он летал в космос с тремя сотнями пассажиров в грузовом отсеке?
>
> А разницы?

Щас любой авиалайнер может взлететь, долететь и сесть полностью на автопилоте.
Пока все штатно.
#28 | 16:10 28.12.2015 | Кому: von_herrman
> Щас любой авиалайнер может взлететь, долететь и сесть полностью на автопилоте.

Наличие/отсутствие пассажиров на это как-то влияет?

> Пока все штатно.


Главное начать, а после разовьём и углубим!!!
#29 | 16:16 28.12.2015 | Кому: von_herrman
> Штатно взлететь, пролететь и сесть на автопилоте щас любой современный авиалайнер может.

Ну и почему тогда "не заменят на через 5 ни через 25"?
von_herrman
надзор »
#30 | 16:19 28.12.2015 | Кому: pavelat
> Наличие/отсутствие пассажиров на это как-то влияет?

Разве что в том плане, что без пассажиров можно встроить самоликвидатор (как взенитной ракете) на случай нештатной ситуации :)

> Главное начать, а после разовьём и углубим!!!


Чтоб полностью автоматически летать и реагировать на внештатные ситуации - надо снабдить автомат полной информацией о происходящем внутри и снаружи, о точном характере отказов, если есть. (и даже тут проблемы - при поступлении сигнала об одном отказе может уже начаться реакция автомата на него и оказаться неверной, если первый отказ вызывает собой другой отказ с некоторой задержкой).
В упомянутом Буране эти вопросы, насколько мне известно, решали не развитой системой реакции автомата на отказы, а максимальным исключением отказов за счет резервирования многократного важных систем.
#31 | 16:19 28.12.2015 | Кому: barbudos
> Он летал в космос с тремя сотнями пассажиров в грузовом отсеке?

Он летал в КОСМОС, входил в атмосферу на скорости в 35 раз большей, чем максимальная скорость авиалайнера и стоил на порядок дороже любого самолёта по тем ценам.
von_herrman
надзор »
#32 | 16:20 28.12.2015 | Кому: kudilos
А я вот комментом выше написал.
von_herrman
надзор »
#33 | 16:21 28.12.2015 | Кому: kudilos
У нас нет статистики по отказам той автоматики, что сажала Буран. Полет был один.
Как автоматика вела бы себя при постоянной эксплуатации - неизвестно. Сколько бы Буранов теряли - неизвестно.
Retigr
дебил »
#34 | 16:57 28.12.2015 | Кому: von_herrman
> Как автоматика вела бы себя при постоянной эксплуатации - неизвестно. Сколько бы Буранов теряли - неизвестно.

По авиалайнерам есть статистика. И статистика такова, что ИКАО (международная организаци авиаперевозчиков) требует от авикомпаний, чтобы пилоты чаще летали на руках. Потому что сейчас пилоты так расслабились и так постоянно летают на автопилоте, на нем же взлетают, на нем же - садятся, что навыки ручного пилотирования атрофируются. И в результате... И в результате получается что-то типа катастрофы Дримлайнера в Сан-Франциско, где пилоты настолько разучились летать "на руках", что тупо "проспали" скорость, допустили ее неадекватное падение и тем уронили самолет.
#35 | 17:00 28.12.2015 | Кому: von_herrman
> Чтоб полностью автоматически пилотируемо летать и реагировать на внештатные ситуации - надо снабдить автомат пилота полной информацией о происходящем внутри и снаружи, о точном характере отказов, если есть. (и даже тут проблемы - при поступлении сигнала об одном отказе может уже начаться реакция автомата пилота на него и оказаться неверной, если первый отказ вызывает собой другой отказ с некоторой задержкой

А если так?

> В упомянутом Буране эти вопросы, насколько мне известно, решали не развитой системой реакции автомата на отказы, а максимальным исключением отказов за счет резервирования многократного важных систем.


Дык. Отож.
von_herrman
надзор »
#36 | 17:03 28.12.2015 | Кому: Retigr
> По авиалайнерам есть статистика.

Напрямую применять к аппаратам типа бурана я бы не стал, есть такая вещь - как аэродинамическое качество. И чем оно выше, тем чувствительней аппарат ко внешним атмосферным воздействиям.
А если качество, как у кирпича, полет которого, по сути - управляемое падение - то куча внешних факторов тут же становится малозначимым и реакцию на них можно даже не программировать.
von_herrman
надзор »
#37 | 17:07 28.12.2015 | Кому: pavelat
> А если так?

А в коммерческом авиалайнере все эти многократные дублирования надо возить либо за счет дальности, либо за счет пассажировместимости.
Причем по-хорошему дублировать надо на разных физических принципах. Типа электропривод руля дублируется на вторым электроприводом, а гидроцилиндром.

Опять же, невозможно продублировать вообще все. Придется мириться с тем, что резервировано будет только самое главное.
Например, механизм уборки-выпуск шасси я не представляю, как можно продублировать. Он один, все.
von_herrman
надзор »
#38 | 17:09 28.12.2015 | Кому: pavelat
> > Чтоб полностью автоматически пилотируемо летать и реагировать на внештатные ситуации - надо снабдить автомат пилота полной информацией о происходящем внутри и снаружи

Человек может принимать решения (правильные. неправильные - от опыта зависит) в условиях острого недостатка информации. У нас мозги эволюцией под это заточены.

Я не программист, но как заставить автомат принимать (или, что интересно - не принимать) решение, в случае, к примеру, нормальных полетных показателей, все в норме, но появилась вибрация.
#39 | 17:19 28.12.2015 | Кому: von_herrman
> Человек может принимать решения (правильные. неправильные - от опыта зависит) в условиях острого недостатка информации. У нас мозги эволюцией под это заточены.

Сиречь, есть алгоритм принятия решения. Реализованный на нейронной сети. Не некая сложная и непонятная сакральная штука, а алгоритм. Сложный, но реализуемый искуствено.

> Я не программист, но как заставить автомат принимать (или, что интересно - не принимать) решение, в случае, к примеру, нормальных полетных показателей, все в норме, но появилась вибрация.


Это не автомат, это специализированный ИИ, возможно что тоже на нейронной сети. Его ещё не сделали, но уверенно к этому идут.
von_herrman
надзор »
#40 | 17:23 28.12.2015 | Кому: pavelat
> Сиречь, есть алгоритм принятия решения. Реализованный на нейронной сети. Не некая сложная и непонятная сакральная штука, а алгоритм. Сложный, но реализуемый искуствено.

А алгоритма-то нет.

> Это не автомат, это специализированный ИИ, возможно что тоже на нейронной сети. Его ещё не сделали, но уверенно к этому идут.


Во. Именно.
Тока как бы не пришлось этот ИИ обучать дольше и дороже, чем летчика :)
В конце концов, летчик может (проверено многократно) в нештатной ситуации, всю суть которой не понимает не только он (он примерно пытается догадаться, сидя в кабине), но потом еще куча высоких умов пытается понять после успешной посадки (и часто ни к чему не приходят, нужны новые полеты и эксперименты), произвести совершенно правильные действия. Никаким предыдущим опытом не предусмотренные. Т.е., грубо говоря, изобрести правильные действия. Я чет сомневаюсь, что в ближайшие 25 лет будут такие ИИ.
#41 | 17:30 28.12.2015 | Кому: von_herrman
> А алгоритма-то нет.

Эм. Решения принимаются - значит есть. Когда нет - решения не принимаются.

> Тока как бы не пришлось этот ИИ обучать дольше и дороже, чем летчика :)


И шо? Его надо обучить 1 шт., затем банально откопировать в нужном количестве экземпляров.

> В конце концов, летчик может (проверено многократно) в нештатной ситуации, всю суть которой не понимает не только он (он примерно пытается догадаться, сидя в кабине), но потом еще куча высоких умов пытается понять после успешной посадки (и часто ни к чему не приходят, нужны новые полеты и эксперименты), произвести совершенно правильные действия. Никаким предыдущим опытом не предусмотренные. Т.е., грубо говоря, изобрести правильные действия. Я чет сомневаюсь, что в ближайшие 25 лет будут такие ИИ.


Хз. Не Настрадамус я и не Ванга.
von_herrman
надзор »
#42 | 17:38 28.12.2015 | Кому: pavelat
> Эм. Решения принимаются - значит есть.

Так может и не надо принимать. К примеру - на взлете камешек в створку шасси ударил и погнул. А вибрация пошла от погнутой створки - только после набора скорости.

И нарастает (с набором скорости). Это херня полная, на безопасность полета вообще не влияет. Как это автомату объяснить? Обклеивать тензодатчиками каждый см. кв. поверхности самолета, чтоб понять, что с ним происходит? Так проще сусальным золотом покрыть.


> И шо? Его надо обучить 1 шт., затем банально откопировать в нужном количестве экземпляров.


Это когда ты можешь обучить. Учить придется тому, что учителя сами не до конца знают. Летание - это творческая работа.
Вот в авиашколах и учат людей.
И после выпуска - вроде всему научен. Ему все рассказали и показали.
Но без собственного налета в тысячи часов после училища - хорошего пилота не будет.
А бывает, что вообще где-то что -то услышал, даже не связанное напрямую с пилотированием, забыл, а в критической ситуации оно всплыло и подсказало решение.
#43 | 18:13 28.12.2015 | Кому: von_herrman
> Так может и не надо принимать.

Точнее, принять решение ничего не предпринимать.

> И нарастает (с набором скорости). Это херня полная, на безопасность полета вообще не влияет. Как это автомату объяснить? Обклеивать тензодатчиками каждый см. кв. поверхности самолета, чтоб понять, что с ним происходит? Так проще сусальным золотом покрыть.


А человек как это определяет? Да и определить, где именно происходит вибрация, можно и несколькими датчиками, методом анализа.

> Это когда ты можешь обучить.


Естественно.

> Но без собственного налета в тысячи часов после училища - хорошего пилота не будет.


И тут ИИ в выигрыше. Его можно параллельно гонять на тысячах самолётов, а потом собирать тысячи наработок в одну. Или вообще собрать всё в сеть.

> А бывает, что вообще где-то что -то услышал, даже не связанное напрямую с пилотированием, забыл, а в критической ситуации оно всплыло и подсказало решение.


М. Предположу, что это связано скорее с особенностями работы мозга, чем с пилотированием.
#44 | 18:22 28.12.2015 | Кому: Всем
Одноместный Ка-50 выглядит круче, чем двухместный Ка-52, но войска от него не просто так отказались в пользу "Аллигатора"
von_herrman
надзор »
#45 | 19:13 28.12.2015 | Кому: pavelat
> Точнее, принять решение ничего не предпринимать.

Да, это тоже решение, верно.

> А человек как это определяет?


Вот бы узнать! Не, в простых случаях я знаю. Но как научить автомат даже таким - это не моя область.

> Да и определить, где именно происходит вибрация, можно и несколькими датчиками, методом анализа.


Самолет слишком большой и потенциальных источников неопасных явлений там - море.
Человек может просто увидеть, что лючок на мотогондоле плохо привинченный сорвало. В окно выглянув, к примеру. Или, если сорваный лючок не видно - предположить, что произошло именно это, исключив какие-то другие вещи. Все знать и все исключить - невозможно, тут нужен опыт - какой объем чего может быть важен или нет.
А автомату надо однозначные вводные давать, ИМХО. От целой сети датчиков.

> Его можно параллельно гонять на тысячах самолётов


А пока он учится - кто пилотирует? И не выйдет ли так, что когда ИИ обучится - произойдет смена парка самолетов? :)


> М. Предположу, что это связано скорее с особенностями работы мозга


Да, а главная особенность работы мозга человека - это огромная скорость принятия решений на основании неполных данных. И, в отличие от мозга крыс и шимпанзе (а ИИ, кажется, даже до этого уровня не добрался даже близко) - часто немедленное изобретение абсолютно нового решения в сложнейшей ситуации, которое потом входит в учебники и вообще копилку знаний. А в летной работе - такое сплошь и рядом. Эт - творческая работа. Причем не эпизодически, а непрерывно.
Как работа инженера-конструктора, только в режиме цейтнота. Конструктор обсасывать совешенно новую идею со всех сторон может месяцами, у летчика - секунды в распоряжении. Поэтому в летчики берут не всех :)
#46 | 19:19 28.12.2015 | Кому: von_herrman
> А автомату надо однозначные вводные давать

Поэтому автомат туда и не ставят. Делают ИИ.

> А пока он учится - кто пилотирует?


Инструктор. А потом сам, с инструктором. А потом совсем сам. Это если брать обучаемый ИИ.

> И не выйдет ли так, что когда ИИ обучится - произойдет смена парка самолетов? :)


И что? Пилоты как-то переучиваются.

> Да, а главная особенность работы мозга человека - это огромная скорость принятия решений на основании неполных данных.


И чем полнее данные, тем лучше решение. И да, опыт - тоже данные.

> И, в отличие от мозга крыс и шимпанзе - часто немедленное изобретение абсолютно нового решения в сложнейшей ситуации, которое потом входит в учебники и вообще копилку знаний.


Вот не уверен, что крысы и шимпанзе не делают изобретений. На своём уровне, понятно.
von_herrman
надзор »
#47 | 19:21 28.12.2015 | Кому: pavelat
> И что? Пилоты как-то переучиваются.

У пилота мозг - вершина эволюции вообще и в пилоты берут не всех, т.е. еще и выборка среди вершины есть. По определенным параметрам.

> Вот не уверен, что крысы и шимпанзе не делают изобретений. На своём уровне, понятно.


Ну так пилотирование самолета - это не тот уровень, который доступен шимпанзе. При всем уважении к мегауспехам (без шуток) отдельных шимпанзе в речи и устройстве орудий труда.
#48 | 19:22 28.12.2015 | Кому: von_herrman
> механизм уборки-выпуск шасси я не представляю, как можно продублировать

Лыжи? :)
von_herrman
надзор »
#49 | 19:24 28.12.2015 | Кому: Piggyspark
> Лыжи? :)

Т.е. параллельно со стойками шасси возить точно такие же, независимо выпускаемые, только с лыжами? Дублировать вырезы в фюзеляже под нишу уборки лыж (а каждый вырез дорого обходится в плане прироста массы фюзеляжа, не говоря уже о доп. весе самого лыжного шасси)?
#50 | 19:26 28.12.2015 | Кому: von_herrman
> У пилота мозг - вершина эволюции вообще и в пилоты берут не всех, т.е. еще и выборка среди вершины есть. По определенным параметрам.

Вершина эволюции и вершина развития ммм... как это обозвать... Управляющий центр самолёта, что-ли. Вобщем это разное. И не факт, что человек - лучшее, что возможно в качестве пилота. Скорее, факт, что не лучшее из возможного.

> Ну так пилотирование самолета - это не тот уровень, который доступен шимпанзе. При всем уважении к мегауспехам (без шуток) отдельных шимпанзе в речи и устройстве орудий труда.


Так шимпанзе на пилотов вроде и не учат.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.