1. Курс французского франка: 100 французских франков = 16,15 советских рублей
Стоимость ВАЗ-2101 во Франции = 2083 рубля
Стоимость ВАЗ-2102 во Франции = 2255 рублей
Стоимость ВАЗ-2103 во Франции = 2459 рублей
2. Курс немецкой марки: 100 немецких марок = 29,76 советских рублей
Стоимость ВАЗ-2101 в ГДР = 2291 рубль
3. Сравним со стоимостью машин в СССР:
ВАЗ-2101 = 5500 рублей
ВАЗ-2102 = 7000 рублей
ВАЗ-2103 = 7300-7600 рублей
Рубль не был конвертируемой валютой, т.е. вообще не продавался за французские франки.
Указанные же курсы были для обмена валюты туристам.
Стоимость же любого товара на любом рынке определяется условиями этих рынков, а не газетными курсами.
Во Франции такая цена (во франках), а в СССР другая цена (в советских рублях).
Это разные рынки, которые были огорожены валютно и таможенно, причём в обе стороны, взаимно.
рубль наверное вообще не был валютой. рубль был своего рода "талоном" на получение чего-то, причём этого чего-то могло не быть в различных регионах. покупательная способность рубля была разной даже в зависимости от того, где ты собирался его тратить - в деревне, райцентре или городе. эта тема обсуждалась уже во время, про которое снят фильм "Печки-лавочки": "в городе-то я свой рублишко поинтересней потрачу..."
Рынки СССР и Франции были очень разными. Разная структура цен. То же и с ценами ГДР/ФРГ.
Если пересчитывать по курсу "инвалютного рубля", то электроника и колготки были во Франции дешевле, а проезд в метро и плата за отопление во Франции получались значительно дороже. Детская одежда тогда субсидировалась в СССР.
Разные рынки, разные правила.
В упрощении, целью такой продажи было не получение советских рублей, а получение французских франков, за которые можно быть купить во Франции те товары, которые нужны были СССР и это было выгодно.
> рубль наверное вообще не был валютой. рубль был своего рода "талоном" на получение чего-то, причём этого чего-то могло не быть в различных регионах. покупательная способность рубля была разной даже в зависимости от того, где ты собирался его тратить - в деревне, райцентре или городе.
>"...цены на товары класса люкс, как правило, всегда устанавливались на уровнях, намного превышающих их стоимость. Одновременно с этим, товары первой необходимости всегда и везде предлагались по ценам ниже их действительной стоимости. Таким образом, кроме всего прочего, осуществлялось и своего рода вторичное перераспределение денежной массы и средств более высоко оплачиваемых социальных групп в сторону интересов широких слоев населения."
[censored]
Это про СССР. А на внешнем рынке тупо конъюнктура. Машины наши, кста, на момент появления были вполне конкурентноспособны.
> Машины наши, кста, на момент появления были вполне конкурентноспособны.
мало того:
Москвич-412 широко предлагался на внешнем рынке вплоть до середины семидесятых годов. География экспорта включала как страны соцлагеря, так и западноевропейские государства (Франция, Бельгия, Нидерланды, Великобритания, ФРГ, Финляндия, Скандинавские страны, Греция и другие), а также страны Латинской Америки (Куба, Никарагуа, Ямайка, Панама). википедия
как пример покупательной способности рублей: 24-ю Волгу купить за рубли в СССР простому смертному было практически невозможно. она продавалась только за инвалютные "рубли" - чеки во всяких "Берёзках" и тд. в Грузии за чорную Волгу давали по слухам, 70 тысяч обычных рублей.
> как пример покупательной способности рублей: 24-ю Волгу купить за рубли в СССР простому смертному было практически невозможно. она продавалась только за инвалютные "рубли" - чеки во всяких "Берёзках" и тд. в Грузии за чорную Волгу давали по слухам, 70 тысяч обычных рублей.
Ещё один пример покупательной способности советского рубля:
Если пересчитать стоимость месячного билета на электричку на одном из участков ж.д. в Латвии, то получается что 1 советский рубль имеет такую же покупательную способность как 23,80 €
По цене билета на одну поездку в рижском трамвае 1 руб. эквивалентен 38,33 €
По цене же аудиокассеты C-90 Sony или DENON - 1 советский рубль эквивалентен. 0,11 $
А по газетному курсу...
...и так далее.
И где ваши компакт-кассеты, а где рижский трамвай?
> как пример покупательной способности рублей: 24-ю Волгу купить за рубли в СССР простому смертному было практически невозможно. она продавалась только за инвалютные "рубли" - чеки во всяких "Берёзках" и тд.
И разыгрывались в лотерею ДОСААФ
[censored] [censored]
> рубль наверное вообще не был валютой. рубль был своего рода "талоном" на получение чего-то, причём этого чего-то могло не быть в различных регионах.
А еще была колоссальная разница между наличными рублями и безналичными, в которых предприятия получали прибыль и вели взаиморасчеты. Безналичные, например, предприятие не могло обналичить и потратить на увеличение, скажем, ФОТ. Но вполне могло на них построить детский сад, школу, больницу, санаторий и т.д. Поэтому при советских заводах была такая охуенная инфраструктура. А в перестройку эти деньги разрешили обналичивать и, по сути, бесконтрольно тратить, то есть - воровать. Сперва через НПО - на чем поднялся, кстати, Миша Ходорковский, эти чудесные структуры за обнал брали до 90% комиссии. А потом уже и напрямую.
вернёмся к автомобилям.
вопрос: почему за границей наши автомобтили стоили дёшево, а советский рабочий был вынужден копить на жигуль 10 лет?
ответ на поверхности: советское государство не интересовали советские рубли. советское государство интересовала иностранная валюта, поскольку за советские рубли невозможно было купить то, чего не производила советская промышленность.
таким образом, советское государство, вместо того чтобы налаживать "импортозамещение", продавало допустим автомобили по весьма конкурентосопособным на внешнем рынке ценам... если не сказать - по себестоимости. ну а разницу, и дефицит, оплачивали советские люди, такие как мой отец, который копил на жигуль 10 лет.
> У меня препод был - бывший сотрудник планового отдела ВАЗа в 70-е годы. С его слов себестоимость "копейки" составляла в районе 1500-1700 рублей.
я, от врагов Советского государства, слышал про себестоимость жигуля даже меньше, чем 1500 рублей... но это безусловно, была клевета!
думаю, что 1500 рублей - вполне реальная цифра.
> вопрос: почему за границей наши автомобтили стоили дёшево, а советский рабочий был вынужден копить на жигуль 10 лет?
Думаю еще вопрос в том что система ценообразования в СССР была, так сказать перекошена, одни товары были ниже себестоимости, другие намного выше.
"Советская экономика была построена на централизованном ценообразовании. Для потребительских товаров оно отталкивалось от неких идеологических и этических посылок, влияние которых приводило к тому, что уровень потребительских цен не был привязан к предельным затратам на производство данной группы товаров или спросу населения. Иными словами, цены не соответствовали состоянию рыночного равновесия, при котором даже без государственного принуждения производители готовы продолжать производство за вознаграждение по действующим ценам, а потребители – платить по действующим ценам за произведённые ими товары. В рамках господствующей доктрины устанавливались заниженные цены на продовольственные товары, жилищно-коммунальные услуги и общественный транспорт. Одновременно была выделена группа товаров, которые относились к предметам роскоши и цены на которые были заведомо высокими. К ним относились большинство видов одежды и обуви, радиоэлектроника, мебель, посуда, автомобили. С данных видов товаров взимался высокий налог с продаж, который посредством бюджета перераспределялся и позволял дотировать товары первой группы. Общепринятым способом оценить покупательную способность зарплаты является определение того, сколько единиц данного товара можно приобрести на среднюю зарплату. Согласно этой методике, средняя советская зарплата позволяла купить довольно большое количество продовольствия и совершить большое число поездок в общественном транспорте, но, например, для покупки цветного телевизора нужно было отработать 3-4 месяца. "
> С одной стороны - цены на промтовары для населения были искусственно завышены, с другой - на комплектующие и энергию для предприятий - занижены.
Причем именно отсюда полчалась некисла прибыль предприятий, которую было нельзя украсть, но вполне можно - распределить на работников путем построения жилмассива с инфраструктурой. Что и делалось. И квартирка у твоего, умеющего, считать несвои деньги, препода, подозреваю, как раз отсюда.
Но - квартиру/больницы/садики государство должно брать где хочет, а машину мне любимому - по себестоимости, ага. Знаем мы таких.
> Причем именно отсюда полчалась некисла прибыль предприятий,
сразу видно эксперта по социалистической экономике в тонкостях знакомого с такими понятиями как ценообразование, налог с оборота, распределение прибыли в фонды и т.п.
> а машину мне любимому - по себестоимости, ага. Знаем мы таких.
300% накрутки это нормально! капитализм бы за такие деньги уже три раза пошел на преступление!
> рубль был своего рода "талоном" на получение чего-то
Вообще-то это про любые деньги так сказать можно и нужно. Именно как эквивалент товаров они и нужны. Другое дело, что советский рубль был в хождении только на территории СССР.
> вопрос: почему за границей наши автомобтили стоили дёшево, а советский рабочий был вынужден копить на жигуль 10 лет?
У меня родители - учителя, накопили на Ниву 9000 рублей за 3 года. Так-что не надо тут. Кроме того себестоимость в условиях рынка и плановой экономики - немножко по разному считаются.
> и дефицит, оплачивали советские люди, такие как мой отец, который копил на жигуль 10 лет.
А за школу, сколько платил твой отец? А за медицину? По чём купил квартиру?
> 24-ю Волгу купить за рубли в СССР простому смертному было практически невозможно
Ну, если ты бухал водку и "работал" спя в цеху, то да, невозможно.
Дед у меня был, без роду без племени, из маааленького села Ровеньки, что щас в ДНР/ЛНР.
Пахал всю жизнь (работал на технике, строил Кубанское водохранилище, скреперист, насколько я понимаю).
От Партии отправляли в Ирак, пахал и там. Волгу купил за рубли, причем без блата.
"Считается, что первоначально ВАЗ 2101 планировали продавать по 1 рублю за килограмм, что составило бы чуть больше 1000 рублей, однако капиталы, скопившиеся в то время на руках людей, продиктовали другую цену – 5300 рублей." (с)
> > рубль был своего рода "талоном" на получение чего-то
>
> Вообще-то это про любые деньги так сказать можно и нужно. Именно как эквивалент товаров они и нужны. Другое дело, что советский рубль был в хождении только на территории СССР.
Нет. Не про любые.
Советский рубль нельзя было использовать для формирования капитала - а доллар США - можно было.
За доллары США можно было купить промышленное оборудование, которое позволило бы увеличивать капитал. Или открыть контору по выдаче кредитов. Доллар США можно было использовать как капитал.
> Ну, если ты бухал водку и "работал" спя в цеху, то да, невозможно.
> Дед у меня был, без роду без племени, из маааленького села Ровеньки, что щас в ДНР/ЛНР.
> Пахал всю жизнь (работал на технике, строил Кубанское водохранилище, скреперист, насколько я понимаю).
> От Партии отправляли в Ирак, пахал и там. Волгу купил за рубли, причем без блата.
Если много и хорошо работать, особенно за границей, то можно было и Волгу купить. Только мало кто в СССР имел Волгу - наверно они плохо работали?
> У меня родители - учителя, накопили на Ниву 9000 рублей за 3 года. Так-что не надо тут.
почему это "не надо тут"? надо. надо смотреть конкретно уровень доходов, состав семьи, и тд.
например на волгу, которая стоила 16 с лихуем, можно было накопить буквально за год - нужно было только съездить в загранкомандировку. куда брали только партийных, и желательно с высшим образованием. в конторе где работал отец ездили в Ливию. через год покупали волгу, и югославскую стенку. или кооператив. отец был без в\о(принципиально беспартийный) поскольку получить высшего не смог - рос только с матерью-крестьянкой, у которой муж пропал без вести на ленинградском. она прошла через всю гражданскую, два голода и коллективизацию(11 детей, от которых остались четверо) получала пенсию 25р. жила с нами, умерла в возрасте 103 года. итого, семья пять человек.
и такси - что тут удивительного? в Германии например популярны мерседесы-такси. а в СССР такси было государственное.
а ассортимент автомобилей можно было сосчитать по пальцам одной руки, и волга для такси подходила больше всего.
1. Курс французского франка: 100 французских франков = 16,15 советских рублей
Стоимость ВАЗ-2101 во Франции = 2083 рубля
Стоимость ВАЗ-2102 во Франции = 2255 рублей
Стоимость ВАЗ-2103 во Франции = 2459 рублей
2. Курс немецкой марки: 100 немецких марок = 29,76 советских рублей
Стоимость ВАЗ-2101 в ГДР = 2291 рубль
3. Сравним со стоимостью машин в СССР:
ВАЗ-2101 = 5500 рублей
ВАЗ-2102 = 7000 рублей
ВАЗ-2103 = 7300-7600 рублей
Курсы валют взяты здесь:[censored]