helg-irish.livejournal.com Олег Кожин (хороший писатель такой) свои впечатления о ностальгии по девяностым и тех, кто "ностальгирует". Копия в первом комментарии.
Мемуары писать еще рановато, но этот плачь Ярославны по 90-м меня слегка подустал. Наверняка где-то и у меня имеются замечательные фотокарточки этого распрекрасного времени, но я не очень-то люблю фотографироваться, и уж тем более захламлять квартиру томиками фотоальбомов, которые открываются, в лучшем случае, раз в год. Есть фотки, но что мне до них, когда в голове все гораздо ярче и памятнее?
В 90-е годы прошел мой подростковый период. В 95-м, в середине этой великолепнейшей эпохи, мне было 14 лет, например. Годом раньше развелись мои родители, но это, как говорится, совсем другая история, не имеющая к происходящему в стране никакого отношения.
Что я помню из 90-х?
Помню, как в маленьком и довольно тихом Норильске, стреляли на центральной улице. Из автоматов. Вроде даже взорвали кого-то. Слабо, но помню. И потом, уже в более сознательном возрасте, помню рассказы маминых друзей коммерсантов, о бандитских крышах, стрелках, разборках и прочем криминальном дерьме.
Помню, что к концу девяностых, в моем шестиподъездном доме жило три барыги. Во втором, третьем и шестом подъездах. Барыгу из второго звали Филя. Своих клиентов он гонял из своего подъезда в мой. Найти на первом этаже использованный баян... да проще посчитать дни, когда баянов не было!
Помню, как возвращаясь с тренировки, подходя к родному подъезду сжимал кулаки, и расстегивал китайский гвоно-пуховик, чтобы быстрее доставать нунчаки. Толку от них в подъездном махаче было чуть, но с ними было спокойнее. Да еще иногда они останавливали драку одним своим видом - две измочаленные палки, с оплеткой из подраной веревки.
Помню очереди за хлебом. Длинную змейку, извилисто уходящую на триста метров от Универсама, до Надеждинской 8, где когда-то жили мои бабушка с дедушкой. В новой, единственной в моем районе, пекарне очереди были поменьше, потому что французские батоны стоили дороже обычного кирпича белого. А еще помню, был период, когда выдавали по две булки хлеба в руки, и тетки в очереди занимали друг у друга детей, чтобы хапнуть побольше. А раздавали хлеб усталые сотрудники милиции. Ну, чтобы продавцов не смяла охочая до хлебушка толпа.
Помню, как мама стряпала конфеты из детского питания и какао-порошка, потому что нормальных конфет в магазине не было. И сюда же, до кучи, воспоминание о том, как на выборы заманивали продуктовыми палатками, дескать, такого изобилия продуктов вы не видели уже давно.
Помню шторки из скрепок и футляров от киндерсюрпризов, и туалетные двери, обклеенные пачками из-под иностранных сигарет, и дешевые постеры с Ван-Даммом или простоМарией, сделанные из переснятых, реальных постеров, и пепельницы, вырезанные из драгоценных жестянок из-под Колы. Убогое вторсырье, хлам и мусор, приспособленный для украшения жилья, точно у каких-то диких африканских племен.
Помню, как по кабельным крутили порно, а по центральным рекламу спирта (спирта, Карл!) и масла "Рама". Серьезно, они ведь называли это маслом! А от паленки "Рояля" ослепла пара знакомых мне алкашей.
Еще помню, как по тому же кабельному крутили объявления для родителей, призывающие не выпускать детей на улицу в дни, когда шли разборки район на район или махачи между школами. Мамы читали, строго спрашивали нас, куда мы идем, а мы, виновато улыбаясь, объясняли, что идем гулять, а сами возвращались с синяками и разбитыми лицами. Милиция, конечно, разгоняла, но уже после того, как народ успевал знатно помеситься.
Помню, как банчили прямо в школах, как курили, чуть ли не в классах, как млели от любого американского дерьма, только потому, что оно американское, как, с замиранием сердца, слушали тех, кому посчастливилось побывать в Валиноре на благословенном Западе, как в журнальчиках для тринадцатилетних девочек печатались статейки описывающие все возможные техники петтинга.
А еще помню пустой холодильник, в котором не было ничего, кроме трехлитровой банки красной икры, которую подогнал нам кто-то из родни, и ненавистной Рамы. И как один знакомый, работавший охранником на зоне, подогнал нам мешок сушеной картошки, с зековской кухни.
И, самое страшное, на мой взгляд, воспоминание - помню одногодок и старшаков, которые не слушали русскую музыку, потому что русский язык - говно. Они это даже как-то умно обосновывали, хотя я все равно не понимал, как можно считать язык, на котором ты думаешь и говоришь - говном.
И это все я так, еще не очень-то вдавался в воспоминания. выловил, что на поверхности лежало.
Отличное время, чо. Можно и понастальгировать.
> Неужели либеральные твари серьезно верят, что кто-то забыл и хочет туда вернуться?!
Кто-то верит по причине клинического идиотизма, кто-то тупо не застал, но идеализирует с чужих слов, кто-то сам крышевал, банчил, наваривался, а теперь не прочь вернуть те сладкие деньки. Ну и мое мнение, что те, кто такую "ностальгию" провоцирует - сознательно жаждут повторения 90-х.
А вот еще могу добавить к этому, я вот с этим товарищем почти одногодка. Жил в Приморье в небольшом городке 100 км от Владивостока. Помню как были "веерные отключения" электричества и делание домашки при свечах, отсутствие отопления, хотя топили по минимуму, щоб систему не разрушить. Холодную школу и уроки в шубах в классе. Городок тот был относительно тихий, потому как небогатый, на улицах не стреляли и не взрывали т.к. делить особо было нечего, но доносились вести из куда более богатой Находки, там было все хорошо со острелом авторитетов, дележом награбленного и пр.
Зарплату родителям-врачам не платили подолгу, но как-то переживали. Отцу приходилось иной раз бросать хурургический стол и пропадать по полгода на браконьерской ловле краба, там платили хорошо, но могли и обмануть. Про охрану труда там вообще никто не слышал, работа по 16 часов - это нормально для тех условий.
Отличное время, чо.
Хорошее было время.
Я получил диплом о высшем образовании и работу по специальности.
Я влюбился. Потом женился, потом развелся.
Посмотрел мир, попутешествовал. Машину купил. Две.
У всех было по разному.
Но то, что написано в тексте имело место быть и в моей жизни.
Особенно запомнились торчки ширявшиеся за кинотеатром.
Спирт Royal потравил массу народа.
Ну и "масло" Рама, как это вообще назвали маслом, не понятно.
У универмага "Москва" в "кафе" вечерком посидели, а на утро узнали, что после того, как мы ушли, приехали чОткие пацаны с автоматическим оружием и нехило постреляли в этом помещении.
Колеса на машине обязательно с секретками, магнитола на салазках. Оставил что-то в машине - 100% разбитое стекло.
Трёхлитровая банка красной икры? 8|
Я без подколов. Знаю, что на том же Дальнем Востоке этот продукт навроде нашей "заморской" баклажанной :).
Я помню, как в девяностые считал бананы. Я их очень любил, но денег на то, чтобы меня ими баловать, у родителей не было. В последней надежде я вытаскивал маму типа погулять, а сам нарочно тащил её мимо фруктовых развалов. Иногда она сдавалась и покупала мне 1-2 бананчика. Я откусывал от них по чуть-чуть, чтобы подольше растянуть удовольствие. И считал их. Сегодня я ем пятый банан. Сегодня я съел восьмой и девятый бананы. Однажды на день рождения мне подарили целую связку бананов! И я, услышав звонок в дверь брата, идущего меня поздравить, заныкался в туалете и сожрал всю связку в одного. Бананы лезли у меня из ушей, носа и т.д. Мне было ужасно стыдно, что я не хочу делиться с братом, но я всё равно давился и жрал их, как полоумный. Ещё помню, очень хотелось Сникерс, или Марс. Но их мне покупали наверное только на Новый год. Родителям, которым задерживали зарплату по полгода, такие баловства были точно не по карману. Мама знала где продают мясо подешевле. Качество мяса было близкое к мясным отходам, зато можно было взять хорошую косточку из которой потом варилась огромная кастрюля щей, растягиваемая на неделю. Картошку, лук и овощи мы выращивали на даче, потом карячили эти мешки на горбу, закручивали банки. Этим и пробавлялись. Ещё в восьмидесятые, когда началась горбачёвская раскачка, предки, почуяв неладное, принялись затариваться и запасаться всем, что долго хранится. Поэтому я был обеспечен запасами школьных тетрадей (их хватило почти на всё обучение). А стирального порошка, в своё время закупаемого впрок несколько лет подряд, нам хватило до конца девяностых! Если бы не эти НЗ, хранимые на антресолях "на случай атомной войны", наша семья бы голодала и ходила в дранье, а так, хотя бы кое-как сводили концы с концами и не нищенствовали. И да, во дворе я гулял в простецких штанах, фуфайке и лежачем петушке (стоячие были модными и их "снимали" гопники). Однажды мне купили красивые китайские кроссовки, но я их ни разу не надел. Боялся, что снимут. Потому что у нас на улице сплошь и рядом снимали олимпийки, шапки и кроссовки. А на фуфайку никто не зарился. Эх... Чего только не вспомнишь, блин. Всколыхнули старые мозоли! То, что мы пережили - не дай бог больше никогда переживать. И если какая-то падла будет утверждать, что тогда было круто и весело, то я просто покручу пальцем у виска. Нахер такое "веселье".
Застал это время совсем дитём.Жили мы тогда в Одессе.Батя мой в то "чудное" время работал механиком на кондитерской фабрике.За забором был масложиркомбинат,где работала мамина одногрупница.Батя в обед,натырив всяких вкусняшек,подходил к забору,перебрасывал их,а оттуда в ответ сбрасывалась всякая продукция масложиркомбината,причём не только масло-майонез,а еще даже мыло доставалось.Каким-то чудесным образом он умудрялся выносить за территрию приличное количество продукции обоих предприятий.Ехал домой,заходил на рынок недалеко от дома и выменивал масло,мыло и конфеты на мясо,творог,овощи и прочие ништяки.Так и жили.Потом еще на консервном заводе связи появились,стали появляться консервы.Это был 91-92 год.
Запомнился еще 94-95 год,когда ситуация улучшилась,но не так,чтобы очень.Особенно впечатался в память эпизод,когда маман увидела по телеку рекламу растворимого капуччино в пакетиках и,послав нас с батей на базар за продуктами,попросила по возможности взять ей капуччино.Еле нашли,купили упаковку,20 пакетиков вроде,пошли дальше.Заходим в мясной корпус,батя с коробочкой капуччино в руках,как Данко с сердцем в руке.И замечаем,что взгляды падают на эту коробочку и тут одна продавщица с дальнего молочного ряда кричит "Мужчина,а что это у вас за чай такой интересный?Давайте я вам его на килограмм творога поменяю!"
Маман примерно в то же время устроилась в санэпидемстанцию.В доме был праздник,когда она приходила после проверки на мясокомбинате с полными торбами колбасы,копчёного сала и прочего добра.
В криминальной хронике из нашего семейства поучаствовал только батя и то один раз,к счастью.Его ночью на дороге остановили парни в спортивном,побили,забрали часы и калькулятор.Но в остальном,тоже наслушался про бесконечные разборки.В Одессе они особенно гремели-порт,самый большой рынок в Европе-в общем все условия.И присоединюсь ко всему вышесказанному-90е прошли и слава Богу,больше нафиг не надо.
Посидел-повспоминал еще 90-е.
Квартиру грабили, жену (тогда еще невесту) изнасиловали, купил два доллара по цене двухсот, грабанули меня слегка, у отца вскрыли гараж и угнали две машины.
По ссылке очень неплохие 90-е описаны. Точнее, плохие, но мне в голову совсем другие ассоциации с 90-ми лезут, ещё менее весёлые. Может возраст имеет значение, хз.
Как уже сказали выше - единственный плюс, что мы были мелкие. Вот такое было прекрасное, и в то же время ужасное детство/юность.
> кто-то сам крышевал, банчил, наваривался, а теперь не прочь вернуть те сладкие деньки.
Мой хороший знакомый, из тех, кто крышевал, объясняя мне экономическую ситуацию под этот Новый год(евро под 100 руб., телевизоры "на больше 3-х штук в одни руки" и т.п.) и с какой-то злой тоской выразил мысль что люди, знающие их, опять побегут к ним чтоб выбивать долги у тех кто понабрал кредитов, вложился в недвижимость ... Даже он, человек живший тогда очень неплохо, я бы даже сказал очень богато, не хочет вернуть те времена! Предпочитает зарабатывать своим трудом, а не лезть в то говно. И да, вся их бригада прошла 90-е практически без потерь, дружат семьями...
> Товарищ преувеличивает? Или у кого то было подобное? У нас такого не было.
Лично знаю таких. Ты не поверишь: зрители MTV 90-х, убеждённые США-филы и первые курортники Египта из России.
Основания такого мнения о русском языке? А зачем. Они сами это мнение выдумали и форсили.
> Да уж, "золотое время свободы и демократии"... Неужели либеральные твари серьезно верят, что кто-то забыл и хочет туда вернуться?!
Люди действительно подзабыли. Молодежь вообще не знает. Для молодежи мои рассказы про девяностые вообще что-то вроде смеси фантастики и фильма ужасов. Они реально ничего не знают и думаю про то время исключительно по художественным произведениям типа "Бригада" и "Бумер" да высказываниям дерьмократов о победе свободы и демократии.
Родители были из тех, кто относительно "вписался в рынок", так что обошлись без голода, не имея дачи, и даже улучшили жилищные условия дважды. Одежду, правда, все равно зачастую покупали "на раскладушках". В целом, мама и папа сумели обеспечить мне счастливое в материальном плане детство даже в тех условиях. Но как вспомню, так содрогаюсь, даром, что к 2000 мне было только 13 лет: повальное увлечение Америкой, как заметил ТС - журналы вроде "Кул Гёрл", грязный и разваленный красивейший город мира, нищие учителя, нищие пенсионеры, подростковые банды во дворах, уличные проститутки, дающие 15-ти старшеклассникам одновременно, алкоголь, который свободно продавали детям, шприцы в подъезде, боязнь выйти на улицу в темное время суток. Прекрасное, прекрасное было время.
Но уже выросло поколение, которое всего этого не видело.
Да были времена. Шел из школы, а в соседнем подьезде киллер комерса пострелял. Комерс на скамеечке перед подъездом и отошел в мир охоты. И это еще в нашем довольно спокойном пригороде СПб. Нафиг эти 90е.
Мемуары писать еще рановато, но этот плачь Ярославны по 90-м меня слегка подустал. Наверняка где-то и у меня имеются замечательные фотокарточки этого распрекрасного времени, но я не очень-то люблю фотографироваться, и уж тем более захламлять квартиру томиками фотоальбомов, которые открываются, в лучшем случае, раз в год. Есть фотки, но что мне до них, когда в голове все гораздо ярче и памятнее?
В 90-е годы прошел мой подростковый период. В 95-м, в середине этой великолепнейшей эпохи, мне было 14 лет, например. Годом раньше развелись мои родители, но это, как говорится, совсем другая история, не имеющая к происходящему в стране никакого отношения.
Что я помню из 90-х?
Помню, как в маленьком и довольно тихом Норильске, стреляли на центральной улице. Из автоматов. Вроде даже взорвали кого-то. Слабо, но помню. И потом, уже в более сознательном возрасте, помню рассказы маминых друзей коммерсантов, о бандитских крышах, стрелках, разборках и прочем криминальном дерьме.
Помню, что к концу девяностых, в моем шестиподъездном доме жило три барыги. Во втором, третьем и шестом подъездах. Барыгу из второго звали Филя. Своих клиентов он гонял из своего подъезда в мой. Найти на первом этаже использованный баян... да проще посчитать дни, когда баянов не было!
Помню, как возвращаясь с тренировки, подходя к родному подъезду сжимал кулаки, и расстегивал китайский гвоно-пуховик, чтобы быстрее доставать нунчаки. Толку от них в подъездном махаче было чуть, но с ними было спокойнее. Да еще иногда они останавливали драку одним своим видом - две измочаленные палки, с оплеткой из подраной веревки.
Помню очереди за хлебом. Длинную змейку, извилисто уходящую на триста метров от Универсама, до Надеждинской 8, где когда-то жили мои бабушка с дедушкой. В новой, единственной в моем районе, пекарне очереди были поменьше, потому что французские батоны стоили дороже обычного кирпича белого. А еще помню, был период, когда выдавали по две булки хлеба в руки, и тетки в очереди занимали друг у друга детей, чтобы хапнуть побольше. А раздавали хлеб усталые сотрудники милиции. Ну, чтобы продавцов не смяла охочая до хлебушка толпа.
Помню, как мама стряпала конфеты из детского питания и какао-порошка, потому что нормальных конфет в магазине не было. И сюда же, до кучи, воспоминание о том, как на выборы заманивали продуктовыми палатками, дескать, такого изобилия продуктов вы не видели уже давно.
Помню шторки из скрепок и футляров от киндерсюрпризов, и туалетные двери, обклеенные пачками из-под иностранных сигарет, и дешевые постеры с Ван-Даммом или простоМарией, сделанные из переснятых, реальных постеров, и пепельницы, вырезанные из драгоценных жестянок из-под Колы. Убогое вторсырье, хлам и мусор, приспособленный для украшения жилья, точно у каких-то диких африканских племен.
Помню, как по кабельным крутили порно, а по центральным рекламу спирта (спирта, Карл!) и масла "Рама". Серьезно, они ведь называли это маслом! А от паленки "Рояля" ослепла пара знакомых мне алкашей.
Еще помню, как по тому же кабельному крутили объявления для родителей, призывающие не выпускать детей на улицу в дни, когда шли разборки район на район или махачи между школами. Мамы читали, строго спрашивали нас, куда мы идем, а мы, виновато улыбаясь, объясняли, что идем гулять, а сами возвращались с синяками и разбитыми лицами. Милиция, конечно, разгоняла, но уже после того, как народ успевал знатно помеситься.
Помню, как банчили прямо в школах, как курили, чуть ли не в классах, как млели от любого американского дерьма, только потому, что оно американское, как, с замиранием сердца, слушали тех, кому посчастливилось побывать в Валиноре на благословенном Западе, как в журнальчиках для тринадцатилетних девочек печатались статейки описывающие все возможные техники петтинга.
А еще помню пустой холодильник, в котором не было ничего, кроме трехлитровой банки красной икры, которую подогнал нам кто-то из родни, и ненавистной Рамы. И как один знакомый, работавший охранником на зоне, подогнал нам мешок сушеной картошки, с зековской кухни.
И, самое страшное, на мой взгляд, воспоминание - помню одногодок и старшаков, которые не слушали русскую музыку, потому что русский язык - говно. Они это даже как-то умно обосновывали, хотя я все равно не понимал, как можно считать язык, на котором ты думаешь и говоришь - говном.
И это все я так, еще не очень-то вдавался в воспоминания. выловил, что на поверхности лежало.
Отличное время, чо. Можно и понастальгировать.