А по моему, с Зиной случается то, что случается порой с другими умными людьми: слишком глубоко копает. Сразу Савельев вспоминается, у него тоже - похожее.
И, это, вера в Бога и в вера в Человека, это вообще противоположности.
Неоднократно слышал, что советская идеология - это калька с моисеевских заповедей. Что-то общее действительно прослеживается, но общая суть, на мой взгляд, такова: Человек не может жить без веры. Иначе смысл жизни теряется. Советские идеологи заменили веру в духов и мифы о загробном мире - вполне реальной (и реалистичной) верой в Будущее. Причём, человек прекрасно понимал, что не сможет до этого Будущего дожить, но его дети, а тем более внуки - уж точно доживут. И ради этого стоит вкалывать. Отходя в могилу, человек был счастлив, ведь он продвинул приближение счастливого Будущего для своих потомков, и (это очень важно), умирая, он видит реальные плоды своих трудов: запущенные ГЭС, новые микрорайоны, самолёты, комбайны, санатории... Всё это построил ОН. Не Бог дал, а человек САМ создал.
Такую пропаганду активно подогревали советские фантасты (полёты в космос, бессмертие, покорение океанских глубин, создание машины времени, насаждение коммунизма у примитивных, но хороших инопланетян и т.д.) Читая эту фантастику, люди верили, что так оно и будет. Ведь плавают подводные лодки, которые полсотни лет назад были выдумкой, летают вертолёты, которые двадцать лет назад считались больной фантазией, люди плавают как рыбы, с аквалангами, летают как птицы на дельтапланах, люди вышли в космос. Труды окупались на глазах трудящихся. Будущее становилось всё ближе.
Самый наглядный пример есть в фильме про старика Хоттабыча. Когда герои летят на самолёте, и Женя хвастается, показывая в иллюминатор - "А это море мой папа выкопал!" Хоттабыч в шоке - "Он что, древний укр джин???" - "Не-ет! Он машинист шагающего экскаватора!" И это хвастовство было правдой. Многие дети могли показать на БАМ, ДнепроГЭС, или Волга-Дон и сказать - это мой папа построил!
Ну и кино. Конечно же постоянно вторило фантастам, показывая фантастику, ставшую явью. Вспомните сюжеты. В помощь крестьянам, пашущим на дохлых лошадках, пригоняют трактора! О-чудо! Железный конь вспахивает поле быстрее раз в 10 и качественнее раз в 100, чем деревянная соха! Там, где рос саксаул, вперемешку с аксакалом, прорыли арыки, приехали дождевальные установки и пустыня расцвела. Стали выращивать тонны хлопка. На месте юрт выросли города, как в сказках тысячи и одной ночи. Чукчи ловили рыбу на утлых вёсельных лодчонках? Получите люди севера новейшие моторные вельботы! И счастливые чукчи уже бьют моржа и вытягивают тонны рыбы на прекрасных, быстроходных катерах, а их дети в это время учатся в школах. Людям постоянно показывали и доказывали, что их труды - не бессмысленны, и их смерти не напрасны. Каждое новое поколение приближает человечество к миру фантастов.
Ну а Ленин был просто символом. Символом того, что не Бог, а сам Человек способен устроить рай на Земле, не дожидаясь, когда ему предоставят его на небе. Как-то так.
> Неоднократно слышал, что советская идеология - это калька с моисеевских заповедей. Что-то общее действительно прослеживается, но общая суть, на мой взгляд, такова: Человек не может жить без веры.
Не обязательно, что калька. Моисеевы заповеди - это квинтэссенция здравого смысла. Если убрать религиозность - получается годная идеология для всех. Большевики строили СССР для всех. И не важно, сами они придумали или у Мойши подсмотрели - создали годную идеологию и подогнали её под нужды общества.
> Человек создан по образу и подобию. Вера в человека также по образу и подобию. Нет никакой противоположности.
Вера в Бога - это вера в высшую сущность и уверенность в мелкосошности человека перед всевышним.
Вера в Человека - она совсем про другое и полностью противоположно вере в Бога.
> Вера в Бога - это вера в высшую сущность и уверенность в мелкосошности человека перед всевышним.
> Вера в Человека - она совсем про другое и полностью противоположно вере в Бога.
Различие объектов веры не делает веру в них противоположностью. И то и другое вера, и там и там авторитарное мышление. Разница только в объектах.
> Различие объектов веры не делает веру в них противоположностью. И то и другое вера, и там и там авторитарное мышление. Разница только в объектах.
Говорят, когда православие внедряли на Руси, многих языческих народных богов перевели в святых, ангелов и т.д, а нечисть - соответственно в падших ангелов.
Ну и когда РИ расширялась в Средней Азии - бабаям давали княжеские титула, а после революции перевели их в обкомы, горкомы и т.д.
> На оборот явления одного порядка. Различаются только объекты веры.
Это и делает одну веру полностью не похожей на другую.
Вера в Человека, значит человек всё может и способен на Великое.
Вера в Бога, значит человек ничтожен и никакой БАМ построить в том числе.
> Это и делает одну веру полностью не похожей на другую.
Разница только в объектах.
> Вера в Человека, значит человек всё может и способен на Великое.
> Вера в Бога, значит человек ничтожен и никакой БАМ построить в том числе.
Даже опуская тот факт, что человек сам может быть богом и объектом поклонения. Это идентичные явления. В обоих высказываниях в основу положено бездоказательное утверждение о величии и всемогуществе объекта 1(человек) или объекта 2(бог).
>
> Вера в Бога - это вера в высшую сущность и уверенность в мелкосошности человека перед всевышним.
> Вера в Человека - она совсем про другое и полностью противоположно вере в Бога.
Если человек сам бог, то почему вера в человека противоположна вере в бога!?
- Я знаю город будет, я знаю - саду цвесть,
- Пока такие люди, в стране Советской есть.
- "так это же не самолёт, а этажерка. Да и у этого лётчика - всего одной ступни не было.."
- "так ты же СОВЕТСКИЙ лётчик!".
Можете сколько угодно минусов ставить, но в СССР если и был культ, то культ Человека. "Интересней человека - ничего на свете нет" - пели советские дети. И разумеется это никакие не идентичные явления, а совсем противоположности. И советские люди принципиально доказали своё величие.
А пусть у вас будет бездоказательное.
Но ты – человек, ты и сильный и смелый.
Своими руками судьбу свою делай,
Иди против ветра, на месте не стой.
Пойми, не бывает дороги простой.
Fraypower > Если человек сам бог, то почему вера в человека противоположна вере в бога!?
> Если у человека функции бога, почему нельзя верить в него как в бога!?
Хотя бы потому, что это не какой-то особенный человек, а Человек, как человечество. А потому какой-то человек не может ничего, другой - очень многое, а человек вообще - способен на всё.
Да и опять же: если нет Бога, тот нет и его функций. У того, чего нет, нет функций, ни каких-либо других особенностей и характеристик.
Верующие, кстати, не говорят о Боге, как о совокупности функций.
Да и человек это не связка плоти и крови.
В контексте статьи речь идёт о советском человеке заменившем собой бога, а не о человеке вообще и человечестве, и потому вера в человека заменившего собой бога вполне уместна.
В твоей концепции человек и бог противопоставляются.
> В твоей концепции человек и бог противопоставляются.
Да не в моей. Так нас воспитывали. Человек - есть всё, а Бога - нет. Да в вере Бога человек рассматривается как ничтожное существо, что перед Богом обязано стоять на коленях.
Сейчас зашёл в соседний кабинет - электрики ТВ смотрят. Там передача про наше славное прошлое, так правильно говорят: ".. не сдавшим нормы ГТО - было стыдно". Могли-ли такие люди стоять на коленях перед неким Богом? Нет, они на колени если и станут, то перед Красным знаменем.
Вся сов.фантастика - про величие человеческого разума, вся идеология - про величие самоотверженных и устремлённых людей. И никаких богов.
> Вера в Бога - это вера в высшую сущность и уверенность в мелкосошности человека перед всевышним.
> Вера в Человека - она совсем про другое и полностью противоположно вере в Бога.
Вера в Человечество и сознание своей личной крошечности перед бесконечностью Вселенной в советской идеологии ИМХО очень близки к христианскому пониманию бога. В обоих случаях приветствуется личное смирение и самоотречение, в обоих случаях порицается гордыня.
> Что не удивительно, для страны с 1000 летней православной традицией.
"Не нарушить пришёл я, но исполнить" (С). :) Тут можно провести некоторую аналогию между Новым и Ветхим заветом. Приверженцы старого не могут принять новое, но новое непротиворечиво включает в себя старое.