vesti-kpss.livejournal.com вернее - об его отсутствии. В первых двух комментах - письмо еврейского активиста (и протоправозащитника) Сталину и ответ на него.
От члена ВКП(б) Якова Ефимовича Браула, доктора мед[ицинских] наук, профессора-патологоанатома, заведующего кафедрой Крымского мед[ицинского] института, Симферополь, К. Либкнехта, 19
Товарищ Поскребышев!
Очень прошу Вас довести до сведения товарища Сталина содержание моего письма.
Очень многих моих знакомых и товарищей беспокоит одно серьезное обстоятельство. Они беспрерывно о нем говорят при встречах.
Вернувшись после демобилизации из Красной Армии в Симферополь, я от очень многих товарищей услышал, что евреев в Крыму не берут на работу, а работающих всяческими путями стараются уволить. Я считал тогда, что это все не вполне хорошие разговоры. Иногда я даже обрывал товарища, говорившего мне об этом. Несколько дней тому назад мне пришлось убедиться в справедливости этих разговоров лично самому.
Из 7-ми сотрудников кафедры, которой я заведую, один лишь работник еврей. Все остальные работники русские. У меня на кафедре есть одна вакантная должность. Я подобрал на эту должность очень знающего способного патологоанатома, демобилизующегося в ближайшее время из Красной Армии, Хархурима Илью Моисеевича, награжденного 7 правительственными наградами. Когда я обратился к директору мед[ицинского] института Владимиру Ивановичу Ларину с просьбой утвердить Хархурима в должности ассистента, то он мне буквально дословно ответил следующее: «Что ты со мною делаешь? Меня и так в обкоме греют за то, что у меня много евреев».
Я был обескуражен, несколько дней не находил себе места, все время думал, чт это все означает. Обратился я к члену нашего партбюро, заведующему кафедрой марксизма и ленинизма Дехтяреву Илье Карповичу, рассказал о моем разговоре с директорам и спросил, действительно ли из обкома ВКП(б) поступают на места такие распоряжения и указания относительно евреев. Дехтярев мне сказал, что он и сам слышал от работников обкома о том, что Крым должен быть русским и евреев на работу не нужно брать, и дословно добавил мне следующее: «Неужели ты не замечаешь, что у нас в промышленности нет рабочих евреев, а все они идут на руководящие роли. Евреям нужно ехать теперь на работу в Биробиджан».
Одному из моих знакомых — т. Тавровскому, старому члену ВКП(б), аналогичный ответ дал авторитетный работник обкома: «В Грузии не устроится на работу русский. В Крыму, естественно, не устроится на работу еврей».
Михаила Борисовича Рохельзака сняли, как он мне рассказал, по одному лишь еврейскому признаку с должности директора Крымского треста птицесовхозов.
Доктора Макарова, старого работника курортов южного берега, после того, как он написал в анкете, что он еврей, не взяли на прежнюю работу, директором Симеизского курорта. Пока Макаров не заполнял анкеты, с ним говорили очень любезно и предлагали десятки мест.
Директору Крымского госдрамтеатра Ильвовскому не разрешили нанять на службу дирижера еврея. Присутствовавший при разговоре Ильвовского с секретарем обкома Чурсиным т. Никерин сказал при этом Ильвовскому: «Что это будет за русская драма? Ильвовский-Израиловский».
Работник отдела кадров Симферопольского горисполкома Новикова ответила еврейке, обратившейся к ней с просьбой о месте в горисполкоме: «Стану я евреев брать в горисполком».
Говорят о множестве таких фактов.
Товарищ Поскребышев, я начал чувствовать то, что я чувствовал до 1917 года, что я еврей Браул.
Все это в значительной мере нарушает покой очень многих людей и в том числе и меня. Трудно работать в таких условиях.
по заявлению завкафедрой Мединститута проф. Браул Я.Е.
В своем заявлении, адресованном в ЦК ВКП(б), член партии проф. Браул сообщает, что в Крыму евреев не берут на работу, а работающих всяческими путями стараются уволить, подобные директивы якобы поступали из обкома ВКП(б). Эти обстоятельства серьезно беспокоят его (Браула) и очень многих его знакомых и товарищей.
В заявлении т. Браул ссылается на некоторых лиц, которые ему рассказывали о «гонениях» на евреев, «директивах» и т.п.
Все указанные лица вызывались в обком ВКП(б) и по затронутым вопросам написали объяснения.
Тов. Браул выражает как бы неудовлетворение, что у него на кафедре из 7 сотрудников только один еврей. В действительности в медицинском институте из 28 завкафедрами и профессоров — 12 евреев, из 27 доцентов и ст[арших] преподавателей — 13 евреев, из 88 ассистентов и преподавателей — 33 еврея, а из общего количества студентов — 20% еврейской молодёжи.
По сообщению директора мединститута тов. Ларина, Хархурима И.М. не могли зачислить в штат института, так как он являлся военнослужащим и ещё не демобилизовался.
Бывший вр[еменно] исп[олнявший] обязанности управляющего Птицетрестом т. Рохельзон освобожден Главным Управлением Наркомпищепрома в 1945 году за нежелание возвратиться на работу в Башкирию, где он раньше работал. Обкомом ВКП(б) Рохельзон был направлен директором подсобного хозяйства Мединститута, где он работает до сих пор.
О докторе Макарове Браул слышал разговор от кого-то, который происходил в Министерстве здравоохранения в Москве. В Крыму Макаров не был и не работает.
Разговор с директором театра Ильвовским никто не подтверждает, по сообщению т. Браула ему передал это один из работников УМГБ. Ответ давно не работающей в горисполкоме Новиковой какой-то обратившейся еврейке, по сообщению т. Браула, передал бывший работник УМГБ Тавровский, который в беседе подобного случая не припомнил и отрицает.
Тов. Браул говорит в письме, что его знакомому т. Тавровскому один авторитетный работник обкома сообщил о невозможности устройства на работу в Грузии — русскому, а в Крыму — еврею.
При проверке оказалось, это якобы сказал т. Баскевич, член ревкомиссии обкома ВКП(б), работающий секретарем партбюро совхоза в Черноморском районе. Но при совместной встрече тт. Тавровского и Баскевича последний категорически отверг подобный разговор.
Тов. Браул ссылается в своем заявлении на завкафедрой основ марксизма-ленинизма Дехтярева, который якобы подтвердил о «директивах» из обкома. В своём объяснении т. Дехтярев категорически отрицает утверждение Браула и сообщает, что в Мединституте среди еврейской части работников немало элементов национализма, которые прикрываются разговорами об антисемитизме. От самого Браула исходили разговоры, что он ненавидит русских и знает им цену, Браул был членом ВКП(б), в период войны вступил вторично и как коммунист неустойчив. Дехтярев утверждает, что Браул сам националист и разговорами об антисемитизме прикрывает вредную работу других.
Заслуживает внимания объяснение т. Тавровского, который вызывался для беседы в обком и свое объяснение изложил в виде заявления.
Тов. Тавровский ранее работал в секретариате УМГБ, в октябре 1945 г. был уволен по болезни и сейчас заведует спецчастью «Автотреста», член ВКП(б) с 1939 года.
Тов. Тавровский, ссылаясь на то, что он очень много знал и знает, сам обобщает некоторые отсталые разговоры и слухи, нередко муссирует их, делает не совсем объективные и обоснованные выводы.
Тов. Тавровский считает неправильным, что в Крыму (да и в стране) не издаются брошюры, направленные против немецко-фашистского антисемитизма, нет статей в массовой периодической печати, нет лекций на эти темы и вообще не отмечается роль еврейского народа в завоевании и укреплении социализма в нашей стране.
В области искусства и литературы также не уделяется внимание роли евреев.
Тов. Тавровский делает вывод, что еврейская часть населения стремится к обособлению и всё это может перерасти в еврейский национализм. Из беседы с т. Браул выяснилось, что письмо в ЦК ВКП(б) его побудил написать Тавровский и посоветовал даже не отправлять через Симферополь, а опустить в Москве.
При проверке также выяснилось, что проф. Браул уделяет очень много времени о якобы неправильном отношении к лицам еврейской национальности, Браул распускал слухи о том, что имеются какие-то директивы не брать евреев на работу.
Браул заявляет, что он является секретным агентом УМГБ, о чем известно в Мединституте.
«Еврейский» вопрос в Крыму не новый. До войны здесь существовало еврейское сионистское общество (проамериканское), которое имело своё влияние на эту часть населения.
В ноябре 1944 г. в г. Симферополе был созван еврейской религиозной общиной митинг, в котором приняли участив профессора мединститута, часть выступлений была на еврейском языке националистического и религиозного характера.
В заключение необходимо отметить, [что] из числа номенклатурных работников горкомов и райкомов ВКП(б) лица еврейской национальности составляют 9%, это подтверждает ошибочность выводов проф. Браула.
Проверкой всего материала занимался секретарь обкома ВКП(б) по кадрам тов. Шеин.
Считал бы необходимым на заседании бюро обкома ВКП(б) обсудить данный вопрос с вызовом необходимых лиц и разъяснить им вредность муссирования всевозможных отсталых слухов и разговоров, на что прошу Вашего согласия.
Секретарь крымского обкома ВКП(б)
Н. СОЛОВЬЕВ
В архив.
Автор письма проф. Браул вызывался в обком, и ему дано разъяснение по фактам, затронутым в его письме.
> Таки снова наговаривают на бедного проамериканского еврея!!!
Уверен, что его потом десять лет расстреливали в Гулаге из зениток вместе с другими совестливыми людьми.
Кстати, особенно порадовали вот эти строки, свидетельствующие о зоологическом и пещерном:
"Тов. Браул выражает как бы неудовлетворение, что у него на кафедре из 7 сотрудников только один еврей. В действительности в медицинском институте из 28 завкафедрами и профессоров — 12 евреев, из 27 доцентов и ст[арших] преподавателей — 13 евреев, из 88 ассистентов и преподавателей — 33 еврея, а из общего количества студентов — 20% еврейской молодёжи. "
Ой вэЙ!!! Теперь дети и внуки узников 5 графы восхищаются формой от Хуго Босса и профессионально стыдятся быть русскими за гранты госдепа. И откуда что взялось..
Про классическую музыку и говорить нечего, но я обычно тем, кто про Госантисемитизм любит поговорить, предлагаю посмотреть титры кинофильмов, особенно 40-50-х годов.
Среди людей искусства евреев было дофига. И никто их не гнобил - наоборот, давали реализоваться в профессии.
Мою маму в консерватории учил профессор по фамилии Кац) Так что для меня картина более чем ясная.
Да и в науке тоже много было. Так что все разговоры, как евреев зажимали-ерунда. Но осбенно забавны упоительные истории об антисемите-Сталине, который к ереем такую личную неприязнь испытывал--кушать не мог.
> О государственном антисемитизме в СССР вернее - об его отсутствии
Ну вот, а пацаны ажно целую статью в вики написали -[censored]
> Публично Сталин делал заявления, направленные против антисемитизма
Но мы то знаем чьих младенцев он жрал по ночам!
>Об антисемитизме Сталина заявляла его дочь Светлана Аллилуева, связывая его происхождение с временами борьбы против оппозиции
> Ну вот, а пацаны ажно целую статью в вики написали -[censored]
Пропаганда не ослабевает ни на минуту. Иностранцы вообще все как один считают, что в России жутчайший антисемитиз0м, что до 17 года, что при Сталине, что сейчас.
Товарищ Поскребышев!
Очень прошу Вас довести до сведения товарища Сталина содержание моего письма.
Очень многих моих знакомых и товарищей беспокоит одно серьезное обстоятельство. Они беспрерывно о нем говорят при встречах.
Вернувшись после демобилизации из Красной Армии в Симферополь, я от очень многих товарищей услышал, что евреев в Крыму не берут на работу, а работающих всяческими путями стараются уволить. Я считал тогда, что это все не вполне хорошие разговоры. Иногда я даже обрывал товарища, говорившего мне об этом. Несколько дней тому назад мне пришлось убедиться в справедливости этих разговоров лично самому.
Из 7-ми сотрудников кафедры, которой я заведую, один лишь работник еврей. Все остальные работники русские. У меня на кафедре есть одна вакантная должность. Я подобрал на эту должность очень знающего способного патологоанатома, демобилизующегося в ближайшее время из Красной Армии, Хархурима Илью Моисеевича, награжденного 7 правительственными наградами. Когда я обратился к директору мед[ицинского] института Владимиру Ивановичу Ларину с просьбой утвердить Хархурима в должности ассистента, то он мне буквально дословно ответил следующее: «Что ты со мною делаешь? Меня и так в обкоме греют за то, что у меня много евреев».
Я был обескуражен, несколько дней не находил себе места, все время думал, чт это все означает. Обратился я к члену нашего партбюро, заведующему кафедрой марксизма и ленинизма Дехтяреву Илье Карповичу, рассказал о моем разговоре с директорам и спросил, действительно ли из обкома ВКП(б) поступают на места такие распоряжения и указания относительно евреев. Дехтярев мне сказал, что он и сам слышал от работников обкома о том, что Крым должен быть русским и евреев на работу не нужно брать, и дословно добавил мне следующее: «Неужели ты не замечаешь, что у нас в промышленности нет рабочих евреев, а все они идут на руководящие роли. Евреям нужно ехать теперь на работу в Биробиджан».
Одному из моих знакомых — т. Тавровскому, старому члену ВКП(б), аналогичный ответ дал авторитетный работник обкома: «В Грузии не устроится на работу русский. В Крыму, естественно, не устроится на работу еврей».
Михаила Борисовича Рохельзака сняли, как он мне рассказал, по одному лишь еврейскому признаку с должности директора Крымского треста птицесовхозов.
Доктора Макарова, старого работника курортов южного берега, после того, как он написал в анкете, что он еврей, не взяли на прежнюю работу, директором Симеизского курорта. Пока Макаров не заполнял анкеты, с ним говорили очень любезно и предлагали десятки мест.
Директору Крымского госдрамтеатра Ильвовскому не разрешили нанять на службу дирижера еврея. Присутствовавший при разговоре Ильвовского с секретарем обкома Чурсиным т. Никерин сказал при этом Ильвовскому: «Что это будет за русская драма? Ильвовский-Израиловский».
Работник отдела кадров Симферопольского горисполкома Новикова ответила еврейке, обратившейся к ней с просьбой о месте в горисполкоме: «Стану я евреев брать в горисполком».
Говорят о множестве таких фактов.
Товарищ Поскребышев, я начал чувствовать то, что я чувствовал до 1917 года, что я еврей Браул.
Все это в значительной мере нарушает покой очень многих людей и в том числе и меня. Трудно работать в таких условиях.
Яков БРАУЛ
Тов. Жданову.
Поскребышев
Тов. Соловьеву. Ознакомьтесь и проверьте.
Жданов, 18 июля 1946 г.