Про бесполезность школьной пропаганды моральных ценостей

zina-korzina.livejournal.com — Внедрять что-то в детские головы можно только тогда, когда по этим нормам живёт всё общество. В 80-е прекраснодушные (а чаще - завидущие) училки всё ещё читали мораль и утверждали, что главное в человеке – это ум и совесть, а не фасон штанов и тем паче - не фирма, их произведшая. Но всё это вызывало у нас гомерический хохот и желание следовать за «фирмачами». Папы-мамы нас тоже осуждали и даже орали, что не в джинсах счастье! А потом – …бежали занимать очередь за итальянскими полусапожками.
Новости, Общество | AndroidSav1 05:55 02.06.2015
44 комментария | 56 за, 0 против |
#1 | 05:57 02.06.2015 | Кому: Всем
> завидущие

Ты мне сломал мозг словарем Ожегова...
#2 | 06:07 02.06.2015 | Кому: Всем
> Папы-мамы нас тоже осуждали и даже орали, что не в джинсах счастье! А потом – …бежали занимать очередь за итальянскими полусапожками.

то есть мораль не надо было вдалбливать?
#3 | 06:15 02.06.2015 | Кому: zavhoz
> Ты мне сломал мозг словарем Ожегова...

Это, наверное, от выражения "глаза завидущие, руки загребущие".
#4 | 06:23 02.06.2015 | Кому: medic
>
> то есть мораль не надо было вдалбливать?

По-моему, там речь о том, что вдолбежкой ничего не добьешься. Если уж в консерватории (обществе) поправить все не удается, так хотя бы личным примером надо воздействовать, а не пафосными словами. Если девочка с детства видит, что, как только папа уезжает в командировку, к маме в гости приходят разные дяди с цветами и тортиком, но при этом мама девочке рассказывает про целомудрие и разборчивость в связях, то что на девочкину психику больше повлияет: услышанное или увиденное?
#5 | 06:30 02.06.2015 | Кому: Всем
> Если же дома, в телевизоре, в ...журналах-газетах и на Евровидении (до кучи) проповедуются одни ценности, а школа станет внушает нечто иное, победит...среда.

Победит среда, или те, кто формируют эту среду - какая разница. Проиграют те, кто оказался, без сопротивления, втянутым в эти «жернова».
#6 | 06:34 02.06.2015 | Кому: Валькирия
> Если девочка с детства видит, что, как только папа уезжает в командировку, к маме в гости приходят разные дяди с цветами и тортиком, но при этом мама девочке рассказывает про целомудрие и разборчивость в связях, то что на девочкину психику больше повлияет: услышанное или увиденное?

понятное дело, что модель поведения легче ляжет в голову, чем буквы про мораль.

мне в статье посыл про "родители ничто, среда - все" не понравился.
#7 | 06:37 02.06.2015 | Кому: Валькирия
> Это, наверное, от выражения "глаза завидущие, руки загребущие".

Да всё уже, моя жизнь больше не будет такой как прежде...
#8 | 06:38 02.06.2015 | Кому: medic
> мне в статье посыл про "родители ничто, среда - все" не понравился.

Где там про "ничто"? Там, по-моему, как раз про то, что родители вполне себе своими поступками гармонично дополняют среду: дитенку говорят, что не в вещах счастье, а сами бегут в очередь за импортными сапогами.
#9 | 06:41 02.06.2015 | Кому: medic
> мне в статье посыл про "родители ничто, среда - все" не понравился.

А зачем ты противопоставляешь родителей и среду? Родители не в этой же среде живут, она на них не влияет?
#10 | 06:55 02.06.2015 | Кому: Всем
> Нам это не внушали в школе. И родители нам сие не втюхивали. Это носилось в воздухе.
> А пока оно там носится, никакими уроками и понуканиями, перебить нельзя. Исправляется общество - автоматически меняются дети.
> А так - пустое колыхание воздуха.

Ну... т.е. руки мыть не надо. Все равно испачкаются. Так что ли?
#11 | 06:58 02.06.2015 | Кому: Валькирия
> дитенку говорят, что не в вещах счастье, а сами бегут в очередь за импортными сапогами.

можно купить сапоги и не обсуждать это выдающееся достижение при ребенке, а потратить это время на вдалбливание морали.
#12 | 07:01 02.06.2015 | Кому: medic
> то есть мораль не надо было вдалбливать?

Как сейчас помню:"Сынок, не пей, это яд". И стопку хряп.
Хорошо, у мамы была неприязнь к алкоголю, это повлияло.
Бесполезно говорить:"Не делай, как делает мулла. Делай, как мулла говорит."
Только личный пример.

> можно купить сапоги и не обсуждать это выдающееся достижение при ребенке


Но будет не так. Родители будут взахлеб с подругами-друзьями обсуждать как они урвали. Ребёнок, не склонный к рефлексии, будет повторять и станет рвачом.
#13 | 07:07 02.06.2015 | Кому: shadoff74
> А зачем ты противопоставляешь родителей и среду? Родители не в этой же среде живут, она на них не влияет?

я статью так понял, я так вижу!

тот "вещизм", который клеймится в заметке, есть и сейчас - магнитофоны с джинсами и жвачкой никуда не делись. я не вижу ничего плохого в том, чтобы купить те же итальянские сапоги или джинсы, но если если это в глазах ребенка выглядит как цель жизни родителей, то с большой вероятностью вырастет жадный мудак.

но среди меня есть мнение, что можно, покупая всякие материальные блага, вырастить нормального человека. вдалбливая мораль ребенку и покупая жене итальянские сапоги.
#14 | 07:12 02.06.2015 | Кому: medic
> можно купить сапоги и не обсуждать это выдающееся достижение при ребенке,

Ну по сабжу-то речь именно о том, что покупка сапог превращается в настоящее событие.
#15 | 07:15 02.06.2015 | Кому: OverchenkoAG
> Только личный пример.

мне достаточно легко дается при ребенке не рассуждать матом и не курить. у знакомых отцов аналогично. это вид из моей головы, разумеется, за всех подряд не скажу.

> > можно купить сапоги и не обсуждать это выдающееся достижение при ребенке

>
> Но будет не так. Родители будут взахлеб с подругами-друзьями обсуждать как они урвали. Ребёнок, не склонный к рефлексии, будет повторять и станет рвачом.

разве обязательно будут обсуждать? кроме шмотья других тем для общения нет штоле?

думаю, даже шмотки можно обсудить, если очень хочется, таким образом, что ребенок не приобщится к культу карго.
#16 | 07:27 02.06.2015 | Кому: Валькирия
> Ну по сабжу-то речь именно о том, что покупка сапог превращается в настоящее событие.

при этом написано, что это все витает в воздухе и вообще повальное бедствие. это, мягко говоря, очень грубое обобщение. обобщение, Карл!
#17 | 07:40 02.06.2015 | Кому: medic
> мне в статье посыл про "родители ничто, среда - все" не понравился.

Нет там такого. Там совсем про другое:

1. победит...среда. А не школа.

2. Папы-мамы нас тоже осуждали и даже орали, что не в джинсах счастье! А потом – …бежали занимать очередь за итальянскими полусапожками.
#18 | 07:53 02.06.2015 | Кому: medic
> разве обязательно будут обсуждать?

Не "будут", а речь идет о свершившемся факте. Именно так оно было. Лично я очень хорошо это помню. Эта проблема тогда реально витала в воздухе. Про нее были написаны тонны литературы и масса статей в периодике, снята куча фильмов. Посмотри советские фильмы 70-х, там через один как минимум практически целиком об этом.

> даже шмотки можно обсудить, если очень хочется, таким образом, что ребенок не приобщится к культу карго


Странные ты вещи говоришь. Человек, приходя домой, ведет себя максимально естественно. Не держит себя постоянно в руках, не контролирует каждое свое слово или жест. Он может когда-то напрячься, сделать усилие и прочитать ребенку лекцию правильного содержания. Вот только ребенок будет формировать свое мнение о жизни не по этой лекции. Он будет судить по одобрительным/неодобрительным репликам родителей в отношении тех или иных мелких событий и проблем. Будет судить по реально купленным или не купленным вещам. По тому, с кем родители дружат, а с кем нет. Эти маленькие фактики ребенок наблюдает за тобой годами, десятилетиями. Никогда ты не сможешь, живя с ним под одной крышей, скрывать свою подлинную личину. Никогда тебе не удастся в глазах ребенка выглядеть не тем, кто ты есть на самом деле. Поэтому если твоя лекция не соответствует твоим реальным убеждениям - будь ты хоть народный артист СССР, от ребенка ты эту ложь не скроешь.
#19 | 07:55 02.06.2015 | Кому: Толян
> Нет там такого. Там совсем про другое:

почему совсем про другое? описанные в статье мамы-папы живут потребительством, влияния на ребенка не имеют. описанный в статье ребенок воспитывается на чем-то носящемся в воздухе.
#20 | 07:57 02.06.2015 | Кому: medic
поверь у многих сейчас так плохо с мозгами что они ничем не интересуются кроме модного шмотья и барахла.И обсуждать могут только крутое тусэ и поход на шоппинг.
#21 | 08:01 02.06.2015 | Кому: medic
> описанные в статье мамы-папы живут потребительством, влияния на ребенка не имеют. описанный в статье ребенок воспитывается на чем-то носящемся в воздухе.

Ты реально противоречия в своих словах не видишь? Вроде не понедельник сегодня уже, пора проснуться бы! Как это родители не имеют влияния на ребенка, если они именно что на него влияют - прививая ему те самые потреблятские ценности, которыми живут сами? Не чем-то носящимся в воздухе ребенок живет, а вполне реальными проявлениями мещанской буржуазной культуры, пронизывающей все сферы жизни СССР 70-80х. Галина в своем блоге как раз последовательно и отстаивает ту позицию, что в позднем СССР граждане воспитывались в антисоветской, контрреволюционной атмосфере, что и обусловило столь флегматичную реакцию на развал страны и открытый переход к капитализму.
#22 | 08:16 02.06.2015 | Кому: Толян
> Странные ты вещи говоришь. Человек, приходя домой, ведет себя максимально естественно. Не держит себя постоянно в руках, не контролирует каждое свое слово или жест. Он может когда-то напрячься, сделать усилие и прочитать ребенку лекцию правильного содержания. Вот только ребенок будет формировать свое мнение о жизни не по этой лекции. Он будет судить по одобрительным/неодобрительным репликам родителей в отношении тех или иных мелких событий и проблем. Будет судить по реально купленным или не купленным вещам. По тому, с кем родители дружат, а с кем нет.

все так, но почему то у одних вырастают жадные мудаки, а у других нормальные дети. может быть, есть разница в том как родители описывают ребенку появление дома каких-то материальных благ?

ту же куриную тушку можно принести домой с выражением лица как у секретарши из "служебного романа" и устроить из этого событие, где курица была с трудом выстрадана в очередях. можно сделать из этого дурацкое шоу про то, как папа добыл хобот мамонта. можно сделать это обыденно.

я не говорю о том, что нужно что-то скрывать от ребенка, ничего из этого не выйдет.
#23 | 08:29 02.06.2015 | Кому: Толян
> Ты реально противоречия в своих словах не видишь? Вроде не понедельник сегодня уже, пора проснуться бы!

попробую еще раз про написанное в статье :)

есть среда пропитанная потребительством, родители живут по обычаям этой среды всегда и везде - при ребенке, дома, на работе. то есть как родители они ничто, а, скажем так, ретрансляторы обычаев в среде.
#24 | 08:30 02.06.2015 | Кому: medic
> все так, но почему то у одних вырастают жадные мудаки, а у других нормальные дети.

Что ты все в кучу-то валишь? Речь идет о конкретном явлении: когда одни и те же люди в лицо говорят детям формально правильные вещи, а затем тут же бегут и поступают вопреки собственным утверждениям на предмет "что есть хорошо, а что плохо". Когда это явление приобретает массовый характер, как оно было в позднем СССР, это говорит об идейном кризисе общества, который в перспективе способен привести к катастрофе. Потому что если идеи, призванные скреплять общество и направлять его курсом в светлое будущее, превращаются в фарс, общество гибнет. Как, собственно, и погиб СССР.

> может быть, есть разница в том как родители описывают ребенку появление дома каких-то материальных благ?


А ты, когда домой приходишь, занимаешься только и исключительно тем, что описываешь что-то ребенку? Или у тебя еще какие-то свои дела есть? Ребенок тебя дома видит только в минуты, когда ты ему читаешь лекции и изображаешь правильную реакцию на те или иные вещи? Или таки он видит и слышит тебя, когда ты обращаешься вовсе не к нему и говоришь/делаешь вещи, предназначенные вовсе не эксклюзивно для ребенка?

> как родители они ничто, а, скажем так, ретрансляторы обычаев в среде.


Ну что за жонглирование словами, честное слово? Как это они "как родители ничто"? Они именно что "что". Ничего они не транслируют. Они - личности. И ребенок видит перед собой не ретрансляторы, а личности. И с них отчасти лепит себя и свое поведение. Если эти личности мещане и буржуйчики - это непременно найдет свое отражение в том, каким вырастет ребенок.

А то так можно до чего угодно договориться. Например, до того, что ты сам вовсе не личность и не родитель, а ретранслятор идей с тупичка Гоблина.
#25 | 08:33 02.06.2015 | Кому: medic
> мне в статье посыл про "родители ничто, среда - все" не понравился.

Не такой там посыл. Там посыл "родители (среда) - всё, нравоучения (родительские, школьные, et cetera) - ничто"
#26 | 08:46 02.06.2015 | Кому: Толян
> Что ты все в кучу-то валишь? Речь идет о конкретном явлении: когда одни и те же люди в лицо говорят детям формально правильные вещи, а затем тут же бегут и поступают вопреки собственным утверждениям на предмет "что есть хорошо, а что плохо".

почему в кучу? в статье говорится, что вот собираются зачитывать детям в школе про мораль, потом рассказывается как это в СССР не помогло, затем делается вывод, что оно как бы и нахер сейчас не надо. при этом нужно исправляться обществу и дети исправятся сами. с чего начать исправляться обществу, как не с детей? читка букв в школе про моральные принципы не панацея для морально ущербных и даже не костыли, но шаг в правильном, на мой взгляд направлении.

как оно будет в итоге исполнено это другой вопрос.

> А ты, когда домой приходишь, занимаешься только и исключительно тем, что описываешь что-то ребенку? Или у тебя еще какие-то свои дела есть? Ребенок тебя дома видит только в минуты, когда ты ему читаешь лекции и изображаешь правильную реакцию на те или иные вещи? Или таки он видит и слышит тебя, когда ты обращаешься вовсе не к нему и говоришь/делаешь вещи, предназначенные вовсе не эксклюзивно для ребенка?


разумеется, нет. но дома я знаю, что ребенок может в любой момент срисовать с меня какую-нибудь фигню. соответственно, я кое в чем себя сдерживаю.

> Ну что за жонглирование словами, честное слово? Как это они "как родители ничто"?


как умею - так и жонглирую!

для ребенка - родители, образец подражания. со стороны - потребители, плохие негодные родители, ничто как родители.
#27 | 09:01 02.06.2015 | Кому: medic
> в статье говорится, что вот собираются зачитывать детям в школе про мораль, потом рассказывается как это в СССР не помогло, затем делается вывод, что оно как бы и нахер сейчас не надо.

Неправда. Не так оно говорится.

Если же дома, в телевизоре, в ...журналах-газетах и на Евровидении (до кучи) проповедуются одни ценности, а школа станет внушает нечто иное, победит...среда. А не школа.

Речь не про "не помогло", а про то, что вот так оно не работает. Не только в СССР, а в принципе не работает.

Речь о том, что если везде (в том числе и дома) говорят одно, а в школе пытаются вдолбить что-то другое - победит "везде". Государственная пропаганда эффективна только тогда, когда сплошным фронтом продвигает нужные вещи по всем информационным каналам. А когда мы вот здесь для галочки рассказали детям, что надо быть нравственным, и тут же по центральным каналам ТВ показываем, что надо любить себя и плевать на всех - получится херня.

> как оно будет в итоге исполнено это другой вопрос


Нет здесь никакого вопроса. Исполнено будет как всегда - через пятую точку. И результат от этого будет как всегда - нулевой либо отрицательный. Нравственность - это всегда вопрос того, что такое хорошо и что такое плохо. Применительно к государству это называется идеологией. А у нас она запрещена законом. Как может государство учить кого-либо, что есть хорошо, а что плохо, если оно по определению само этого не знает?
#28 | 09:36 02.06.2015 | Кому: Толян
> Неправда. Не так оно говорится.

а как еще это понять можно? вот в конце заметки вывод: Исправляется общество - автоматически меняются дети, ради которого все и писалось, как мне кажется.

каким таким мистическим образом сейчас может поменяться общество, та самая среда, где вырастают и воспитываются дети? почему нельзя перемены в обществе начать с воспитания детей? когда ты перестанешь мне мстить за разбитый монитор?
#29 | 09:49 02.06.2015 | Кому: medic
> каким таким мистическим образом сейчас может поменяться общество, та самая среда, где вырастают и воспитываются дети?

Нет ничего мистического. Перестаешь лить детям в головы помои, начинаешь лить туда нормальную информацию. Профит.

> почему нельзя перемены в обществе начать с воспитания детей?


Кто сказал, нельзя? Можно. Более того - нужно. Речь идет как раз о том, что вместо этого государство занимается локальной кампанейщиной, тогда как порядок надо наводить во всем информационном поле. Начинать надо с телевизора и газет. А еще раньше надо самому государству определиться, что оно такое и в какую сторону вообще идти собирается ближайшие лет 20 (100, 1000). А то ведь вдруг может выясниться, что именно такие дети, каких воспитывают телевизор с интернетом, ему как раз и нужны. На хера тогда вообще это лицемерие с уроками нравственности?

> когда ты перестанешь мне мстить за разбитый монитор?


Когда небо упадет на землю, когда верблюд пройдет через игольное ушко, когда Саакашвили станет губернатором Краснодарского края.
Zoran
шутник »
#30 | 09:51 02.06.2015 | Кому: medic
> можно купить сапоги и не обсуждать это выдающееся достижение при ребенке, а потратить это время на вдалбливание морали.

У Шукшина есть очень хороший рассказ на эту тему. "Сапожки" называется.

Все, что описано в статье - уже последствия.

Косыгин не зря очень большое внимание уделял потребительским товарам. Лично много ходил по магазинам, дабы видеть ситуацию "снизу".
#31 | 09:55 02.06.2015 | Кому: Толян
> > когда ты перестанешь мне мстить за разбитый монитор?
>
> когда Саакашвили станет губернатором Краснодарского края.

знаешь, ты мсти чаще. на всякий случай.
#32 | 09:58 02.06.2015 | Кому: Zoran
> У Шукшина есть очень хороший рассказ на эту тему. "Сапожки" называется.

Там вообще не про это.
#33 | 09:58 02.06.2015 | Кому: medic
> знаешь, ты мсти чаще. на всякий случай.

Нелегка моя ноша, но с честью пронесу я ее по жизни!
#34 | 10:02 02.06.2015 | Кому: толстенькай
> у многих сейчас так плохо с мозгами что они ничем не интересуются кроме модного шмотья и барахла.

Был тут примерно такой, любил ещё пожрать всякое.

Ща в Европу, тьфу, Болгарию уехал, вроде!
Zoran
шутник »
#35 | 10:21 02.06.2015 | Кому: Толян
"Не про это" - это не про что?
#36 | 10:34 02.06.2015 | Кому: Толян
> и тут же по центральным каналам ТВ показываем,

Как же здорово, что когда я был ребёнком, по тв было всего 2 канала!!!
#37 | 10:37 02.06.2015 | Кому: Zoran
> "Не про это" - это не про что?

Не на тему вещизма и мещанства. Не про то, как людьми овладевает тяга к красивым шмоткам вопреки социалистическим идеалам. Совсем наоборот. Рассказ Шукшина - про любовь. Про светлое, всепобеждающее чувство, над которым невластно ничто, в том числе мещанство и вещизм. В описанной ситуации дочь как раз видит не то, как родители гоняются за вещами, а истинную цену этих вещей - что 65 рублей хуйня, и что сапоги не подошли тоже хуйня. А важно ровно одно: трогательное и безумно красивое чувство между отцом и матерью. Без него всем этим сапогам и деньгам место на свалке. Есть мнение, дочь вырастет хорошим человеком.
#38 | 10:40 02.06.2015 | Кому: алекс75
> Как же здорово, что когда я был ребёнком, по тв было всего 2 канала!!!

От меня отец прятал[censored] из кубиков, чтобы я с ним не возился, вместо того чтобы уроки делать. Даже подумать боюсь, что было бы, если бы у меня был компьютер с играми. Окончания школы с медалью и места в первой десятке на краевой олимпиаде по математике не было бы точно.
#39 | 10:51 02.06.2015 | Кому: Толян
> От меня отец прятал радиоконструктор из кубиков, чтобы я с ним не возился, вместо того чтобы уроки делать.

СиБ!!!

Мне батя паяльник в руки давал только после того, как я домашку сделаю!!!

И я сам сооружал себе детекторный приёмник!

Радиоконструктор гораздо позже появился и к этому времени я уже знал, как на схемах изображают диоды/транзисторы/сопротивления

[censored]
#40 | 10:54 02.06.2015 | Кому: алекс75
> СиБ!!!

Виноват - руки не из того места растут, паять так и не научился, хотя братья у меня умельцы на все руки, и по всему дому вечно кучи радиодеталей валялись. "Тащи с завода даже гвоздь", как говорится!

> Радиоконструктор гораздо позже появился


Не, такого навороченного я в наших краях вообще никогда в продаже не видел.
#41 | 11:00 02.06.2015 | Кому: Толян
> такого навороченного я в наших краях вообще никогда в продаже не видел.

Я вот даже не знаю, где его батя нарыл.

Ща жалею, что когда дачу продавали, он там и остался, проработал лет №-цать точно.

>Виноват - руки не из того места растут,


Да фигня это.

Я до первой практики в авторемонте тоже так думал.

Просто не интересно тебе это было.
#42 | 11:07 02.06.2015 | Кому: алекс75
> Просто не интересно тебе это было.

Отлично, ты-то мне и нужен. Иди скорей бате моему расскажи, что это у меня не руки из не того места, а "просто ему неинтересно было"!!! А батя, такой, блин, вон оно чо! А я-то ему всю жизнь мозги полоскаю зазря! Эх, неудобно-то как вышло, пойду извинуюсь перед сынулей...

P.S. Зато я английский с японским знаю, а братья нет!!!
#43 | 11:14 02.06.2015 | Кому: Толян
> Иди скорей бате моему расскажи, что это у меня не руки из не того места,

Что то злой ты какой-то!!!

> Зато я английский с японским знаю,


Это да, ни один из моих братьев не знает японского.

Кстати, ты уверен, что ты его знаешь?

А то я был абсолютно уверен в своём знании немецкого, а оказалось, что он в Германии вааще разный везде.
#44 | 11:28 02.06.2015 | Кому: алекс75
> Что то злой ты какой-то!!!

Не злой, а радостный!!!

> Кстати, ты уверен, что ты его знаешь?


В достаточном для работы объеме - да, знаю. В какой бы регион Японии меня ни направили по рабочим вопросам, я гарантированно доберусь до места и все вопросы решу. Да, в Японии тоже много диалектов, но это не настолько серьезная проблема, чтобы помешать работе, так как с пятого на десятое я ключевые особенности основных диалектов знаю, так что если будут говорить нормальными словами (а они будут!), то необычным произношением меня особо с толку не собьешь.

А неформальное общение с местным населением меня как-то не особо интересует. Для неформального общения у меня друзья есть, и все мои друзья русские.

Вотт как-то так!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.