Как в воду глядел

mamburu-500.livejournal.com — Анатолий Иванов. Роман "Вечный зов". 1971 год. "Будем вырывать эти духовные корни большевизма, опошлять и уничтожать главные основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением, выветривать этот ленинский фанатизм. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее! ... – Да, развращать! Растлевать! Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов!" //Дубль-комент
Новости, Общество | Клим 06:39 15.04.2015
28 комментариев | 174 за, 0 против |
#1 | 06:40 15.04.2015 | Кому: Всем
Взялся я тут перечитывать книги земляка своего, Иванова Анатолия. "Вечный зов" сейчас прорабатываю. Очень интересно некоторые мысли отдельных персонажей осмысливать с сегодняшней колокольни.

(действие происходит в 43-м году):
– Придет день – война закончится, – продолжал он. – Видимо, русские войска все же перейдут свою границу, вступят в Германию, займут Берлин. И страшно подумать – что будет с Европой? Но… вот говорят – нет худа без добра. Это так. Но и добра без худа нету. Самые могущественные страны мира – Америка и Англия – разве позволят коммунистической идеологии беспрепятственно расползтись по всей. Европе? А? Разве позволят потерять Европу? А?
Полипов дважды как-то дернулся, будто каждый раз хотел встать, вскочить. Но не встал, а только что-то, промолвил невнятно.
– Что?! – яростно прокричал Лахновский.
– Я говорю… сделают, конечно, все, чтоб не позволить.
– Дурак! – взревел старик, метнулся опять к портьере и, дойдя до нее, стремительно обернулся. – Дурак ты, но… правильно, все сделают. Хотя что-то… какие-то страны мы, возможно, потеряем. Ну, например, Польшу. Чтобы дойти до Германии, надо перейти через всю Польшу прежде всего, через Румынию. Да-с! А это значит, что на пути советских войск будут Венгрия, Чехословакия. И не знаю, какие еще страны. И, войдя в них, русские установят там свои порядки, конечно. Это ты, Петр Петрович, правильно сказал.
И хотя Полипов ничего такого не говорил, возражать не стал, сидел тихо и пришибленно, стараясь не смотреть теперь на сердитого старика.

– Это ты правильно, – повторил Лахновский и продолжал устало и раздраженно: – Америка и Англия не всегда будут на стороне России. Почему же сейчас на ее стороне? Видимо, боятся, что, если падет Россия, Англию Гитлер проглотит, как хохол галушку. Ну, а тогда с Америкой разговор будет крутой. И не устоять ей. Американцы какие вояки? Пьянствовать да с бабами развратничать – это умеют. А воевать? Не-ет. И океан их не загородит. Вот почему они покуда с Россией. Но падет Германия – и они очнутся… Очнутся, Петр Петрович! Другого обстоятельства быть не может. И не будет!
...

– Да, после войны мы будем действовать не спеша, с дальним и верным прицелом, – вернулся к прежней мысли Лахновский. – Все очень просто в мире, говорю, все очень просто. Нынешнее поколение не сломить… Что ж, мы возьмемся за следующие. Понимаешь, Петр Петрович?
Полипов хотел сказать «нет», но лишь беззвучно мотнул головой.
– Ах, Петр Петрович, дорогой ты мой человек! – неожиданно тепло, как-то по-отечески, промолвил Лахновский. – Все в мире, я же говорил, имеет обыкновение стареть. Дома, деревья, люди… Видишь, как мы постарели с тобой. Это закон, абсолютный закон природы. Сама земля стареет. Но она вечна. А люди умирают, на смену им приходят другие. В течение нескольких десятков лет одно поколение сменяется другим. Это-то хоть в состоянии понять?
– Ну и что же, что сменяются?
Лахновский недовольно поморщился от такой непонятливости и терпеливо продолжал ему растолковывать, как маленькому:
– Я ж тебе и объясняю… В этом веке нам уже не победить. Нынешнее поколение людей в России слишком фанатичное. До оголтелости. Войны обычно ослабляли любой народ, потому что, помимо физического истребления значительной части народа, вырывали его духовные корни, растаптывали и уничтожали самые главные основы его нравственности. Сжигая книги, уничтожая памятники истории, устраивая конюшни в музеях и храмах… Такую же цель преследует и Гитлер. Но слишком он многочислен, что ли, этот проклятый ваш советский народ… Или он какой-то особый и непонятный… И в результате войны он не слабеет, а становится сильнее, его фанатизм и вера в победу не уменьшаются, а все увеличиваются. Гитлер не может этого понять, а если бы понял, как-то попытался бы выйти из войны. Значит, он обречен, и его империя, его тысячелетний рейх, накануне краха… Значит, надо действовать нам другим путем. Помнишь, конечно, Ленин ваш сказал когда-то: мы пойдем другим путем. Читал я где-то или в кино слышал… Что ж, хорошая фраза. Вот и мы дальше пойдем другим путем. Будем вырывать эти духовные корни большевизма, опошлять и уничтожать главные основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением, выветривать этот ленинский фанатизм. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее! – Сморщенные веки Лахновского быстро и часто задергались, глаза сделались круглыми, в них заплескался, заполыхал яростный огонь, он начал говорить все громче и громче, а под конец буквально закричал: – Да, развращать! Растлевать! Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов!
Лахновский был теперь страшен. Выкрикивая все это, он метался по всей комнате, глубоко втыкал свою трость в ковер, белая маленькая голова его тряслась, глаза горели безумным огнем, и, казалось Полипову, на тонких, иссохших губах его проступает пена, пузырится и лопается.
– Ну, допустим… – невольно произнес Полипов, испуганный, ошеломленный. – Только сделать это как?
...


– Как сделать? – проворчал Лахновский уже без прежнего гнева. Ярость его, мгновенно возникающая, так же мгновенно и утихала, словно уходила куда-то, как вода сквозь сито. Так случилось и на этот раз, и перед Полиповым стоял опять безобидный, будто и беспомощный, одряхлевший старик, устало опирающийся на свою трость. – Да, не легко это сделать, Петр Петрович… А главное – не так скоро… невозможно быстро достичь этого. Десятки и десятки лет пройдут. Вот что жалко.
...


– Что? – промолвил наконец Лахновский. – Думаешь: откуда у этого чертова Лахновского такой фанатизм? И зачем ему? Подохнет ведь скоро, а вот, мол…
– Н-нет…
– Не ври, думаешь! – обрезал его Лахновский. – И это хорошо. Сам видишь – у них есть фанатики, и у нас есть. Еще какие есть! Намного яростнее и непримиримее, чем я. Знай это. Запомни. Конечно, моя жизнь кончается. Ну что ж, другие будут продолжать наше дело. И рано или поздно они построят в России, во всех ваших советских республиках, совершенно новый мир… угодный всевышнему. Это случится тогда, когда все люди… или по крайней мере большинство из них станут похожими на тебя. Ведь ты, Петр Петрович, не станешь же… не будешь с оружием в руках отстаивать старый коммунистический мир?
– Сейчас – борюсь, как видишь. – Полипов дернул плечом, на котором топорщился майорский погон.
– Ну, сейчас, – усмехнулся Лахновский. – Да и какой ты борец даже сейчас?.. А потом, когда соответствующим образом будет подготовлен весь народ…
– Теория хороша, – усмехнулся и Полипов, начав опять смелеть. – Легко сказать – весь народ. А как, еще раз спрашиваю, это сделать вам? У партии… коммунистов гигантский идеологический, пропагандистский аппарат. Он что, бездействовать будет? Сотни и тысячи газет и журналов. Радио. Кино. Литература. Все это вы берете в расчет?
– Берем, – кивнул Лахновский.
– Советский Союз экономически был перед войной слабее Германии. Меньше, значит, было танков, самолетов, пушек. И всего прочего. Да и сейчас, может быть… Впрочем, сейчас – не знаю. Но пресса… идеологический аппарат сделал главное – воспитал, разжег до предела то, что вы называете фанатизмом… а другими словами – патриотизм к своей земле, гордость за свой народ, за его прошлое и настоящее, воспитал небывалое чувство интернационализма, любви и уважения народов друг к другу, привил небывалую веру в партию коммунистов… И в конечном счете – веру в победу, – говорил Полипов, сам удивляясь, что говорит это. Но, начав, остановиться уже не мог, чувствовал, что теперь ему необходимо до конца высказать свою мысль. – И вы видите – народ захлебывается в своей этой гордости, в своей преданности и патриотизме, в вере и любви. Этим и объясняются все победы на фронте… все дела в тылу. Солдаты, словно осатанелые, идут в бой, не задумываясь о гибели! На заводах, на фабриках люди по двадцать часов в сутки стоят у станков! И женщины стоят, и дети! В селе люди живут на картошке, на крапиве – все, до последнего килограмма мяса, до последнего литра молока, до последнего зерна, отдают фронту. Все, даже самые дряхлые, беспомощные старики и старухи, выползли сейчас в поле, дергают сорняки на посевах. Вот как их воспитали! И это… все это вы хотите поломать, уничтожить, выветрить?
...


– Именно это, Петр Петрович, – спокойно повторил Лахновский. – Ты не веришь, что это возможно, и не надо. Считай меня безумным философом или еще кем… Я не увижу плодов этой нашей работы, но ты еще, возможно, станешь свидетелем…
Лахновский, зажав трость под мышкой, опять вынул табакерку, раскрыл ее, забил одну ноздрю, потом другую табаком.
– Газеты, журналы, радио, кино… все это у большевиков, конечно, есть. А у нас – еще больше. Вся пресса остального мира, все идеологические средства фактически в нашем распоряжении.
– Весь этот остальной мир вы и можете… оболванить, – почти крикнул Полипов. – А народов России это не коснется.
– Как сказать, как сказать… – покачал головой Лахновский, спрятал табакерку, начал опять острием трости ковырять в ковре. А поковыряв, произнес со вздохом: – Сейчас трудно все это представить… тебе. Потому что голова у тебя не тем заполнена, чем, скажем, у меня. О будущем ты не задумывался. Окончится война – все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, чем располагаем… все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей! Человеческий мозг, сознание людей способно к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить! Как, спрашиваешь? Как?!
Лахновский по мере того, как говорил, начал опять, в который уж раз, возбуждаться, бегать по комнате.
– Мы найдем своих единомышленников… своих союзников и помощников в самой России! – срываясь, выкрикнул Лахновский.
...
– Да сколько вы их там найдете?
– Достаточно!
– И все равно это будет капля в море! – из какого-то упрямства возразил Полипов.
– И даже не то слово – найдем… Мы их воспитаем! Мы их наделаем столько, сколько надо! И вот тогда, вот потом… со всех сторон – снаружи и изнутри – мы и приступим к разложению… сейчас, конечно, монолитного, как любят повторять ваши правители, общества. Мы, как черви, разъедим этот монолит, продырявим его. Молчи! – взревел Лахновский, услышав не голос, а скрип стула под Полиповым. – И слушай! Общими силами мы низведем все ваши исторические авторитеты ваших философов, ученых, писателей, художников – всех духовных и нравственных идолов, которыми когда-то гордился народ, которым поклонялся, до примитива, как учил, как это умел делать Троцкий.
#2 | 06:54 15.04.2015 | Кому: Всем
[censored] наглядно.
#3 | 06:55 15.04.2015 | Кому: Всем
Шикарная книга. Шикарный фильм. Рекомендую знакомым иностранцам читать и смотреть - вместо Архипилагов и Жизней с судьбами.
#4 | 06:56 15.04.2015 | Кому: Всем
Вотт-вотт, этот отрывок в причесанном виде называют "Планом Даллеса" и с упоением "разоблачают"
#5 | 07:00 15.04.2015 | Кому: furbogrande
> Шикарная книга. Шикарный фильм. Рекомендую знакомым иностранцам читать и смотреть - вместо Архипилагов и Жизней с судьбами.

Экранизацию я считаю редким случаем, когда получилось лучше книги.
#6 | 07:04 15.04.2015 | Кому: Srg_Alex
> Экранизацию я считаю редким случаем, когда получилось лучше книги.

ИМХО, не лучше. Просто два совершенно автономных шедевра. И языком кинематографа распорядились создатели грамотно, и книга сама отличная. Первый раз ее прочитал в 13 лет. Даже для малолетнего прошла на ура.
#7 | 07:04 15.04.2015 | Кому: drHans
> Вотт-вотт, этот отрывок в причесанном виде называют "Планом Даллеса" и с упоением "разоблачают"

То что это не план Даллесса, ещё не означает, что у Даллеса не было подобных планов.
Так как то, что мы видим вокруг, оно как раз и есть развращённая молодежь и прочее.
Вспомним "пчелок" многие настолько уже запутаны, что на полном серьёзе сравнивали это убогое безвкусие с хореографией в виде спортивных и бальных танцев, аэробики, акробатики и прочего.
Ну и многие вчера по радио выступали "типа ничё такого". Так что плана нет, но он работает.
#8 | 07:06 15.04.2015 | Кому: furbogrande
> ИМХО, не лучше. Просто два совершенно автономных шедевра. И языком кинематографа распорядились создатели грамотно, и книга сама отличная. Первый раз ее прочитал в 13 лет. Даже для малолетнего прошла на ура.

Ну ты монстр, если в 13 лет прочитал и не запутался. Там повествование скачет то вперёд на годы, то назад. Я голову сломал, когда в первый раз читал. Зачем автору так понадобилось повествование строить - не пойму.
#9 | 07:11 15.04.2015 | Кому: Srg_Alex
Посмотрел сначала фильм - запоем. Отец сказал, что книга, по которой фильм снят не менее крутая. И в книге несколько иначе описаны некоторые люди, события, есть другие персонажи. Я потребовал книгу. У нас не было - отец сходил взял у сестры своей. Все лето читал. Потом, помню, написал по ней сочинение (было задание - написать сочинение по прочитанной летом книге). Конечно, тогда не все понятно было. В сознательном возрасте перечитывал уже иначе. Но хуже книга с моим возрастом не стала.
#10 | 07:13 15.04.2015 | Кому: furbogrande
> И в книге несколько иначе описаны некоторые люди, события, есть другие персонажи.

В фильме 2 персонажа объединили в одного Лахновского. С одной стороны - лучше стало, с другой - Лахновскому видимо лет 70, не меньше, в ВОВ. Как только живой сохранился - не ясно.
#11 | 07:19 15.04.2015 | Кому: Srg_Alex
> Лахновскому видимо лет 70, не меньше, в ВОВ

Самого этот вопрос терзал)!

В фильме также не фигурирует Наташа.
Алейникова в книге оуновцы распилили двуручной пилой, в фильме - сожгли.
#12 | 07:24 15.04.2015 | Кому: Fraypower
> > Вотт-вотт, этот отрывок в причесанном виде называют "Планом Даллеса" и с упоением "разоблачают"
>
> То что это не план Даллесса, ещё не означает, что у Даллеса не было подобных планов.

документ есть, схожий, но по тем временам можно сказать вполне обычный
даже перевод пару лет назад появился в интернете
#13 | 07:25 15.04.2015 | Кому: furbogrande
> В фильме также не фигурирует Наташа.
> Алейникова в книге оуновцы распилили двуручной пилой, в фильме - сожгли.

Это не существенно. Но спасибо фильму, что повествование идёт как надо, а не скачет взад-вперёд.
#14 | 07:26 15.04.2015 | Кому: Srg_Alex
> Это не существенно. Но спасибо фильму, что повествование идёт как надо, а не скачет взад-вперёд.

Это да.
#15 | 07:46 15.04.2015 | Кому: Всем
прочитав, вдруг пожумалось: а причем тут пчелки?((
#16 | 07:54 15.04.2015 | Кому: Srg_Alex
> В фильме 2 персонажа объединили в одного Лахновского.

А кто второй?
#17 | 08:09 15.04.2015 | Кому: Всем
Книга - сила. Фильм - сила. Одни из самых любимых. Интересно, что в СССР этот фильм видели практически все, а книгу читали многие. Однако, никакие предупреждения писателя и многих других правильных советских людей никому не помогли и ничего не предотвратили. Странные люди - тоже советские, те, кто постарше, что захотели резко в кап.рай, - не верили таким предупреждениям и считали опасность не реальной?
#18 | 08:14 15.04.2015 | Кому: Всем
А мне как-то фильм после книги не пошел. В книге как-то все посерьезней.
Если кто не читал, то рекомендую еще Шукшина, роман "Любавины". Похожие произведения, но у Шукшина более жизненно.
#19 | 08:22 15.04.2015 | Кому: Srg_Alex
> с другой - Лахновскому видимо лет 70, не меньше, в ВОВ. Как только живой сохранился - не ясно.

Разве 70 - это запредельный возраст?
#20 | 08:25 15.04.2015 | Кому: boston8
> Если кто не читал, то рекомендую еще Шукшина, роман "Любавины".

Фильм "Конец Любавиных" тоже неплох получился, но книга лучше, однозначно
#21 | 08:34 15.04.2015 | Кому: Вилиор
> Фильм "Конец Любавиных" тоже неплох получился, но книга лучше, однозначно

А по второй части книги снят "Живет такой парень". Хотя в книге герой был позубастей, как-никак кулацкий сын, Куравлев не такой.
#22 | 08:43 15.04.2015 | Кому: Вилиор
> А кто второй?

Ну ходя бы старший сын Кафтанова. Именно его поймал Алейников в 1920-м и приволок в кабинет Кружилина.

>Разве 70 - это запредельный возраст?


Нет, конечно.
#23 | 09:05 15.04.2015 | Кому: Srg_Alex
> Ну ходя бы старший сын Кафтанова.

А что от Зиновия в Лахновском?

> >Разве 70 - это запредельный возраст?

>
> Нет, конечно.

Почему тогда удивляешься?
#24 | 10:02 15.04.2015 | Кому: Вилиор
> А что от Зиновия в Лахновском?

Я выше написал.

>Почему тогда удивляешься?


Слишком боевитый полковник Абвера получился для своих лет.
#25 | 10:17 15.04.2015 | Кому: Всем
> > А что от Зиновия в Лахновском?
>
> Я выше написал.

Взять один эпизод и поменять в нем героя - вовсе не значит "объединить двух персонажей".

Это, в общем-то, нормальная практика при экранизации столь объемных произведений - многие сюжетные линии в сценарий не включаются целиком, но если какой-то эпизод важен, то его просто приписывают другому персонажу, чтобы не прописывать целиком историю выброшенного.

> Слишком боевитый полковник Абвера получился для своих лет.


Так он же сибиряк. А они в то время поздоровее нынешних были.
Кстати, Суворов в 69 по Альпам лазил, а уж на что в детстве хиленький был!
#26 | 16:10 15.04.2015 | Кому: Srg_Alex
> Ну ты монстр, если в 13 лет прочитал и не запутался. Там повествование скачет то вперёд на годы, то назад. Я голову сломал, когда в первый раз читал.

Попутал с "Тени исчезают в полдень"?
#27 | 21:50 15.04.2015 | Кому: sidor
> Попутал с "Тени исчезают в полдень"?

Нет, не попутал. Сам-то читал?
#28 | 07:48 16.04.2015 | Кому: Srg_Alex
> > Попутал с "Тени исчезают в полдень"?
>
> Нет, не попутал. Сам-то читал?

Кстати, да. Не сильно там и скачет. Не больше, чем в прочих романах-эпопеях. И никаких проблем с пониманием не возникает.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.