Константин Сёмин про Тангейзер

nakanune.ru — "Если вы пройдете на улицу, вы увидите массу вывесок, на которых либо заграничные слова, либо они как-то "косят" под иностранщину. У нас продается по-прежнему то, что напоминает иностранное. У нас барыжье, фарцовщицкое, нэпманское сознание устроено именно так. Мы пытаемся впарить согражданам что-нибудь из-за границы. Если мы пытаемся впарить это в магазинах, то не стоит удивляться, что такие же барыги и фарцовщики управляют культурой". Впеньте плиз, хорошее интервью.
Новости, Общество | tsoka 03:57 03.04.2015
19 комментариев | 163 за, 3 против |
#1 | 04:08 03.04.2015 | Кому: Всем
Константин Семин: Капитализм и барыги поощряют только "театр для скота"
размер шрифта: A A A в блог версия для печати

Константин Семин: Капитализм и барыги поощряют только "театр для скота"

Последние недели скандал с новосибирской постановкой "Тангейзера" Вагнера, в которой Иисус был показан не просто любовником Венеры, но и участником фильма для взрослых, будоражил умы поборников нравственности, церковников, общественников и в итоге привел к смене руководителя театра. И, вроде бы, неудивительно то, что этот конфликт вышел в публичное поле, но с другой стороны – в театрах по всей стране достаточно "авторских" трактовок, откровенной пошлости и возрастного ценза 18+, в том числе и в государственных учреждениях, однако к публичным скандалам и отставкам это не приводит. Время классики уходит, она становится неактуальной в эпоху, когда театр - коммерческий проект, а лучше всего в битве за зрителя помогает эпатаж и скандал. О том, почему театр эволюционирует "вниз", а не "вверх", о скандалах за государственные деньги и о том, почему в моде "скотская культура", рассказал в интервью Накануне.RU журналист, ведущий "Агитации и пропаганды" Константин Семин.

Вопрос: Скандал с новосибирским "Тангейзером" привлек внимание к "нестандартным авторским прочтениям" классики. Ситуация дошла до того, что Минкульт вынужден был сменить руководителя театра, чтобы он снял с репертуара скандальный спектакль. Почему такие вещи вызывают протест у части зрителей, а у другой набирают популярность?

константин семин|Фото: фейсбукКонстантин Семин: Скандалы это вызывает, потому что народ не утратил остатки разума и сопротивляется процессу деградации. Я не до конца погружен в детали скандала в Новосибирске, но в целом, я думаю, причина в том, что нельзя в экономической системе, ориентированной на извлечение прибыли, рассчитывать, что искусство не будет частью этого процесса и не будет подчиняться тем же законам и правилам. Если мы хотим привлекать зрителей, аудиторию на телеканалы, апеллируя к самым низким инстинктам, если мы хотим таким же образом привлекать людей в концертные залы, кинотеатры, если мы ориентируемся исключительно на это - на денежный оборот, на финансовую отдачу от искусства, то нечего потом удивляться, что провокация, издевательство над классикой, порнография и прочие низменные вещи становятся главными способами повысить экономическую привлекательность любого жанра в искусстве. Думаю, основная причина в этом.

Вопрос: Нужно ли вмешиваться государству, как в случае с новосибирским театром, вводить некую пусть и дозированную цензуру, фильтрацию того, что идет на сцене?

Тангейзер, опера, театр|Фото: ngs.ru

Константин Семин: Конечно, цензура уместна, объяснима и логична. Потому что вся среда в целом отдана на откуп частной рыночной инициативе. Я с большой симпатией отношусь к Никите Михалкову, но посетил недавно кинотеатр, над которым вроде бы шефствует Союз кинематографистов – девять из 10 случайных названий фильмов иностранного производства, которые очень часто некомплементарны к нашей истории, к нашей стране. Отдельной вывеской – "Левиафан". Это рынок, он диктует свои правила, и рассчитывать, что государственное учреждение просто так, по своей воле сделает так, что в государственных театрах, государственных объединениях культурных будут работать какие-то особенные люди, которые в условиях всеобщего балагана будут сохранять нравственные установки, нравственные ценности, наивно.

Вопрос: Допустимы ли подобные вещи в государственных театрах и за государственный счет?

Тангейзер, Новосибирский театр оперы и балета, спекаткль|Фото: kpcdn.net

Константин Семин: Во-первых, любой государственный театр борется за посещаемость и вынужден конкурировать с частными. И, если в частном театре показывают голую задницу, то государственному нужно сделать что-то, чтобы люди пошли именно на его спектакли. Поэтому, речь здесь не столько о цензуре, не столько о применении государственного контроля в управлении собственностью, сколько вообще о смене всей парадигмы. Дело даже не в том, присутствует государство или нет в культуре, а в экономике в целом. Если государство все пускает на самотек, отпускает вожжи – не удивляйтесь, что происходят такие скандалы, а Щелкунчика, например, "трактуют" через каких-то гомосексуалистов.

"Щелкунчик", Московская филармония, спектакль, ангел, "бородатая баба"|Фото: russiapost.su

Любая провокация, любой скандал выгоден. Выгодно позвать на телевидение какого-нибудь извращенца, идиота, а если он оскорбит нашу страну - тем лучше, это вызовет еще больше обсуждений. С точки зрения рыночной это эффективно, а то, что эффективно – не запрещено. До тех пор, пока у нас действует правило, что все, что выгодно – хорошо, ничего другого и не будет. Я хочу сказать, что мы боремся со следствием, а не с причиной.

Вопрос: Приглашение Ксении Собчак в государственный Театр наций за баснословный гонорар – из этой же серии?

Театр наций, "Женитьба", Гоголь, Собчак, спектакль|Фото: vk.com

Константин Семин: Безусловно. Конечно. Можно и лошадь живую пригласить, посадить ее – результат был бы тем же. Я лет 10 назад в театре Станиславского видел, как "Собачье сердце" инсценировали с привлечением настоящей живой собаки. Такой был интересный драматургический ход.

Вопрос: Отдельный вопрос о европейских сценаристах и режиссерах, которых часто в последние годы привлекают, и зачастую подобные трактовки при их участии происходят, хотя и необязательно, конечно. Можно ли говорить, что такую практику нужно тоже очень внимательно использовать, контролировать, если можно так сказать, импорт европейских ценностей?

Константин Семин: Это не европейский злобный безнравственный мир пытается нас поработить и навязать нам что-то. Это мы сами распахнули свои ворота навстречу этому миру. То, что происходит в экономике, происходит и на сценических подмостках. Если вы пройдете на улицу, вы увидите массу вывесок, на которых либо заграничные слова, либо они как-то "косят" под иностранщину. У нас продается по-прежнему то, что напоминает иностранное. У нас барыжье, фарцовщицкое, нэпманское сознание устроено именно так. Мы пытаемся впарить согражданам что-нибудь из-за границы. Если мы пытаемся впарить это в магазинах, то не стоит удивляться, что такие же барыги и фарцовщики управляют культурой. Недавно в Большом театре сменился глава попечительского совета, им стал Михаил Швыдкой. Ну, давайте будем ждать от Швыдкого здравой государственнической линии в управлении Большим театром. А кто управляет другими, смежными отраслями культуры и искусства – те же самые фарцовщики, те, кто победил в 90-е. Это сознание фарцы, оно никуда не делось и правит нами. Поэтому, когда приходишь в Новосибирский театр и видишь там какую-то ерунду, то знай – это ровно потому, что вывески на твоей улице в центре Новосибирска выглядят так. Почему у нас сознание переформатировано? Потому что мы переформатировали экономику. Сознание – это производная от экономики, а не наоборот.

Гоголь-центр, "Мертвые души", Гоголь, театр, спекаткль|Фото: gogolcenter.com

Вопрос: Классика актуальна сейчас, можно на классическую постановку "затащить" зрителя?

Константин Семин: В рыночных современных условиях классика неактуальна и никому не нужна. Честность неактуальна, справедливость неактуальна, все человеческие благие устремления, все хорошее, что в человеке может быть – нерыночно, неэффективно, а, значит, должно быть списано в утиль. Эффективно только хваткое мировоззрение фарцы, оно актуально.

До тех пор, пока не будет изменена система экономических отношений, не поменяется система ценностей. Тогда будет актуально, выгодно и престижно тянуть человека вверх – а это всегда тяжело, воспитывать в нем лучшие качества, менять человека к лучшему – это всегда болезненно, человек всегда сопротивляется этому. Ему гораздо легче и удобнее быть животным, гораздо проще быть скотиной, а сегодняшняя экономическая система позволяет ему быть скотиной, сегодняшняя экономическая система основана на энергии скотской, которая в обществе, безусловно, есть. Капитализм – это и есть эксплуатация низменных животных инстинктов, и не обуздав эти инстинкты, откуда ждать человеческое? Ему неоткуда взяться.

Гоголь-центр, "Мертвые души", Гоголь, театр, спекаткль |Фото: gogolcenter.com

Вопрос: В этом плане, советский феномен, советская культура – то же противопоставление капиталистической системе, "загнивающему западу"?

Константин Семин: Советский Союз именно этим и отличался. Там была другая экономика, и на других основах базировалась культура. Там человека делали лучше, жизнь была построена вокруг человека, которого изменяли, его делали лучше. А сегодня он, во-первых, предоставлен сам себе, а во-вторых, нет ничего страшного в том, что человек станет хуже. Не нужно удивляться, что появляются педофилы, что с ружьем кто-то ходит и стреляет. Это нормально для такой системы. Наш народ имеет очень серьезную память о том времени, когда было иначе. Народ помнит, что можно по-другому, и это было еще совсем недавно. Поэтому самый востребованный товар на рынке произведений искусства китча и телепропаганды – это все, что связано с советским временем. Самые рейтинговые сериалы апеллируют к каким-то советским тенденциям. Самая модная тенденция – переложенные на новый лад советские фильмы. Все торгуют этим наследством, понимая, что если пользоваться рыночной логикой, то самый рыночный товар сегодня – это отсутствующая в нашей жизни справедливость, отсутствующая в нашей жизни человечность, это отсутствующее в нашей жизни стремление к чему-то высокому. На это гигантский запрос людей, которые поняли, как жестоко их обманули в 91 году и что им сунули взамен. Но вместо этого нам втюхивают суррогаты, ужасные порнографические переложения советских фильмов, которые показывает "Первый канал".

Суррогаты, клевета на СССР нужны для того, чтобы выросли новые поколения, которые представлять ту эпоху будут по творчеству какого-нибудь очередного продюсера "файфмана", чтобы исчезло, растворилось, было вырвано с корнем само знание о предмете. Чтобы люди, как индейцы после прихода конкистадоров, уже не помнили — эта земля, эти ресурсы, эти промышленные предприятия, эта культура когда-то принадлежали нам всем, всему народу, а не горстке избранных. Суть в том, что сначала бытие — потом сознание. Не я это придумал...

- See more at:[censored]
#2 | 05:09 03.04.2015 | Кому: tsoka
> Сознание – это производная от экономики, а не наоборот.

Довольно спорное утверждение. Скорее это взаимовлияющие процессы.Рушить СССР начали с переформатирования сознания, потом стали ломать экономику, а потом это стало два взаимоподдерживающих процесса.
#3 | 05:26 03.04.2015 | Кому: boston8
> > Сознание – это производная от экономики, а не наоборот.
>
> Довольно спорное утверждение. Скорее это взаимовлияющие процессы.Рушить СССР начали с переформатирования сознания, потом стали ломать экономику, а потом это стало два взаимоподдерживающих процесса.

Согласен. Но в остальном всё толково. "Театр для скота", "нестандартное прочтение классики", в связи с отсутствием своих художественных идей - всё верно. Друзья из н-ской оркестровой ямы сообщают, что у них был большой личный праздник после снятия "Тангейзера".
#4 | 05:32 03.04.2015 | Кому: Всем
Капитализм тут не причем. Реформаторы изначально сделали ставку на агрессивное мещанство как социокультурный тип своих имитационных реформ.
#5 | 05:48 03.04.2015 | Кому: boston8
> > Сознание – это производная от экономики, а не наоборот.
>
> Довольно спорное утверждение.

Я занимаюсь в том числе и этими вопросами. Действительно, взаимовлияющие процессы, с признаками самоорганизованной критичности.

> Рушить СССР начали с переформатирования сознания, потом стали ломать экономику,


Это грубейшее упрощение процессов, если кратко.
#6 | 05:52 03.04.2015 | Кому: dinama
> Капитализм тут не причем.

Ещё как причём. По Веберу, он порождён протестантизмом, который, очень упрощая, является индивидуалистской ревизией христианства.

> Реформаторы изначально сделали ставку на агрессивное мещанство как социокультурный тип своих имитационных реформ.


Реформаторы не "делали ставку", они сами были агрессивными хуторянами. Ни о какой проектности в действиях российской постсоветской элиты и речи быть не может. Их образ действия носил вирусный характер, упал на благодатную (кризисную) почву.
#7 | 06:15 03.04.2015 | Кому: Всем
В рыночных современных условиях классика неактуальна и никому не нужна.

Сам ни разу не заядлый театрал, но в Нижнем Новгороде как-то попал в детский театр "Вера" на "Зимнюю сказку" Шекспира. Был полный зал подростков лет 13. Пьеса, я бы мягко сказал, не самая захватывающая. Экшна мало, причем начинается в основном ближе к концу. Первый час представления - один сплошной депрессняк и длиннющие монологи. Когда увидел в зале эту толпу ребятни, вспомнил себя в их годы, своих одноклассников, товарищей по кружкам и секциям - и первым порывом было развернуться и пойти домой. Однако за все два с лишним часа представления в зале никто вообще ни разу не пикнул. Персонаж зовет кого-то шлюхой - ни единого смешка. Скучнейший монолог на четверть часа - никто не елозит, с соседями не переговаривается, СМСки никому не шлет. Всю дорогу больше охуевал с такой аудитории, чем впечатлялся актерской игрой.

Это из наиболее ярких воспоминаний. А вообще с подобным сталкивался за последние 10 лет не раз.

Так что хорош пиздеть про рынок и современные условия. Это не классика кому-то не нужна, это вы хуевые актеры и режиссеры.
#8 | 06:23 03.04.2015 | Кому: dinama
> Капитализм тут не причем. Реформаторы изначально сделали ставку на агрессивное мещанство

Мещанство начали внедрять уже при Хрущеве, но СССР просуществовал еще сорок лет. А рухнул он через пару лет после того как на предприятиях начали вводить хозрасчет.
#9 | 07:04 03.04.2015 | Кому: Всем
"Суть в том, что сначала бытие — потом сознание. Не я это придумал..." Вотт уж неправда.Поменяешь сознание людей, получишь новое бытие.Так развалили СССР, так сделали войну на Украине.
#10 | 07:54 03.04.2015 | Кому: Рома1
> Мещанство начали внедрять уже при Хрущеве, но СССР просуществовал еще сорок лет. А рухнул он через пару лет после того как на предприятиях начали вводить хозрасчет.

Хозрасчет тоже внедрять начали почти сразу после Хрущева:

Косыгинская реформа включала и такое:

• «О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчёт» (13 апреля 1967 г.)
#11 | 07:57 03.04.2015 | Кому: tsoka
> с признаками самоорганизованной критичности.

Это чего такое?

>Это грубейшее упрощение процессов, если кратко.


Пожалуй, да.
#12 | 11:09 03.04.2015 | Кому: boston8
> > с признаками самоорганизованной критичности.
>
> Это чего такое?

природа работает в цикле "накопление - кризис"

кризис либо убивает систему, либо переводит её в новое состояние

книжка по вопросу: Пер Бак "Как работает природа: теория самоорганизованной критичности"

физик написал, толковая
#13 | 18:31 03.04.2015 | Кому: tsoka
> По Веберу, он порождён протестантизмом, который, очень упрощая, является индивидуалистской ревизией христианства.

и как это связано с агрессивным мещанством цель которога хапать предметы потребления и втюхивать друг-другу джинсы?

>Ни о какой проектности в действиях российской постсоветской элиты и речи быть не может.


чистопородные марксисты
#14 | 18:34 03.04.2015 | Кому: Рома1
> Мещанство начали внедрять уже при Хрущеве

мещанство всегда есть. но да - кризис целеполагания и, соответсвенно, в целом проекта начался тогда.
#15 | 04:33 04.04.2015 | Кому: dinama
> и как это связано с агрессивным мещанством цель которога хапать предметы потребления и втюхивать друг-другу джинсы?

любой образ жизни - в том числе и "хапать/втюхивать" - требует для себя этического обоснования, некоего договора по умолчанию относительно того, что считается приличным и допустимым

протестантизм такое обоснование даёт
#16 | 09:32 04.04.2015 | Кому: tsoka
Чушь. Прочитали Вебера по принципу-смотрю в книгу вижу фигу? Принципы глобализации как и рейганомика как и ньюэйдж были сформированы во второй половине 20в.те протестанты о которой пишет вебер сами страдают. А перестроечный проект (демонтажа) вообще специфичен. запиливался под наши реалии.и советский диамат и марксизм был хорошим подспорьем для парализации общественных наук(возможности ответа)
#17 | 10:02 04.04.2015 | Кому: dinama
> Чушь

Может быть.

> Прочитали Вебера по принципу-смотрю в книгу вижу фигу?


Да нет, фигу не вижу - просто у этой его работы слишком богатый контекст, подтекст и последствия, как в научной мысли, так и в политической. Ситуация скорее даже обратная - смотрю на фигу, вижу Вебера.

Остальное обдумаю при случае, спасибо.
#18 | 17:26 04.04.2015 | Кому: tsoka
спасибо вам за терпимость) был резковат.
посмотрите вот тут статьи, есть перехлесты конечно.[censored]

Можно еще СГКМ почитать.он по микронам разбирает деформацию сознания предшествующую и сопутствующую нашим реформам и ее причины.
#19 | 05:30 05.04.2015 | Кому: dinama
> посмотрите вот тут статьи, есть перехлесты конечно.[censored]

Толковая газета.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.