Голодные 90-ее.

ilonaborisovna.livejournal.com — Суть была в том, что ни один рецепт я не могла воплотить в жизнь, не потому что я не умею что-то делать, а потому, что нет ни одного ингредиента. Зайчик какбэ говорил: "Для того, чтобы самому приготовить этот шоколадный кекс с клубничной начинкой - тебе понадобятся..." и я держала пальцы крестиком, чтобы дальше я увидела слова соль, перец, гречка, масло и сода, но дальше значилось как правило клубничное варенье, шоколад, ванильный сахар, обычный сахар, три яйца и апельсин!
Новости, Общество | АлексМиГ-29 08:29 10.02.2015
56 комментариев | 64 за, 4 против |
pyth2000
не фашист »
#1 | 08:43 10.02.2015 | Кому: Всем
О, я помню, заходишь в магазин, а там банки березового сока, все полки, сука, этим ебучим соком уставлены. Хочешь, например, сока - заходишь, берешь, березовый, например. Или хочешь хлеба - зашел, сока березового купил, охуенно. СвободаЪ зато!!!
#2 | 09:00 10.02.2015 | Кому: Всем
Пора запасаться гречкой и консервами с тунцом или еще рано???
Golubev
RIP »
#3 | 09:00 10.02.2015 | Кому: pyth2000
Знаешь, камрад, а я вот сейчас скучаю по этому берёзовому соку. иногда (особенно зимой) очень хочется. пару раз привозили белорусский пакетированный по 92(!) рубля за литр, но всё равно - не то.
Точка Кипения
Навальноид. »
#4 | 09:02 10.02.2015 | Кому: Всем
"Голодные 90-ее. Записки из параллельной вселенной".

[censored]
#5 | 09:06 10.02.2015 | Кому: pyth2000
А у нас на полках одна морская капуста стояла и турецкий чай.
#6 | 09:22 10.02.2015 | Кому: Всем
Прям так голода я не помню, но зато помню что курицу вначале варили, потом делали из неё второе, а бульон уже без мяса пускали на суп.
#7 | 09:29 10.02.2015 | Кому: Точка Кипения
> "Голодные 90-ее. Записки из параллельной вселенной".

Ты её земляк?
Можешь опровергнуть написанное?
von_herrman
надзор »
#8 | 09:29 10.02.2015 | Кому: Golubev
> но всё равно - не то.

Без мякоти?!
#9 | 09:30 10.02.2015 | Кому: pyth2000
> О, я помню, заходишь в магазин, а там банки березового сока [с мякотью], все полки, сука, этим ебучим соком уставлены.
#10 | 09:36 10.02.2015 | Кому: Всем
1989 год. Оренбург. Масло по талонам, курица по талонам, сахар по талонам, в магазинчике на 60 лет Октября- аншлаг и очередь.
1990 год, январь, Кирово-Чепецк. В магазине зеленые бананы. Покупаешь, на шкаф, через неделю ешь (выскребая внутреннюю сторону шкурки)
1991 год, Киев . В магазине колбаса в нарезку (диковинка, блин, и можно ее купить 200 граммов и сразу съесть)
1992 год, Оренбург. Нет вообще ничего, в том числе и денег. Но есть чай "Белая роза" (горячая вода и сахар), бычки в томате и хлеб. На них и выжил.
1993 год, Оренбург, октябрь . Выезд на велике на поля за 23 микрорайоном за морковкой и капустой с колхозного поля, надпись на гараже "Еслиб вы в сроки убрали морковь- сейчас бы в Москве не лилась чья-то кровь", полные сумки морковки.
*
*
1995 - да откуда все это взялось? Ёб, сникерсы, оба-на, колбаса, мясо, фрукты!
#11 | 09:47 10.02.2015 | Кому: Всем
Комменты там конечно интересные, прям сплошь Немцовы, Собчаки, Хакамады, все прям так хорошо жили и лишь небольшая группа лентяев голодала.
Я не голодал, но то что было в 90-х это атас, народ был поставлен на грань выживания, фильма "Жмурки" довольно точно показывает, все что можно было продать продавали, появилась масса наркоманов и алкоголиков, до середины 2000-х практически все они вымерли, сейчас домирают отсидевшие. Зарплаты не платили, на нашем предприятии до сих пор регрессники судятся, выбивают из нового хозяина зарплату за 90-е, он естественно платить не хочет (хотя и купил завод с долгами). Безработица и массовый уход в челноки, походы по знакомым и соседям за пакетиком чая, кусочком хлеба. Постные макароны. Правда были Юппи и Сникерсы и на хлеб мазали Раму (недавно в супермаркете снова увидел Раму, и еле удержался от покупки), и в гараже размешивали Рояль. Помню ночные походы на совхозные поля, до сих пор думаю как можно было унести на себе 3-5 мешков картошки .... Отключение света, воды, а зимой бывало отключали отопление, тогда познакомились с разморозкой батареи и осваивали строительство печей и сварку буржуек. И толстых людей на улице не было, а были худые и озлобленные граждане. Читал что некий гражданин Георгий Вицин так и не оправился и помер чуть ли не от голода.
Точка Кипения
Навальноид. »
#12 | 09:51 10.02.2015 | Кому: АлексМиГ-29
> Можешь опровергнуть написанное?

Начиная с 1992 года магазины ломились от продуктов. И не только магазины. Куча оптовых рынков, у каждой остановке палатки, где продавалось все от дешевых гондонов, до элитного вискаря.

Про какие такие "голодные 90-е" она заливает?
#13 | 09:57 10.02.2015 | Кому: Точка Кипения
> Начиная с 1992 года магазины ломились от продуктов. И не только магазины. Куча оптовых рынков, у каждой остановке палатки, где продавалось все от дешевых гондонов, до элитного вискаря.
>
> Про какие такие "голодные 90-е" она заливает?

Ты забыл сказать, сколько всё это стоило, и как людям месяцами не платили зарплату.
#14 | 10:02 10.02.2015 | Кому: Всем
Да еще вспомнил трупы которые появлялись раз в неделю под окнами, узнал тогда же что подснежники это совсем не цветы. Пару лет назад ремонтировали магистраль и нашли человеческие кости (люди подумали бомжа который походу жил там). Человеческая жизнь была дешева, много людей пропало буквально выйдя в магазин, а уж сколько не вернулось с заработков.
Как то у нас месяц не было воды и старик сосед жаловался что он стал как орангутанг из-за частой носки воды, тогда же я узнал где находятся все родники в городе, и тогда же понял что пережили во время ВОВ Ленинградцы зимой когда набирали в вёдра воды среди терриконов льда, когда вода где то там внизу и надо ухватиться так что бы достать одной рукой с ведром до воды и половина при этом проливается, а надо набрать минимум два ведра и сзади напирает толпа. Сейчас конечно вспоминается довольно весело, но тогда было не весело.
Да вспомнил еще из еды Китайскую лапшу, дешевая, острая, и покупалась большими упаковками. Правда от нее потом язва, но до сих пор иногда могу в охотку с килькой в томате схарчить.
#15 | 10:12 10.02.2015 | Кому: Division_Bell
> Ты забыл сказать, сколько всё это стоило, и как людям месяцами не платили зарплату.

Не-не-не, это только у лентяев не было денег!!!
#16 | 10:22 10.02.2015 | Кому: Всем
Про какие такие "голодные 90-е" она заливает?

1. Варенье из крыжовника.
1 кг сахару (по талонам) + 1 кг мятного драже (ура, без талонов, но на больше 1кг денег не было). Сварить сироп, добавить ягоды (из своего огорода), варить до готовности.

2. Печенье на огуречном рассоле.
стакан огуречного рассола, стакан растительного масла, стакан смородинового варенья, мука до густоты, ч.ложка соды.

3. стебель лопуха отварить в подсоленной воде, нарезать и обжарить в раст. масле с луком. Подавать с отварной картошкой, благо своя, а на другой гарнир нет денег. Корень лопуха можно жарить или делать пюре.

4. Оп-ля, смертельный номер! Тушки голубиные - печеные на костре, отварные и жареные! Идешь с пневматической винтовкой на старую ферму, бьешь штук 15 голубей, ощипываешь (перо сгодится на набивку пуховика для ребенка), потрошишь и готовишь. Сын сейчас говорит: "И не стремно же было тогда это есть!"

5. - Оль, я муки достала.
- А у меня дрожжи есть и сахар! А Галя, я слышала, талоны на масло где-то отоварила.
- Ура! Печем булочки на весь подъезд!!!

6. Гречку не ем до сих пор. Брат где-то надыбал целый мешок, и всё лето - до нового урожая - гречка была по три раза в день.

7. После какого-то фестиваля полдня бродили по лесу, собирали пустые бутылки, 2 мешка нагребли. Вот радости-то было!

P.S. Работала, подрабатывала вязанием и шитьем.За вязание и шитье платили продуктами.

И что мне теперь эти санкции!!!
#17 | 10:25 10.02.2015 | Кому: BekAidar
> Да вспомнил еще из еды Китайскую лапшу, дешевая, острая, и покупалась большими упаковками. Правда от нее потом язва

И ведь это далеко не самое несъедобное из того, что радостно ели и пили в начале 90-х! Переборчивость и внимательное чтение этикеток начались несколько позже.
Про себя: в 1992 поступила в институт, стипендия была по тогдашним ценам чисто символическая (даже моя за отличную учебу). Маме зарплату задерживали, да и размер ее у бюджетников был далеко не роскошный. До откровенного голода в отдельно взятой семье не дошло (спасибо, в частности, огороду), но чувства автора мне близки и понятны.
#18 | 10:38 10.02.2015 | Кому: бабаня
> (спасибо, в частности, огороду),

Дача это да, в то время стоили дороже квартиры, сейчас отдают за бесценок, бо еду проще купить. А еще были спец. участки под картошку от предприятия, куда возили на автобусах организованно.
#19 | 11:14 10.02.2015 | Кому: BekAidar
> Дача это да

Не дача. Огород, на котором не отдыхают, а стоят в интересных позах на прополке или занимаются стриптизом с лопатой и тяпкой. Можно было еще бегать кросс с ведрами за водой. Наш был 4,5 сотки, а у бабушки с дедушкой - классические 6 и самовольно раскопанные еще 2 под картошку. Много лет стручковую фасоль, горох, баклажаны, кабачки и прочую кольраби не покупали, ели только свое.
#20 | 11:22 10.02.2015 | Кому: Точка Кипения
> Начиная с 1992 года магазины ломились от продуктов.

В Махачкале или в Тверской области?

> И не только магазины.


Но и холодильники граждан?

> Куча оптовых рынков, у каждой остановке палатки, где продавалось все от дешевых гондонов, до элитного вискаря.


Где такой был в месте проживания гражданки?

> Про какие такие "голодные 90-е" она заливает?


Ну вот мой отец был военнослужащим в то время.
Я с гражданкой абсолютно согласен.
При том, что жил я в М.О.
#21 | 11:22 10.02.2015 | Кому: Division_Bell
> Ты забыл сказать, сколько всё это стоило, и как людям месяцами не платили зарплату.

И чё, всё же было, на остальное строго по хуй.
#22 | 11:39 10.02.2015 | Кому: Точка Кипения
> "Голодные 90-ее. Записки из параллельной вселенной".

У меня осталось подростковое воспоминание из начала девяностых.

Как-то после уроков ко мне в гости зашёл школьный друг (тут надо сказать, что тогда у него отец был директором завода, и жили они существенно обеспеченнее, чем большинство). Я поставил на стол чай и тарелочку с вареньем, сел за стол и приготовился его есть по чуть-чуть, по капелюшке, смакуя, чтобы растянуть удовольствие и оставить на потом, плюс чтобы родителям и сестре побольше оставить. А друг в это время стал его есть спокойно, ложками (как сейчас все мы обычно едим). Видать, у меня взгляд какой-то странный в этот момент стал, потому как он на меня посмотрел, усмехнулся и сказал "Понимаю, экономить надо".

Вот это мне почему-то хорошо запомнилось. Может, потому, что я отчетливо осознал в тот момент: "сытый голодного не разумеет".

Кстати, сад/огород у нас тогда были, ими и жили. Только на варенье нужны не только ягоды, но и достаточно много сахара.
Точка Кипения
Навальноид. »
#23 | 11:40 10.02.2015 | Кому: АлексМиГ-29
> В Махачкале или в Тверской области?

В Москве.

> Но и холодильники граждан?


Лично у меня - да.

> Где такой был в месте проживания гражданки?


У нее и спроси. А в Москве, где я жил, было несколько оптовых рынков ТИАС (Петровско-Разумоская), Бескудниково, Лианозово.

> Я с гражданкой абсолютно согласен. При том, что жил я в М.О.


Ню-ню
#24 | 11:48 10.02.2015 | Кому: АлексМиГ-29
Кстати, камрад, поздравляю, рад видеть :)

[censored]
#25 | 11:51 10.02.2015 | Кому: Точка Кипения
> В Москве.

А в Тверской области?

> Лично у меня - да.


А у автора статьи?

> У нее и спроси. А в Москве, где я жил, было несколько оптовых рынков ТИАС (Петровско-Разумоская), Бескудниково, Лианозово.


Ну ты же смело уличаешь её во вранье, не?
Тебе же из Москвы лучше было видно как живут в Тверской области.
По этому я у тебя и спрашиваю.

> Ню-ню


Что и я вру?
#26 | 11:53 10.02.2015 | Кому: Ерш
> Кстати, камрад, поздравляю, рад видеть :)

То же рад тебя видеть.

Только фотка не та!!!
[censored]

Вот правильная!!!
#27 | 11:53 10.02.2015 | Кому: Точка Кипения
> > Но и холодильники граждан?
>
> Лично у меня - да.

Это говорит только о том, что ты из мажоров.
#28 | 11:53 10.02.2015 | Кому: бабаня
> стриптизом с лопатой и тяпкой

Встречаются волк и медведь.
- Ну, чокаво, Потапыч, как дела?
- Слышь, я тут каку-то зверушку схарчил - хренпоймешь! Спинка черненькая, брюшко беленькое, лапки навозом пахнут. Не в курсе - чозанах?
- Э-э-э, старый, ты дачника съел!
#29 | 11:55 10.02.2015 | Кому: АлексМиГ-29
> Только фотка не та!!!
>
> Вот правильная!!!

Странно, меня в библиотеке не брили! ;)
pyth2000
не фашист »
#30 | 11:59 10.02.2015 | Кому: Kurtz
> А у нас на полках одна морская капуста стояла и турецкий чай.

Зимой 1992 батя привез от друзей с ДВ три банки трехлитровых с красной икрой. Пустой холодильник и в нем три банки икры. Я ее только вот лет 5 как назад есть начал.
#31 | 12:09 10.02.2015 | Кому: Всем
Из кулинарии 90-х хорошо помню котлеты из геркулеса и бульонных кубиков.
#32 | 12:15 10.02.2015 | Кому: pyth2000
Не испортилась?
Я полки в магазинах имел ввиду :)
#33 | 12:18 10.02.2015 | Кому: Ерш
>
> Странно, меня в библиотеке не брили!

ну умну всегда такой причесон!
Точка Кипения
Навальноид. »
#34 | 12:23 10.02.2015 | Кому: Ерш
> Это говорит только о том, что ты из мажоров.

Папа - машинист, мама - кадровик... Ну да, из мажоров.
#35 | 12:26 10.02.2015 | Кому: АлексМиГ-29
> Вот правильная!!!

Эта фотка скоро станет стандартным поздравлением на вотте!
#36 | 12:28 10.02.2015 | Кому: Точка Кипения
> В Москве.

В Москве было чуть получше, да. Летом 90-го будущая жена была в Питере на производственной практике. В соседнем универсаме (огромный зал) - пустые полки, кое-где лежат консервы, в основном овощные. Я каждые выходные мотался в Питер с сумками еды, кормил ее и подружек по комнате. Причем еда, в основном, полученная на предприятии в виде продуктовых заказов, потому как в магазинах купить тоже было проблематично.

Кстати, в советское время была такая практика (по крайней мере в Москве): При подаче заявления в загс выдавались талоны на получение дефицитных продуктов для свадебного стола - варено-копченой колбасы, импортного сыра, хороших шоколадных конфет, красной икры и т.д. После 85-го в список еще и водку добавили. Так вот, в январе 91-го ни о какой икре или сервелате уже и речи не шло, вместо шоколадных конфет выдали карамель, а вместо водки - 5 бутылок "Сахры" (это портвейн такой)!
#37 | 12:28 10.02.2015 | Кому: Баянист
> > Вот правильная!!!
>
> Эта фотка скоро станет стандартным поздравлением на вотте!

А мы, похожи!!!
#38 | 12:31 10.02.2015 | Кому: Точка Кипения
> > Это говорит только о том, что ты из мажоров.
>
> Папа - машинист, мама - кадровик... Ну да, из мажоров.

Товарищ немного не в курсе. Главное было - не столько положение родителей, сколько нужные знакомства :)
В детстве у моего друга тётка работала в продуктовом магазине - так с хорошим мясом (когда, конечно, бюджет позволял) у нас проблем не было. Хотя в магазине, как метко выразился Шарик, можно было в основном кости купить :)
pyth2000
не фашист »
#39 | 13:14 10.02.2015 | Кому: Kurtz
> Не испортилась?
> Я полки в магазинах имел ввиду

Да я понял, так, вспомнилось просто.
#40 | 13:22 10.02.2015 | Кому: Ерш
> Кстати, сад/огород у нас тогда были, ими и жили. Только на варенье нужны не только ягоды, но и достаточно много сахара.

Вспомнилось.
В августе все того же благословенного 1992 года (после поступления) была отправлена поработать на благо факультета - подшивать папки к сдаче в архив. По итогам была премирована тремя килограммами сахара (внезапно случилась раздача продуктов работникам, а я фактически оказалась в нужное время в нужном месте). Настоящий праздник на фоне талонов и лютых очередей.
#41 | 13:55 10.02.2015 | Кому: Всем
Еще одна история, на этот раз из более поздних 90-х, когда уже "все было", но зарплаты не платились от слова совсем. Мама работала на одном из градообразующих предприятий - НТМК, на нем вместо зарплаты выдавали т.н. "слипы". Это были такие чеки, по которым работник мог получить продукты и товары в магазине при комбинате.
#42 | 14:21 10.02.2015 | Кому: Всем
Какие голодные 90-е???
Некоторые с лишним весом боролись неустанно!
И вот однажды, наевшись вечером в большой компании, как сейчас помню, это было на наше Рождество, нам вдруг всем стало стыдно. Вы, конечно, знаете, обычно всегда стыдно становится, когда вкусно и сытно наешься. И тогда я сказала, а давайте к 7 марта все похудеем.
Про похудеть. Секреты Т. Юмашевой (тогда ещё Дьяченко).
#43 | 16:10 10.02.2015 | Кому: Ерш
> Кстати, камрад, поздравляю, рад видеть :)

Такая же фигня!!!
Zveroboy
надзор »
#44 | 19:36 10.02.2015 | Кому: Точка Кипения
> Начиная с 1992 года магазины ломились от продуктов. И не только магазины. Куча оптовых рынков, у каждой остановке палатки, где продавалось все от дешевых гондонов, до элитного вискаря.
>
> Про какие такие "голодные 90-е" она заливает?

Полки-то действительно ломились, это да, подтверждаю.
Да только я на эти ломящиеся полки главным образом посмотрел, облизнулся и дальше пошёл. Как говорится, есть да не про нашу честь.
К 1996 году например зарплату на заводе, на котором я тогда работал, перестали платить вообще, только иногда небольшие авансики подкидывали тем, кто на 2/3 тарифа не ушёл (я как раз и был среди тех счастливчиков), но этих денег еле-еле хватало чтобы за жильё и коммунальные услуги платить, и то в долги залезать приходилось.
А питался примерно так - на заводе был свой магазинчик, где нехитрые продукты можно было взять в долг, вотт и брал пачку макарон и банку консервов каких-нибудь, растягивая оные на подольше.
А за воротами полки в магазинах ломятся, повсюду лозунги типа "Голосуй или проиграешь!" и прочее дерьмо.

З.Ы. Ну и уж если быть окончательно откровенным, то чесно признаюсь, что мелким крадунством я тоже не брезговал. Я понимаю, гордиться тут нечем, но иначе было не выжить. И перед теми, кто захочет меня в этом упрекнуть, заранее извиняюсь, за то, что не уважил естественный отбор, и не подох.
#45 | 03:06 11.02.2015 | Кому: zampolit
> Это были такие чеки, по которым работник мог получить продукты и товары в магазине при комбинате

У нас все ходили в китайских пуховиках, самое крутое можно было снять рукава, причем в них ходил весь город, и сразу было понятно кто местный а кто приезжий.
#46 | 03:09 11.02.2015 | Кому: Zveroboy
> З.Ы. Ну и уж если быть окончательно откровенным, то чесно признаюсь, что мелким крадунством я тоже не брезговал. Я понимаю, гордиться тут нечем, но иначе было не выжить. И перед теми, кто захочет меня в этом упрекнуть, заранее извиняюсь, за то, что не уважил естественный отбор, и не подох.

Особенно ценились знакомства на складах с продуктами (мука, макароны, сахар), и до сих пор осталась привычка увидев электродвигатель прикинуть сколько там меди, за сколько можно продать и где поблизости приемка цветмета.
#47 | 04:56 11.02.2015 | Кому: Точка Кипения
> Папа - машинист, мама - кадровик... Ну да, из мажоров.

Я это говорю не с целью оскорбить/обидеть. Но если ты про 90-е ничего плохого не помнишь из своей жизни - значит, ты жил значительно обеспеченнее подавляющего большинства.
#48 | 04:59 11.02.2015 | Кому: Вилиор
> Товарищ немного не в курсе. Главное было - не столько положение родителей, сколько нужные знакомства :)

Нужные знакомства - это про другой период, до развала СССР. Тогда да, главное было - "где бы достать". А в статье и в обсуждении речь про ранние 90-е - там действительно в магазинах уже было многое, но денег не было ни шиша.
#49 | 05:16 11.02.2015 | Кому: Всем
> А в статье и в обсуждении речь про ранние 90-е - там действительно в магазинах уже было многое, но денег не было ни шиша.

Сам я статью не читал, но о[б]суждаю.

Я про 90-91-й - тоже ведь ранние 90-е.
А про более поздний период - начался разгул частного предпринимательства, товары были, при этом был дикий разброс цен. Многие пенсионеры реально целые дни проводили в путешествиях от магазина к магазину в поисках нужного товара по минимальной цене. Товары в государственных пока еще магазинах по низким ценам появлялись, но тут же исчезали, расходясь по знакомым.
#50 | 07:02 11.02.2015 | Кому: Ерш
> Но если ты про 90-е ничего плохого не помнишь из своей жизни - значит, ты жил значительно обеспеченнее подавляющего большинства.

Ну, вот я тоже не могу сказать, что голодал в 90-е - повезло, без работы подолгу не сидел, там, куда устраивался, даже если и не так много, но платили регулярно. Но не в этом было главное. Здорово выручили запасы всяких круп, консервов, даже хозяйственного мыла, которые мама делала чисто инстинктивно, помня свое голодное военное детство. Одежду детям, а иногда и мне, жена шила. Вот как-то так и перебились в самые тяжелые годы.
А что касается оплаты труда натуральным продуктом - как сейчас помню женщин у м. Кунцевская, торговавших шампунем, разлитым в разнокалиберную посуду, которым им выдали вместо зарплаты.
Году эдак в 96-м, если не позже.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.