Тривиальное
viklamist.livejournal.com "У нас же постоянно, в том числе и на государственных телеканалах, да скорее на них в первую очередь (потому что от "Дождя" подобное вовсе не удивительно и даже ожидаемо) пытаются располовинить и раздвоить сознание населения. В одной и той же передаче в голову человеку вбиваются сразу две мысли, например: Мы первыми полетели в Космос и тут же - страшной ценой сталинских концлагерей и невозможностью Королеву выехать в США за джинсами."
Но эту мысль хочется развернуть несколько под другим углом, точнее пояснить, почему вообще у нас возможно обсуждение этой иномирской версии результатов войны.
Заключение о том, что отечественный либерал есть сволочь и подонок, в принципе не нова, но есть у него одно особое поганое свойство, которое несет вред всей нашей национальной идентичности, которой мы и без него можем нанести вред. Тоже самое, к слову, касается и наших националистов, они у нас бедненькие и хромые, причем настолько, что уже находят особый советский расизм.
Советская идеология в принципе отрицала возможность переговоров с националистами и либералами, заведомо полагая их непереговороспособными и не частью дискуссии. Почему? Ну теперь-то ясно почему. Потому что и спустя 25 лет нет ничего, что так страшно пугало бы националистов и либералов, как красный флаг и серп с молотом. Страны давно нет, все живут в рыночных условиях и капиталистических дебрях, но с фантомом СССР продолжают бороться и воевать.
Не в последнюю очередь воют потому, что Россия, юридически, полноценный правопреемник СССР. То есть да, как бы пафосно это не звучало, но из под России выбивают ее фундамент в виде прошлого.
Государственная пропаганда придумала, как им показалось, адекватный ответ на это выбивание фундамента, примирительную формулировку: "В войне победил народ". И что эта формулировка дает? Она дает только почву для дальнейшего разрастания либеральных догм, потому что любой Сванидзе, ночью его разбуди, продолжит: Народ победил вопреки государственному режиму и Сталину".
Фактически, доводя формулировку до кристальной чистоты, мы получаем вот такое: "В войне победил народ, вопреки стране".
Потому что страна - это вообще-то и народ, и территория, и государственная модель и идеология и вообще парадигма и общая объединяющая идея.
В примирительной государственной формулировке имеются такие дыры и прорехи, что в них с легкостью пролезают автострадные танки Резуна и галопирующий Солонин и, разумеется, полностью одобренный Сванидзе.
Нельзя быть наследниками наполовинку, нельзя быть чуть-чуть русским. В критические моменты жизни выбор должен быть всегда однозначным и не допускающим дополнительных трактований или лишних образов.
Когда Наталья Осс, совершенно правильно переживает за право на свою (нашу, народную) версию победы в ВОВ и результатов Второй Мировой, она, как и государственные деятели, не говорит главного и почему-то не может этого сказать - мы просто должны полностью прекратить отрекаться от нашего прошлого в виде СССР.
У нас же постоянно, в том числе и на государственных телеканалах, да скорее на них в первую очередь (потому что от "Дождя" подобное вовсе не удивительно и даже ожидаемо) пытаются располовинить и раздвоить сознание населения. В одной и той же передаче в голову человеку вбиваются сразу две мысли, например: Мы первыми полетели в Космос и тут же - страшной ценой сталинских концлагерей и невозможностью Королеву выехать в США за джинсами.
Покажите мне Великобританию переживающую за колониализм.
Покажите такую же Францию или Бельгию.
Покажите США, выдирающую себе волосы за рабство и геноцид индейцев.
Максимум, на что оказались способны эти страны, являющиеся для некоторых из нас образцами свободы слова - однократное "извините". Все, на этом для них тема раскаяния или там покаяния или чего-то еще полностью закрыта. Один раз извинились, если вообще извинились и больше ни слова по теме.
В нашей госпропаганде, пока еще вообще слишком хилой и серой, кастрированной с помощью ельцинской конституции на тот счет, что в нашем, вроде бы суверенном государстве, оказывается не может быть идеологии государственной (ну бред же, государственная идеология есть везде, а у нас ее видите ли быть не может) дойти до точки, до финала никак не могут. Бегают с "соловецким камнем" на шее, как с веригами, не знают куда бы его еще приложить.
Рецепт же окончания идеологического противостояния насчет результатов Второй мировой войны и результатов ВОВ, как ее основной (как минимум для нас, а по факту для всей Европы) достаточно прост и очевиден. Единственная причина, по которой этот рецепт не могут принять - собственная либеральная травма мозга и желание угодить всем сразу, от чеченцев, до кабардино-балкарцев и даже наших маленьких обидчивых Крыловых. Этот рецепт в полном закрытии темы "злодеяний" СССР, то есть все, больше о них ни слова. Мы правопреемники великой страны, внесшей основной вклад в завершение Второй Мировой войны миллионами жизней соотечественников, открывшей миру Космос, добившейся социальной справедливости и правовой защищенности рабочих всего мира, добившейся равенства полов и так далее и тому подобное.
И это ничуть не мешает превозносить заслуги РИ. Даже более того, именно сейчас РИ по такой модели и превозносится. Там нет ничего плохого, куда не посмотри, в рамках государственной пропаганды в РИ все было абсолютно идеально. Не было ни нищеты, ни классового разделения, ни подавления прав и свобод граждан, не было ничего плохого. Все плохое, что было в РИ просто полностью забыто и исчезло и теперь стирается из сознания граждан, как несущественное. Именно этот опыт нужно целиком и полностью, без вымарываний и исключений (да, я про Сталина) перенести на историческое наследие СССР. Мы, в РФ, как правопреемники РИ и СССР однозначно, без оговорок и сносок заявляем: Мы жили в прекрасных и великих странах и наследуем это прекрасие и величие в рамках РФ. Мы строили Транссиб и реализовывали ГОЭЛРО, мы запустили ракеты в Космос и победили в Войне, мы изменили мировое право таким образом, что сделали целые классы во всем мире более защещенными, мы самые-самые-самые. И каждый из тех, кто нами правил, полностью непогрешим.
А погрешимы те, кто на нас нападал, в том числе, например, ваши жалкие Наполеоны и Гитлеры. А мы великие целиком, без оговорок.
Если в нашем дорогом идеологическом отделе и департаменте пропаганды наконец-то поймут эти простые истины и осознают, что нельзя у трехногой табуретки постоянно отпиливать одну ногу и рассчитывать усидеть на ней спокойно, то не будет и вопросов о том, кто и как воспринимает результаты ВМВ. Собственно сейчас все эти пересмотры всех этих результатов возможны исключительно потому, что с той стороны смотрят на нас и говорят себе: "Да вы поглядите, они сами в себе не уверены, они никак не могут определиться в какой стране они жили и живут теперь, они уже, ха-ха-ха-ха, сравнивают своего правителя с Гитлером и забывают, что к нему в Ялту ездили Черчилль и Рузьвельт, а не он к ним".
И до тех пор, пока неуверенность и раздвоенность взгляда на собственную идентичность будет поощряться в том числе и в первую очередь на государственном уровне, наши оппоненты будут пересматривать результаты наших побед. Ровно до тех и только до тех пор. Когда же закончится эта навязанная раздвоенность, тогда и пересмотров никаких не будет.