iremember.ru Воспоминания ветерана. По всей видимости вот он - один из первоисточников идей о воющих бочках, сбрасываемых с самолета, и курсантах, с одной винтовкой на троих.
Вот они, подтверждения озвученных штампов "из первых рук":
> Вскоре начались тяжелые бои. Мы были вооружены очень бедно, была одна винтовка на двоих или троих курсантов.
> Но налеты авиации, да еще вой падающих бомб наводили страх. Как потом мы поняли, немцы для создания шумового эффекта сбрасывали с самолетов пустые бочки и другие предметы.
Естественно это не значит, что повсеместно у всех была одна винтовка на троих а с самолетов сбрасывали бочки. Но по крайней мере можно говорить что Михалков, к примеру, это придумал не сам.
Из того же текста кусок (а ветеран просто таки геноцид немцев устроил со своей танковой ротой):
>Думаю, не будет слишком нескромно, если я приведу текст наградного листа, подписанного моими глубокоуважаемыми командирами: командиром 3-го танкового батальона майором А. Н. Кульбякиным, командиром 49-й гвардейской танковой бригады гвардии полковником Т. П. Абрамовым, командиром 12-го гвардейского танкового корпуса Н. М. Теляковым, командующим 2-ой гвардейской танковой армией генерал-полковником танковых войск С. И. Богдановым, и утвержденного командующим 1-м Белорусским фронтом, членом Военного Совета маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым и генерал-лейтенантом К. Ф. Телегиным.
>Вот этот текст:
>"Описание боевого подвига, совершенного командиром 1-ой танковой роты 3-го танкового батальона 49-ой гвардейской танковой Вапнярской Краснознаменной ордена Суворова бригады гвардии лейтенантом Аматуни Ашотом Апетовичем с 14 января по 23 января 1945 года.
>Сын армянского народа Аматуни Ашот Апетович, воспитанный партией Ленина-Сталина, мужественно и героически сражался с врагом. Участвуя по разгрому немецких оккупантов с 14 января 1945 года по 23 января 1945 года, проявил на поле боя мужество и геройство. Рота, которой командовал гвардии лейтенант Аматуни с 16 по 23 января 1945 года, действовала беспрерывно в передовом отряде бригады. Неясность обстановки о противнике не останавливала роту, рота искала врага, смело атаковала и уничтожала.
>16 января 1945 года на подступах к городу Сохачев рота уничтожила: паровозов - 3, железнодорожных составов с продовольствием и военным имуществом - 3.
>В ночь с 16 января по 17 января 1945 года рота стремительно ворвалась в город Сохачев, отрезала пути отхода противнику, при этом уничтожила: автомашин - 110, пушек - 2, зенитных установок - 2, шестиствольных минометов - 6. Захватил складов с вооружением и продовольствием - 8. Уничтожил солдат и офицеров - 300 человек, освободил советских военнопленных - 250 человек и освободил советских граждан - 150 человек.
>19 января 1945 года рота стремительно врывается в г. Любень; заметив отдельный подъем самолетов на аэродроме, гвардии лейтенант Аматуни атаковал аэродром, где уничтожил 17 самолетов противника и летный состав. При выполнении последующей задачи в ночь с 21 на 22 января 1945 года стремительно ворвался в город Иновроцлав, несмотря на сильный артиллерийский огонь и обстрел фаустпатронами и ружейно-пулеметным огнем продолжал атаковать врага, где уничтожил танков - 2, пушек - 2. В два часа ночи 22.01.45 г. ворвался на железнодорожную станцию, разбил: паровозов - 3, три эшелона подвижного состава, после чего прорвался на аэродром противника и уничтожил 10 самолетов. Отрезал пути отхода противника из г. Иновроцлав на запад. При попытке противника отойти на запад, мощным огнем уничтожил автомашин - 35, солдат и офицеров противника - 250 человек.
>За мужество и геройство, проявленные в борьбе с немецкими оккупантами достоин присвоения звания Героя Советского Союза".
>Дальше идут подписи о согласии и утверждении старшими командирами, указанными выше. Мне доставляет огромное удовлетворение, что в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года особо была подчеркнута и заслуга воинов моей танковой роты, которая к этому времени имела всего 4 боевых танка Т-34, и что восемь членов экипажей танков получили звание Героя Советского Союза.
>Имена этих героев: Русские - Михеев Павел Антонович, Матвеев Олег Петрович, Пермяков Владимир Васильевич; украинцы - Погорелов Семен Алексеевич, Пилипенко Яков Павлович; белорус - Мацапура Сергей Степанович; армяне - Аматуни Ашот Апетович, Дарбинян Ашан Авакович.
>Это единственная танковая рота в составе бронетанковых войск в нашей армии, в составе которой выросли восемь Героев Советского Союза.
>Но в итоге мы научились пользоваться ими - надо было просто пропустить танки через окопы, а когда они уже уходили, то по корме бросить бутылку, и такая тактика принесла нам пользу, немцы вскоре почувствовали, что постоянно в атаках теряют танки
Этот маневр можно успешно проделать только в одном случае - если панцергренадеры отсечены от танков огнем стрелкового оружия. Тогда как же быть с тем, что
>Мы были вооружены очень бедно, была одна винтовка на двоих или троих курсантов. Единственным положительным моментом было то, что в нашем батальоне имелось несколько ручных пулеметов Дегтярева, с круглыми дисками
А деду несказанно повезло:
>Нас же к концу боев стали поддерживать английские танки "Матильда", и наши Т-24
"Наших Т-24" было выпущено 25 штук в 1931 году. Дожившие до войны, встретили ее учебными танками. Нет данных об их участии в боевых действиях.
>Тогда как же быть с тем, что
>>Мы были вооружены очень бедно, была одна винтовка на двоих или троих курсантов. Единственным положительным моментом было то, что в нашем батальоне имелось несколько ручных пулеметов Дегтярева, с круглыми дисками
>
Тоже закрались сомнения. По тексту воевала рота, остальные безоружные бойцы просто перемещались с ней.
Тем не менее автор вспоминает об успешных оборонительных боях.
Что касается бочек, то это, вообщем-то, не наша проблема. Это свидетельство либо глупости немцев, либо тотальной нехватки у них боеприпасов. И в то и в другое верится с трудом.
Дело в том, что каждый боевой вылет самолета - это большой риск, да и, вообще, дорогостоящее дело. Возить вообщем-то безвредный металлолом и сбрасывать его на боевые позиции - глупость. Представим, сколько обличений мы б услышали, если б хоть один наш самолет хоть раз сбросил пустую бочку на немцев.
Кстати, автор воспоминаний пишет об этом так :
> Но налеты авиации, да еще вой падающих бомб наводили страх. Как потом мы поняли, немцы для создания шумового эффекта сбрасывали с самолетов пустые бочки и другие предметы.
То есть, по-видимому, сам бочек он не видел.
Не хочется сомневаться в словах ветерана, но не наложились ли со временем на реальные воспоминания расхожие штампы?
Причем без всякого злого умысла, просто со временем штампы могли наложится на
> Что касается бочек
> (...)
> Кстати, автор воспоминаний пишет об этом так :
>
>> Но налеты авиации, да еще вой падающих бомб наводили страх. Как потом мы поняли, немцы для создания шумового эффекта сбрасывали с самолетов пустые бочки и другие предметы.
>
> То есть, по-видимому, сам бочек он не видел.
Видел, разумеется. После налёта бомбардировщиков на склады ГСМ остаётся гора пустых продырявленных бочек -- вот ими-то, надо думать, этот склад и бомбили, разве нет? :)
Насчёт «других предметов». Где-то читал (искать лениво, художественное произведение), что в Первую Мировую немецкие аэропланы кидались в пехоту пачками заострённых металлических стрел с оперением. Однако потери от них были невелики, и немцы ещё тогда прекратили эту практику. Если допустить, что такие стрелы действительно летали, и с указанным результатом, то возить на борту бомбера времён Второй Мировой всякий мусор -- нонсенс полнейший.
Ну, и полностью согласен с
> Дело в том, что каждый боевой вылет самолета - это большой риск, да и, вообще, дорогостоящее дело. Возить вообщем-то безвредный металлолом и сбрасывать его на боевые позиции - глупость.
Даже элементарное закидывание ручными гранатами (теми же «колотушками») с самолёта даст гораздо больший эффект. (Правда, не представляю, как на таких скоростях кидать гранаты... если только стрелка-радиста посадить в бомболюк и поручить ему эту миссию...).
> Не хочется сомневаться в словах ветерана, но не наложились ли со временем на реальные воспоминания расхожие штампы?
> Причем без всякого злого умысла, просто со временем штампы могли наложится на
Да запросто! С такой богатой фантазией:
>Мой ручной пулемет был отличным, во-первых, все другие пулеметы, к примеру, ручной пулемет Шпагина, были тяжелыми по весу, один возьмешь и все, еле его тянешь,...
Разумеется, ибо Шпагин работал перед войной над одним серийным пулеметом - ДШК. А он не ручной ни разу.
> ... а он был легкий и удобный,...
12 кг в боевом положении
> ...кроме того, его можно было быстро и легко разобрать-собрать
Соревнования на время устраивали что-ли? Про разборку ДП -[censored] ИМХО, это не АКМ разобрать-собрать
>- Как пополнялся боекомплект в пехоте?
>- Никаких трудностей не было. Может, в начале войны и не хватало боепитания, но у нас патроны и гранаты всегда были.
То есть патроны им доставлялись а оружие забыли? Дед явно дурИт.
> Вскоре начались тяжелые бои. Мы были вооружены очень бедно, была одна винтовка на двоих или троих курсантов.
> Но налеты авиации, да еще вой падающих бомб наводили страх. Как потом мы поняли, немцы для создания шумового эффекта сбрасывали с самолетов пустые бочки и другие предметы.
Естественно это не значит, что повсеместно у всех была одна винтовка на троих а с самолетов сбрасывали бочки. Но по крайней мере можно говорить что Михалков, к примеру, это придумал не сам.
Тем не менее[censored]