Алексы — нежно любимая многочисленная группа пользователей, чьи ники как бы говорят нам, что их владелец носит имя Алексей или Александр(а). Поиск по разным вариантам (как то alex, aleks, alekc, aJIex, aJIeks, aIex и т. д.) выдаёт десятки и сотни результатов. При этом любой xXxAJleKC298745342xXx утверждает, что на самом деле обладает этим ником уже лет 10-15, а то и со времён Спектрума. Вероятность того, что в одном треде с вами окажется алекс, крайне высока, также замечено, что свой ручной алекс есть почти в каждой теме.
Видя такую страсть интеллектуального большинства к идиотским одинаковым никам, юзеры смеха ради начали фотоохоту на убитых алексов. Скриншоты с надписями [alex ] бережно сохраняются, а после объединяются в огромные коллажи и иногда выкладываются на форум, вызывая небольшие бурления. Позже алекс стал неким собирательным образом тупорылого безрукого юзверя.
(с)
Вот тебе цитата из ссылки:
======================================
На днях наши товарищи из подмосковного города Королев побывали на одном довольно ярком и неоднозначном мероприятии — открытии культурного центра муниципального масштаба, а именно Антибиблиотеки «Проjектор».
Тревожные слухи о грядущей библиотечной реформе в последнее время появляются все чаще. Поэтому естественно, что любые более-менее яркие инициативы в этой области привлекают к себе повышенное внимание: ведь анализируя их, можно составить представление о характере грядущих изменений. В этом смысле мероприятие в Королеве и королевский проект вообще, это, похоже, одна из таких «первых ласточек» будущего реформирования. И эту «ласточку» нужно как следует разобрать с тем, чтобы понять, что она нам всем несет.
Итак, проект Антибиблиотека «Проjектор» реализуется с санкции министерства культуры Московской области на базе государственного учреждения — Центральной научной библиотеки им. Крупской. За начинанием стоит ООО «Компания «Брайт Пипл» («Яркие люди»), созданная в 2011 году и успевшая заработать себе неоднозначную репутацию (подробнее об этом рассказано здесь). Сам формат «антибиблиотека», как оказалось, является родственным по отношению к формату «антикафе». По крайней мере, организаторы объединяют их в рамках одной концепции.
Пантомима
О самом открытии хорошо и подробно написали посетившие его товарищи. Если коротко — в рамках мероприятия предлагалось попить чаю в организованном при библиотеке кафе, сделать космическое селфи, узнать секреты сумасшедших ученых, поучаствовать в забеге наножуков, посмотреть на непонятное существо, скачущее на джамперах по залу (такой перфоманс), на пантомиму разодетых в сюрреалистичные костюмы актеров и так далее. Советуем ознакомиться с подробным описанием, чтобы, так сказать, проникнуться духом начинания. Закончилось все концертом и дискотекой.
Сумасшедший_ученный
О том, чем будут заниматься в новом центре рассказал его культурный руководитель Юрий Петров. В общем-то увиденного на открытии вкупе с рассказанным Юрием вполне хватает, чтобы делать определенные выводы.
Правда начать обсуждение придется немного издалека. А именно, с ответа на вопрос, что же такое библиотека и какая ее основная функция. Потому что только ответив на этот вопрос можно рассуждать о том, чем можно эту основную функцию дополнить, не так ли?
Так вот, библиотека — это прежде всего место, где происходит встреча пришедшего туда с лучшими образцами культурного наследия человечества. Образцы эти тщательно отбирают, список формируется и дополняется на протяжении тысяч лет. Через встречу с ними происходит приобщение к огромному опыту, накопленному человечеством. И это не фигура речи и не преувеличение. Что, по большому счету, осталось нам от ушедших поколений кроме библиотек? Все остальное рушится, а они остаются.
Только вдумайтесь — огромный опыт живших до нас миллиардов и миллиардов людей (не весь, конечно, но самая главная, обобщенная, общечеловеческая его часть) сконцентрирован на полках какой-нибудь районной библиотеки. И каждый может к нему приобщиться, было бы желание. Снимая с полки труд давно ушедшего гения, вы вступаете во вполне полноценное взаимодействие, в общение с этим человеком.
Такой процесс передачи опыта требует, естественно, внутреннего напряжения, труда. Но ведь взаимодействие с лучшими умами ушедших эпох и не может происходить по-другому! Библиотека, это не место досуга, это место для особой работы. И если порой, увлекшись, этого не замечаешь — как человек, который получает удовольствие занимаясь любимым делом — труд от этого не перестает быть трудом. И, как и любой труд, требует создания определенных условий. Правильно оборудованного рабочего места, например, чтобы эффективнее и плодотворнее трудиться. Специфический формат организации такой библиотечной работы вырабатывался не год и не два, даже не сотни лет, а, без всякого преувеличения, тысячелетия.
И почему вдруг от него нужно в одночасье отказываться (или, по крайней мере, существенного модифицировать)? Есть ли другой формат, показавший большую эффективность и прошедший хоть сколько-нибудь сравнимую проверку временем? Очевидно, что такого формата нет.
Библиотека_в_монастыре_св_Флориана_Австрия
Другой вопрос — можно ли придумать какие-то дополнения к «классическому», проверенному историей формату? Какими должны быть эти дополнения? Чтобы ответить на этот вопрос, снова нужно уйти немного в сторону.
Ясно, что опыт хранится в библиотеке не буквально (такую бездну опыта нельзя хранить буквально), а в неком свернутом, зашифрованном виде. И для расшифровки и полноценного взаимодействия с ним нужен ключ. Таким «ключом» является базовый культурный уровень. Другими словами, чтобы понять что написано в книге, адекватно воспринять созданные автором художественные образы, нужно что-то предварительно знать. Раньше такие базовые знания давали школа и ВУЗ. Сейчас ситуация в образовании аховая. Поэтому проблема «ключа», который дает доступ к опыту, стоит очень остро. Люди не читают (и, как следствие, не ходят в библиотеки), потому что книги им кажутся скучными, а скучными они кажутся потому, что их неспособны понять.
И вот как раз здесь дополнения к классическому библиотечному формату могут и должны помогать. Помогать получить этот ключ — сначала к чему-то простому, потом к более сложному. Но такое подспорье не должно подменять собой главного для чего существует библиотека — создание условий для встречи человека с великим культурным наследием.
Библиотека изобразительных искусств Милан Италия
Отвечают ли всему перечисленному «антибиблиотечные» новации? Судите сами. Достаточно очевидно, что никак не отвечают. Но может мы чего-то не понимаем, и наножуки вкупе со скаканием на джамперах каким-то образом помогают по новому прочувствовать, например, произведения Шекспира? Пусть тогда объяснят как это работает.
Для нас же интересен еще один вопрос. Связан он вот с чем. Ведь эту антибиблиотеку нам предлагают как своего рода технологию. А за любой технологией всегда стоит концепция, в рамках которой эта технология существует. Сразу оговорюсь, что амбициозные деконструкторы библиотечной классики (упоминавшийся выше Юрий Петров прямо говорит именно о деконструкции, см. видео с 9 минуты) могут вполне искренне не подозревать, что действуют в рамках какой-то концепции. Что не отменяет ее существования.
В данном случае это концепция «креативного класса». Что она собой представляет и для каких целей разрабатывалась подробно описано в серии статей «Афера с креативным классом» («Суть времени», № 25, 26, 27). Автор концепции — американо-канадский экономист и социолог Ричард Флорида. Применительно к нашему случаю можно отметить несколько важных моментов. Во-первых, в рамках концепции постулируется существование особого «креативного класса» (люди свободных и творческих профессий — актеры, ученные, программисты, поэты, художники, дизайнеры, финансисты, врачи, банкиры и т. д.), который одним своим присутствием, якобы, обеспечивает экономический рост. Да-да, именно так, утверждается, что одного лишь привлечения куда-либо креативного класса достаточно, чтобы в этом месте началось бурное развитие экономики. То есть не класс едет туда, где рост, а рост сам собой появляется там, где класс. Далее говорится, что креаклы скапливаются в местах, где для них существует инфраструктура. И делается вывод — понастрой хипстерских кафешек, велодорожек, современных галерей и театров и получишь небывалый расцвет экономики.
Смешно? Не более чем «конец истории», «война цивилизаций», «глобальное пробуждение» и прочая концептуальная оснастка, используемая Западом в последние десятилетия. Вот что действительно смешно, так это то, что в ряде крупных городов США концепцию Флориды на полном серьезе пытались реализовывать. В надежде на экономические дивиденды, естественно. Закончилось все полным фиаско. Ну то есть как полным, сам Флорида со товарищи, которые грамотно окучивали процесс переделки городов под хипстеров, неплохо нагрелись. В отличие от самих городов, понесших серьезные убытки (например Детройта, Эль-Пасо, Кливленда и Сиэтла подробнее можно прочитать здесь). Но у нас-то страна пока непуганая, возможности ого-го какие, и экономические лавры западных креативщиков, видимо, не дают покоя их российским собратьям.
Для такого предположения есть определенные основания. Так, оказалось, что антибиблиотека будет платной. То есть это бизнес-проект. Или, например, антикафе — работать то они, конечно, работают, но не сказать чтобы были особо популярны. А здесь такая возможность в лучших традициях отечественного креативного класса присосаться к госбюджету. И за счет госбюджета продвинуть свой бизнес-проект, насильно внедрив его в казенных учреждениях. Как пройти мимо?
Кстати, отметим еще один небезинтересный аспект концепции креативного класса. Флорида вводит так называемый «индекс креативности», в который на равных правах, например, с процентом креаклов и числом патентов на душу населения входит уровень толерантности по отношению к секс-меньшинствам. Причем этот уровень очень существенно влияет на индекс. Показатель креативности территории сплошь населенной инженерами, художниками, программистами и банковскими клерками все равно окажется низким, если все они негативно настроены по отношению к представителям ЛГБТ. Так что не будет неожиданностью, если разного рода антибиблиотеки проявят активность и на этом направлении. Последнее, конечно, только предположение.
Если же возвращаться к тому, что не вызывает сомнения, то это, в первую очередь, факт поразительной бесплодности отечественого креативного класса. Ожидать от него некой креации еще меньше оснований чем от западных собратьев. Деконструировать что-либо они прекрасно умеют (причем, как абсолютно верно заметили в интересной статье, используют для этого карнавальные технологии), а вот создать... В данном же случае вообще звучит перестроечная формула, просто напрямую говорится «деконструкция плюс живое творчество масс» (видеоинтервью с 9 минуты). Абсолютно то же самое делалось и говорилось в перестройку, с той лишь разницей, что тогда деконструкция проводилась в масштабах страны. Но зато технологии использовались те же самые — карнавальные. Все это, как мы убедились на личном горьком опыте, есть формула регресса. Нужны ли нам новые перестройка и регресс в такой важной для общества области?
Так что министерству культуры следовало бы быть осторожнее и дождаться хотя бы первых позитивных плодов антибиблиотечного проекта, прежде чем начинать финансировать его и размещать на площадях государственных учреждений. А тем более прежде чем тиражировать этот опыт. Потому что, знаете ли, жизнь меняется. Наша страна взяла курс на суверенитет. Теперь, хочешь не хочешь, придется возвращать народу отчужденную от него высокую культуру. Потому что иначе общество и страна не выдержат внешнего давления, которое будет только нарастать, и погибнут. Вместе с ними, кстати, погибнет и подавляющее большинство представителей министерства культуры, не нужно здесь строить иллюзий. Вопрос культуры обязательно встанет и встанет очень остро. И организацией креативных тусовок тогда уже не отделаешься.
Во-первых... Как говорится в статье, нужно начать издалека... А именно - со 131 ФЗ "О местном самоуправлении". Прочитав этот закон можно будет узнать, что к муниципальному библиотечному делу правительство Московской области имеет весьма опосредованное отношение. Рулят библиотечным делом исключительно муниципалитеты. Именно у них в руках находится и финансирование этого дела, и пополнение билиотечного фонда, и организация различных мероприятий.
Во-вторых... ТруЪ библиотека, описываемая в статье, такая как ленинка или библиотека конгресса сша в каком-нибудь Усть-Задрищенске Московской области попросту не нужна. Причем я говорю не столько о размере библиотечного фонда, сколько о методах работы с населением. В ХХI веке, я в компьютере имею библиотеку в 300 000 томов. Мне мини-ленинка под боком не нужна.
В нынешних реалиях любому более-менее здравому человеку понятно, что библиотечное дело должно быть реформировано каким-то образом, ибо в своем классическом виде, как архив человеческой мысли на бумажном носителе, оно никак не выдержит конкуренции с интернетом. Какпри этом сохранить просветительскую деятельность - вот вопрос.
> В нынешних реалиях любому более-менее здравому человеку понятно, что библиотечное дело должно быть реформировано каким-то образом, ибо в своем классическом виде, как архив человеческой мысли на бумажном носителе, оно никак не выдержит конкуренции с интернетом.
Наверное как-то реформироваться, конечно, надо. Но вот насколько далеко нужно уходить от классики это большой вопрос.
Приведу аналогию со школой. Был бы у меня выбор отдать ребенка в советскую школу, вообще никак не "реформированную" под интернет, без компьютерного класса и т.п. или в современную, я бы ни секунды не колебаясь выбрал бы первый вариант. Потому что на той базе которую давала "классическая" советская школа разобраться с компьютером раз плюнуть.
То же самое с классической библиотекой. Такой формат показал работоспособность, поэтому что-то менять нужно осторожно, по принципу не навреди.
В любом случае, уж точно нельзя превращать библиотеку в балаган или в кафешку как это сделали в Королеве
Как я понимаю, вопросы к пр-ву Московской области сняты?
>То же самое с классической библиотекой. Такой формат показал работоспособность, поэтому что-то менять нужно осторожно, по принципу не навреди.
Когда он показал свою работоспособность? В доинтернетную эпоху? Извини, это время кончилось. Теперь, даже чтоб купить интересную тебе книгу, тебе не надо отрываться от любимого гаджета. Я уже молчу про слова прочесть или скачать.
> Как я понимаю, вопросы к пр-ву Московской области сняты?
Послушал интервью чела из "ярких людей". Понял, что банкет таки за наш счет. Платит минкульт области. При этом ни конкурса, ни общественного обсуждения не было. Чуваки просто написали письмо в минкульт, минкульт дал не только добро, но и бабло. Парниша разъясняет -Креатив- это не просто творчество- посидели Цоя попели-, а ПроектЪ, то что имеет бизнес-план и финансовую составляющую.
Собственно, статья о том, ИМХО, что "креативные" за счет государства будут нас(в основном молодежь, детей) перевоспитывать.
> Когда он показал свою работоспособность? В доинтернетную эпоху? Извини, это время кончилось. Теперь, даже чтоб купить интересную тебе книгу, тебе не надо отрываться от любимого гаджета. Я уже молчу про слова прочесть или скачать.
Ну уж так ли все изменилось с приходом интернета. Тут нужно здраво подходить.
Сколько орали про компьютеризацию школ, что без интернета теперь невозможно, ну и что? Уровень знаний упал ниже плинтуса. Выдают там детям планшеты, делают интерактивные доски, толку все равно ноль. А где дети что-то соображают их учат чаще всего по старинке, классически, почти без всяких интернетов
То же самое с книгами. Купить или скачать можно по-прежнему далеко не все. Опять же читать серьезную книгу с планшета - это на любителя. Все равно нужен блокнот, карандаш для выписок. Спокойная обстановка чтобы не дергали. Можно все это и дома устроить, но в библиотеке все уже есть. Плюс человек, который может сориентировать, собрать подборку книг. Когда начинаешь пользоваться понимаешь, что реально времени экономится вагон по сравнению с тем когда сначала ищешь в интернете а потом читаешь урывками
> Как я понимаю, вопросы к пр-ву Московской области сняты?
Орагинзатор на видео утверждает, что действовали через минкульт. Какой конкретно бюджет минкульт раскрутил потом на оплату праздника жизни это второй ворос
> Орагинзатор на видео утверждает, что действовали через минкульт. Какой конкретно бюджет минкульт раскрутил потом на оплату праздника жизни это второй ворос
Ну, парниша же сказал, что министерство заинтересовано в таких проектах)
А у парня писец креатив в голове - и Гегеля креативно трактует, и деконструкция присутствует)
Вообще, по хорошему, современная библиотека должна выглядеть как здоровенный зал с кучей больших планшетов-читалок, на которых будет даваться бесплатный доступ ко всей оцифрованной литературе(в том числе и к той, которая стоит нехилые средства).
Сами по себе книги уже являются пережитком и являются удобными только для домашнего или узкоспециализированного чтения. Книг в современных библиотеках быть уже не должно.
Но креалы здесь лишние, это да.
P.S. Лично я уже давно читаю книги на компьютере или планшете.
> Попить чай на литературной встрече и открыть кафе при библиотеке вещи немножко разные
В РГБ (которая Ленинка) есть столовая и кафе (кофе крепкий, пирожные вкусные). Очень удобно, когда проводишь в библиотеке целый день. Опять же, никакой антисанитарии при работе с книгами - для еды/питья свое место.
> В РГБ (которая Ленинка) есть столовая и кафе (кофе крепкий, пирожные вкусные). Очень удобно, когда проводишь в библиотеке целый день. Опять же, никакой антисанитарии при работе с книгами - для еды/питья свое место.
Ну так при этом библиотека остается библиотекой, а не превращается в хипстерскую кафешку
> Вообще, по хорошему, современная библиотека должна выглядеть как здоровенный зал с кучей больших планшетов-читалок, на которых будет даваться бесплатный доступ ко всей оцифрованной литературе(в том числе и к той, которая стоит нехилые средства).
Возможно когда-нибудь к этому и прийдет. Наделают дешевых читалок формата А4, придумают устройства куда удобно записывать вместо блокнота. Это, кстати, будет вполне логичным развитием - ведь отказались же когда-то от папируса и глиняных дощечек. Но библиотека при этом останется библиотекой.
>
> "Попить чаю в организованном при библиотеке кафе" - это то же, что превращение всей библиотеки в кафе? Ты сам-то читал то, на что ссылку даешь?
Посмотри видео по ссылкам. Там автор идеи сам говорит о родстве антибиблиотеки с антикафе. Формат примерно тот же, плюшки, посиделки, разговоры. Это хипстерское кафе или клуб но не библиотека
> >
> > "Попить чаю в организованном при библиотеке кафе" - это то же, что превращение всей библиотеки в кафе? Ты сам-то читал то, на что ссылку даешь?
Еще раз повторю, научная библиотека и муниципальная билиотека - они, несколько, для разных вещей. Если проводить аналогии - то это как иметь в городе хорошую, крепкую хоккейную команду и пять секций по ОФП. С точки зрения поставленных задач перед мэрией, содержание секций по ОФП значительно важнее, чем содержание команды. Ибо это и есть настоящее создание условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта.
А вот в части библиотечного обслуживания, ИМХО, законодательство требует пересмотра:
>11) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
То есть, если муниципальная библиотека не является составной частью какого-то культурного центра, а осуществляет исключительно свою деятельность, то этой библиотеке рано или поздно кранты.
> Нет. Не останется. Ибо не нужна будет в таком формате.
Не нужна в формате бесплатного доступа к большому объёму платной литературы? Да неужели?
Ещё как нужна. Её в таком формате и сейчас бы с руками оторвали.
> Не нужна в формате бесплатного доступа к большому объёму платной литературы
1.Что имеется ввиду под "большим объемом платной литературы"? В частности, какого вида эта литература?
2. Каков формат предоставления бесплатного доступа? Бумажный ли носитель, электронный? Временной промежуток на который будет предоставляться доступ?
3. Способ защиты авторских прав?
> 1.Что имеется ввиду под "большим объемом платной литературы"? В частности, какого вида эта литература?
Вся оцифрованная литература, печать, в том числе узкоспециализированная техническая, которая стоит немалые деньги. По хорошему оцифровать должны вообще всё.
> 2. Каков формат предоставления бесплатного доступа? Бумажный ли носитель, электронный? Временной промежуток на который будет предоставляться доступ?
Только в пределах библиотеки, никакого "на дом". Электронный, сказал же. Временной доступ ограничен только действием библиотечного абонемента.
> 3. Способ защиты авторских прав?
А он сейчас в библиотеках есть? Цифровой доступ тут даст возможность ведения общей подробной статистики.
Вообще вознаграждение автору в цифровую эпоху - это отдельная тема для разговора, уж очень обширна.
> Посмотри видео по ссылкам. Там автор идеи сам говорит о родстве антибиблиотеки с антикафе.
Посмотрела. Там говорится, что днем будет работать как библиотека с читальным залом и кафе. Довлеющие над всем чай и плюшки - это уже твои фантазии.
И в "антибиблиотечных" проектах чтения вслух и клуба любителей НФ ничего криминального не вижу, наоборот, при толковой постановке будут приобщать к чтению.
>Вся оцифрованная литература, печать, в том числе узкоспециализированная техническая, которая стоит немалые деньги. По хорошему оцифровать должны вообще всё.
Почему ты считаешь, что муниципальная билиотека должна тебе предоставлять доступ к этой литературе? КМК, этим должны заниматься специализированные библиотеки.
>Только в пределах библиотеки, никакого "на дом"
Я ж говорю - ты ведешь речь об очень специальных библиотеках.
> Посмотрела. Там говорится, что днем будет работать как библиотека с читальным залом и кафе. Довлеющие над всем чай и плюшки - это уже твои фантазии.
А я где-то утверждал, что он днем не будет работать как библиотека? Вопрос долго ли сохранится этот статус-кво в случае успеха антибиблиотечного проекта. Коммерческие предприятия тяготеют к расширению и я совсем не удивлюсь если через некоторое время от библиотеки там останется только вывеска
> И в "антибиблиотечных" проектах чтения вслух и клуба любителей НФ ничего криминального не вижу, наоборот, при толковой постановке будут приобщать к чтению.
Ну то есть ты за балаган в библиотеке. Интересно, как наножуки, инопланетянки, сумасшедшие ученные, сюрреалистичная пантомима и прочее могут приучить к чтению? Тем более, что автор проекта сам говорит о том, что библиотеку он деконструирует, а собирать нечто новое будут сами посетители. Которые, если что, подростки. Ну и что они насобирают? Они в таком возрасте, когда наоборот, нужно их самих "собирать"
> Почему ты считаешь, что муниципальная билиотека должна тебе предоставлять доступ к этой литературе? КМК, этим должны заниматься специализированные библиотеки.
Почему - нет? Раньше подобного не было из-за ограничений в объёме хранимых в библиотеке книг. Сейчас такой проблемы нет.
> Я ж говорю - ты ведешь речь об очень специальных библиотеках.
Кому нужны твои специализированные библиотеки в цифровую эпоху? В цифровую эпоху где ты дал доступ к серверу с данными материалами - там и будет специализированные библиотека.
Сейчас растаскивать библиотеки на составляющие бессмысленно, ибо по отдельности они никогда не будут пользоваться необходимой популярностью.
> То есть как только открыли в здании библиотеки кафе - она сразу превратилась в хипстерский клуб, так?
В филиал трактира "Матрешка", я настаиваю. С гражданскими активистками и дико модными нардами, тащемта.
> В бытность мою руководителем курсовых и дипломных работ неоднократно жалела, что в библиотеках нет "разговорных" зон.
> Такой формат показал работоспособность
[уходит за попкорном]