Костомаров о последних годах панской Польши

kirovtanin.livejournal.com — "Читаю Костомарова про последние годы панской Польши. Не в шутку кажется, что историк троллит из позапрошлого века современную Украину. Настолько много параллелей у свидомости со шляхетством. Буду частями выкладывать, дабы показать - откуда у киевских властей это феерический маразм с полоборота".
Новости, Общество | Бульбород 06:25 30.04.2014
4 комментария | 62 за, 0 против |
#1 | 06:25 30.04.2014 | Кому: Всем
«Но в это время самоуверенности на сейме повеяло ужасом из Украины. Пролетели знакомые зловещие слухи: южнорусский народ опять волнуется; схизматические попы поджигают его; москаль посылает к народу своих эмиссаров.

…дошли своим умом до того, что все это интриги России изатем-то именно приходят в польские владения великороссы, которых называют маркитантами. То было не что иное как офени. Они издавна обыкли ездит по южной Руси и продавать полотно,ситец, мыло, платки, разную мелочь, женские украшения и хозяйственные орудия, в том числе ножи.На них прежде поляки не обращали внимания, а теперь заметили, что их стало ездить что-то много, вообразили, что они тайные агенты Екатерины, и разъезжают затем, чтобы возмущать холопов против панов.…Иные говорили, что у великорусских торговцев ножи и копья кладутся исподь в возах, накладываются товаром и таким образом привозятся. Говорили, что они, кроме ножей и копей, провозят какие-то мучительные орудия для вырывания тела и внутренностей. Говорили, что уже холопы, сбираясь в корчмах, пьяные хвалятся, что у них есть московские деньги.

… Схваченный великорусский офеня, которого оговорил Лукаевич, обысканный и доставленный в комиссию, он объяснил, что действительно показывал попу бумагу, но эта бумага была не что иное что, как его паспорт, и у него при обыске не нашли никакой другой бумаги кроме паспорта.
«Мы, - сказали комиссары, - не будем тебя казнить, если ты добровольно сознаешься в том, что императрица послала тебя подогревать хлопов к резне».
«Я не куплю себе жизни клеветою на свою государыню», сказал великорусс.
В великую пятниц его привел к виселице, седой монах исповедовал его. Не дав ему окончить обряда, фанатики закричали: «Пусть этот бородатый еретик перестанет его исповедовать: он его подговаривает на резню». Офеню повесили. «Напрасно погибаю!» было его последнее слово. К усугублению смертной муки осужденных их вешали так, что они долгое время томились и удушались! Не умели вешать!"
#2 | 06:49 30.04.2014 | Кому: Всем
Это не "пять". Это "десять".
#3 | 06:59 30.04.2014 | Кому: Всем
"История учит тому, что ничему не учит" (с)

не моё.
#4 | 08:23 30.04.2014 | Кому: Всем
Еще оттуда:

"К пущему раздражению против России, сейм получил тогда от Штакельберга ноту, где была жалоба на польскую команду, не пропустившую гренадерского прапорщика Вахая, который через земли Речи-Посполитой ввел в Россию семдесят три турецких пленных. Тогда полились одна задругою враждебные России речи, произносимые преимущественно такими господами, которые впоследствии заискивали у той же России себе лично милостей.Кублицкий подал совет обратится за покровительством и вразумлением к сердечному другу Польши, королю Прусскому, и также выслать к другим иностранным дворам посланников с заявлением о том, что делает Россия. Сухоржевский кричал, что дружба с Москвою главная причина всех несчастий Польши. «У нас несогласия, - говорил он, - дошли до того, что король не верит народу, народ королю, отец сыну, сын отцу, брат брату- всему этому причина - Россия. Неужели мы пропустим очевидно удобную пору для отмщения оскорблений, нанесенных нам Москвою, дозволивши московским войскам проходить через наши области, оскорбим расположенного к нам и всегда твердого в договорах турка, и тем заслужим вечное порицание историков? Издадим универсал, объявляющий войну России, и припечатаем его печатью, на которой вырежем слова: «теперь время отмстить России за ее обиды!. Я советую не только выгнать немедленно всех москалей, какие теперь у нас найдутся но и назначить немедленно сбор пожертвований на военную экспедицию против Москвы. …Уступчивость Екатерины закружила головы полякам. Патриоты стали выводить, что Речь-Посполитая достигла такого состояния, когда может заставить себя уважать. Некоторые рассуждали, что этим Польша обязана не Пруссии: прусское ходатайство перед петербургским двором было слабое; сама Польша, сама своею энергией, своею блестящей героической решимостью заставила смириться коварного врага, который рыл под него яму.

… Поляки воображали, что их уважают и бояться, а на самом деле Екатерина рассчитывала тогда уже, что, предоставленные самим себе, поляки будут шуметь, составлять проекты, спорить, ничего не сделают и в конце концов передерутся".
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.