Операция "Мотря" или Готовый сценарий для кинобоевика.

zihuatanexo.livejournal.com — Сообщение о проведении оперативной комбинации по вскрытию оуновского подполья в Северной Буковине через руководителя Буковинского провода ОУН «Мотря».
Новости, Общество | tazuja 13:06 05.03.2014
5 комментариев | 42 за, 0 против |
#1 | 13:07 05.03.2014 | Кому: Всем
27 декабря 1944 г. в селе Васловцы Садогурского района Черновицкой области при проведении чекистской операции были захвачены руководители ОУН на Буковине:
1. Галицкая Артемизия Григорьевна по кличке « Мотря », 1911 г. рождения, уроженка и жительница города Садгора Черновицкой области, украинка, из мещан, служащая, учительница, образование высшее педагогическое, гражданка СССР, член ОУН с 1937 г.
Имеет родственников: мать Галицкая Мария, 67 лет, и сестра Гирюк Стефания, проживают вместе в с. Аргори Сычавского повита (Румыния); брат Галицкий Николай, проживает в Канаде: брат Галицкий Илларион, проживает в США; брат Галицкий Корней, проживает в городе Констанца (Румыния); брат Галицкий Семен, до 1939 г. работал по линии Коминтерна в Румынии и западных областях Украины, затем выехал в Бухарест.
2. Гайдук Мирослав Иванович, 1920 г. рождения, член провода ОУН на Буковине, член ОУН бандеровского направления с 1941 г., псевдонимы: «Бичук», «Довбуш», «Шапка», «Гаврил», «Федор», уроженец г. Вижница Черновицкой области, украинец, окончил гимназию и архитектурное училище, инженер-строитель и архитектор. До войны работал в Управлении военного строительства погранвойск, холост, сын учителя, отец и мать проживают в г. Вижница. Брат Владислав Гайдук являлся руководителем молодежной организации ОУН на Буковине, убит 7 марта 1945 г. при проведении операции.

[censored]

« Мотря », не желая сдаваться живой, пыталась при задержании покончить жизнь самоубийством: выстрелом из пистолета ранила себя в голову и в тяжелом состоянии была направлена в поликлинику г. Черновцы, где находилась под охраной оперативных работников УНКВД.
« Мотря », находясь в поликлинике, отказалась давать какие-либо показания и, добиваясь смертельного исхода, пыталась пальцем вскрыть раны в области головы.
Арестованный Гайдук Мирослав, «Федор», охарактеризовал « Мотрю », как человека, который никогда не даст нужных нам показаний, касающихся ОУН и У ПА на Буковине.
В процессе следствия по делу Гайдука — «Федора» стало ясным, что Гайдук охотно выдает структуру ОУН на Буковине, но стремится сохранить организацию и сузить рамки даваемых следствию показаний.
С целью вскрытия оуновского подполья на Буковине и его связей с центральным проводом ОУН было решено провести комбинацию по «выкрадыванию» «Мотри» из поликлиники, якобы работниками центрального провода ОУН.
Этой комбинацией предполагалось получить от «Мотри» все необходимые данные об оуновских организациях и их участниках в Черновицкой области путем подставы ей наших работников под видом представителей от центрального провода ОУН.

В качестве «представителей от центрального провода ОУН» были выделены следующие работники УНКВД по Черновицкой области:
1. Зам. начальника УНКВД подполковник госбезопасности Биленко участвовал в роли руководящего работника центрального провода ОУН по кличке «Тарас».
2. Нач. оперативного отделения УНКВД ст. лейтенант госбезопасности Гончаренко участвовал в роли референта СБ по кличке «Иван».
3. Оперуполномоченный ОББ ст. лейтенант госбезопасности Гусак участвовал в роли оуновского подпольщика по кличке «Стецко».
Основным содержанием плана указанной комбинации являлось: вышеперечисленные сотрудники УНКВД, якобы по заданию центрального провода ОУН прибыли на Буковину, где узнали об аресте «Мотри», «Федора» и др. В связи с этим организовывают похищение «Мотри» из больницы.
По их заданию «оуновцы» выкрадывают « Мотрю » из больницы и помещают ее на одну из конспиративных квартир в гор. Черновцы, где в период излечения устанавливают с ней связь и выясняют причины провала ряда оуновских организаций и пленения ее самой и «Федора».
Реализация плана похищения «Мотри» была проведена успешно 7 января ночью, когда доступ в больницу был вполне возможен, к тому же дежурной санитаркой была местная украинка, пользующаяся доверием «Мотри». Удачно созданная обстановка на конспиративной квартире, где находилась « Мотря », ее лечение врачом, все это убедило ее в правдоподобности происходящего.
Появление на квартире «Тараса», «Ивана» и «Стецко», которые выдавали себя за представителей центрального провода ОУН, вначале вызвало некоторую настороженность у «Мотри», но впоследствии в результате умелого их поведения эта настороженность у «Мотри» исчезла. Этому способствовало то обстоятельство, что « Мотря » в «Тарасе» ошибочно признала «Ярого» — Рихардта, работника центрального провода, которого она хотя и не видела, но знала по слухам его приметы.
Таким образом « Мотря » стала относиться к «Тарасу», «Ивану» и «Стецко», как к действительным представителям центрального провода ОУН и давать откровенные объяснения о состоянии оуновской работы на Буковине.
Она рассказала, что с 1937 по 1942 г. является активным членом ОУН и руководит организацией в Южной Буковине. В 1942 г. она выкрала из румынской тюрьмы в гор. Яссах руководителя ОУН Северной Буковины «Кобзаря», после чего вынуждена была перейти в Галицию, где работала в ОУН референтом по делам Буковины. Имела личное знакомство с командующим УПА «Шелестом», с Иваном Бандерой и другими братьями Степана Бандеры, с братом Коновальца, с референтом центрального провода ОУН по закордонным делам «Яремой» и другими руководителями ОУН.
В связи с наступлением улучшения состояния здоровья «Мотри» ей было объявлено «Тарасом», что по поручению центрального провода ОУН он обязан провести следствие по поводу провала целого ряда оуновских организаций, происшедшего после задержания ее и «Федора» органами НКВД. Ведение следствия было поручено референту СБ «Ивану». При объявлении « Мотре » о назначении следствия, «Тарас» заявил, что если следствие подтвердит невиновность «Мотри», то все равно ее после происшедшего с ней нельзя будет оставаться в Буковине.
«Иван» приступил к следствию и получил от «Мотри» списки оуновского подполья, якобы для проверки, кто из ее связей арестован органами НКВД.
В процессе проведения комбинации, для создания у «Мотри» впечатления о надежности конспирации, было сменено 2 конспиративные квартиры, причем перевод «Мотри» из квартиры в квартиру приходилось осуществлять путем перевозки ее в пустом шкафу, диване и т. д.
Для оказания « Мотре » квалифицированной медицинской помощи в разработку был введен профессор хирург Булевский, украинец, которому пришлось изображать «мельниковца-бульбовца».
Профессор Булевский ранее работал врачом в партизанском соединении Героя Советского Союза тов. Медведева, вел борьбу с бульбовцами, хорошо знал их быт и в беседах с « Мотрей » рассказывал ее эпизоды из «бульбовской» жизни.
В разработку были втянуты также две женщины-украинки, содержательницы конспиративных квартир: «Клава» и «Даша».В частных беседах « Мотря » рассказала, что во время оккупации румынами Черновицкой области между проводом ОУН и румынским правительством велись переговоры по вопросам взаимодействия в борьбе против СССР, по ряду пунктов было достигнуто соглашение, хотя, в силу возникших противоречий, договор подписан не был.
На основании соглашения румынские власти освободили из тюрем ряд видных оуновских работников, которые осели в Бухаресте, где имеются конспиративные квартиры, и стали развертывать антисоветскую националистическую работу.
Эти показания «Мотри» полностью перекрываются показаниями «Федора», который 21 января 1945 г. показал: «В январе 1944 г. во время нахождения в Черновицкой тюрьме руководителя ОУН Буковины студента университета Колотило-„Кабзарь“-„Владимира“, немцы пытались забрать его из тюрьмы в гестапо. Тогда по распоряжению из Бухареста „Владимира“ перевели из гражданской в военную румынскую тюрьму, где гестапо не имело никакой власти. Тогда же в январе 1944 г. к „Владимиру“ в тюрьму приходили какие-то представители румынского правительства и вели с ним деловые переговоры». И далее: «Я догадываюсь, что эти переговоры сводились к совместным действиям против Красной Армии. Вскоре „Владимир“ был переведен в Бухарестскую тюрьму».
Гайдук — «Федор» показал также следующее: «В конце лета 1944 г. я имел личную встречу с „Яремой“, который приехал из Румынии, в беседе с которым узнал, что между проводом ОУН и румынским правительством велись переговоры. Эти переговоры состоялись в Бухаресте в марте месяце 1944 г… По информации „Ярема“ и „Мотри“ я понял, что переговоры, хотя и состоялись, но соглашение достигнуто не было и договор подписан не был, так как румыны требовали признания их права на Бессарабию и Северную Буковину. Однако в результате этих переговоров были освобождены из тюрем все заключенные оуновцы на территории т. н. Транснистрии.
Мне также известно, что из провода ОУН были командированы представители в Бухарест, где они продолжали переговоры после марта месяца 1944 г.».
«Стецко» по ходу комбинации проявлял особое внимание к « Мотре » и заботу о ней, чем расположил ее к себе. « Мотря » часто жаловалась «Стецко» на то, что «Иван» очень строго ведет следствие и выразила опасение, что этот жестокий эсбист способен ее задушить без разрешения центрального провода ОУН.
«Стецко», пользуясь дружбой и доверием «Мотри», получил от нее дополнительные сведения о многих членах ОУН, причем было установлено, что « Мотря » не сообщает «Ивану» содержание своих бесед со «Стецко». В результате допросов следователем «Иваном», « Мотря » дала показания на 242 члена ОУН на Буковине, не считая личного состава куреня УПА.
Получены также данные от нее на оуновцев из других областей, в общей сложности более чем на 600 человек. В порядке оперативной реализации материалов, добытых при проведении комбинации с « Мотрей », за время с 1 января по 20 февраля 1945 г. арестовано:
надрайонных проводников ОУН — 1;
районных проводников ОУН — 1;
подрайонных проводников ОУН — 3;
станичных ОУН — 6;
господарчих станичных — 4;
пропагандистов ОУН — 2;
связных ОУН — 9;
членов ОУН — 73;
всего — 99 человек.
Кроме этого, при проведении операции по изъятию оуновцев по показаниям «Мотри» убито:
подрайонных проводников ОУН — 2;
станичных ОУН — 3; пропагандистов ОУН — 1;
участников ОУН и УПА — 117;
всего — 123 человека.
Произведенные аресты оуновцев полностью подтвердили показания «Мотри».
Таким образом, реализация показаний «Мотри» полностью закончена, остались не арестованными только небольшое количество оуновцев, находящихся в настоящее время за границей: в Румынии, Чехословакии, Венгрии.
Народный комиссар внутренних дел УССР
Комиссар госбезопасности 3 ранга Рясной

Галицкая Артемизия («Мотря») (1911—?) — областной проводник ОУН, родилась в Садгоре Черновицкой области, Учительница, член ОУН с 1937, активная участница подпольной борьбы против Румынии, участвовала в освобожении заключенных из Ясской тюрьмы. С 03.1944 — областной проводник ОУН в Буковине, участник переговоров РЗЗ ОУН с румынской властью. В декабре 1944 при аресте пыталась выстрелом в голову покончить собой, в дальнейшем сотрудники НКВД, маскируясь под спецбоевку СБ освободили ее из больница и получали от нее информацию о подполье ОУН. В апреле 1945 была награждена ГВШ Бронзовым Крестом за заслуги в национально-освободительной борьбе против оккупантов.

Украинские националистические организации в годы Второй мировой войны. Документы. В двух томах. Том 2. 1944-1945. Биографические справки. С. 1021.
#2 | 13:24 05.03.2014 | Кому: Всем
Но снимут очередную хрень типа сволочей.
#3 | 13:26 05.03.2014 | Кому: khant
> Но снимут очередную хрень типа сволочей.

ну, не про НКВДшников же снимать!!!
#4 | 15:46 05.03.2014 | Кому: Всем
Так и чем все закончилось?
#5 | 15:50 05.03.2014 | Кому: Nod430
> Так и чем все закончилось?

Получены также данные от нее на оуновцев из других областей, в общей сложности более чем на 600 человек. В порядке оперативной реализации материалов, добытых при проведении комбинации с « Мотрей », за время с 1 января по 20 февраля 1945 г. арестовано:
надрайонных проводников ОУН — 1;
районных проводников ОУН — 1;
подрайонных проводников ОУН — 3;
станичных ОУН — 6;
господарчих станичных — 4;
пропагандистов ОУН — 2;
связных ОУН — 9;
членов ОУН — 73;
всего — 99 человек.
Кроме этого, при проведении операции по изъятию оуновцев по показаниям «Мотри» убито:
подрайонных проводников ОУН — 2;
станичных ОУН — 3; пропагандистов ОУН — 1;
участников ОУН и УПА — 117;
всего — 123 человека.
Произведенные аресты оуновцев полностью подтвердили показания «Мотри».
Таким образом, реализация показаний «Мотри» полностью закончена, остались не арестованными только небольшое количество оуновцев, находящихся в настоящее время за границей: в Румынии, Чехословакии, Венгрии.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.